«Я тоже всему свету нужен» (по рассказам А.Платонова «Юшка» и «Неизвестный цветок»)
план-конспект урока по литературе (7 класс)

урок литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_v_7_klasse_po_rasskazam_a.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе по рассказам А. Платонова «Юшка» и «Неизвестный цветок»

Тема урока:  «Я тоже всему свету нужен» (по рассказам А.Платонова «Юшка» и «Неизвестный цветок»)

Цели урока:

- продолжить изучение творчества А.Платонова;

-провести анализ рассказов «Юшка» и «Неизвестный цветок»;

-развивать умения обобщать, сравнивать, выделять главное, делать выводы;

-совершенствовать умения подбирать материал, пользоваться текстом;

-развивать чувства гуманности, нравственности, уважения к человеку;

-на примере литературных героев воспитывать внутренние качества : милосердие и сострадание;

Оборудование:

-иллюстрации к произведениям А.Платонова «Юшка» и «Неизвестный цветок»

Ход урока:

Эпиграф к уроку:

Они сильны в своем стремлении просто жить и достойны самого глубокого уважения и искренней любви, потому что «больно одному – больно всем , умирает один – мертвеют все» (А.Платонов)

Актуализация знаний по материалам прошлого урока и материалам домашнего  задания.

  1. Перед чтением рассказа «Юшка» говорю, что мы уже знакомы с творчеством А.Платонова и знаем: читать его произведения не очень просто, так как они требуют работы мысли и сердца. Но мы попробуем прожить с его героями совсем короткое время. Именно прожить, чтобы понять их, автора, а может быть, и самих себя
  2. Рассказ «Юшка» читаем в классе.
  3. Во время слушания рассказа прошу записывать те вопросы, которые волнуют и которые хотелось бы обсудить. Как правило, они совпадают с теми, которые планирую поставить перед ребятами сама.

Вопросы после прослушивания сказки-были:

  1. Понравился вам рассказ?
  2. Почему люди были так жестоки к Юшке?
  3. Почему Юшка терпел обиды и не возмущался?

Итак, с первых строк рассказа мы знакомимся с главным героем. Автор дает подробный литературный портрет Юшки. Что мы узнали о нем?

Работа с текстом рассказа:

 Юшка мал ростом и худ,  в руках у него мало силы. Он плохо видел, и глаза у него были белые, как у слепца, в них всегда стояла влага, как не остывающие слезы. Он не пил чай и не покупал сахар, а одежду носил одну и ту же долгие годы без смены…

4.Как вы считаете, что является главным в этой характеристике? Что за человек Юшка? Попробуйте охарактеризовать его одним единственным  словом.

5. Записываю на доске слова-характеристики, дополняю этот ряд, если это необходимо:

 слабый, жалкий , неказистый ,невзрачный, тихий, скромный, незаметный, кроткий, беззащитный…

Принято считать, что такие люди как правило, вызывают сочувствие у тех, кто находится рядом. А как ощущает себя Юшка в окружающем его мире? Как относятся к нему дети?

 Работа с текстом рассказа:

Дети, увидев тихо бредущего Юшку, бросали свои игры и с криками бежали за ним. Они поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор и бросали в  Юшку, толкали его и старались сделать ему больно. Дети терзали его.

7. Как вы понимаете слово терзать? Попробуйте определить значение этого слова через подбор синонимов.

Запись на доске и в тетрадях:

Терзать, мучить, издеваться, истязать, изводить, тиранить…

8.Сообщаю, что в словаре С.Ожегова представлены два значения этого слова: 1.Разрывать на части.2 .Мучить нравственно.

9. Почему дети, которые только начинают жить и, значит, не должны еще научится злу и ненависти, терзают Юшку? Чего они ждут от него?

 Детей удивляло, что Юшка ничего не отвечал им, не обижался  и даже не закрывал лица, в которое попадали камешки и земляной сор. Они не понимали, почему он не ругает их, не берет хворостинку и не погонится за ними, как это делали все большие люди. Дети хотели, чтобы старик рассердился на них, ответил им злом и развеселил их. Но Юшка не трогал ребятишек и молчал. И тогда они старались сделать ему больнее, толкали его и смеялись над ним.

10. А как сам Юшка объясняет поведение детей?

На данный вопрос отвечает ученик, предварительно получивший индивидуальное задание в начале урока по карточке.

Карточка№1

Дети не слышали,  не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он им ничего не делает. Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ними  и мучают его. Он верил, что дети его любят, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его.

Задание:

Внимательно прочитайте эти строки и подумайте над вопросами:

-Согласны вы с Юшкой?

-Какие чувства вызывает в вас эпизод истязания Юшки детьми?

-А что вы думаете по поводу услышанного?

-Как относятся к Юшке взрослые, более мудрые, чем дети, люди?

-Чем объясняет автор их поведение?

Вывод:

Дети повторяют поступки старших, которых Юшка раздражает своей непохожестью на них. Злое горе или обиду с лютой яростью переносили они на беззащитного человека. Молчание Юшки превращалось в его вину, а его кротость приводила к еще большему ожесточению. И даже Даша, жалевшая Юшку , говорила ему: «Лучше бы ты умер!»

Работа с иллюстрациями ребят к сказке-были «Неизвестный цветок»

Посмотрите, ребята, на иллюстрации, сделанные вами к одному и тому же произведению. И рисовали вы один и тот же цветок. Почему среди них нет одинакового? Да потому что все вы разные ,у каждого из вас свой особенный внутренний мир, и вы раскрываете его в рисунке. А люди хотели, чтобы Юшка походил на них. И их раздражало то, что он оставался самим собой, раздражала его молчаливая  кроткость. А как вы понимаете это слово? Давайте подберем к нему синонимы.

Запись в тетрадях:

Кротость, беззлобность, незлобивость, покорность, смирение, безропотность, безответственность. В словаре С.Ожегова представлено  значение: Кроткий – незлобивый, покорный, смирный.

Вопросы:

  1. Прав ли Юшка, когда говорит Даше: «Меня, Даша, народ любит»?
  2. Как вы относитесь к словам Даши: «Сердце-то у них слепое, да глаза зрячие! Любят-то они тебя по сердцу, да бьют по расчету»?
  3. Юшка на возражение Даши ответил:  «Они меня без понятия любит. Сердце в людях бывает слепое»

Работа с отрывками из сочинений школьников

Вам была предложена творческая работа на эту тему, но тогда вы еще не знали, что она сформулирована словами Юшки: «Сердце в людях бывает слепое»

Вот что у вас получилось:

- Люди часто не понимают друг друга. Бывает, в них бьется умное сердце, благородное, но оно ослеплено жадностью ,завистью.

-Я думаю, что сердце в людях бывает слепое, когда они не делают добра другим людям, не жертвуют ради них собой, или не замечают добро другого человека.

- Слепое сердце – это когда человек любит только себя, не думает о другом. Старается навредить другому человеку.

- У людей, которые не замечают боли, страха других людей, сердце слепо.

- Люди со слепым сердцем не только не делают добро другими не приносят пользы, но и не понимают добра, которое делают другие. Бывает, что они не понимают и зла.

-  Сердце слепое – человек смотрит на горе других людей, и у него не ни капли сочувствия, сожаления. Он может смеяться, когда другие проливают слезы. Если у человека слепое сердце, то этого никогда не исправишь.

- Слепое сердце – самое худшее, что может быть в человеке. Такой человек не испытывает уважения и жалости к другим людям. Такой человек видит только собственную выгоду, до других ему дела нет. Если же человек не слеп к другим и готов пожертвовать жизнью для счастья других людей, пусть и не отвечающих ему взаимностью, то у этого человека доброе и великое сердце, способное простить людей даже со слепым сердцем. Такой человек способен изменить мир.

Вывод: Вы оказались единодушны  в своем понимании «слепого сердца». Если подвести итог, то «слепое сердце» бывает у человека не с способного понимать другого  ,жертвовать собой, делать добро или даже замечать его, любящего только самого себя, не испытывающего жалости и сострадания к другим …

А как вы понимаете слово сострадание?

Запись в тетрадях:  Работаем над синонимами к слову:  сострадание,  сочувствие, милосердие, сожаление, участие, жалость, соболезнование.

«Сострадание – жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека» (словарь  С.Ожегова)

Мы еще вернемся к нашим сочинениям, а пока продолжим разговор.

Как бы мы не относились к словам Юшки о том, что народ любит его, сам он верит в это искренне. Мы понимаем, что Юшке живется очень тяжело. Но есть все же место, где он вольнее начинает дышать.

Карточка №2

Задание:

Приготовьте выразительное чтение  описания природы, подумайте над вопросами:

-Как этот отрывок помогает вам понять образ Юшки?

- Дополняет ли он то, что мы уже знаем о герое?

Юшка чувствует себя на природе гораздо лучше, чем среди людей. У него нет необходимости скрывать здесь свою «любовь к живым существам».

Мы уже так привыкли к Юшке, уже стали лучше понимать его, как вдруг с ним произошло то, чего все так давно ждали: Юшка осерчал. Случайно ли это слово? Автор мог использовать любое  близкое по значению слово – рассердился, разозлился, разгневался, возмутился. Но он употребил именно осерчал. Как вы думаете, почему?

Трудно представить тихого , безответного, кроткого Юшку негодующим. Слово осерчал  как нельзя лучше соответствует его образу. Что же произошло с Юшкой? Почему же он осерчал, может быть, первый раз в жизни?

Работа с текстом

Предлагаю прочитать по ролям эпизод встречи Юшки с прохожим. Вместе делаем ВЫВОД.

Юшка осознает свою ценность в этом мире («Я же родителями жить поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен…»)

Читать эти строки тяжело, но почувствовать тяжесть происходящего еще сильнее помогает иллюстрация художника к рассказу.

Карточка№3

Задание:

Рассмотрите внимательно иллюстрацию художника к рассказу «Юшка». Какой эпизод изображен на ней? Напишите сочинение-миниатюру по иллюстрации. Выскажите свое мнение.

- Произошло то, что хотели люди. Юшка осерчал и ушел из жизни. Признали они его своим, «похожим»? Раскаялись?

Проститься с Юшкой пришли все, кто знал его и мучил при жизни. Прощения просили. Но похоронили и забыли про него.

Вновь обращаю внимание детей на последние строчки сочинения, записанные на доске. Вместо точки в конце предложения ставлю вопросительный знак.

СПОСОБЕН ЛИ ИЗМЕНИТЬ МИР ЮШКА?

Ставлю ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК вместо точки после темы урока, записанной на доске.

НУЖЕН ЛИ ЮШКА ВСЕМУ СВЕТУ?

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ ПОСЛЕ ЕГО СМЕРТИ?

Работа с текстом.

Дети находят строки, где говорится о том, что без Юшки людям стало жить хуже. Теперь вся злоба и глумление оставалось среди них, потому что не было безответного Юшки. Обратим внимание на слово глумление, издевательство, надругательство.

Так неужели весь смысл жизни Юшки сводится  к тому, чтобы принимать «злобу и глумление» на себя? Когда и почему вспомнили вновь о Юшке?

Предлагаю детям рассказать о приемной дочери Юшки, ради которой он не пил чай и не ел сахара, чтобы  «она ела его». Юшкина добрая душа жила теперь в этой тихой, кроткой девушке.

Не стало Юшки, но осталась новая жизнь. А Платонов считал, что главное предназначение всего живого, прежде всего человека,- «из смерти работать жизнь». Юшка выполнил свое предназначение, и теперь мы еще лучше понимаем его слова: «Я тоже всему свету нужен». Значит, способен что-то изменить даже тихий, безответный, кроткий Юшка.

- Я прочитаю вам еще один отрывок из ваших творческих работ: «Он с любовью к людям относился. Даже когда все они хотели его убить, он все равно не переставал любить их. К сожалению, таких людей не так уж много. Я бы поставила ему памятник».О ком эти строки? Можно ли их отнести к Юшке? Вы бы поставили ему памятник?

Данные строки посвящены Данко.  Это ему, красивому, смелому, гордому, автор поставил бы памятник. Юшка же немощен, слаб, болен. Таких людей вы не увидите отлитых в бронзе или высеченными из гранита. Да это и не нужно. Гораздо  нужнее им человеческая теплота и человеческое внимание при жизни, а не после смерти . Но все же неслучайно назвали имя Юшки, потому что у него, как и у Данко, красивая душа.

-Вы почувствовали авторское отношение к этому герою?

-Обвиняет ли он кого-нибудь в смерти Юшки?

-Осуждает ли людей за их жестокость?

Вывод:

Платонов, несомненно, любит своего героя, жалеет его, но оставляет нам, читателям, право самим сделать выводы. Мне, как и вам, хотелось бы, чтобы Юшка остался жив, выздоровел бы, чтобы люди по достоинству оценили его душевную красоту, чтобы они пришли к пониманию того, что «человечество – одно дыхание, одно живое, теплое существо. Больно одному – больно всем. Умирает один – мертвеют все» (А.Платонов)

- Своей волей писатель многое мог изменить в сюжете рассказа и оставить Юшку жить. Верный правде жизни, он не делает этого. Но даже при этом трагическом финале Платонов сохраняет веру в победу человечности над бесчеловечностью. Он понимает, что свет души, прежде чем «разлиться сильным и ясным потоком», часто преодолевает множество преград . И в этом мы с вами убедимся, сопоставив различные по жанру произведения: реалистический рассказ «Юшка» и сказку-быль «неизвестный цветок»

Задание:

- Выяснить, есть ли что-то общее между главными героями этих произведений?

Выводы:

  1. Оба слабы и не похожи на других. («Юшка»: «…он плохо видел глазами и в руках у него было мало силы», «Увидев Юшку, шедшего в кузницу или ко двору, на ночлег, взрослый человек говорил ему: «Да что, ты такой  блажной, непохожий ходишь тут? Чего ты думаешь такое особенное?». «Неизвестный цветок»: «…цветку недоставало еды

 и мученье его обозначалось в листьях разными цветами»,…Даша никогда еще не видела такого цветка…- А отчего ты на других непохожий?..- Оттого, что мне трудно…»)

  1. Оба жаждут жизни, держатся за нее изо всех сил («Юшка»: «Я тоже всему свету нужен»,- Лучше бы ты умер, Юшка, - говорила хозяйская дочь.- Зачем ты живешь?- Юшка глядел на нее с удивлением. Он не понимал, зачем ему умирать, когда он родился жить? «Неизвестный цветок»: «Он трудился день и ночь, чтобы пить и не умереть…Он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости»)

  1. Оба продолжают жить после смерти. («Юшка»: «Девушка-врач осталась навсегда в нашем городе. Она осталась работать в больнице для чахоточных, она ходила по домам, где были туберкулезные больные, и ни с кого не брала платы за свой труд. Теперь она сама уже тоже состарилась, однако по-прежнему весь день она лечит и утешает больных людей, не утомляясь  утолять страдания и отдалять смерть от ослабевших. И все ее знают в городе . называя дочерью доброго Юшки…   «Неизвестный цветок»: «Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок – такой же точно, как тот старый цвет, но только  немного лучше его и еще прекраснее. Цветок этот рос из середины  стеснившихся камней; он  был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что жил в камне»).

Итоги:

Я уже говорила вам о назначении всего живого на земле – «из смерти работать жизнь». Жизнь – самое дорогое, что есть на свете. Любая. И она была бы, наверное, не полна, без ощущения утраты того света, любви, жажды жизни, которые несут в себе герои Платонова. У цветка нет имени. Давайте в память о Юшке подарим его имя тому цветку, который с вашей точки зрения. Несет в себе свет его души.

Домашнее задание: Устный или письменный (по желанию учащегося) отзыв о произведениях А.Платонова «Юшка» и «Неизвестный цветок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе по рассказам А. Платонова «Юшка» и «Неизвестный цветок»

Тема урока:  «Я тоже всему свету нужен» (по рассказам А.Платонова «Юшка» и «Неизвестный цветок»)Цели урока:- продолжить изучение творчества А.Платонова;-провести анализ рассказов «Юшка» и «Неизве...

Урок литературы в 7 классе по рассказу А.Платонова "Юшка" . Тема:"Я тоже всему свету нужен"

Самобытность произведений А. Платонова,его глубокое проникновение в психологию человека, важность затрагиваемых проблем,неповторимость стиля делают писателя интересным для современного читателя.На уро...

Урок литературы в 7 классе по теме: "Я тоже всему свету нужен...". (По рассказу А. Платонова "Юшка".)

Цель урока: создать условия для осмысления рассказа А. Платонова "Юшка", способствовать переосмыслению понятий "человек в окружающем мире", "ценность человека на Земле". Для реализации данных целей ис...

Урок литературы в 7 классе по теме: "Я тоже всему свету нужен...". (По рассказу А. Платонова "Юшка".)

Цель урока: создать условия для осмысления рассказа А. Платонова "Юшка", способствовать переосмыслению понятий "человек в окружающем мире", "ценность человека на Земле". Для реализации данных целей ис...

Урок литературы в 7 классе по теме: "Я тоже всему свету нужен...". (По рассказу А. Платонова "Юшка".)

Цель урока: создать условия для осмысления рассказа А. Платонова "Юшка", способствовать переосмыслению понятий "человек в окружающем мире", "ценность человека на Земле". Для реализации данных целей ис...

Урок литературы в 7 классе «Без доброты и сострадания нет человека. Я тоже всему свету нужен…» (по рассказу А.П. Платонова «Юшка»)

Технологическая карта урока литературы в 7 классе «Без доброты и сострадания нет человека. Я тоже всему свету нужен…» (по рассказу А.П. Платонова «Юшка»). Тип урока...