учебная программа по курсу химии 8 класса
календарно-тематическое планирование по химии (8 класс) на тему

Очирова Надежда Михайловна

учебная программа по химии в 8 кл. по учебнику Г.Е. Рудзитис и Ф.Г. Фельдман

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uch._programma_po_kursu_himii_8_kl.docx64.44 КБ

Предварительный просмотр:

Учебная программа по курсу «Химия»  8 класс

Составитель: Н.М. Очирова, учитель химии

Гильбиринской сош Иволгинского района

Пояснительная записка

Учебная программа курса неорганической химии 8 класса составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта общего основного образования второго поколения, примерной программы «Химия» 8-9 классы (Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам – М.: Просвещение, 2010 г. 48 с.)

Программа предлагается для работы по учебнику химии, авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана издания 2008 года.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ изучения химии на ступени основного общего образования направлены на  подготовку обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни за рамками учебного процесса.  

Главная цель изучения химии в современной школе состоит в формировании целостного представлении о мире, многообразии и единства веществ и химических явлений, их значения в природе и жизни человека.

Задачи обучения:

  1. формирование у обучающихся:
  •  умение видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности;
  •  умение различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
  •  умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания.
  1. приобретение обучающимися:
  •  опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания, ключевых компетентностей, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности;
  •  решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработка информации, коммуникативных навыков и сотрудничества;
  •  навыков измерений и безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Особенности содержания обучения химии в основной школе обусловлены спецификой химии как науки и поставленными задачами. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов и энергии.

Основу школьного курса химии составляют следующие содержательные линии:

  1. Вещество – знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии;
  2. Химическая реакция – знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами;
  3. Применение веществ – знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте.
  4. Язык химии – система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура неорганических веществ, т.е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА                  

Предполагается, что при обучении химии обучающимися будут достигнуты следующие личностные качества:

  1. в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
  2. в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
  3. в познавательной сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью.

        Метапредметными результатами изучения курса являются:

  • использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование);
  • использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
  • умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
  • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
  • использовать различные источники для получения химической информации.

        Предметными результатами изучения курса являются:

  1. В познавательной сфере:
  • давать определения изученных понятий;
  • описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя при этом естественный язык и язык химии;
  • описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;
  • классифицировать изученные объекты и явления;
  • наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;
  • делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
  • структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
  • моделировать строение атомов элементов первого – третьего периодов, строение простейших молекул.
  1. В ценностно-ориентационной сфере:
  • анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.
  1. В сфере безопасности жизнедеятельности:
  • Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Программа по химии 8 класса составлена на 68 часов (2 часа в неделю) в соответствии с базисным учебным планом.


ПРИМЕРНОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

 № уро-ка

Наименование темы урока

Кол. ча-сов

Основные знания

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на основе учебных действий)

Теоретический материал

Эксперимент

Раздел 1.  Первоначальные химические понятия – 19 ч.

1.

Предмет химии.

Вещества и их свойства.

1

Что изучает химия.  Вещества. Свойства веществ.

Давать определение предмета химии и вещества.

Описывать вещества по их физическим свойствам.

Различать химическую посуду, предметы, сделанные из разных веществ.

Пользоваться приборами для измерения массы, плотности жидкости, температуры.

Рассматривать вещества с различными физическими свойствами и описывать их.

2.

Чистые вещества и смеси. Основные способы разделения смесей.

1

Чистые вещества, однородные и неоднородные смеси.

Отличать чистые вещества и смеси.

Различать однородные и неоднородные смеси.

Планировать способы разделения смесей.

Разделять однородные и неоднородные смеси различными способами.

3.

Физические и химические явления. Химические реакции.

1

Отличие физических и химических явлений, признаки химических реакций, условия возникновения и протекания химических реакций.

Давать определения химических и физических явлений.

Отличать физические и химические явления.

Определять признаки химических реакций и условия их возникновения и течения.

Проводить эксперименты и отличать химические явления от физических явлений:

  •  растирание сахара в ступе;
  •  нагревание стеклянной трубки;
  •  горение свечи, нагревание сахара;
  •  взаимодействие растворов

карбоната натрия и соляной кислоты;

  • взаимодействие серной кислоты с

хлоридом бария.

Наблюдать свойства веществ и их изменения в ходе химических реакций.

4.

Практическая работа №1 Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете

Правила техники безопасности.

Приемы обращения с лабораторным оборудованием, знакомство с химической посудой.

Ознакомиться с правилами работы в химическом кабинете.

Правильно обращаться с лабораторным штативом, спиртовкой, различной химической посудой.

Изучать строение пламени.

5.

Практическая  работа № 2 Очистка поваренной соли

1

Разделение смесей, очистка веществ.

Повторить правила обращения с лабораторным оборудованием, способами разделения однородной и неоднородной смесей.

Наблюдать и записывать наблюдения и  выводы по практической работе.

Правильно обращаться с лабораторным оборудованием при проведении опытов с целью очистки загрязненной поваренной соли.

Проводить разделение смесей фильтрованием и выпариванием.

6.

Простые и сложные вещества.

Молекулы и атомы.

1

Простые  и сложные вещества, атом, молекула,

сложные вещества и смеси,

вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Различать понятия «молекула», «атом», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество».

Различать смеси и сложные вещества, простые  и сложные вещества, вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Делать выводы по демонстрационному эксперименту: взаимодействия железа с серой. Классифицировать образцы простых и сложных веществ, выданных для лабораторного ознакомления.

7.

Химические  элементы. Знаки химических элементов,  относительная атомная масса химических элементов.

1

 Химический элемент, относительная атомная масса, знаки химических элементов, простые вещества и химические элементы.

Давать определения: химический элемент, относительная атомная масса.

Выучить 20 знаков химических элементов.

Отличать понятия химический элемент и простое вещество

8.

9.

Закон постоянства состава веществ.

Химические  формулы. Относительная молекулярная масса.

2

Закон постоянства состава веществ.

Химические формулы, качественный и количественный состав вещества, относительная молекулярная масса.

Давать определения: закона постоянства состава веществ, химические формулы вещества.

Записывать химические формулы веществ.

Описывать простейшие вещества с помощью химических формул.

10.

11.

Валентность атомов химических элементов. Определение валентности химических элементов по формуле.

Составление химических формул по валентности.

2

Понятие о валентности, определение валентности химических элементов по формуле.

Составление формул по валентности.

Давать определение понятия  валентность.

Определять валентность химических элементов в бинарных соединениях, составлять формулы по валентности.

Собирать шаростержневые модели молекул метана, аммиака, воды, хлороводорода.

12.

Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ.

1

Основные положения атомно-молекулярного учения.

Закон сохранения массы веществ.

Объяснять основные положения атомно-молекулярного учения.

Давать определение закона

сохранения массы веществ.

13.

Химические уравнения

1

Уравнение и схема химических реакций.

Давать определение понятия химической реакции.

Составлять уравнения химических реакций на основе закона сохранения массы веществ.

Проводить несложные химические реакции и записывать их уравнения.

Наблюдать свойства веществ и их изменения в ходе химических реакций.

14.

Типы химических реакций

1

Классифицировать химические реакции по числу и составу исходных и образующихся веществ:

разложение, соединение, замещение, обмена.

Отличать реакции разных типов.

Расставлять коэффициенты в уравнениях реакций.

Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного языка и языка химии.

Проводить несложные химические реакции и записывать их уравнения.

Определять тип химических реакций.

15.

16.

Количество вещества. Моль. Молярная масса.

Решение задач.

2

Количество вещества. Моль. Молярная масса.

Давать определения понятий «моль», «молярная масса».

Вычислять молярную массу по формуле соединений, массу вещества, число структурных частиц.

17.

18.

Повторение и обобщение раздела «Первоначаль-ные химические понятия»

2

Повторение и систематизация материала, полученных при изучении темы.

Применять ЗУН при выполнении тренировочных упражнений

19.

Контрольная работа №1 по разделу «Первона-чальные химические понятия»

1

Закрепление и контроль ЗУН

Применять ЗУН при выполнении контрольных упражнений

В результате изучения раздела 1. «Первоначальные химические понятия» ученик должен знать/понимать/уметь:

  • определение важнейших понятий: простые и сложные вещества, химический элемент, атом, молекула;
  • различать понятия «вещество» и «тело», «простое вещество» и «химический элемент», «физические явления» и «химические явления»;
  • определение химической формулы вещества, формулировку закона постоянства состава;
  • называть знаки и произношение в формуле первых 26 химических элементов;
  • записывать химические формулы веществ;
  • правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.
  • отличать химические реакции от физических явлений;
  • использовать приобретённые знания для безопасного обращения с веществами и материалами, экологически грамотного поведения в окружающей среде, оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • определять валентность важнейших элементов по формуле и составлять формулы бинарных соединений по валентности;
  • определять состав веществ по химической формуле, принадлежность к простым и сложным веществам;
  • вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
  • классифицировать химические реакции по типу;
  • расставлять коэффициенты в уравнениях реакций;
  • проводить расчеты по уравнению реакции.

Раздел 2.  Кислород. Горение – 7 ч.

20.

Кислород. Физические и химические свойства

1

Общая характеристика кислорода и нахождение в природе.

Охарактеризовать кислород  как химический элемент и простое вещество.

Описывать физические и химические свойства кислорода.

Записывать уравнения реакции взаимодействия кислорода с простыми веществами. 

21.

Получение кислорода в лаборатории и промышленности

1

Способы получения в лаборатории и промышленности,

катализаторы

Записывать уравнения реакции разложения веществ, из которых получают кислород в лаборатории.

.

Делать выводы из результатов демонстрации разложения KMnO4 для получения и собирания кислорода методом вытеснения воздуха и воды.

22.

Оксиды. Окисление

1

Понятия оксиды, окисление.

Давать определение оксидов и процессу окисления.

Составлять формулы оксидов, называть их. Составлять уравнения реакций получения оксидов.

Моделировать строение молекул: оксидов Na, Mg, AL.

23.

Практическая работа № 3: Получение кислорода и изучение его свойств

1

Получение кислорода и изучение физических и химических свойств кислорода.

Наблюдать и записывать наблюдения, делать выводы из результатов проведенных химических экспериментов.

Собирать прибор для разложения KMnO4.

Производить реакции горения углерода и серы и описывать их.

24.

Воздух и его состав. Применение кислорода  

1

Воздух – смесь газов. Применение кислорода основано на химических свойствах. Круговорот кислорода, процесс фотосинтеза.

Характеризовать состав воздуха, условия возникновения и прекращения горения.

Производить расчеты по определению φ объемные доли газов в %.

Делать выводы из результатов демонстрации  работы прибора для определения  содержания кислорода в воздухе.

25.

Тепловой эффект химической реакции, топливо и способы его сжигания

1

Реакции эндотермические, экзотермические, термохимическое уравнение реакции, виды топлива, способы сжигания.

Давать определение понятия теплового эффекта, эндотермических и экзотермических реакций.

Различать реакции эндотермические, экзотермические.

Записывать тепловой эффект для данной реакции

Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрации  сжигания в кислороде различных веществ.

26.

Урок – упражнение, решение расчетных задач

1

Закрепление полученных ЗУН по данной теме.

Производить вычисления по термохимическим уравнениям реакций.

В результате изучения раздела 2. «Кислород. Горение» ученик должен знать/понимать/уметь:

  • условия горения и способы его прекращения;
  • понятие «тепловой эффект химической реакции»;
  • строение, свойства, способы получения и области применения кислорода;
  • состав, свойства, способы получения оксидов;
  • круговорот кислорода в природе;
  • состав воздуха;
  • записывать уравнения реакции окисления;
  • вести расчеты по термохимическим уравнениям;
  • получать и собирать кислород методом вытеснения воздуха и воды;
  • записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства кислорода.

Раздел 3. Водород. Кислоты. Соли – 6 ч.

27.

Водород. Физические и химические свойства

1

Характеристика водорода как химического элемента и простого вещества. Физические и химические свойства, восстановитель.

Охарактеризовать водород  как химический элемент и простое вещество.

Описывать физические и химические свойства водорода.

Давать определение восстановителя.

Записывать уравнения реакций.

Делать выводы из результатов демонстрации физических свойств водорода и взаимодействия водорода с оксидом меди (II).

28.

Применение и получение водорода

1

Области применения. Способы получения в лаборатории, промышленности, сырье, экологически чистое топливо

Характеризовать области применения и способов получения водорода в лаборатории, промышленности.

Собирать водород методом вытеснения воздуха, доказать его наличие, проверять на чистоту.

Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного языка и языка химии.

Проводить лабораторный опыт: получение водорода при взаимодействии раствора кислоты с цинком, обнаружение водорода и соли.

29.

Водород в природе. Состав кислот. Соли

1

Распространение в природе, понятие «кислота», «соль», их состав, составление формул солей, их названия.

Характеризовать состав кислот и солей, давать им определения.  

Составлять формулы солей, называть соли, сравнивать по составу кислоты и соли.

30.

Химические свойства кислот

1

Химические свойства кислот на примере соляной и серной кислот, индикатор

Давать определение индикатора. Характеризовать химические свойства кислот.

Составлять уравнения реакций кислот с различными металлами, оксидами металлов. Объяснять происхождение явлений с точки зрения атомно-молекулярного учения.

Делать выводы из результатов демонстрации:

  • действие индикаторов на растворы кислот; 
  • взаимодействие кислот с

   металлами и оксидами металлов.

31.

Обобщение и систематизация знаний по разделам 2 и 3

1

Повторение и систематизация ЗУН

Применять ЗУН при выполнении тренировочных упражнений.

32.

Контрольная работа №2 по разделам 2,3

1

Закрепление ЗУН

Применять ЗУН при выполнении контрольных упражнений. 

В результате изучения раздела 3. «Водород. Кислоты. Соли» ученик должен знать/понимать/уметь:

  • состав молекулы водорода;
  •  определение восстановителя;
  • области применения водорода и способы получения его в лаборатории и промышленности;
  • получать водород в лабораторных условиях методом вытеснения воздуха;
  • доказывать его наличие, проверять на чистоту;
  • давать характеристику водорода как элемента и как простого вещества;
  • описывать физические и химические свойства водорода, записывать уравнения реакций.

Раздел 4. Вода. Растворы. Основания – 7 ч.

33.

Вода – растворитель. Растворы

1

Вода – универсальный растворитель, растворимость веществ в воде, суспензии и эмульсии, насыщенные и ненасыщенные растворы.

Характеризовать способы очистки воды, меры по охране воды от загрязнений.  

Давать определение понятиям растворы, растворимость, дистиллированная вода. Объяснять процесс растворения с точки зрения атомно-молекулярного учения.

Делать выводы из результатов демонстрации растворения веществ в различных растворителях.

34.

Концентрация растворов. Массовая доля растворенного

вещества

1

Концентрация растворов, массовая доля растворенного вещества, решение задач.

Давать определение растворимости, массовой доли растворенного вещества.

Вычислять массовую долю и массу вещества в растворе.

35.

36.

Состав воды. Физические и химические свойства воды

1

Состав воды, электролиз воды, физические и химические свойства, анализ и синтез.

Охарактеризовать количественный и качественный состав воды, состав основания, химические и физические свойства волы. Различать процессы анализа и синтеза, как методов определения состава воды.

Записывать уравнения реакций, характеризующие химические свойства воды.

Делать выводы из результатов демонстрации:

  • синтеза воды, взаимодействия воды с металлами (Na, Ca), оксидами металлов и неметаллов (Р, Са);
  • исследование полученных растворов с помощью индикаторов.

Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного языка и языка химии.

37.

Практическая работа №4 Приготовление раствора соли с определенной массовой долей вещества

1

Закрепление теоретических и практических навыков в решении задач на опред. массовой доли растворенного вещества, приготовление растворов солей с заданной массовой долей растворенного вещества.

Наблюдать и записывать наблюдения,

делать  выводы из результатов проведенных химических экспериментов.

Приготовить раствор соли с заданной массовой долей растворенного вещества.

Производить вычисления на определение массовой доли растворенного вещества.

38.

Состав оснований. Их классификация. Свойства оснований

1

Состав оснований, классификация, свойства оснований, реакция нейтрализации.

Давать определение оснований, реакции нейтрализации.

Классифицировать основания.

Составлять формулы оснований по валентности металла.

Записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства оснований.

Делать выводы из результатов демонстрации:

  •  реакции нейтрализации,
  •  взаимодействия СО2 с Са(ОН)2,
  •  разложения Cu(OH)2 при нагревании

Проводить лабораторный опыт: ознакомление со свойствами NaOH и Cu(OH)2

Определять щелочи с помощью индикатора.

39.

Повторение и обобщение раздела 4

1

Повторение и систематизация ЗУН, полученных при изучении раздела 4

Применять ЗУН при выполнении тренировочных упражнений.

 В результате изучения раздела 4. «Вода. Растворы. Основания» ученик должен знать/понимать/уметь:

  • способы очистки воды;
  • понятия «растворы», «растворитель», «дистиллированная вода»;
  • меры по охране воды от загрязнений;
  • определение растворимости, массовой доли растворенного вещества;
  • количественный и качественный состав воды;
  • химические и физические свойства воды;
  • понятие об анализе и синтезе как методах определения состава вещества;
  • объяснять процесс растворения с точки зрения атомно-молекулярного учения;
  • вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
  • составлять уравнения реакций, доказывать химические свойства воды;
  • приготавливать раствор соли с определенной массовой долей растворенного вещества;
  • решать задачи на определение массовой доли и массы растворенного вещества.

Раздел 5. Основные классы неорганических соединений – 9ч.

40. 41.

Состав и строение оксидов. Классификация. Свойства оксидов. Классификация неорганических соединений.

2

Классификация неорганических соединений, определение оксидов, их классификация, физические и химические свойства.

Классифицировать по составу и свойствам неорганические соединения.

Классифицировать оксиды, определять принадлежность вещества к классу оксидов, называть их, составлять формулы, доказывать химические свойства кислотных и основных оксидов, записывать уравнения реакций.

Проводить лабораторный опыт: взаимодействие основных оксидов с кислотами, знакомство с образцами оксидов.

42.

Состав и строение кислот, классификация и химические свойства

1

Состав и строение кислот, классификация и хим. свойства кислот

Классифицировать кислоты, определять принадлежность вещества к классу кислот, называть их, знать формулы, доказывать химические свойства, записывать уравнения реакций.

Делать выводы из результатов демонстрации некоторых химических свойств кислот.

43.

Состав и строение оснований. Классификация и хим. свойства

1

Состав и строение оснований. Классификация, физические и химические свойства.

Классифицировать основания, определять принадлежность вещества к классу оснований, называть их, составлять формулы, доказывать химические свойства, записывать уравнения реакций.

Делать выводы из результатов демонстрации некоторых химических свойств оснований.

44.

Состав и строение солей

1

Состав, строение, классификация солей. Способы получения солей.

Классифицировать соли, определять принадлежность вещества к классу солей, называть их, составлять формулы, доказывать химические свойства, записывать уравнения реакций.

Делать выводы из результатов демонстрации некоторых химических свойств солей.

45.

Генетическая связь между классами неорганических соединений. Обобщение и систематизация знаний по разделу 5

1

Генетическая связь между классами неорганических соединений. Повторение и систематизация ЗУН по разделу 5, подготовиться к практической работе.

Давать определение понятия генетической связи, осуществлять превращения.

Применять ЗУН в ходе выполнения тренировочных упражнений.

Демонстрационный плакат «Генетическая связь между классами неорганических соединений»

46.

Практическая работа № 5  Решение эксперименталь-ных задач по разделу «Основные классы неорганических соединений»

1

Закрепление теоретических и практических навыков при выполнении практической работы.

Применять теоретические и практические ЗУН

47.

Урок – упражнение

1

Выполнение упражнений по классификации, химическим свойствам основных классов неорганических соединений.

Классифицировать химические свойства классов неорганических соединений.

Применять ЗУН при выполнении тренировочных упражнений.

48.

Контрольная работа №3 по разделу 5

1

Закрепление, систематизация и контроль ЗУН

Применять ЗУН при выполнении контрольных упражнений.

В результате изучения раздела 5. «Основные классы неорганических соединений» ученик должен знать/понимать/уметь:

  • классификацию неорганических соединений;
  • определение и классификацию оксидов, оснований, кислот и солей;
  • понятие генетической связи;
  • классифицировать по составу и свойствам неорганические вещества;
  • доказывать химические свойства оксидов, оснований, кислот и солей, записывать уравнения реакций;
  • осуществлять схемы превращений, доказывающих генетическую связь между классами соединений.

Раздел 6. Периодический закон и периодическая система х.э. Д.И. Менделеева. Строение атома – 9 ч.

49.

Классификация химических элементов. Амфотерность

1

Классификация химических элементов: металлы и неметаллы, их физические свойства. Переходные элементы, амфотерные свойства. Понятие о группах сходных элементов.

Классифицировать химические элементы, физические свойства металлов и неметаллов, определение амфотерности.

Писать уравнения реакций, подтверждающих амфотерные свойства.

Делать выводы из результатов демонстрации:

реакции получения и свойства гидроксидов цинка и алюминия.

50.

Естественные семейства химических элементов (щелочные металлы, галогены, инертные газы)

1

Естественные семейства химических элементов, их характерные особенности, свойства химических элементов и их соединений.

Определять основные признаки классификации химических элементов на примере естественных семейств.

Объяснять общие и отличительные признаки в свойствах химических элементов каждого класса.

Делать выводы из результатов демонстрации:

взаимодействия натрия с водой, образцы щелочных металлов и галогенов.

51.

Периодический закон Д.И. Менделеева. Порядковый номер химических элементов

1

Определение периодического закона химических элементов Д.И. Менделеева, порядкового номера химического элемента, определение периода, заряд ядра.

Формулировать периодический закон, определение периода, значение порядкового номера (физический смысл).

Объяснять изменение свойств химических элементов и их соединений, знать причину этих изменений.

Демонстрация периодической системы, транспаранты «Элементы и их свойства»

52.

Строение атомных ядер. Изотопы

1

Состав атомных ядер

(протоны, нейтроны), понятие изотопов, причины дробной относительной атомной массы.

Моделировать строение атома, определять состав атомного ядра.

Описывать химические элементы с точки зрения строения атома, находить черты сходства и отличия изотопов.

Демонстрация периодической системы, транспаранты «Строение атома»

53.

Строение электронных оболочек атомов

1

Электронная оболочка, расположение электронов по слоям, формы электронных орбиталей, спаренные и неспаренные электроны, электронная формула и электронной ячейки.

Располагать электроны по слоям, орбиталям. Делать умозаключения о периодическом изменении химических свойств и зависимости от числа электронов на наружном уровне.

Записывать строение атомов химических элементов первых четырех периодов.

Записывать электронные и электронно-графические формулы химических элементов. 

Демонстрация периодической системы, транспаранты «Электронные оболочки атомов»

54.

Периодическая система хим. элементов Д.И. Менделеева

1

Малые и большие периоды, физический смысл номера периода, группы, подгруппы (главная и побочная). Физический смысл номера группы, изменение свойств химических элементов группе.

Различать периоды, А- и Б- группы.

Описывать химический элемент, исходя из положения в периоде и в группе.

Описывать и характеризовать структуру таблицы «Периодическая система хим. элементов Д.И. Менделеева»

Демонстрация периодической системы

55.

Значение периодического закона

Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева

1

Значение периодического закона

Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева

Определить роль периодического закона для развития науки, техники, для обобщения известных фактов и открытия новых. Структурировать материал о жизни и деятельности Д.И.Менделеева, об утверждении учения о периодичности. Доказывать основные положения диалектики на примере периодической системы и строения атома.

56.

57.

Обобщение и повторение темы 6

2

Обобщение и систематизация знаний по теме 6

Применять ЗУН в ходе выполнения тренировочных упражнений.  

В результате изучения раздела 6. «Периодический закон и периодическая система х.э. Д.И. Менделеева. Строение атома»

 ученик должен знать/понимать/уметь:

  • определение амфотерности оксида и гидроксида;
  • основные признаки классификации химических элементов на примере естественных семейств щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов, инертных газов;
  • объяснять общие и отличительные признаки в свойствах элементов каждого семейства;
  • объяснять изменения свойств элементов и их соединений, причину этого;
  • определение периодического закона, периода, группы;
  • определение строения атома, состав атома, определение изотопов;
  • находить черты сходства и отличия у изотопов;
  • описывать химический элемент с точки зрения строения атома;
  • расположение электронов по слоям, формы электронных орбиталей;
  • причину периодического изменения химических свойств в зависимости от числа электронов в наружном слое;
  • записывать строение атомов элементов первых четырех периодов;
  • записывать электронные и электронно-графические формулы для первых 20 элементов;
  • давать характеристику по плану данного химического элемента главной подгруппы по его положению в периодической системе и строению его атома;
  • роль периодического закона для развития науки и техники;
  • основные этапы жизни и деятельности Д.И.Менделеева.

Раздел 7. Химическая связь. Строение веществ – 6 ч.

58.

Электроотрица-тельность хим. элементов. Ковалентная связь

1

Электроотрицатель-ность хим. элементов, ковалентная полярная и неполярная связи, схемы образования этих типов связи, энергия связи, электронные и структурные формулы

Определять понятия химической связи, электроотрицательности, ковалентной полярной и неполярной связи, механизма образования связи, энергии связи.

Определять разные виды ковалентной связи, записывать схемы образования веществ с ковалентной полярной и неполярной связью.

Демонстрация таблицы по типам связи (ковалентная связь).

Моделировать строение веществ с ковалентной связью.

59.

Ионная связь (понятие о степени окисления)

1

Ионы, ионная связь, схема образования связи, степень окисления

Давать определения ионной связи, механизма ее образования, понятию о степени окисления.

Определять тип химической связи в соединениях, записывать схемы образования связей.

Демонстрация таблицы по ионной связи.

Моделировать строение веществ с ионной связью.

60.

Кристаллические решетки

1

Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток.

Конкретизировать понятия «химическая связь», «кристаллическая решетка». 

Характеризовать и объяснять свойства веществ на основании вида хим. связи и типа кристаллической решетки.

Демонстрация модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений.

61.

62.

Обобщение и систематизация знаний по разделам 6,7

2

Повторение и обобщение ЗУН по разделам 6,7

Применять ЗУН в ходе выполнения тренировочных упражнений.

63.

Контрольная работа №4 по разделам  6, 7

1

Повторение и контроль ЗУН

Применять ЗУН при выполнении контрольных упражнений.

В результате изучения раздела 7. «Химическая связь. Строение веществ» ученик должен знать/понимать/уметь:

  • определение химической связи, электроотрицательности, ковалентной и ионной связи;
  • механизм образования связи;
  • определять  ковалентную и ионную связи в различных веществах, записывать схемы образования связи;
  • определение кристаллической решетки, типы;
  • определять тип кристаллической решетки.

Раздел 8. Закон Авогадро. Молярный объём газов – 5 ч.

64.

Закон Авогадро

1

Молярный объем газов.

Давать определение молярного объема газов.

Демонстрация модели молярного объема газов.

65.

Объёмные отношения газов при химических реакциях

1

Объёмные отношения газов при химических реакциях

Вычислять объем газов по его количеству, массу определенного объема или числа молекул газа.  

66.

67.

68.

Урок – упражнение.

Решение расчетных задач

3

Применять ЗУН в ходе выполнения тренировочных упражнений и решении задач.

В результате изучения раздела 8. «Закон Авогадро. Молярный объём газов» ученик должен знать/понимать/уметь:

  • определение понятия молярный объем, сущность закона Авогадро;
  • определение понятия относительная плотность газов;
  • вычислять относительную плотность газов;
  • проводить  расчеты на основе уравнений реакций, уметь вычислять: количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов и продуктов реакции (находить объем газа по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции).


ЛИТЕРАТУРА

При составлении рабочей программы использовано

  • Закон об образовании РФ.
  • Стандарт школьного базового образования второго поколения (проект). – М. Просвещение, 2007г.
  • Тематическое планирование по учебникам Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. Авторы Л.М. Брейгер, А.Е. Баженова. Изд. «Учитель», 2008 г.
  • Приложение к программе по химии в 8, 9 классах по экологическому образованию. Автор Н.М. Очирова. 1993 г. (Республиканский конкурс авторских программ, 2м.)
  • Учебник Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия 8 .- М.: Просвещение, 2008 г.
  • Сборник контрольных работ по химии 8-9 кл. Под ред. А.А Кавериной. М. АРКТИ, 2004 г.
  • Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – М. Новая волна, 2004 г.
  • Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. - М. Дрофа, 2002 г.
  • Кушнарев А.А. Экспресс курс по неорганической химии с примерами, задачами, решениями. 8-9 классы. - М. Школьная пресса, 2002 г.

Электронные учебники:

  • Электронный учебник Уроки химии Кирилла и Мефодия 8-9 класс 2005
  • «Виртуальная лаборатория» учебное электронное издание. Химия 8 - 11 класс. Лаборатория систем мультимедиа Мар ЕТУ. 2004
  • «Виртуальная химическая лаборатория 8 класс» учебное электронное издание 2005
  • Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Кислоты и основания. Учебное электронное издание 2005
  • Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Соли. Учебное электронное издание 2005
  • Электронные уроки и тесты. Химия. Сложные химические соединения 2005
  • Интерактивные творческие задания. Химия. 8-9 класс 2005
  • Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Атом и молекула.2004
  • Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Вещества и их превращения 2004
  • Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Сложные химические соединения в повседневной жизни 2004
  • Химия. Предметные недели. № 74. 2008

Интернет ресурсы:

  1. http://www.chem.msu.su/rus химическая наука и образование в России
  2. http://www.chem.msu.su/rus/elibrary электронная библиотека по химии
  3. http://www.chem.msu.su/rus/school.edu школьное химическое образование в России: стандарты, учебники, олимпиады, экзамены
  4. http://hemi.wallst.ru/ экспериментальный учебник по общей химии для 8 – 11 классов, предназначенный как для изучения химии «с нуля», так и для подготовки к экзаменам
  5. http://www.en.edu.ru/  Естественно научный образовательный портал
  6. http://www. chemistry.narod.ru/ Мир химии. Качественные реакции. Справочные таблицы. Химики.
  7. http://www.alhimik.ru/ Лоцман в мире химических веществ и явлений
  8. http://him.1september.ru/ «1 сентября» Всё для учителя химии
  9. http://chemistry.ru  Химия для школьников
  10. http://www.chemexperiment. narod.ru/index.html Экспериментальная химия
  11. http://www.bolshe.ru/book/id=240 – Возникновение и развитие науки химии
  12. http://festival.1september.ru  Фестиваль педагогических идей Открытый урок»
  13. http://schoolchemistry.by.ru/ Школьная химия
  14. http://www.fcior.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов ФЦИОР
  15. http://window.edu.ru Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  16. www.ug.ru Учительская газета
  17. www.vestnik.edu.ru  Вестник образования (сайт журнала)
  18. www.informika.ru Сервер ГосНИИ информационных технологий и телекоммуникаций
  19. pedsovet.org Всероссийский Интернет – педсовет
  20. http://www.fio.ru Федерация Интернет – образования

www.ict.edu.ru  Информационно-коммуникационные технологии в образовании (система федеральных образовательных порталов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Проблемные ситуации. Способы их создания и решения на основе учебного материала школьного курса химии

Использование проблемных ситуаций на уроке и нахождение учащимися способов решения проблем повышает их самостоятельность, увеличивает творческую активность, способствует их интеллектуальному развитию....

Учебная программа элективного курса «Риторика» (курс предпрофильной подготовки для учащихся 8 – го класса на 17 часов)

Настоящая программа элективного курса «Риторика» составлена для учащихся 8-ых классов. Риторика готовит подростков к будущей жизни – успешной работе в коллективе. Курс школьной риторики, относящийся к...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Химия окружающей среды» по химии для 10 а класса

Актуальность данной программы обусловлена тем, что представляется очень важным сохранение окружающей среды, улучшение экологии и знание правильной организации питания и пользования средствам...

Авторские (модифицированные) программы. Рабочая программа элективного курса 7 класс «Химия в быту» .

Пропедевтическая подготовка учащихся предполагает введение первоначальных элементов химических знаний в 7 классе.Элективный курс «В мире веществ « ориентирован на развитие любознател...