Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
рабочая программа по химии по теме

Назаренко Ирина Анатольевна

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 529

Петродворцового района Санкт-Петербурга

«Согласовано»

Руководитель МО

__________________

Протокол №___

 от «___»____________20___г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР:


  «___»____________20___г.

Утверждаю:

Директор ГОУ средняя школа № 529


Приказ №___

 от «__» _________ 20____г.

Рабочая программа

по ХИМИИ

для 9 КЛАССА

Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

Протокол №___

от «___»___________ 20____г.

Разработчик программы:

учитель химии

Назаренко Ирина Анатольевна

2011-2012 учебный год

  1. Пояснительная записка.

Данная рабочая программа составлена в соответствии с учебником: «Химия. 9 класс» О.С.Габриелян. — М.: Дрофа.  Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии и реализует  авторскую программу О.С. Габриеляна. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».    Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю и соответствует 68-часовой годовой программе.

Данная программа разработана на основе обязательного минимума содержания по химии для основной общеобразовательной школы и требований к уровню подготовки выпускников этой школы, что явилось главным принципом ее структурирования.

Содержание курса составляет основу для раскрытия важных мировоззренческих идей, таких, как материальное единство веществ природы, их генетическая связь, развитие форм от сравнительно простых до наиболее сложных, входящих в состав организмов; обусловленность свойств веществ их составом и строением, применения веществ их свойствами; единство природы химических связей и способов их преобразования при химических превращениях; познаваемость сущности химических превращений современными научными методами.

Курс включает в себя основы общей и неорганической химии, а также краткие сведения об органических веществах. Нормативная продолжительность его изучения определены в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений по 2 учебных часа в неделю в  9 классах соответственно.

В программе названы основные разделы курса, для каждого из них перечислены подлежащие изучению вопросы, виды расчетов, химический эксперимент. Химический эксперимент в процессе обучения сочетается с другими средствами обучения, в том числе с аудиовизуальными.

Решению задач воспитания у учащихся интереса к знаниям, самостоятельности, критичности мышления, трудолюбия и добросовестности при обучении химии служат разнообразные методы и организационные формы, как традиционно утвердившиеся в школьной практике, так и нетрадиционные, появившиеся в опыте передовых учителей.

При изучении курса целесообразно использовать исторический подход к раскрытию понятий, законов и теорий, показывая, как возникают и решаются противоречия, как совершаются открытия учеными, каковы их судьбы и жизненные позиции.

        Количество контрольных работ за год – 3

        Количество практических работ за год –  6

        Предпочтительные формы организации учебного процесса: на основе технологий модульного обучения, КСО с применением индивидуального и дифференцированного подхода. Преобладающими формами текущего контроля выступают письменный опрос (разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, тесты) и устный.

  1. Цели и задачи курса.

Цель программы обучения: освоение знаний о химических объектах и процессах природы, способствующих решению глобальных проблем современности.

     Задачи:

  1. формирование основ химического знания важнейших фактов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, а также доступных учащимся обобщений мировоззренческого характера;
  2. развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в лаборатории, на производстве, в повседневной жизни;
  3. формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми при выполнении несложных химических опытов и в повседневной жизни;
  4. выработку у учащихся понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование у них отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности;
  5. развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности.

  1. Требования к уровню подготовки выпускников.

Предметные результаты:

  1. Соблюдать правила:

техники безопасности при обращении с химической посудой и лабораторным оборудованием (пробирками, химическими стаканами, воронкой, лабораторным штативом, спиртовкой); растворами кислот, щелочей,

негашеной известью, водородом, метаном, бензином, ядохимикатами, минеральными удобрениями;

— личного поведения, способствующего защите окружающей среды от загрязнения;

— оказания помощи пострадавшим от неумелого обращения с веществами.                                        

  1. Проводить:

— нагревание, отстаивание, фильтрование и выпаривание;

— опыты по получению и собиранию кислорода, оксида углерода (IV), водорода;

— распознавание кислорода, водорода, углекислого газа, растворов кислот и щелочей, хлорид-, сульфат- и карбонат-ионов;

— вычисления: а) массовой доли химического элемента по формуле вещества, б) количества' вещества (массы, объема) по количеству вещества (массе, объему) одного из вступивших в реакцию или полученных веществ, в) массовой доли растворенного вещества.

  1. Называть:

— химический элемент по его символу;

—  вещества по их химическим формулам;

— свойства неорганических и органических веществ;

— функциональные группы органических веществ;

—  признаки и условия осуществления химических реакций;

— факторы, влияющие на скорость химической реакции;

— типы химических реакций;

— биологически важные органические соединения (углеводы, жиры, белки).

  1. Определять:

— простые и сложные вещества;

—  принадлежность веществ к определенному классу;

— валентность и (или) степень окисления химических элементов в бинарных соединениях;

—  вид химической связи между атомами в типичных случаях: а) щелочной металл — галоген, б) водород — типичные неметаллы, в) в молекулах простых веществ;

— тип химической реакции: а) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции, б) по характеру теплового эффекта, в) по изменению степеней окисления химических элементов.

  1. Составлять:

—  формулы неорганических соединений (по валентности химических элементов или степени окисления);

— схемы распределения электронов в атомах химических элементов с порядковыми номерами 1—20;

—  уравнения химических реакций различных типов;

— уравнения электролитической диссоциации кислот, оснований, солей;

—  полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена.  

  1. Характеризовать:

—  качественный и количественный состав вещества;

— химические элементы малых периодов, а также калий и кальций по положению в периодической системе Д. И. Менделеева и строению их атомов;

— свойства высших оксидов элементов с порядковыми номерами 1—20, а также соответствующих им кислот и оснований;

—  химические свойства органических и неорганических веществ;

— химическое загрязнение окружающей среды как следствие производственных процессов (на примере производства серной кислоты) и неправильного использования веществ в быту, сельском хозяйстве;

—  способы защиты окружающей среды от загрязнений;

— строение и общие свойства металлов;

— связь между составом, строением, свойствами веществ и их применением;                                          — области практического применения металлических сплавов (чугун, сталь, дюралюминий), силикатных материалов (стекло, цемент);

— свойства и физиологическое действие на организм оксида углерода (II), аммиака, хлора, озона;

— состав и применение веществ;

—  круговороты углерода, кислорода, азота в природе Земли (по схемам).

  1. Объяснять:

—  физический смысл порядкового (атомного) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева;

—  закономерности изменения свойств химических элементов малых периодов и главных подгрупп;

—  причины сходства и различия в строении атомов химических элементов одного периода и одной главной подгруппы периодической системы Д. И. Менделеева;

—  причины многообразия веществ;

—  сущность процессов окисления и восстановления;

—  условия горения и способы его прекращения;

—  сущность реакции ионного обмена;

—  зависимость свойств веществ от вида химической связи.

Перечень химических элементов, веществ и их свойств,

включенных в требования к уровню подготовки выпускников

Химические элементы:

Н, Не, Li, Be, В, С, N, О, F, Ne, Na, Mg, Al, Si, P, S, CI, At, K, Ca, Fe, Cu, Ag, Zn.

Простые вещества

Неметаллы:

водород (взаимодействие с кислородом, оксидом меди (II)), получение в лаборатории при взаимодействии цинка (железа) с соляной кислотой;

кислород (взаимодействие с водородом, серой, фосфором, магнием, медью, железом, метаном), получение из пероксида водорода и перманганата калия, аллотропия;

сера (взаимодействие с кислородом, цинком, железом и магнием);

углерод (аллотропия, взаимодействие с кислородом с образованием оксидов углерода (II) и (IV)), восстановление меди углем и водородом из оксида меди (II).

Металлы:

натрий, калий, кальций (взаимодействие с серой и водой);

магний и алюминий (взаимодействие с серой, соляной кислотой);    -

железо, цинк (взаимодействие с серой, соляной кислотой, растворами солей СuCl2, CuS04).

Сложные вещества:

Оксиды неметаллов: S02, S03, Р205, С02, Si02 (отношение к воде, щелочам).

Оксиды металлов: Na20, MgO, CaO, А1203, Fe203, CuO (отношение к воде, кислотам).

Основания: NaOH, КОН, Са(ОН)2 (взаимодействие с кислотами, с оксидами неметаллов); Cu(OH)2, Fe(OH)3 (взаимодействие с кислотами, разложение при нагревании).

Амфотерные гидроксиды: Zn(OH)2, А1(ОН)3 (взаимодействие с растворами кислот и щелочей, разложение при нагревании).

Кислоты: НС1, H2S04 (отношение к индикаторам, взаимодействие с некоторыми металлами, основными оксидами, основаниями, солями — СаС03, ВаС12, AgN03).

Соли: хлориды, нитраты, сульфаты, сульфиды железа (II), меди (II), фосфаты; химические реакции замещения и ионного обмена.

Реакции окисления-восстановления: металл + неметалл, металл + кислота, металл + соль, водород + оксид металла.

Органические вещества

Предельные углеводороды: метан (горение, взаимодействие с хлором — I стадия реакции), этан (горение).

Непредельные углеводороды: этилен (горение, взаимодействие с водородом, бромом, полимеризация этилена); ацетилен (горение).

Спирты: метанол, этанол (горение).

Карбоновые кислоты: уксусная кислота.

Биологически важные вещества: углеводы, жиры, белки.

Метапредметные результаты:

  1. навык самостоятельного приобретения новых знаний, организация учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
  2. планирование, контролирование и оценивание учебных действий
  3. понимание проблемы, умение ставить вопросы, выдвигать гипотезу; давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, аргументировать, формулировать выводы и заключения;
  4. умение извлекать информацию из различных источников
  5. умение воспринимать, систематизировать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленной задачей;
  6. умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую;
  7. умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей.

         Личностные результаты:

  1. формирование чувства гордости за российскую химическую науку;
  2. воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, стремления к здоровому образу жизни;
  3. понимание особенности жизни и труда в условиях информатизации общества;
  4. формирование творческого отношения к проблемам;
  5. умение управлять своей познавательной деятельностью
  6. формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными современными информационными технологиями
  7. формирование химико-экологической культуры, являющейся составной частью экологической и общей культуры, и научного мировоззрения.

4.  Учебно-тематический план

№ раздела / темы

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Лабораторные,
практические занятия, экскурсии и др.

Контрольные занятия

1

 Вводный инструктаж по технике безопасности. Повторение основных вопросов курса 8 класса.

 8 часов

 8 часов

 нет

Текущий контроль, самостоятельная работа

2

 Скорость химических реакций. Химическое равновесие.

 5 часов

 5 часов

 нет

 Текущий контроль, самостоятельная работа.

3

Неметаллы

20 часов

20 часов

Экскурсия: «Фарфор»

Текущий контроль, самостоятельная работа, КР №1

4

Металлы

15 часов

15 часов

нет

Текущий контроль, самостоятельная работа, КР №2

5

Химический практикум по неорганической химии

5 часов

______________

5часов

ПР № 1-5

6

Органические вещества

8 часов

8 часов

нет

Текущий контроль, самостоятельная работа

7

Обобщение знаний по химии за курс основной школы- резервное время

7 часов

 7 часов

нет

 Текущий контроль,

КР №3

Итого

 68 часов

 

 ПР - 6 часов

 КР – 3 часов

5. Содержание программы учебного курса

  1. Вводный инструктаж по технике безопасности. Повторение основных вопросов курса 8 класса.

Характеристика химического элемента на основании его положения в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Генетические ряды.  Переходные элементы.

Классификация химических элементов. Химические элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Генетические ряды. Получение и характерные свойства основного и кислотного оксидов; основания и кислоты. Амфотерные гидроксиды (на примере цинка и алюминия): взаимодействие с растворами кислот и щелочей. Свойства гидроксидов цинка или алюминия и реакции их получения.

Периодический закон и периодическая система хим. элементов Д.И. Менделеева. Свойства оксидов и оснований, кислот и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления.

Периодический закон и периодическая система хим. элементов Д.И. Менделеева. Определение оксидов, оснований, кислот и солей с позиции теории электролитической диссоциации. Химические реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции.

  1. Скорость химических реакций. Химическое равновесие.

Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Катализ: гомогенный и гетерогенный.

Понятие о химическом равновесии. Факторы, влияющие на смещение равновесия: концентрация, давление, температура. Принцип Ле-Шателье.

  1. Неметаллы.

Свойства простых веществ (неметаллов). Водород, его свойства. Получение и применение.

Химические элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: хлор, бром, йод. Строение атомов галогенов и их степени окисления. Галогеноводородные кислоты и их соли.

Кислород, его свойства. Получение и применение.

Сера, её физические и химические свойства. Хим.элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: сера. Строение атома серы. Оксиды серы (4 и 6). Серная, сернистая и сероводородная  кислоты  и их соли.

Азот и его свойства. Химические элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: азот. Аммиак и его свойства. Соли аммония, их свойства. Азотная кислота и её свойства. Соли азотной кислоты.

Фосфор, его физические и химические свойства. Хим. элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: фосфор. Соединения фосфора: оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и её соли.

Углерод, его физические и химические свойства. Хим. элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: углерод (алмаз, графит). Оксиды углерода: угарный газ и углекислый газ. Угольная кислота и её соли.

Кремний, его физические и химические свойства. Хим. элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: кремний. Кремниевая кислота и её соли.

  1. Металлы.

Положение металлов в периодической системе Химических элементов Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов. Физические свойства металлов. Характеристика химических элементов-металлов в периодической системе элементов. Строение атомов.

Химические свойства металлов. Свойства простых веществ. Взаимодействие металлов с неметаллами и водой. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Горение Mg, Fe. Общие понятия о коррозии металлов. Сплавы, их свойства и значение. Металлы в природе. Общие способы их получения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы. Взаимодействие натрия (калия) с водой, кислородом, неметаллами. Образцы оксидов и гидроксидов, их растворимость в воде. Соединения щелочных металлов.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы.

Алюминий, его физические и химические свойства. Взаимодействие алюминия с растворами кислот и щелочей. Соединения алюминия: амфотерность оксида и гидроксида.

Железо, его физические и химические свойства. Железо как элемент побочной подгруппы 8 группы. Взаимодействие железа с растворами кислот и солей. Генетические ряды железа (II) и железа (III). Оксиды и гидроксиды железа. Соли железа.

  1. Химический практикум по неорганической химии.

ПР №1. Получение кислорода и изучение его свойств.

ПР №2. Получение аммиака и исследование его свойств.

ПР №3. Получение углекислого газа и изучение его свойств.

ПР №4. Получение амфотерного гидроксидв и изучение его свойств.

ПР №5. Решение экспериментальных задач по неорганической химии.

  1. Органические вещества.

Органические вещества. Причины многообразия соединений углерода. Основные классы органических веществ. Предельные углеводороды: метан. Непредельные углеводороды: этилен. Реакция горения, присоединения водорода, галогеноводорода, воды. Реакция полимеризации этилена.

Спирты (метанол, этанол), их физиологические действие.

Понятия о карбоновых кислотах на примере уксусной кислоты. Реакция этерификации.

Биологически важные органические вещества: жиры, аминокислоты и белки, углеводы.

Понятие о полимерах. Природные, химические и синтетические полимеры.

  1. Обобщение знаний по химии за курс основной школы.

Периодическая система и периодический закон  Д.И.Менделеева. Строение атома. Типы химических связей и кристаллических решеток. Классификация химических реакций по различным признакам. Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Основные классы неорганических соединений. Электролитическая диссоциация. Окислительно-восстановительные реакции.

6. Календарно-тематическое поурочное планирование

№ п/п

Название раздела

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Дата

План

Факт

1.

Вводный инструктаж по технике безопасности. Повторение основных вопросов курса 8 класса.

(8 часов)

1.1. Вводный инструктаж по технике безопасности. Характеристика химического элемента на основе положения в ПС Д.И.Менделеева

Использование внутри- и межпредметных связей.

Умение пользоваться информацией других источников.

1.2. ПЗ и ПС Д.И.Менделеева.

1.3. Химическая связь.

1.4. Оксиды.

1.5. Основания.

1.6.Кислоты.

1.7.Соли

1.8.Обобщение знаний по теме.

2.

Скорость химических реакций. Химическое равновесие

(5 часов)

2.1. Скорость химических реакций.

Использование внутри- и межпредметных связей.

Умение пользоваться информацией других источников (справочные таблицы). Определять понятия по теме. Составлять схемы, таблицы, опорные конспекты, алгоритмы. Выполнять расчеты по ТХУ. Использовать алгоритмы при решении задач.

2.2. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов.

2.3. Обратимые и необратимые химические реакции.

2.4. Химическое равновесие и способы его смещения.

2.5. Обобщение и систематизация знаний по теме.

3.

Неметаллы.

(20 часов)

3.1.Общая характеристика неметаллов.

Использование внутри- и межпредметных связей.

Умение пользоваться информацией других источников.

Характеризовать химические элементы малых периодов по их положению в ПС. Обобщать и делать выводы о закономерностях изменений свойств неметаллов в периодах и группах ПС. Прогнозировать свойства элементов и их соединений. Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями. Проводить расчеты по уравнениям химических реакций. Записывать уравнения окислительно-восстановительных реакций и реакций ионного обмена. Составлять классификационные схемы, сравнительные и обобщающие таблицы, опорные конспекты.

3.2. Водород.

3.3.Общая характеристика галогенов. Соединения галогенов.

3.4. Кислород.

3.5.Сера. Оксиды серы.

3.6.Серная кислота и ее соли.

3.7.Азот и его свойства.

3.8.Аммиак и его свойства.

3.9. Соли аммония

3.10.Азотная кислота.

3.11.Соли азотной кислоты. Азотные удобрения.

3.12.Фосфор.

3.13.Соединения фосфора.

3.14. Углерод.

3.15. Оксиды углерода.

3.16.Карбонаты.

3.17. Кремний.

3.18. Силикатная промышленность.

3.19. обобщение знаний по теме.

3.20. КР №1 по теме: «Металлы».

4.

Металлы

(15 часов)

4.1.Положение элементов металлов в ПС и особенности строения их атомов.

Использование внутри- и межпредметных связей.

Умение пользоваться информацией других источников.

Характеризовать химические элементы малых периодов по их положению в ПС. Обобщать и делать выводы о закономерностях изменений свойств металлов в периодах и группах ПС. Прогнозировать свойства элементов и их соединений.

4.2.Физические и химические свойства металлов.

4.3.Общие понятия о коррозии металлов.

4.4.Сплавы.

4.5.Металлы в природе. Общие способы получения металлов.

4.6.Общая характеристика элементов главной подгруппы 1 группы.

4.7.Соединения щелочных металлов.

Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями. Проводить расчеты по уравнениям химических реакций. Записывать уравнения окислительно-восстановительных реакций и реакций ионного обмена. Составлять классификационные схемы, сравнительные и обобщающие таблицы, опорные конспекты.

4.8. Общая характеристика элементов главной подгруппы 11 группы.

4.9. Соединения щелочно-земельных металлов.

4.10. Алюминий, его физические и химические свойства.

4.11.Соединения алюминия.

4.12. Железо, его физические и химические свойства.

4.13. Генетические ряды Fe+2 и Fe+3

4.14. Обобщение знаний по теме.

4.15. КР №2 по теме: «Металлы»

5.

Химический практикум по неорганической химии (5 часов)

5.1. ПР №1. Получение кислорода и изучение его свойств.

Соблюдать правила ТБ.

Участвовать в проблемно-поисковой деятельности. Наблюдать, сравнивать, описывать, анализировать и делать выводы.

5.2. ПР №2. Получение аммиака и исследование его свойств.

5.3. ПР №3. Получение углекислого газа и изучение его свойств.

5.4. ПР №4. Получение амфотерного гидроксидв и изучение его свойств.

5.5. ПР №5. Решение экспериментальных задач по неорганической химии.

6.

Органические вещества  

(8 часов)

6.1. Предмет органической химии

Использование внутри- и межпредметных связей.

Умение пользоваться информацией других источников. Составлять классификационные схемы, сравнительные и обобщающие таблицы, опорные конспекты. Готовить презентации по теме. Сравнивать органические вещества с неорганическими. Объяснять причины многообразия органических веществ. Описывать свойства изучаемых веществ.

6.2.Предельные и непредельные органические соединения.

6.3.Спирты.

6.4.Карбоновые кислоты.

6.5.Жиры.

6.6.Аминокислоты. Белки.

6.7. Углеводы.

6.8. Полимеры.

7.

Обобщение знаний по химии за курс основной школы - резервное время

7.1. ПЗ и ПС. Строение атома.

Записывать уравнения окислительно-восстановительных реакций и реакций ионного обмена. Составлять классификационные схемы, сравнительные и обобщающие таблицы, опорные конспекты.

7.2. Типы химических связей и кристаллических решеток.

7.3. Классификация химических реакций по различным признакам.

7.4.-7.5. Основные классы неорганических соединений.

7.6. Итоговая КР №3

7.7. Резервное время.

  1.  Учебно-методическое обеспечение

Литература для учащихся:

  1. О.С. Габриелян. Химия 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
  2. Контрольные и проверочные работы. О. С. Габриелян
  3. Лидин, Р.А. Справочные материалы по химии для подготовки к экзаменам/           Р.А.Лидин.—М.: АСТ: Астрель: Профиздат,2005.

Литература для учителя:

  1. О.С. Габриелян. Химия 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
  2. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 класс. О.С. Габриелян.
  3. Габриелян, О.С. Химия. 8-9 классы: метод.пособие/ . Габриелян, О.С., А.А.Яшукова,--М.: Дрофа, 2008.
  4. Химия. 9 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия.8»/ О.С.Габриелян, П.Н. Березкин, А.А.Ушакова и др.—М.: Дрофа, 2003—2006.
  5. Сборник нормативных документов. Химия/ сост.Э.Д. Днепров, А.Г.Аркадьев.—М.: Дрофа,2008.
  6. Габриелян О.С. Настольная  книга  учителя химии.  9  класс. – М.: Блик плюс, 2005



Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 529

Петродворцового района Санкт-Петербурга

«Согласовано»

Руководитель МО

__________________

Протокол №___

 от «___»____________20___г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР:


  «___»____________20___г.

Утверждаю:

Директор ГОУ средняя школа № 529


Приказ №___

 от «__» _________ 20____г.

Рабочая программа

по ХИМИИ

для 10 КЛАССА

Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

Протокол №___

от «___»___________ 20____г.

Разработчик программы:

учитель химии

Назаренко Ирина Анатольевна

2011-2012 учебный год

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по химии составлена на основе  федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна (в основе УМК лежат принципы развивающего и воспитывающего обучения, последовательность изучения материала: строение атома → состав вещества → свойства).

Содержание курса составляет основу для раскрытия важных мировоззренческих идей, таких, как материальное единство веществ природы, их генетическая связь, развитие форм от сравнительно простых до наиболее сложных, входящих в состав организмов; обусловленность свойств веществ их составом и строением, применения веществ их свойствами; единство природы химических связей и способов их преобразования при химических превращениях; познаваемость сущности химических превращений современными научными методами.

  Рабочая программа предназначена для изучения химии в 10 классе  средней  общеобразовательной  школы  по  учебнику О.С. Габриеляна«Химия. 10 класс. Базовый уровень». «Дрофа», 2009. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта базового уровня и реализует  авторскую программу О.С. Габриеляна. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080. Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».

  В соответствии с  федеральным  базисным  учебным  планом  для среднего (полного)   общего  образования  и в соответствии с учебным планом ГОУ-средняя школа № 529, программа рассчитана на преподавание курса химии в 10 классе в объеме 1 час в неделю.

        Количество контрольных работ за год – 4

        Количество практических работ за год – 2

  Решению задач воспитания у учащихся интереса к знаниям, самостоятельности, критичности мышления, трудолюбия и добросовестности при обучении химии служат разнообразные методы и организационные формы, как традиционно утвердившиеся в школьной практике, так и нетрадиционные, появившиеся в опыте передовых учителей.

При изучении курса целесообразно использовать исторический подход к раскрытию понятий, законов и теорий, показывая, как возникают и решаются противоречия, как совершаются открытия учеными, каковы их судьбы и жизненные позиции.

         Предпочтительные формы организации учебного процесса: на основе технологий модульного обучения, КСО с применением индивидуального и дифференцированного подхода. Преобладающими формами текущего контроля выступают письменный опрос (разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, тесты) и устный.

2. Цели изучения курса

Цель программы обучения: освоение знаний о химических объектах и процессах природы, способствующих решению глобальных проблем современности.

     Задачи:

  1. освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
  2. овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  3. развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
  4. воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
  5. применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

3. Требования к уровню подготовки выпускников

Предметные результаты:

знать / понимать

  1. важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, химическая связь, валентность, степень окисления, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
  2. основные теории химии: химической связи, строения органических веществ;
  3. важнейшие вещества и материалы: уксусная кислота, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь:

  1. называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
  2. определять: валентность и степень окисления химических элементов, принадлежность веществ к различным классам неорганических соединений;
  3. характеризовать: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от  различных факторов;
  4. выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
  5. проводить самостоятельный поиск химической  информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
  6. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  7. объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  8. определения возможности протекания химических  превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  9. экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  10. оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  11. безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным  оборудованием;
  12. приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников

4.  Учебно-тематический план

№ раздела / темы

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Лабораторные,
практические занятия, экскурсии и др.

Контрольные занятия

1

 Вводный инструктаж по технике безопасности. Введение.

 1 час

 1 час

 нет

2

 Теория строения органических веществ.

 3 часа

 3 часа

 нет

 Текущий контроль, самостоятельная работа.

3

Углеводороды

8 часов

8 часов

нет

Текущий контроль, самостоятельная работа, КР №1

4

Кислородсодержащие органические соединения

11 часов

11 часов

нет

Текущий контроль, самостоятельная работа,

КР №2, 3

5

Азотсодержащие органические соединения

6 часов

6 часов

ПР №1

КР №4

6

Биологически активные органические соединения

2 часа

2 часа

нет

Текущий контроль, самостоятельная работа

7

Искусственные и синтетические органические соединения

3 часа

 3 часа

ПР №2

Текущий контроль, самостоятельная работа

Итого

 68 часов

 

 ПР - 2 часов

 КР – 4 часа

5. Содержание программы учебного курса

1. Введение

Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук  в жизни общества. Краткий очерк истории развития органической химии.

2. Теория строения органических веществ

Основные положения теории  строения А.М. Бутлерова. Предпосылки создания теории. Представление о теории типов и радикалов. Работы А. Кекуле. Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере бутана и изобутана. Электронное облако и орбиталь, их формы: s и p. Электронные и  электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбуждённом состояниях. Ковалентная химическая связь,  ее полярность и кратность. Водородная связь. Сравнение обменного и донорно-акцепторного механизмов образования ковалентной связи. Валентные состояния атома углерода. Виды гибридизации: sp3-гибридизация (на примере молекулы метана), sp2-гибридизация (на примере молекулы этилена), sp-гибридизация (на примере молекулы ацетилена). Геометрия молекул рассмотренных веществ и характеристика видов ковалентной связи в них. Классификация органических соединений по строению углеродного скелета. Номенклатура тривиальная и ИЮПАК. Принципы образования названий органических соединений по ИЮПАК. Виды изомерии в органической химии: структурная и пространственная. Разновидности структурной  изомерии: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), межклассовая изомерия. Разновидности пространственной изомерии. Оптическая изомерия на примере аминокислот. Решение задач на вывод формул органических соединений.

3. Углеводороды и их природные источники.

Понятие об углеводородах. Природные источники углеводородов. Нефть и ее промышленная переработка. Фракционная перегонка, термический и каталитический крекинг. Природный газ, его состав и практическое использование. Каменный уголь. Коксование каменного угля.

Алканы. Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекулы метана и других алканов. Изомерия и номенклатура алканов. Физические и химические свойства алканов: реакции замещения,

горение алканов в различных условиях, термическое разложение алканов, изомеризация алканов. Применение алканов. Механизм реакции радикального замещения, его стадии.                                         Практическое использование знаний о механизме (свободнорадикальном) реакции в правилах техники безопасности в быту и на производстве. Промышленные способы получения: крекинг алканов, фракционная перегонка нефти.

Алкены. Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и других алкенов. Изомерия алкенов: структурная и пространственная. Номенклатура и физические свойства алкенов.  Получение этиленовых углеводородов из алканов, галогеналканов, спиртов. Реакции присоединения (гидрирование, гидрогалогенирование, галогенирование, гидратация). Реакции окисления и полимеризации алкенов. Применение алкенов на основе их свойств

 Алкины. Гомологический ряд алкинов. Общая формула. Строение молекулы ацетилена  и других алкинов. Изомерия алкинов. Номенклатура ацетиленовых углеводородов. Получение алкинов: метановый и карбидный способы. Физические свойства алкинов. Реакции присоединения: галогенирование, гидрирование, гидрогалогенирование, гидратация (реакция Кучерова). Димеризация и  тримеризация  алкинов. Взаимодействие терминальных алкинов с основаниями. Окисление.  Применение алкинов.

   Диены. Строение молекул, изомерия и номенклатура алкадиенов. Физические свойства,  взаимное расположение пи-связей в молекулах алкадиенов: кумулированное, сопряженное, изолированное. Особенности строения сопряженных алкадиенов, их получение.

Аналогия в химических свойствах алкенов и алкадиенов. Полимеризация алкадиенов. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Работы С.В.Лебедева, особенности реакций присоединения к алкадиенам с сопряженными пи-связями.

Циклоалканы Химические свойства циклоалканов: горение, разложение, радикальное замещение, изомеризация. Особые свойства циклопропана и циклобутана.

Арены. Бензол как представитель аренов. Строение молекулы бензола, сопряжение пи-связей. Получение аренов. Физические свойства бензола. Реакции электрофильного замещения с участием бензола: галогенирование, нитрование, алкилирование. Способы получения.  Применение бензола и его гомологов.

4. Кислородосодержащие органические соединения.

Спирты. Состав и классификация спиртов (по характеру углеводородного радикала и по атомности), номенклатура. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, «углеродного скелета»). Физические свойства спиртов, их получение. Межмолекулярная водородная связь. Особенности электронного строения молекул спиртов. Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксогрупп: образование алкоголятов, взаимодействие с галогеноводородами, межмолекулярная и внутри молекулярная дегидратация, этерификация, окисление и дегидрирование спиртов. Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Важнейшие представители спиртов: метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин. Физиологическое действие метанола и этанола. Рассмотрение механизмов химических реакций.

Фенолы. Строение, изомерия, номенклатура фенолов, их физические свойства и получение. Химические свойства фенолов. Кислотные свойства. Взаимное влияние атомов и групп в молекулах органических веществ на примере фенола. Поликонденсация фенола с формальдегидом. Качественная реакция на фенол. Применение фенола.

 Альдегиды и кетоны. Классификация, строение их молекул, изомерия и номенклатура. Особенности строения  карбонильной группы. Физические свойства формальдегида и его гомологов.  Химические свойства альдегидов, обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов (гидрирование, окисление аммиачными растворами оксида серебра и гидроксида меди (II)).  Присоединение синильной кислоты и бисульфита натрия. Качественные реакции на альдегиды. Реакция поликонденсации фенола с формальдегидом. Особенности строения и химических свойств кетонов. Взаимное влияние атомов в молекулах. Галогенирование альдегидов и кетонов по ионному механизму на свету.

Карбоновые кислоты.  Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Физические свойства карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул. Карбоновые кислоты в природе. Биологическая роль карбоновых кислот. Общие свойства неорганических и органических кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями). Влияние углеводородного радикала на силу карбоновой кислоты. Реакция этерификации, условия ее проведения. Отдельные представители кислот.

Сложные эфиры. Строение сложных эфиров, изомерия  (межклассовая и «углеродного скелета»). Номенклатура сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров.

Жиры - сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение молекул жиров. Классификация жиров. Омыление жиров, получение мыла. Мыла, объяснение их моющих свойств. Жиры в природе. Биологическая функция жиров. Понятие об СМС. Объяснение моющих свойств мыла и СМС.

      Углеводы. Этимология названия класса. Моно-, ди- и полисахариды. Представители каждой группы. Биологическая роль углеводов. Их значение в жизни человека и общества.

Моносахариды. Их классификация. Гексозы и их представители.  Глюкоза, ее физические свойства, строение молекулы. Зависимость химических свойств глюкозы от строения молекулы. Взаимодействие с гидроксидом меди(II) при комнатной температуре и нагревании, этерификация, реакция «серебряного зеркала», гидрирование. Реакции брожения глюкозы: спиртового, молочнокислого. Глюкоза в природе.  Биологическая роль глюкозы. Применение глюкозы на основе ее свойств. Фруктоза как изомер глюкозы. Сравнения строения молекул и химических свойств глюкозы и фруктозы. Фруктоза в природе и ее биологическая роль.

Дисахариды. Строение, общая формула и представители. Сахароза, лактоза, мальтоза, их строение и биологическая роль. Гидролиз дисахаридов. Промышленное получение сахарозы из природного сырья.            

 Полисахариды. Общая формула и представители: декстрины и гликоген, крахмал, целлюлоза (сравнительная характеристика). Физические свойства полисахаридов. Химические свойства полисахаридов. Гидролиз полисахаридов. Качественная реакция на крахмал. Полисахариды в природе, их биологическая роль

5. Азотосодержащие соединения.

Амины. Определение аминов. Строение аминов. Классификация, изомерия и номенклатура аминов. Алифатические и ароматические амины. Анилин. Получение аминов: алкилирование аммиака, восстановление нитросоединений (реакция Зинина). Физические свойства аминов. Химические свойства аминов: взаимодействие с кислотами и водой. Основность аминов. Гомологический ряд ароматических аминов. Алкилирование и ацилирование аминов. Взаимное влияние атомов в молекулах на примере аммиака, алифатических и ароматических аминов; анилина, бензола и нитробензола.                                                  Аминокислоты. Состав и строение молекул аминокислот, изомерии. Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот  и ее причины. Взаимодействие аминокислот с основаниями, образование сложных эфиров. Взаимодействие аминокислот с сильными кислотами. Образование внутримолекулярных солей. Реакция поликонденсации аминокислот.

Белки - природные биополимеры. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные реакции. Биологические функции белков. Значение белков. Четвертичная структура белков как агрегация белковых и небелковых молекул. Глобальная проблема белкового голодания и пути ее решения. Понятие ДНК и РНК. Понятие о нуклеотиде, пиримидиновых и пуриновых основаниях. Первичная, вторичная и третичная структуры ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК. Генная инженерия и биотехнология.

6. Биологически активные вещества.

Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. Профилактика авитаминозов.

Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы. Особенности строения и свойств в сравнении с неорганическими катализаторами. Значение в биологии и применение в промышленности. Классификация ферментов. Особенности строения и свойств ферментов: селективность и эффективность.

Понятие о гормонах как биологически активных  веществах, выполняющих эндокринную регуляции, жизнедеятельности организмов.

Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Группы лекарств: сульфамиды, антибиотики, аспирин. Безопасные способы применения  лекарственных форм.

7. Искусственные и синтетические органические соединения.

Общие понятия химии высокомолекулярных соединений: мономер, полимер, структурное звено, средняя молекулярная масса. Пластмассы: полиэтилен, полипропилен.

Проблема  синтеза   каучука.   Бутадиеновый  каучук. Применение пластмасс, каучуков. Синтетическое волокно лавсан.

6. Календарно-тематическое поурочное планирование

№ п/п

Название раздела

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Дата

План

Факт

1.

Вводный инструктаж по технике безопасности. Введение.

 (1 час)

1.1. Вводный инструктаж по технике безопасности. Введение.

Использование внутри- и межпредметных связей.

Умение пользоваться информацией других источников.

2.

 Теория строения органических веществ. (3 часа)

2.1. Основные положения теории химического строения органических соединений.

Использование внутри- и межпредметных связей.

Умение пользоваться информацией других источников. Определять понятия по теме. Составлять схемы, таблицы, опорные конспекты, алгоритмы. Использовать алгоритмы при решении задач.

Сравнивать органические и неорганические соединения. Моделировать пространственное строение органических соединений. Различать типы гибридизации. Называть органические соединения.

2.2. Классификация органических соединений.

2.3. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах.

3.

Углеводороды

 (8 часов)

3.1.Алканы: гомологический ряд, изомерия, свойства, получение, применение.

Использование внутри- и межпредметных связей.

Умение пользоваться информацией других источников.

Прогнозировать свойства органических соединений. Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями. Проводить расчеты по уравнениям химических реакций. Обобщать и делать выводы о закономерностях изменений свойств углеводородов в гомологических рядах. Составлять классификационные схемы, сравнительные и обобщающие таблицы, опорные конспекты.

3.2. Алкены: гомологический ряд, изомерия, свойства, получение, применение.

3.3. Алкадиены: гомологический ряд, изомерия, свойства, получение, применение.

3.4. Алкины: гомологический ряд, изомерия, свойства, получение, применение.

3.5. Ароматические углеводороды: гомологический ряд, изомерия, свойства, получение, применение.

3.6.-3.7. Природные источники получения углеводородов.

3.8.К.Р.№1 по теме: «Углеводороды и их природные источники»

4.

Кислородсодержащие органические соединения

 (11 часов)

4.1.Одноатомные спирты: гомологический ряд, изомерия, свойства, получение, применение.

Использование внутри- и межпредметных связей.

Умение пользоваться информацией других источников.

Прогнозировать свойства органических соединений. Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями. Проводить расчеты по уравнениям химических реакций. Обобщать и делать выводы о закономерностях изменений свойств в гомологических рядах. Составлять классификационные схемы, сравнительные и обобщающие таблицы, опорные конспекты.

4.2. Многоатомные спирты: гомологический ряд, изомерия, свойства, получение, применение.

4.3.Фенол: строение, свойства, получение, применение.

4.4. Альдегиды: гомологический ряд, изомерия, свойства, получение, применение.

4.5.Карбоновые кислоты: гомологический ряд, изомерия, свойства, получение, применение.

4.6.Сложные эфиры и жиры.

4.7.КР № 2 по теме: «Кислородсодержащие органические соединения»

4.8. Углеводы. Моносахариды: рибоза, дезоксирибоза, глюкоза.

4.9. Углеводы. Дисахариды: сахароза.

4.10. Углеводы. Полисахариды: крахмал, целлюлоза.

4.11.КР № 3 по теме: «Углеводы»

5.

Азотсодержащие органические соединения

 (6 часов)

5.1. Амины. Анилин.

Соблюдать правила ТБ.

Участвовать в проблемно-поисковой деятельности. Наблюдать, сравнивать, описывать, анализировать и делать выводы. Использование внутри- и межпредметных связей.

Умение пользоваться информацией других источников.

Прогнозировать свойства органических соединений. Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями. Проводить расчеты по уравнениям химических реакций. Обобщать и делать выводы о закономерностях изменений свойств в гомологических рядах. Составлять классификационные схемы, сравнительные и обобщающие таблицы, опорные конспекты.

5.2. Аминокислоты.

5.3. Белки.

5.4. Нуклеиновые кислоты.

5.5. КР № 4 по теме: «Азотсодержащие органические соединения»

5.6. ПР № 1. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений»

6.

Биологически активные органические соединения  (2 часов)

6.1. Ферменты. Гормоны.

Использование внутри- и межпредметных связей.

Умение пользоваться информацией других источников. Составлять классификационные схемы, сравнительные и обобщающие таблицы, опорные конспекты. Готовить презентации по теме.

6.2.Витамины. Лекарства.

7.

Искусственные и синтетические органические соединения (3 часа)

7.1. Каучуки. Волокна.

Использование внутри- и межпредметных связей.

Умение пользоваться информацией других источников. Составлять классификационные схемы, сравнительные и обобщающие таблицы, опорные конспекты. Готовить презентации по теме. Соблюдать правила ТБ.Участвовать в проблемно-поисковой деятельности. Наблюдать, сравнивать, описывать, анализировать и делать выводы.

7.2. Пластмассы.

7.3. ПР № 2 Распознавание пластмасс и волокон.

  1. Учебно-методическое обеспечение

Основная литература:

  1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006.
  2. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян.  – М: «Дрофа», 2009. – 191, [1] с. : ил.
  3. Габриелян О.С. Настольная книга для учителя. М.: Блик и К, 2008.
  4. Химия. 10 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 10 класс. Базовый уровень» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др.. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 253, [3] с.

Дополнительная литература:

  1. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, Е.Е. Остроумова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 399, [1] с.
  2. ЕГЭ 2010. Химия. Типовые тестовые задания / Ю.Н. Медведев. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 111, [1] с.
  3. Отличник ЕГЭ. Химия. Решение сложных задач. Под редакцией А.А. Кавериной / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2010. – 200с.
  4. Единый государственный экзамен 2009. Химия. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2009. – 272с.
  5. Хомченко И.Г. Решение задач по химии. – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 2005. – 256с.  
  6.   Хомченко Г.П. Химия для поступающих в вузы: Учеб. пособие. – М.: Высш.шк., 1985. – 367 с., ил.    
  7. Глинка Н.Л. Общая химия. Издательство «Химия», 1979
  8. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам О.С. Габриеляна) (http://school-collection.edu.ru/).
  9. http://him.1september.ru/index.php – журнал «Химия».
  10. http://him.1september.ru/urok/- Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в журнале «Химия». Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Химия".

      15. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

      16. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

  1. http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека



Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 529

Петродворцового района Санкт-Петербурга

«Согласовано»

Руководитель МО

__________________

Протокол №___

 от «___»____________20___г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР:


  «___»____________20___г.

Утверждаю:

Директор ГОУ средняя школа № 529


Приказ №___

 от «__» _________ 20____г.

Рабочая программа

по ХИМИИ

для 11 КЛАССА

Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

Протокол №___

от «___»___________ 20____г.

Разработчик программы:

учитель химии

Назаренко Ирина Анатольевна

2011-2012 учебный год

  1. Пояснительная записка.

Данная рабочая программа составлена в соответствии с учебником: «Химия. 11 класс» О.С.Габриелян. — М.: Дрофа.  Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии и реализует  авторскую программу О.С. Габриеляна. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».    Рабочая программа рассчитана на 1 часа в неделю и соответствует 34-часовой годовой программе.

Данная программа разработана на основе обязательного минимума содержания по химии для основной общеобразовательной школы и требований к уровню подготовки выпускников этой школы, что явилось главным принципом ее структурирования.

Содержание курса составляет основу для раскрытия важных мировоззренческих идей, таких, как материальное единство веществ природы, их генетическая связь, развитие форм от сравнительно простых до наиболее сложных, входящих в состав организмов; обусловленность свойств веществ их составом и строением, применения веществ их свойствами; единство природы химических связей и способов их преобразования при химических превращениях; познаваемость сущности химических превращений современными научными методами.

Курс включает в себя основы общей и неорганической химии. В программе названы основные разделы курса, для каждого из них перечислены подлежащие изучению вопросы, виды расчетов, химический эксперимент. Химический эксперимент в процессе обучения сочетается с другими средствами обучения, в том числе с аудиовизуальными.

Решению задач воспитания у учащихся интереса к знаниям, самостоятельности, критичности мышления, трудолюбия и добросовестности при обучении химии служат разнообразные методы и организационные формы, как традиционно утвердившиеся в школьной практике, так и нетрадиционные, появившиеся в опыте передовых учителей.

При изучении курса целесообразно использовать исторический подход к раскрытию понятий, законов и теорий, показывая, как возникают и решаются противоречия, как совершаются открытия учеными, каковы их судьбы и жизненные позиции.

        Количество контрольных работ за год – 4

        Количество практических работ за год –  5

        Предпочтительные формы организации учебного процесса: на основе технологий модульного обучения, КСО с применением индивидуального и дифференцированного подхода. Преобладающими формами текущего контроля выступают письменный опрос (разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, тесты) и устный.

  1. Цели и задачи курса.

Цель программы обучения: освоение знаний о химических объектах и процессах природы, способствующих решению глобальных проблем современности.

   

 Задачи:

  1. Освоение знаний о  химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших понятиях, законах, теориях.
  2. Овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов.
  3. Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
  4. Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.
  5. Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

  1. Требования к уровню подготовки выпускников.

Знать:

  1. Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная масса,   относительная молекулярная масса, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электротрицательность, валентность, степень окисления, вещества молекулярного и немолекулярного строения, электролит, неэлектролит, раствор, электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие;
  2. основные законы химии: ЗСМВ, ЗПСВ, ПЗ.
  3. основные теории: ТЭД.
  4. важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная кислоты; щелочи, аммиак;  

Уметь:

  1. Называть вещества по тривиальной и или международной номенклатуре;
  2. определять: валентность и степень окисления элемента, тип химической связи, окислитель и восстановитель;
  3. характеризовать: элементы малых периодов по их положению в ПСХЭ; общие химические свойства классов неорганических соединений;
  4. объяснять: природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
  5. выполнять химический эксперимент на распознавание хорид-ионов, сульфат-ионов, ацетат-ионов, ионов аммония. Определять белки, глюкозу, глицерин по характерным свойствам;
  6. проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников;

Использовать приобретенные знания и умения в практической   деятельности и повседневной жизни:

  1. для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и ан производстве;
  2. определения возможности протекания химических реакций в различных условиях и оценки их последствий;
  3. экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  4. оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  5. безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  6. приготовления растворов с определенной концентрацией в быту и на производстве;
  7. критерии оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.    

4.  Учебно-тематический план

№ раздела / темы

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Лабораторные,
практические занятия, экскурсии и др.

Контрольные занятия

1

 Вводный инструктаж по технике безопасности. Строение атома и Периодический закон Д.И.Менделеева.

 3 часа

 3 часа

 нет

Текущий контроль, самостоятельная работа, КР № 1

2

 Строение вещества

 9часов

 9 часов

 нет

 Текущий контроль, самостоятельная работа, КР № 2

3

Химические реакции

8 часов

8 часов

нет

Текущий контроль, самостоятельная работа, КР № 3

4

Вещества и их свойства

9 часов

9 часов

нет

Текущий контроль, самостоятельная работа, КР №4

5

Химический практикум

5 часов

______________

5часов

ПР № 1-5

Итого

 34 часа

 

 ПР - 5 часов

 КР – 4 часов

5. Содержание программы учебного курса

1.  Вводный инструктаж по технике безопасности.

Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева.

    О с н о в н ы е  с в е д е н и я  о  с т р о е н и и  а т о м а. Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы Д. И. Менделеева (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s- и р-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.
 
П е р и о д и ч е с к и й  з а к о н  Д. И. М е н д е л е е в а  в  с в е т е  у ч е н и я  о  с т р о е н и и  а т о м а. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона.
  Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах).
  Положение водорода в периодической системе. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.


 
2. Строение вещества.

И о н н а я  х и м и ч е с к а я  с в я з ь. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток.
 
К о в а л е н т н а я  х и м и ч е с к а я  с в я з ь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток.

М е т а л л и ч е с к а я  х и м и ч е с к а я  с в я з ь. Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи.

В о д о р о д н а я  х и м и ч е с к а я  с в я з ь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров.

К о м п л е к с н ы е  с о е д и н е н и я.

Г а з о о б р а з н о е  с о с т о я н и е  в е щ е с т в а. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ. Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним. Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание.

Ж и д к о е  с о с т о я н и е  в е щ е с т в а. Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы ее устранения. Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях. Жидкие кристаллы и их применение.

Т в е р д о е  с о с т о я н и е  в е щ е с т в а. Аморфные твердые вещества в природе и в жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества.
 
Д и с п е р с н ы е  с и с т е м ы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсной среды и дисперсионной фазы. Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли. Тонкодисперсные системы: гели и золи.

С о с т а в  в е щ е с т в а  и  с м е с е й. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ. Понятие «доля» и ее разновидности: массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси - доля примесей, доля растворенного вещества в растворе) и объемная. Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного.

  1. Химические реакции

   Р е а к ц и и,  и д у щ и е  б е з  и з м е н е н и я  с о с т а в а  в е щ е с т в. Аллотропия и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль. Изомеры и изомерия.  

Р е а к ц и и,  и д у щ и е  с  и з м е н е н и е м  с о с т а в а  в е щ е с т в. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо- и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических
реакций.
 
С к о р о с т ь  х и м и ч е с к о й  р е а к ц и и. 
Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные. Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования.
   О б р а т и м о с т ь  х и м и ч е с к и х  р е а к ц и й. Необратимые и обратимые химические реакции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Способы смещения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза аммиака или серной кислоты.

 Р о л ь  в о д ы  в  х и м и ч е с к о й  р е а к ц и и. Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации. Химические свойства воды; взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксидами, разложение и образование кристаллогидратов. Реакции гидратации в органической химии.

Г и д р о л и з  о р г а н и ч е с к и х  и  н е о р г а н и ч е с к и х  с о е д и н е н и й. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей. Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке.
   О к и с л и т е л ь н о - в о с с т а н о в и т е л ь н ы е  р е а к ц и и. Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель.
 
Э л е к т р о л и з. Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза.

  1. Вещества и их свойства

   М е т а л л ы. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом. Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии.

    Н е м е т а л л ы. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями).
 
К и с л о т ы  н е о р г а н и ч е с к и е  и  о р г а н и ч е с к и е. Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты.

   О с н о в а н и я  н е о р г а н и ч е с к и е  и  о р г а н и ч е с к и е. Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований.
 
С о л и. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) - малахит (основная соль). Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (II) и (III).

  Г е н е т и ч е с к а я  с в я з ь  м е ж д у  к л а с с а м и  н е о р г а н и ч е с к и х  и  о р г а н и ч е с к и х  с о е д и н е н и й. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии.

5.  Химический практикум

ПР № 1. Получение, собирание и распознавание газов и изучение их свойств.

ПР № 2. Скорость химических реакций.

ПР № 3. Решение экспериментальных задач по неорганической химии.

ПР № 4. Решение экспериментальных задач по органической химии.

ПР № 5. Получение и изучение свойств амфотерных соединений.

6. Календарно-тематическое поурочное планирование

№ п/п

Название раздела

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Дата

План

Факт

1.

Вводный инструктаж по технике безопасности. Строение атома и Периодический закон Д.И.Менделеева. (3 часа)

1.1. Вводный инструктаж по технике безопасности. Атом – сложная частица. Состояние электронов в атоме. Электронные конфигурации атомов химических элементов. Изотопы.

Использование внутри- и межпредметных связей.

Умение пользоваться информацией других источников. Называть и объяснять причины многообразия веществ. Характеризовать структуру таблицы «ПС химических элементов Д.И.Менделеева. Сравнивать электронное строение атомов элементов малых и больших периодов. Определять понятия по теме. Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям. Готовить презентации по теме.

1.2. ПЗ и ПС химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома.

1.3. К.Р. № 1 по теме: «Строение атома и Периодический закон Д.И.Менделеева»

2.

Строение вещества.

(9 часов)

2.1. Химическая связь. Единая природа химической связи.

Использование внутри- и межпредметных связей.

Умение пользоваться информацией других источников (справочные таблицы). Определять понятия по теме. Описывать строение комплексных соединений. Составлять схемы, таблицы, опорные конспекты, алгоритмы. Выполнять расчеты по уравнениям реакции. Использовать алгоритмы при решении задач.

2.2. Свойства ковалентной связи.

2.3. Дисперсные системы.

2.4. Комплексные соединения.

2.5.-2.7. Состав вещества и смесей. Решение задач

2.8. Обобщение знаний по теме: «Строение вещества»

2.8.  КР № 2 по теме: «Строение вещества»

3.

Химические реакции.

(8 часов)

3.1.Классификация химических реакций в органической и неорганической химии.

Использование внутри- и межпредметных связей.

Умение пользоваться информацией других источников.

Описывать процессы, происходящие при растворении в воде. Объяснять: процессы, протекающие  при электролизе расплавов и растворов, условия течения реакций в растворах и расплавов электролитов до конца, условияЮ влияющие на положение химического равновесия, условия, влияющие на скорость химической реакции. Проводить расчеты по уравнениям химических реакций. Записывать уравнения окислительно-восстановительных реакций и реакций ионного обмена. Составлять классификационные схемы, сравнительные и обобщающие таблицы, опорные конспекты.

3.2. Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции.

3.3.Обратимость химических реакций. Химическое равновесие.

3.4. Реакции ионного обмена.

3.5.Гидролиз.

3.6.Окислительно-восстановительные реакции.

3.7.Электролиз.

3.8.КР № 3 по теме: «Химические реакции»

4.

 Вещества и их свойства (9 часов)

4.1.Классификация неорганических и органических соединений.

Использование внутри- и межпредметных связей.

Умение пользоваться информацией других источников.

Обобщать и делать выводы о закономерностях изменений свойств металлов и неметаллов  в периодах и группах ПС. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов. Объяснять взаимосвязи между нахождением в природе, свойствами, биологической ролью и областями применения изучаемых веществ.

Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями. Проводить расчеты по уравнениям химических реакций. Составлять классификационные схемы, сравнительные и обобщающие таблицы, опорные конспекты.

4.2.Металлы. Коррозия металлов

4.3.Неметаллы.

4.4.Кислоты органические и неорганические.

4.5.Основания органические и неорганические.

4.6.Амфотерные органические и неорганические соединения.

4.7.Соли.

4.8. Обобщение знаний по теме: «Вещества и их свойства»

4.9. КР № 4 по теме: «Вещества и их свойства»

5.

Химический практикум по неорганической химии (5 часов)

5.1. ПР №1. Получение, собирание и распознавание газов и изучение их свойств.

Соблюдать правила ТБ.

Участвовать в проблемно-поисковой деятельности. Наблюдать, сравнивать, описывать, анализировать и делать выводы.

5.2. ПР №2. Скорость химических реакций.

5.3. ПР №3. Решение экспериментальных задач по неорганической химии.

5.4. ПР №4. Решение экспериментальных задач по органической химии.

5.5. ПР №5. Получение и изучение свойств амфотерных соединений.

  1. Учебно-методическое обеспечение

1.Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2006-2009.

2.Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. Учреждений /О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2009. Габриелян 3.О.С., Яшукова А.В. Химия. 11 кл. Базовый уровень: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2005.

4.Габриелян О.С. Химия: Учебное пособие для 11 кл. сред. шк. – М.: Блик плюс, 2000.

5.Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 кл.: Методическое пособие. М.: Дрофа, 2002-2004.

6.Габриелян О.С., Лысова Г.Г.,Введенская А.Г. Настольная книга учителя. Химия 11 кл.: В 2 ч. – М.: Дрофа, 2003-2004.

7.Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 кл. – М.: Дрофа, 2003.

8.Химия. 11 кл.: Контрольные и проверочные  работык учебнику О.С. Габриеляна, Г.Г. Лысовой «Химия. 11» /О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2004.

9.Габриелян О.С. Методическое пособие для учителя. Химия. 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа предпрофильного курса "Химия и человек" 5 класс

Данный курс предусматривает небольшое, доступное для обучающихся 5 класса, ознакомление с основными вопросами начального курса химии....

Рабочая программа 2 вида и КТП по элективному курсу "Химия и экология" для 10, 11 классов

Вооружение учащихся знаниями о некоторых веществах, которые нас окружают.Развитие чувства гордости за человека, познающего мир.Воспитание внутренней мотивации учения, повышение интереса к познанию мир...

Рабочая программа по химии на основе авторской программы О.С. Габриеляна при нагрузке 3 часа в 8 классе и 2 часа в 9 классе основной общеобразовательной школы

Данная программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийных приложений, которые можно использовать на уроках, а также рабочие программы для 8 и 9 классов (при нагрузке 3+2 часа). Оформлен...

Рабочая программа по курсу дополнительных образовательных услуг "Физика и химия вокруг нас" 8 класс

Данная программа является курсом, позволяющим развивать навыки творческого подхода к изучению школьных предметов «Физика» и «Химия».Основная задача курса – формировать представления о явлениях и закон...

Программа предпрофильного курса: "Химия и экология", 8 класс

Программа предпрофильного курса: "Химия и экология", 8 класс...

Рабочая программа по химии 11 класса (базовый уровень) (2 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)

рабочая программа разработана для общеобразовательных школ , изучение химии ведётся на базовом уровне, 2 часа в неделю( 1 час по учебному плану+1 час из школьного компонета)...

Адаптированная рабочая программа ООО обучающихся с ЗПР по учебному курсу "Химия" 8-9 классы

Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в воспитание и развитие обучающихся; она призвана вооружить их основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент дл...