Главные вкладки

    Программа предпрофильного курса "Химия и человек" 5 класс
    рабочая программа по химии (5 класс) по теме

    Афанасьева Маргарита Николаевна

     

    Данный курс предусматривает небольшое, доступное для обучающихся 5 класса, ознакомление с основными вопросами начального курса химии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл himiya_i_chelovek-5_klass.docx20.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    Афанасьева М. Н.

    Общеобразовательная программа предпрофильного курса

    «Химия и человек» (5 класс)

    Пояснительная записка

    Данный курс предусматривает небольшое, доступное для обучающихся 5 класса, ознакомление с основными вопросами начального курса химии.

    Каждое занятие связано с овладением какого-либо практического навыка безопасной работы с веществом и приобретением новых полезных в жизни сведений о веществах. Чем раньше ребята войдут  в огромный увлекательный мир химии, тем быстрее они смогут стать самостоятельными, инициативными, творческими работниками. В современных условиях объём знаний резко и быстро возрастает, поэтому необходимо прививать обучающимся умение самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в потоке информации, побуждать интерес и привычку к постоянному расширению кругозора. Все это в большой мере относится и к химическому образованию детей.

    В наш век бурного развития пограничных научных дисциплин особенно важно, что такая работа создает большие возможности для раскрытия межпредметных связей, особенно с физикой, экологией, географией и биологией, в развитии которых огромная роль принадлежит химии. Это способствует выработке подлинно научного мировоззрения.

    Учебно – воспитательные задачи курса:

    1. Развитие устойчивого интереса к курсу химии;
    2. Ознакомление с первоначальными химическими сведениями (основными понятиями химии, химической символикой, важнейшими веществами, их свойствами, основами химического производства);
    3. Отработка простейших экспериментальных умений, необходимых для проведения практических работ (формирование умений обращаться с химическими веществами, простейшими приборами, оборудованием, соблюдать правила техники безопасности);
    4. Формирование умений организовать свой учебный труд, соблюдать правила работы в классе, на рабочем месте.

                Методы и приемы работы:

    1. сенсорное восприятие (лекции, просмотр видеофильмов, СД);
    1. практические (лабораторные работы, эксперименты);
    2. коммуникативные (дискуссии, беседы, ролевые игры).

    Тематическое планирование

    (1 час в неделю, всего 32 часа)

    Тема 1. Введение (3 часа)

    Природа. Живая и неживая природа. Явления природы. Как человек преобразует природу.

    Тела и вещества.

    Научные методы: наблюдение, опыт, теория. Лабораторное оборудование. Измерительные приборы.

    Лабораторная работа № 1 «Определение размеров тела».

    Тема 2. Тела и вещества (10 часов)

    Форма, объем, цвет, запах.

    Состояние вещества: твердые тела, жидкости, газы. Наблюдение различных состояний тел.

    Строение вещества: молекулы, атомы, ионы.

    Строение атома: электроны, протоны, нейтроны.

    Химические элементы. Периодический закон и Периодическая система Д. И. Менделеева.

    Вещества простые и сложные.

    Кислород. Фотосинтез.

    Водород.

    Вода. Три состояния воды.

    Растворы и взвеси. Растворитель. Растворенное вещество. Истинный раствор. Взвеси.

    Лабораторные работы :

    № 2 – «Наблюдение различных физических тел»

    № 3 – «Наблюдение различных состояний вещества»

    № 4 – «Наблюдение делимости вещества»

    № 5 – «Наблюдение горения»

    № 6 – «Разделение растворимых и нерастворимых веществ фильтрованием».

    Тема 3. Химические явления (8 часов)

    Химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций.

    Реакции соединения и разложения.

    Оксиды. Негашеная известь, кремнезем, углекислый газ.

    Кислоты. Основания. Индикатор.

    Соли. Поваренная соль. Питьевая сода. Перманганат калия. Гипс.

    Белки. Жиры. Углеводы. Фотосинтез. Глюкоза. Сахароза. Крахмал. Целлюлоза.

    Природный газ и нефть. Продукты переработки нефти.

    Лабораторные работы:

    № 7 – «Наблюдение физических и химических явлений»

    № 8 – Действие кислот и оснований на индикаторы»

    № 9 –«Распознавание крахмала»

    Тема 4. Земля – место обитания человека (10 часов)

    Материалы для современной техники. Искусственные кристаллы. Кристаллы – полупроводники. Лазеры.

    Полимеры. Полиэтилен. Полихлорвинил. Полистирол.

    Химические волокна: искусственные (вискоза, ацетат), синтетические (капрон, лавсан, нейлон).

    Каучук.  Натуральный каучук. Вулканизация каучука. Резина. Эбонит. С. В. Лебедев.

    Загрязнение окружающей среды.

    Наука и безопасность людей.

    Контроль за состоянием атмосферы.

    Экономия ресурсов. Экологически чистые способы производства.

    Использование новых технологий.

    Лабораторные работы:

    № 10 – «Изменение формы полиэтилена при нагревании»

    № 11 – «Распознавание природных и химических волокон»

    Заключение.

    п\п

    Тема раздела

    Количество часов

    Теоретическая часть

    Практическая часть

    1

    Введение

    3

    2

    1

    2

    Тела и вещества

    10

    5

    5

    3

    Химические явления

    8

    5

    3

    4

    Земля – место обитания человека

    10

    8

    2

    5

    Заключение

    1

    1

    -

    Итого

    32

    21

    11

    Поурочное планирование курса

    Введение (3 часа)

    1. Природа.
    2. Тела и вещества
    3. Научные методы. Лабораторная работа № 1.

    Тела и вещества (10 часов)

    1. Форма, объем, цвет и запах. Лабораторная работа № 2.
    2. Состояние вещества. Лабораторная работа № 3.
    3. Строение вещества. Лабораторная работа № 4.
    4. Строение атома.
    5. Химические элементы.
    6. Вещества простые и сложные.
    7. Кислород. Лабораторная работа № 5.
    8. Водород.
    9. Вода.
    10. Растворы и взвеси. Лабораторная работа № 6.

    Химические явления (8 часов)

    1. Химические явления. Лабораторная работа № 7.
    2. Реакции соединения и разложения.
    3. Кислоты и основания. Лабораторная работа № 8.
    4. Соли.
    5. Белки.
    6. Жиры.
    7. Углеводы. Крахмал. Лабораторная работа № 9.
    8. Природный газ и нефть.

    Земля – место обитания человека (10 часов)

    1. Материалы для современной техники.
    2. Искусственные кристаллы.
    3. Полимеры. Лабораторная работа № 10.
    4. Химические волокна. Лабораторная работа № 11.
    5. Каучук и резина.
    6. Загрязнение окружающей среды.
    7. Наука и безопасность людей.
    8. Контроль за состоянием атмосферы.
    9. Экономия ресурсов.
    10.  Использование новых технологий.

    Заключение (1 час)

    ЛИТЕРАТУРА:

    1. Гуревич А. Е., Исаев Д. А., Понтак Л. С.  Физика. Химия.  5 – 6 классы, учебник для общеобразовательных учебных заведений, 2 – е изд., Москва, Дрофа, 2004  г.
    2. Ефимовский Е. С. След колесницы (истории в стихах), Ленинград, Детская литература, 1988 г.
    3. Энциклопедический словарь юного химика (сост. Крицман В. В., Станцо Д. В.), Москва, Педагогика, 1990 г.
    4. Энциклопедия для детей, том 17, Химия, Москва, Аванта+, 2003 г.
    5. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Химия (авт. – сост. Л. А. Савина), Москва, АСТ – ЛТД, 1998 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа предпрофильного курса по английскому языку в 9 классах «Гид-переводчик»

    Программа содержит пояснительную записку, указывает цели и задачи курса, обозначает формы контроля, раскрывает содержание курса с подробным тематическим планированием  13 занятий, определяет план...

    Программа предпрофильной подготовки для 7-8 класса

    Программа предпрофильной подготовки для обучающихся 7-8 классов.При изучении данной программы  акцент следует делать не столько на приобретении дополнительной суммы знаний по физике, сколько на р...

    Программа предпрофильного элективного курса. Портфолио ученика 9 класса

    Предполагаемый курс представляет структуру и технологию составления портфолио, его примерное содержание, формы организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся. Курс рассчитан на 8 час...

    Программа элективного курса для предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса «Физика в медицине»

    Элективный курс ориентирован на учащихся 9-х классов средних общеобразовательных школ. В курсе выявляется связь между физикой, биологией и медициной....

    Программа предпрофильного курса "История химии" (6-7 классы)

    Главная цель курса состоит не в том, чтобы обучающиеся узнали о бесчисленном количестве мелких фактов из истории химии, а в том, чтобы у них пробудилось историческое мышление и как следствие это...

    программа предпрофильная подготовка для 9 класса "Я и моя будущая профессия"

    Программа  предпрофильной подготовки   «Я и моя будущая профессия» целенаправлена для учащихся 9 класса.   Программа предназначена для проведения элективного курса...