Программа предпрофильного элективного курса. Портфолио ученика 9 класса
элективный курс (9 класс) по теме

Предполагаемый курс представляет структуру и технологию составления портфолио, его примерное содержание, формы организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся.
Курс рассчитан на 8 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portfolio_uchenika_9_klassa.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Большемурашкинская СОШ

Нижегородской области

Программа предпрофильного

элективного курса

по теме

«Портфолио ученика 9 класса»

                                                 Автор: Иванова Эльвира Леонидовна,

                                                                        учитель английского языка

                                                                        высшей категории

декабрь, 2008 г.

 Пояснительная записка.

В рамках осуществления модернизации российского образования на старшей ступени общего среднего образования предпрофильная подготовка учащихся 9х классов, а именно технология составления портфолио является наиболее актуальной в связи с тем, что при зачислении в профильные классы портфолио является тем документом, который наиболее полно отражает достижения обучающегося.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи, поддерживать высокую учебную мотивацию школьников, поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения, развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся, формировать умение учиться ставит цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Введение портфолио может повысить образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, а это сделает более достоверным и ответственным выбор дальнейшего направления и формы обучения со стороны старшеклассников. В эксперименте по предпрофильной подготовке предлагается использовать портфолио в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников основной школы наряду с результатами итоговой аттестации.

Предполагаемый курс представляет структуру и технологию составления портфолио, его примерное содержание, формы организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся.

Курс рассчитан на 8 часов.

Цели курса:

  1. Создать образовательное пространство, способствующее личностному и профессиональному самоопределению девятиклассников.
  2. Оказать учащимся помощь в снятии комплексов низкой самооценки, научить их презентовать свои достижения.

Задачи обучения:

  1. Знакомить обучающихся с понятием «портфолио», его структурой.
  2. Знакомить обучающихся с примерным содержанием портфолио, с перечнем документов, входящих в портфолио.
  3. Учит оформлять творческие  работы.
  4. Учить ставить цели, анализировать свою работу.

Сроки реализации программы:

  1. Первый этап (декабрь) – посещение курса по технологии составления портфолио с целью овладения теоретическими знаниями (8 часов).

Роль учителя: организовать занятия с учащимися в удобное им время (после уроков).

Роль ученика: посетить занятия, выполнить ряд заданий (купить папку, оформить титульный лист, написать самоанализ на начало года, автобиографию.

  1. Вторий этап (январь, февраль, март) – робота с рабочим портфолио (сбор материала для портфолио).

Роль учителя: создавать условия для сбора материалов, оказывать методическую помощь учащимся и их родителям.

Роль ученика: составить перечень творческих работ, грамот, оформить работы в соответствии с требованиями при необходимости, принимать активое участие в олимпиадах, конкурсах и т. д. Посещение предметных элективных курсов.

  1. Третий этап (апрель, май) – подготовка портфолио для презентации (распределение работ по разделам, подготовка защиты.

Роль учителя: назначать консультации по подготовке презентации портфолио, уточнить критерии их оценивания , создать комиссию для оценки презентации портфолио.

Роль ученика: выбрать лучшие работы, оформить портфолио в соответствии с требованиями, подготовить компьютерную или устную презентацию.

Основные принципы отбора и структурирования материала:

- возрастные особенности учащихся;

- учет их интересов и возможностей;

- учет сроков реализации программы.

Методы, формы обучения:

- урочная форма;

- консультации;

- самостоятельная работа;

- проектная работа;

- презентация.

Предполагаемые результаты:

1.Учащиеся будут иметь представление о портфолио ученика и о портфолио в целом.

2.Учащиеся приобретут навыки работы с документами, позволяющими оценить их достижения в определенной области, за определенный промежуток времени.

3.Учащиеся будут иметь возможность самостоятельно решать  такие вопросы как правильно распределять время на дополнительные задания, написать автобиографию, самоанализ, подготовить презентацию и т. д.

Оценивание результатов:

1.Промежуточное оценивание портфолио после каждого этапа.

2.Презентация портфолио в конце учебного года.

Учебно-тематический план

Номер

Название темы

Количество часов

1.

Что такое портфолио?

1час

2.

Структура портфолио. Примерный перечень разделов и работ, входящих в портфолио.

1 час

3.

Типы портфолио. Какой тип выбрать?

1час

4.

Примерный перечень творческих рабо, входящих в раздел «Портфолио работ».

1 час

5.

Работа с разделом «Мой портрет»

1 час

6.

Оформление творческих работ

1 час

7.

Презентация портфолио

1 час

    8.

Публичное выступление

1 час

Содержание изучаемого курса

Тема 1. Что такое портфолио?

 Портфолио: понятие и цели его составления. Портфолио как портфель достижений. История возникновения портфолио. Портфолио ученика 9 класса. Порядок работы с портфолио в 9 классе.

Тема 2. Структура портфолио, примерный перечень разделов и документов, входящих в портфолио.

Титульный лист.

Раздел «Мой портрет».Раздел документов. Раздел творческих работ.

Курсы по выбору. Раздел отзывов и рекомендаций. Раздел «Копилка».

Презентация.

Тема 3. Типы портфолио, какой тип выбрать?

Портфолио документаций. Портфолио работ. Портфолио отзывов. Комплексный портфолио. Портфолио рабочий (процесса). Портфолио показательный.

Тема 4. Примерный перечень творческих работ, входящих в раздел «Портфолио работ».

Проекты. Рефераты. Исследовательские работы. Участие в научных конференциях. Занятия в дополнительных учреждениях. Зачетный лист посещенных элективных курсов. Перечень представленных творческих работ. Участие в школьных праздниках и мероприятиях.

Тема 5. Работа с разделом «Мой портрет».

Схема самоанализа на начало года. Рекомендации по написанию автобиографии. План написания автобиографии. Результаты психологических диагностик.

Тема 6. Оформление творческих работ.

Как работать над рефератом. Рекомендации по оформлению творческого проекта. Учебно-исследовательская работа учащихся. Примерный перечень тем для творческих работ по предметам.

Тема 7. Презентация портфолио.

Формы презентации. Примерный план презентации портфолио. Критерии оценивания презентации.

 

Тема 8. Публичное выступление.

О требованиях к устному выступлению. Отражение собственной позиции ученика относительно представленных работ. Логика рассуждения. Культура речи. Самоанализ.

Методические рекомендации:

Данный курс предполагает организацию классно-урочной фомы занятий (8 часов) и внеурочной формы (остальная часть времени).

При классно-урочной форме занятий можно использовать:

- мозговой штурм;

- лекции;

- групповую  работу;

- беседы;

- диспуты;

Внеурочная форма предполагает самостоятельную работу учащихся по созданию портфолио. Учащимся необходимы такие умения как:

-  планировать самостоятельную деятельность;

-  применять полученные знания;

-  пользоваться опорными схемами, планом, рекомендациями;

-  сотрудничать с учителями, родителями, одноклассниками.

Литература:

1. Портфолио ученика средней школы / авт.- сост. И.Г. Юдина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 223 с.

Приложения

по темам

Приложение 1

Что такое портфолио ученика?

Портфолио учащегося – это папка достижений учащегося.

Портфолио – это –

- коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс или достижения в определённой области;

- рабочая файловая папка, содержащая многогранную информацию, которая демонстрирует приобретённый опыт и достижения учащихся.

Цели составления портфолио:

- самооценка результатов деятельности;

- отслеживание прогресса в учёбе;

- самопрезентация;

- определение дальнейшего образовательного маршрута.

Порядок работы с портфолио в 9 классе:

- купить папку с файлами или привести в порядок рабочую папку, которую ты уже ведёшь;

- оформить титульный лист;

- написать самоанализ на начало учебного года;

- написать автобиографию по схеме;

- выбрать тип портфолио;

 

- озаглавить разделы;

- собрать рабочий портфолио;

 

- распределить содержимое по разделам;

- написать самоанализ на конец года;

- подготовить презентацию.

Приложение 2

Структура портфолио (к теме 2):

1.Титульный лист.

2. Содержание.

3.Раздел «Мой портрет»:

- самоанализ на начало года по схеме;

- результаты психологической диагностики;

- автобиография.

4.Раздел «Официальные документы»:

- сертификаты;

- дипломы;

- грамоты;

- благодарственные письма;

(могут быть их копии).

5.Раздел «Творческие работы, курсы по выбору»:

- портфолио работ (проекты, рефераты, исследовательские работы и т. д.);

- зачетный лист посещенных элективных курсов;

- перечень представленных творческих работ;

- участие в школьных праздниках и мероприятиях.

6.Раздел «Отзывы и рекомендации»:

- заключения о качестве выполненных работ;

- рецензии;

- отзывы;

- резюме с оценкой собственных учебных достижений;

- характеристики;

- самоанализ по итогам года.

7.Раздел «копилка»:

- памятки;

- инструкции;

- полезная информация.

8.Презентация портфолио.

Приложение 3

Типы портфолио (к теме 3):

По объёму информации различают:

- портфолио документов;

- портфолио работ;

- портфолио отзывов;

- комплексный портфолио.

В свою очередь комплексный портфолио может быть 4 видов:

- портфолио документов + портфолио работ;

- портфолио документов + портфолио отзывов;

- портфолио работ + портфолио отзывов;

- портфолио документов + портфолио работ + портфолио отзывов, который является самым полным и предпочитаемым.

По качеству содержания:

- портфолио процесса (рабочий);

- портфолио показательный, который используется для суммирования мастерства, полученного за определенный период. Сюда включаются лучшие работы учащихся, отобранные самими учащимися, так и учителями. Обязательно должен быт письменный анализ.

Приложение 4

Примерный перечень творческих работ, входящих в портфолио (к теме 4).

Все творческие работы учащихся могут быть объединены в раздел «Портфолио работ». Данный раздел включает в себя работы, выполненные как в урочное, так и во внеурочное время в течение 2 лет.

Портфолио работ может включать в себя:

- проектные работы (тема проекта, описание работы, текста работы в печатном виде);

- исследовательские работы и рефераты с указанием использованной литературы;

- техническое творчество: (модели, макеты, краткое описание конкретной работы);

- работы по искусству (дается перечень работ, фиксируется участие в выставках, концертах);

- различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая (фиксируется вид практики, место её прохождения, продолжительность);

- занятия в учреждениях дополнительного образования (указывается название учреждения, продолжительность занятий и их результаты);

- участие в олимпиадах и конкурсах;

- участие в научных конференциях (указывается тема мероприятия, название проводившей организации и форма участия в нем ученика);

- спортивные достижения (делается запись об участии в соревнованиях, наличие спортивного разряда).

Материалы, представленные в этом разделе, дают широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки.

В портфолио работ также прилагается зачетный лист посещенных элективных курсов, который заполняется в течение года по мере посещения элективных курсов:

Название курса

Количество часов

Ориентир на профиль

Подпись учителя

1.

Портфолио

8 часов

Иванова Э.Л.

2.

Курсы по психологии

20 часов

Краёва И.Н.

3.

Курсы по математике

Приложение 5

Раздел «Мой портрет» (к теме 5)

Данный раздел включает в себя информацию о владельце портфолио, самоанализ, результаты психологических диагностик, автобиографию.

Схема анализа на начало года (9 класс):

1.Дата работы…

2.ФИО …

3.Самые значительные события моей жизни, определяющие мое будущее…

4.Мне нравится заниматься…

5.В будущем я хотел бы добиться…

6.Мне интересны профили…

7.Чтобы учиться на интересующем мне профиле у меня есть следующие способности и личные качества, знания, умения…

8.Для обучения по интересующему меня профилю мне не хватает…

9.Мои образовательные планы на год:

Чего хочу добиться?                          Что собираюсь для этого сделать?

  1. 1.
  2. 2
  3. 3

Рекомендации по написанию автобиографии:

Автобиография начинается со слов «Я, ФИО…». Далее информация о себе излагается в свободной форме, но при этом следует учесть несколько требований:

- автобиография должна быть немногословной, но вместе с тем развернутой, отражающей основные события вашей жизни;

- важно, чтобы информация, указанная в автобиографии, помогала вам представить свою жизнь в максимально выгодном свете, не искажая при этом реальных фактов и событий;

- при описании конкретных событий из вашей жизни не забудьте указать ваше отношение к ним и, что более важно, аналитические выводы;

- текст автобиографии должны быть максимально удобными для чтения.

Автобиография  должна быть подписана и датирована. Если она занимает несколько листов, то подписывается каждый лист.

План написания автобиографии:

ФИО…

Родился (лась) (день, месяц, год, место рождения)…

Образование (класс)…

Информация о родителях, семье...

1.Дошкольное детство:

- чем увлекался в дошкольном возрасте, ходил ли в детский сад;

- любимые игрушки (были);

- детские мечты, желания.

2. Школьная жизнь:

- первое впечатление о школе;

- самое яркое событие, связанное со школой;

- кем я хотел быть в 7-9 лет и почему;

- моя первая награда (какая награда и за что, впечатления);

- человек, оказавший на меня большое влияние;

- переломный момент в моей жизни (краткое описание);

- отношение с родителями в детстве и в настоящий момент;

- взаимоотношения с друзьями, ровесниками и другими людьми.

3.Отношение к профильному обучению:

- интересы, любимые занятия;

- над чем мне необходимо работать: личностные качества, знания;

- предметы, которые мне нужны для овладения профессией;

- мои успехи по этим предметам (олимпиады, творческие работы, рефераты);

(Данная автобиография рассматривается как документ к портфолио, поэтому, отвечая на вопросы, используйте не односложные предложения, а распространенные.)

Приложение 6

Как работать над рефератом:

1.Выбор темы.

2.Постановка цели.

3.Составление плана.

4.Сбор информации.

5.Переработка (изучение) информации.

6.Систематизация информации.

7.Обобщение (выводы, заключение).

Как оформить реферат:

- титульный лист должен содержать название, ФИ ученика, класс, номер школы, учебный год;

- введение, разделы (параграфы) и заключение должны быть выделены;

- если ты хочешь проиллюстрировать свою работу рисунками, схемами, фотографиями, помести их в конце в качестве пронумерованных приложений (в тексте в соответствующем месте в скобках укажи номер приложения);

- в конце работы не забудь поместить список литературы, по каждому произведению укажи: ФИО автора, название книги, издательство, год издания.

Рекомендации по оформлению творческого проекта:

1.Тема проекта…………

2.Руководитель проекта………

3.ФИО учащегося (школа, класс)……..

4.Учебный год………

5.Способ подготовки и защиты проекта:

- индивидуальный;

- групповой.

6.Формы защиты проекта:

- реферат;

- презентация;

- экспонат, модель;

- ролевая игра;

- сочинение;

- сценическая деятельность;

- устный журнал;

- доклад;

- рекламный проспект;

- художественное произведение и т.д.

7.Основной метод проекта:

- исследовательский;

- творческий;

- информационный;

- игровой;

- практико-ориентированный.

8.Проблема проекта…..

9.задача проекта.....

10.Перечень литературы и других учебных материалов, использованных при подготовке проекта…..

Приложение 7

Примерный план презентации портфолио.

1. Информация о владельце портфолио:

  1. ФИО
  2. Дата рождения
  3. Школа, класс
  4. Интересы, любимые занятия, предметы
  5. Успеваемость
  6. Кем хотел бы стать в будущем

2. Почему решил принять участие в эксперименте (по предпрофильной подготовке):

  1. Изучить себя
  2. Собрать портфолио
  3. Посетить элективные курсы.

3. Период, за который представлены документы в портфолио.

4. Какие разделы и документы включает ваша индивидуальная папка.

5. Какую творческую работу ты представил после окончания элективных курсов.

6. Можешь ли ты назвать элективные курсы полезными?..

7. Что стало самым значительным и запоминающимся для тебя в этом учебном году?

8. Какой профиль для тебя на сегодняшний день является наиболее предпочтительным?

9. Можешь ли ты сказать, что портфолио необходимо ученику?

10. С какими трудностями ты встречался, участвуя в эксперименте?

11.Что бы ты хотел пожелать руководителям курсов?

Критерии оценивания портфолио:

  1. Внешний вид портфолио
  2. Насколько аккуратно и логично организован материал в портфолио.
  3. Отражение собственной позиции ученика относительно работ.
  4. Умение пользоваться планом презентации.
  5. Насколько самостоятельно ученик создал свой портфолио.
  6. Логика рассуждения, культура речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса для 6 класса основы естествознания

по программе работаю 2-ой год, она помогает детям определиться с выбором дальнейшего профиля обучения. Ориентирована на привлечение детей к изучению предметов естественнонаучного цикла....

Лигвистическая характеристика публицистического стиля (элективный курс 10-11 класс)

Методическая разработка. Предназначена для углубленного изучения публицистического стиля. в частности, в ней отражены: сфера использования, языковые приметы. Что касается последнего, язык стиля изучае...

Рабочая программа по элективному курсу для 8 класса "Бизнес- курс за школьной партой"

Рабочая программа с календарно -темтическим планированием по элективному курсу для 8 класса  "Бизнес-курс за школьной партой"  в рамках предпрофильной подготовки....

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Элективный курс, для 11 классов "Вводный курс делового письма"

Данная программа разработана в соответствии с федеральным базисным учебным планом. Согласно государственному стандарту общего образования, преподавание иностранного языка представлено на двух уровнях:...

Элективный курс в 10 классе в 9 классе Подготовка г ОГЭ

Электив в 10 классе "Решение нестандартный задач по математике"...