Конспект урока "Основания" и презентация
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Филиппова Алена Евгеньевна

Конспект урока и презентация "Основания"  ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovaniya_ispr.docx28.74 КБ
Файл osnovaniya_praktika.pptx1.9 МБ

Предварительный просмотр:

План конспект урока по теме «Основания»

 Дата проведения-

Цель урока:  учащиеся должны усвоить новые понятия – «основания», классификация оснований (по растворимости в воде и по кислотности) ,учащиеся должны усвоить химические свойства щелочей и нерастворимых оснований.

Задачи:

Обучающие

  • учащиеся должны усвоить понятия основания, признаки классификации (по растворимости и по кислотности), научиться различать по классам;
  • познакомиться с физическими свойствами оснований, формами нахождения в природе и лаборатории, изучить химические свойства оснований (изменение окраски индикаторов, взаимодействие с кислотами, с кислотными оксидами, с солями, разложения);

Развивающие –

  • развивать коммуникативные умения, в процессе работы в микрогруппах;
  • развивать логику мышления обучающихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, делать выводы в процессе изучения классификаций оснований и химических свойств щелочей и нерастворимых оснований.

Воспитательные 

  • воспитание потребности в овладении специальными знаниями, умениями и навыками при изучении свойств оснований, способов получения оснований.

Тип урока: изучение нового материала

Методы: словесно-наглядный с применением игровых технологий

Оборудование:  мультимедийная установка, доска, мел, штатив с пробирками, индикаторы – фетолфталеин, лакмус, метилоранж, р-р NaOH , Fe(OH)2 ,Ca(OH)2 , серная кислота, сульфат меди (II)

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала

SO2, Cu(OH)2, Na2O, NaOH, Al(OH)3, CaO, SiO2

Вопрос:  Распределите вещества на группы по определенному признаку (2 у доски, остальные в парах)

По каким признакам вы распределите вещества?

Какие оксиды относятся основные?

Какие оксиды относятся к кислотным?

Запишите уравнения реакций взаимодействия оксидов с водой

  1. Состав оснований

Вопрос:  что общего между веществами?

какие это вещества по составу?

из чего состоят эти вещества?

что стоит перед гидроксогруппой?

дайте определение понятию основание.

чем формулы этих веществ отличаются друг от друга?

можно ли по формуле вещества определить валентность металла?

определите валентность металлов

, Cu(OH)2,  NaOH, Al(OH)3

  1. Номенклатура оснований

Вопрос: дайте названия основаниям

строим справа налево, начиная с гидроксогруппы, у переменных металлов указываем валентность.

3 ) Классификация оснований

а) по кислотности

Вопрос: По какому признаку основания разделены по группам?

Как можно назвать эти группы?

б) по основности

эксперимент (KOH, Cu(OH)2)

Вопрос :  на какие группы мы разделим основания по растворимости?

перечислите названия атомов щелочных и щелочноземельных металлов

почему щелочи называются именно так? (раньше девушки мыли волосы «раствором золы», его называли «щелок», он был мылкий на ощупь)

какие тривиальные названия оснований вы знаете?

выберите формулы нерастворимых оснований

  1. Применение оснований
  2. Получение оснований

Вопрос: какие способы получения оснований вы можете назвать?

Взаимодействием активного металла с водой

2Na + 2Н2О → 2NaОН + Н2↑

Взаимодействием основных оксидов с водой

CaО + Н2О → Ca(ОН)2

Как получают нерастворимые основания?

Нерастворимые основания получают действием щелочей на соли:

CuCl2 + NaOH → Cu(OH)2↓ + 2NaCl

  1. Химические свойтсва

а) с индикаторами

растворимых оснований (щелочей )

Взаимодействует ли с кислотами?

б)Взаимодействие с кислотами (опыт)

2NaОН  +  Н2SO4  =  Na2SO4  + 2Н2О

Ф/ф         Что наблюдаете?

Взаимодействует ли с кислотными оксидами?

в) с кислотными оксидами (опыт)

Ca(OH)2 + CO2 → CaCO3 + H2O

Что наблюдаете?

Взаимодействует ли с солями?

г) с солями (опыт)

2NaOH+CuCl2Cu(OH)2 +2NaCl

Что наблюдаете?

Что происходит с основанием при нагревании?

д)  Разлагается при нагревании

LiOH-Li2O+H2O

нерастворимых оснований :

Взаимодействует ли с кислотами?

б)Взаимодействие с кислотами (опыт)

Сu(OH)2+H2SO4CuSO4+H2O

Что наблюдаете?

Взаимодействует ли с кислотными оксидами?

в) с кислотными оксидами

Сu(OH)2+СO2-/

Что наблюдаете?

Взаимодействует ли с солями?

г) с солями (опыт)

Сu(OH)2+Na2CO3-/

Что наблюдаете?

Что происходит с основанием при нагревании?

д)  Разлагается при нагревании (опыт)

Cu(OH)2=CuO+H2O

2Fe(OH)3=Fe2O3+3H2O

V. Закрепление изученного материала.

слайд


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

CaO SiO 2 Распределите вещества на группы SO 2 Cu(OH) 2 Na 2 O NaOH CO 2 Al(OH) 3

Слайд 2

Cu(OH) 2 NaOH Al(OH) 3 Ме + n (ОН) n

Слайд 3

KOH LiOH Al(OH) 3 Fe(OH) 2 Fe(OH) 3 Cu(OH) Cu(OH) 2 Дайте названия веществ

Слайд 4

Классификация оснований NaOH KOH LiOH С sOH Cu(OH) 2 Ba(OH) 2 Pb(OH) 2 Fe(OH) 2 ? ? Al(OH ) 3 Fe(OH) 3 Cr(OH) 3 однокислотные двухкислотные трехкислотные

Слайд 5

Классификация оснований По растворимости растворимые нерастворимые Образованы щелочными и щелочноземельными металлами Образованы остальными металлами

Слайд 7

Гидроксид кальция Ca (OH) ₂ (гашеная известь)

Слайд 8

Гидроксид калия KOH (едкое кали)

Слайд 9

Гидроксид натрия NaOH (натр едкий, каустическая сода )

Слайд 10

NaOH Mn (OH) 2 Zn(OH) 2 Выберите растворимые основания CsOH Sn (OH) 2 RbOH

Слайд 11

Применение оснований основания Аккумуляторы ( LiOH , KOH) Очистка нефти ( NaOH ) Текстильная промышленность ( NaOH ) Сельское хозяйство Ca (OH) 2 Строительство Ca (OH) 2 Производство мыла NaOH Химическая промышленность ( NaOH )

Слайд 12

Правила безопасности Едкое вещество—щелочь! Разрушает и раздражает кожу, слизистые оболочки. Попавшие на кожу капли раствора щелочи немедленно смойте сильной струей холодной воды, а затем обработайте поврежденную поверхность 1% раствором уксусной кислоты.

Слайд 13

Получение оснований

Слайд 14

Химические свойства

Слайд 15

Закрепление 1. Что такое основание, общая формула? 2. Какими по растворимости бывают основания? 3. Как называются основания хорошо растворимые в воде? 4 . Как отличить растворы щелочей от растворов других веществ?

Слайд 16

Вариант 1 « Баритова вода - это концентрированный водный раствор гидроксида бария, содержащий около 1,5 г этого вещества в 100 г воды. Этот реактив применяют для качественного и количественного определения содержания углекислого газа в смеси с другими газами. Запишите уравнение реакции, поясните причины такого выбора. Вариант 2 В учебнике русского химика и фармацевта Ивана Ивановича Гизе «Всеобщая химия», изданном в 1813 г., вы сможете прочитать: «При нагревании медный гидрат разлагается на омеднённый кислотвор и одотворенный кислотвор ». Как эту фразу перевести на современный химический язык? Запишите уравнения химических реакций.

Слайд 17

HCl CO 2 Zn(OH) 2 Химическая ромашка H 2 SO 4 CuCl 2 CaO Ca (OH) 2

Слайд 18

натрий → гидроксид натрия → сульфат натрия кальций → гидроксид кальция → хлорид кальция Осуществите цепочки превращений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку физкультуры в 7 классе "Обучение навыкам владения элементами техники баскетбола"

Урок "Обучение навыкам владения элементами техники баскетбола" предназначен для учащихся 7 классов общеобразовательных школ. В ходе занятия, широко применяются методы индивидуального, группового и игр...

Конспект и презентация к уроку английского языка в 3 классе "Рождество".

Данный урок и презентация разработаны по теме "Рождество" .УМК "Enjoy English" для 3 класса М.З. Биболетовой и др. Материал способствует отработке лексики по теме "Рождество". В презентацию добавлены ...

Конспект и презентация к уроку по баскетболу для 7 класса с использованием ИКТ. "Обучение технике нападения в баскетболе"

В конспекте и презентации урока отражён материал обучения игре баскетбол. В ходе урока применяются различные методы. С их помощью учащиеся закрепляют умение выполнять передачу мяча двумя руками  ...

Конспект и презентация к уроку по баскетболу для 10 класса с применение ИКТ. "Совершенствование техники ловли и передачи мяча"

В данном учебном ресурсе используется информационно-коммуникативные технологии, что способствует более эффективной организации процесса обучения и качественному усвоению информации в рамках реализации...

Конспект и презентация к уроку по гандболу для 6 класса." Техника перемещений, ловли - передачи в игре в ручной мяч".

Ресурс содержит подробный конспект урока и наглядную презентацию. Для удобства, в плане урока используются схематические рисунки. Предназначен для учителей физической культуры общеобразовательных учре...

Конспект и презентация к уроку по баскетболу для 6 класса. "Обучение индивидуальным действиям в нападении".

Предложен развернутый план-конспект урока, где учащиеся усваивают  не только  практические умения и навыки, но и теоретические знания (самоконтроль на уроке). В конспекте используются схемы ...

Конспект и презентация к уроку в 8 классе по теме: «Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации»

Урок по информатики в 8 классеТема урока: «Технические средства мультимедиа.  Компьютерные презентации»Тип урока: обобщение и систематизация знаний.Цели урока:Образовательная:·...