Самостоятельные работы по химии
учебно-методическое пособие по химии (10 класс) на тему

Иванова Елена Владимировна

Методические указания по выполнению самостоятельных работ по химии в рамках курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnye_raboty_po_himii.docx953.1 КБ

Предварительный просмотр:

Самостоятельные работы по органической химии. 1курс

Т.1. Повторение курса 8 и 9 классов.  (2часа)

Самостоятельная работа № 1

1.Атомно-молекулярное учение.

Объясните на основе атомно-молекулярного учения  

а).  Испарение бензина,  

 б). Высыхания мокрого белья на воздухе,

  • Составьте два предложения, в которых говорится о кислороде как простом веществе.

2.Химические элементы. Валентность.

  • Какие химические элементы вы знаете в виде простых веществ?
  • Заполните пустые клетки  русскими названиями указанных  химических элементов:

                 H, O, Ag, Sn, Br, I, Fe.

O

O

O

O

O

O

O

O

  • Составьте формулы сложных веществ, определив значение индексов  х  и у.

Kx Oy          Hx Sy                 Mgx Bry         Agx Oy       Alx Cly

Самостоятельная работа № 2

Химические уравнения. Типы химических реакций.

  • Расставьте коэффициенты в следующих уравнениях реакций:

a). H2SO4 + NaOH = Na2SO4 + H2O                 б).    Cr + O2 = Cr2O3        

в).   FeCl2 +Cl2 = FeCl3                        г).     AgBr = Ag + Br2        

д). CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu                               е).  KBr + Cl2 = KCl + Br2    

 Укажите тип химической реакции.

Т.2.   Введение в курс органической химии.   (2 часа) 

Самостоятельная работа №1   

Теория химического строения А.М.Бутлерова.

Какие положения теории Бутлерова иллюстрируют эти картинки:

     

1.   2.

Нарисуйте как должны выглядеть такие положения теории Бутлерова:

  •  «Связанные в молекулы атомы оказывают друг на друга взаимное влияние».
  •  «Атомы в молекулах связаны в определённом порядке. (Этот порядок Бутлеров назвал химическим строением).

      Самостоятельная работа №2

 Изомерия. Структурные формулы изомеров.

Изомерами называются вещества, имеющие……………………состав, но …………………строение.

(вставьте пропущенные слова).

Т.3. Алканы. Циклоалканы  (4 часа)

 Самостоятельная работа №1

Алканы, изомерия, гомология, номенклатура.

        1).

  • Назовите их по международной номенклатуре.

2).

  • Назовите их по международной номенклатуре.

Самостоятельная работа № 2

Химические свойства алканов.

Выполните задание:

Самостоятельная работа № 3

Циклоалканы. Номенклатура. Свойства.

1).

  2). В примере указаны особенности характерных химических реакции для циклоалканов с малым  и большим числом атомов углерода.

Самостоятельная работа №4

Решение задач на вывод молекулярных формул  по массовым долям элементов.

Решите задачи:

1. Определите молекулярную формулу углеводорода, если массовая доля углерода в нем составляет 82.8% , а плотность  этого вещества составляет 2.59г/л.

2. Выведите молекулярную формулу углеводорода, содержащего 85.71% углерода и 14.29%

    Водорода. Относительная плотность  паров этого вещества по водороду равна 21.

Т.4. Непредельные углеводороды.  (5 часов)

 Самостоятельная работа №1

 Алкены. Изомерия. Гомология, номенклатура.

        1).

2).

Самостоятельная работа № 2

Химические свойства  алкенов.

 Сказка по пентан (продолжение):

Самостоятельная работа № 3

Алкины.  Изомерия. Гомология, номенклатура.

  • Выполните не менее двух заданий по желанию:

Используя образец, выполните задание:

образец.

 Самостоятельная работа № 4

Решение задач.

Задача 1.  Какой объём воздуха потребуется для сжигания 10 л этилена? (н.у.)

Задача 2. (на сообразительность и не только!)

        Автомобиль весит 1000кг. В его бак залили 50 кг бензина. Автомобиль ехал до тех пор пока его бензобак не опустел. Масса  автомобиля  вновь составила 1000кг.

        Какова масса выхлопных газов, образовавшихся во время поездки  (50кг, более 50 кг, менее 50кг)? Постарайтесь дать полный и обоснованный ответ.

Подсказка: Учтите, что при сгорании бензина в двигателе происходит химическое взаимодействие.

Самостоятельная работа №5

Алкадиены. Каучук. Резина.

Сделайте сообщение  или презентацию по теме: «Каучуки. Резина. Применение».

Т.5. Ароматические углеводороды. (3 часа)

 См. работа №1

 Бензол. Толуол.Строение.

1.Назовите вещество. В чём особенности его строения?

D:\i2.jpeg D:\663921584.jpg

2. Назовите фамилии учёных , посетив библиотеку или сайты интернета:

  • Немецкий химик, разработавший теорию строения ароматических соединений.(Кекуле
  • Австрийский учёный, предложивший  наличие цикла в молекуле бензола.(Лошмидт)

3. Подготовьте сообщение или работу в творческой форме (рассказ, сказка) об ароматических  соединениях: Толуол, Бензол, Стирол, Ксилол (по выбору).

Подберите иллюстративный материал по теме.

Самостоятельная работа №2

Свойства аренов.Их биологическая активность.

1.

D:\14_01_01.jpg Устрашающей находкой обеспокоены (во многих газированных напитках был обнаружен бензол) правительственные агентства, контролирующие пищевые продукты в США, Англии, Германии и других странах. Понять их озабоченность можно, ведь бензол способен вызывать ….  

  • Ответьте на вопрос: Что же способен вызывать бензол у живых организмов?    

2.

Самостоятельная работа №3

Взаимосвязь углеводородов. Природные источники углеводородов.

1.Рассчитайте массу и количество вещества каждого продукта при проведении следующих превращений:

Ацетилен   →        бензол → циклогексан ,   если ацетилен был взят массой 520 кг. Выход каждого продукта можно принять за 100%.

2.Ответьте на вопрос: можно ли выразить химическими уравнениями  процессы, которые протекают: а). при крекинге нефтепродуктов;

Б). при перегонке нефти?  Дайте обоснованный ответ.

3. Подготовьте сообщение по теме: (по выбору)

    «Жизнь без нефти»;   «История переработки нефти»;   «Время каменного угля»;  «Когда наступит время торфа»;   «Разумно ли жечь природный газ?».

Подберите иллюстрации к своему сообщению. Оформите работу в удобной для вас форме.

Т.6. Спирты.  Фенолы. Альдегиды.(5 часов)

Самостоятельная работа№1

Предельные одноатомные спирты.

1.Расскажите о строении молекулы спирта по схеме:

D:\ИЗОБРАЖЕНИЯ_2\строение молекулы спирта.bmp

2. Внимательно рассмотрите модели спиртов и назовите их.

 

А).        

Б).              

             

  В).                Чем они являются друг для друга?

3. Объясните данное явление:

См.работа № 2

Многоатомные спирты.

1. Эта задача предлагалась на Первом Московском интеллектуальном марафоне учащихся гимназий и лицеев в 1991-92 учебном году. Интересно, сможете ли вы решить её Вы?

Часто на футбольных матчах можно услышать крики: «Судью на мыло!»

Объясните с химической точки зрения, что предлагают сделать с судьёй кровожадные болельщики.

2.Решите задачу:  Определите массу  этиленгликоля (г), которую  можно получить из 6,5 л  этана .

                              (ответ округлить до целого числа).

 3. Закончите предложение:

В качестве антифризов и других охлаждающих жидкостях для автомобилей применяют  ….

Объясните, почему это  возможно.  Какими свойствами обладает это  или эти вещества?

См.работа № 3

Фенолы. Свойства. Применение.

1.

2.   По вашему желанию:

3.

Во  время  первой  мировой  войны  на вооружении  русской  армии было  взрывчатое  вещество  «ШИМОЗА».  Каково строение молекулы мимозы,  если известно,  что её  получали из  фенола  и  азотной кислоты?  Назовите  шимозу по номенклатуре IUPAC.

См.работа №4

Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ.

См. работа №5

Альдегиды. Строение.Свойства.

 1. 

2.

Т.7.  Карбоновые кислоты.  Сложные эфиры.( 4 часа)

См. работа №1  (по желанию выберите три задания)

Строение. Свойства карбоновых кислот. Номенклатура. Получение.

1. Назовите это вещество по исторической номенклатуре и номенклатуре IUPAC.

2.Укажите  соответствие:

3.

        4.

 См. работа №2

Сложные эфиры. Нахождение в природе.

1.

 

  • Какие вещества получают при помощи этой реакции?

2.Назовите  сложный эфир, который определяет запах груши.

D:\ТСО_ХИМия\Сложные эфиры\ГРУША_1.jpg

См. работа №3

Сложные эфиры. Нахождение в природе.

1. Рассмотрите рисунок и назовите класс веществ к которому относится изображенное вещество.

2. Ответьте на вопрос:

 При гидролизе жира получили  глицерин и смесь карбоновых кислот: C15H31COOH  и

C17H35COOH. Какой это был жир: твёрдый или жидкий? Почему?

Составьте уравнение гидролиза этого жира.

3. Назовите общее название  солей высших карбоновых кислот, образующихся при щелочном гидролизе твёрдых жиров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

самостоятельная работа по химии 8 класс.ПСХЭ.

Самостоятельная работа  в виде теста по химии в 8 классе по учебнику Фельдмана, Рудзитиса.Химия 8 класс. После изучения тем "Строение атома.Периодический закон Д.И.Менделеева. Химическая связь"...

Самостоятельная работа по химии тема: "Сравнение свойств металлов и неметаллов"

Самостоятельная работа представлена в виде вопросов требующих ответов "ДА" и "НЕТ". Ответы отображаются в виде  дуг над и под чертой, образуя так называемую волну. Удобно для проверки....

Самостоятельная работа по химии для 8 класса по теме "Соединения химических элементов"

Самостоятельная работа по химии для 8 класса по  теме "Соединения химических элементов"...

Самостоятельная работа по химии по теме «Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена»

На выполнение работы отводится 20 минут. Работа состоит из 3 заданий.1 задание. Записать уравнения  возможных реакций в молекулярном виде, одно уравнение – в свете ТЭД.  За выполнение задани...

Самостоятельная работа по химии "Расчеты по уравнениям химических реакций", 8 класс

Итоговая работа по теме "Количественные отношения в химии", 8 класс, к учебнику Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана....

Самостоятельная работа по химии

Обобщение темы "Азотная кислота" химия 9 класс...