Рабочая программа по химии 9 класс
рабочая программа по химии (9 класс) на тему

Левкина Алла Петровна

Рабочая программа по химии 9 класс по учебникам О.С. Габриеляна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_himiya_9_kl.doc168 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

— Федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования по химии 2004г.

— Примерной программы основного общего образования по химии.

— Программы «Курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений» ( авт. О. С. Габриелян. — М.: Дрофа, 2006)

Рабочая программа ориентирована на использование учебника :

О.С. Габриелян. Химия. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. -

М.: « дрофа», 2009г.

       

       Цели курса:

- усвоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии; химической символике;

- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений реакций;

- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных

компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Количество учебных часов: 66 часов ( 2 часа в неделю )

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Учащиеся должны знать/понимать:

• химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

• важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объём, кимическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь:

• называть: химические элементы, соединения изученных классов;

• объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в Периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

• характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

• определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определённому классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

• составлять: формулы неорганических соединений изученных классов, схемы строения

элементов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения

химических реакций;        

• обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

• распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид, сульфат, карбонат-ионы;

• вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или  массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- безопасного обращения с веществами и материалами;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм

человека;

- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

- приготовления растворов заданной концентрации.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

1

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса

6

2

Металлы

15

3

Свойства металлов и их соединений

1

4

Неметаллы

23

5

Свойства неметаллов и их соединений

3

6

Органические соединения

10

7

Обобщение знаний по химии за курс основной школы

8

Итого:

66

                                                Виды контроля


           
Основными видами контроля по химии в 9 классе являются плановые контрольные работы, самостоятельные работы, практические работы, лабораторные работы. Дополнительными видами контроля являются: фронтальная беседа, тесты, химические диктанты, устный опрос, работа по карточкам. Зачеты.

        

Содержание программы учебного курса

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (6 ч.)

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.

         Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

         Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.

Лабораторный опыт l. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.

         Тема 1. Металлы (15ч.)

         Положение металлов в периодической системе . химических элементов Д. И. Менделеева. Мёталлическая кристаллическая решётка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов _как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

         Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элемента главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочно- земельные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочно-земельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо. Строения атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение. железа, его соединений и сплавов в природе и в народном хозяйстве.

Демонстрации. Образцы щелочных и щелочно-земельньпс мета.плов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия , лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа( II) и(III).

Лабораторные опыты. 2. Ознакомление с образцами металлов. 3. Взаимодействие с растворами кислот и солей. 4. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; 6)кальция; в) алюминия; г)железа. 5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. 6. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+

Практикум №1. Свойства металлов и их соединений (1ч.)

1. Осуществление цепочки химических превращений металлов.

2. Получение и свойства соединений металлов.

3. .Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.

Тема 2. Неметаллы (23ч.)

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д.И. Менделеева,особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».

Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид- ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), ик получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и её соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реактдия на сульфат-ион.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и(IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Демонстрации. .Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или йода из растворов их солей.

Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.

Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

Поглощение углем растворённых веществ или газов. Восстановление меди из её оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора. углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты. 7. Качественная реакция на хлорид-ион. 8. Качественная реакция на сульфат — ион. 9. Распознавание солей аммония. 10. Получение углекислого газа и его распознавание. 11. Качественная реакция на карбонат-ион. 12. Ознакомление с природными  силикатами. 13. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.

Практикум №2. Свойства неметаллов и их соединений (Зч.)

4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».

5. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода».

6. Получение, собирание и распознавание газов.

Тема 3. Органические соединения (10ч.)

Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.

Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.

Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.

Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трёхатомный спирт — глицерин.

Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.

Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Её свойства и

применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.

Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.

Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль. Понятие об углеводах. Глюкоза, её свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.

Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.

Лабораторные опыты. 14. Изготовление моделей молекул углеводородов. 15. Свойства глицерина. 16. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. 17. Взаимодействие крахмала с йодом.

Тема 4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (10ч.)

Физический смысл порядкового номера химического элемента в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов

элементов. Значение периодического закона.

Типы химических связей и типы кристаллических решёток. Взаимосвязь строения и свойств

веществ.

Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного метапла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.

Календарно- тематическое планирование по химии, 9 класс

(2 часа в неделю, всего 68 часов)

Тема раздела.

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (6 ч.)

1

Характеристика химического элемента на основании его положения в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева

04.09.

05.09.

2

Характеристика химического элемента на основании его положения в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева

08.09.

07.09

3.

Переходные элементы

11.09.

12.09.

4

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

15.09.

14.09

5

Свойства оксидов и оснований в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления- восстановления

18.09.

19.09.

6

Свойства кислот и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления- восстановления. Вводный контроль.

22.09.

21.09.

Письменная самостоятельная работа

Тема №1 Металлы (15 ч.)

7

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов. Физические свойства металлов.

25.09.

26.09.

8

Химические свойства металлов.

29.09.

28.09.

9

Общие понятия о коррозии металлов. Сплавы, их свойства и значение.

02.10 .

03.10

10

Металлы в природе. Общие способы их  получения.

06.10.

05.10.

11

Общая характеристика элементов главной  подгруппы 1 группы

09.10.

10.10.

12

Соединения щелочных металлов

13.10.

12.10.

13

Общая характеристика элементов главной подгруппы 2 группы.

13.10.

17.10.

14

Соединения щелочноземельных металлов

16.10.

19.10.

15

Алюминий, его физические и химические свойства.

20.10.

24.10.

16

Соединения алюминия

23.10.

26.10.

17

Железо, его физические и химические свойства

27.10.

07.11

18

Генетические ряды Fe2+

10.11.

09.11

19

Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме «Химия металлов»

13.11.

14.11.

20

Решение задач на определение выхода продукта реакции

17.11.

16.11.

21

Контрольная работа 1 по теме «Металлы»

20.11.

21.11.

Свойства металлов и их соединений- 1 час.

22

Практическая работа 1. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»

24.11.

23.11.

Неметаллы-23 часа

23

Общая характеристика неметаллов.

27.11.

28.11.

24

Водород

01.12

30.11.

25

Общая характеристика галогенов

04.12.

05.12.

26

Важнейшие соединения галогенов

08.12.

07.12.

27

Кислород

11.12.

12.12.

28

Сера, ее физические и химические свойства.

15.12.

14.12.

29

Оксиды серы (IV) (VI)

18.12.

.1912.

30

Серная кислота и ее соли.

22.12.

21.12.

31

Азот и его свойства.

25.12.

26.12.

Письменная

сам. работа

32

Аммиак и его свойства.

29.12.

28.12.

33

Соли аммония, их свойства

12.01.

11.01.

34

Азотная кислота и ее свойства.

15.01.

16.01.

35

Соли азотной и азотистой кислоты. Азотные удобрения.

19.01.

18.01.

Тестовый контроль

36

Фосфор, его физические и химические свойства.

22.01.

23.01.

37

Соединения фосфора.

26.01.

25.01.

38

Углерод, его физические и химические свойства.

29.01.

30.01.

39

Оксиды углерода. Сравнение физических и химических свойств.

02.02

01.02.

40

Угольная кислота и ее соли

05.02.

06.02.

41

Кремний, его физические и химические свойства.

09.02.

08.02.

42

Силикатная промышленность

12.02.

13.02.

43

Решение расчетных задач

16.02.

15.02.

Тестовый контроль

44

Обобщение по теме «Химия неметаллов»

19.02.

20.02.

45

Контрольная работа 2 по теме «Неметаллы»

26.02.

22.02.

Свойства неметаллов и их соединений- 3 часа

46

Практическая работа2. Решение экспериментальных задач по теме «Получение соединений кислорода и изучение их свойств»

02.03.

27.02.

Практическая работа 2

47

Практическая работа 3 по теме «Получение, собирание и распознавание газов (углекислого газа, аммиака)»

05.03

01.03.

Практическая работа 3

48

Практическая работа 4. Решение экспериментальных задач по теме «Азот»

09.03.

06.03.

Практическая работа 4

Органические соединения- 10 часов

49

Предмет органической химии. Строение атома углерода.

12.03.

13.03.

50

Предельные углеводороды- метан и этан.

16.03.

15.03.

51

Непредельные углеводороды- этилен

19.03.

20.03.

52

Понятие о предельных одноатомных спиртах. Глицерин

04.04.

22.03.

53

Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты

06.04

03.04.

54

Реакция этерификации и понятие о сложных эфирах

09.04

05.04.

55

Жиры

13.04

10.04.

56

Понятие об  аминокислотах и белках. Реакция поликонденсации.

16.04

12.04.

57

Понятие об углеводах.

20.04.

17.04.

58

Обобщение знаний учащихся по органической химии. Контрольная работа 3 по теме «Органические соединения»

23.04.

19.04.

Контрольная работа 3

Обобщение знаний по химии за курс основной школы- 10 часов

59

Периодический закон и система Д.И Менделеева

27.04.

24.04.

60

Типы химических связей и типы кристаллических решеток

30.04.

26.04.

61

Взаимосвязь строения и свойств вещества

04.05.

03.05

62

Классификация химических реакций

07.05

08.05.

63

Оксиды и гидроксиды. Состав, классификация, общие свойства.

11.05.

10.05.

64

Соли

14.05.

15.05.

.

65

Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации

18.05

17.05.

66

Решение задач по теме «Растворы»

21.05.

22.05.

67-68

Повторение по теме «металлы»

25.05. 25.05

24.05 24.05

Итого: 68  часов

Учебно-методическое обеспечение:

1. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян. - М.: Дрофа, 2007. -267с.

2. Химия. 9 класс.: рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 9 класс» / О.С.Габриелян, А.В..Яшукова. - М.: Дрофа, 2005. - 176с.

Методическая литература:

1. Химия. Настольная книга учителя. 9 класс: методическое пособие / О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов. - М.: Дрофа, 2007. - 350с.        

2. Химия. 9 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. - М.: Дрофа, 2009. - 174с.

Дополнительная литература:

1. Химия. 9 класс. Карточки заданий. - Саратов: Лицей, 2008. - 128с.

2. Современный урок химии. Технологии; приёмы, разработки учебных занятий / И.В.Маркина. - Ярославль: Академия развития, 2008. - 288с.

3. Энциклопедия для детей. (Том ~17.) Химия. - М.: Мир энциклопёдий Аванта+, Астрель, 2008. - 656с.        -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...