формы и методы обучения по химии
учебно-методический материал по химии на тему

Урок-главная организационная форма обучения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методы и формы обучения химии28.04 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – главная организационная форма обучения.

 Уроки можно классифицировать по основному способу или доминирующему методу проведения урока:

  1. Урок – рассказ.
  2. Урок – беседа.
  3. Урок – лекция.
  4. Урок с выведением поурочного бала (нет четкой границы между опросом и объяснением, опрос и объяснение перекрывают друг друга, оценки выставляются по результатам работы на всем уроке). Например: свойства кислот. Весь урок идет объяснение, но половину материала объясняют ученики.
  5. Урок – решение экспериментальных задач.
  6. Урок с использованием видеофильмов

Например, урок «Этиленовые углеводороды». Этапы проведения урока:

  • проверка опорных знаний, уточнение и углубление знаний с целью подготовки учащихся к усвоению нового материала;
  • изучение строения молекулы этилена (учащиеся получают листы с перечнем вопросов, на которые они должны ответить в ходе просмотра фильма);
  • просмотр фильма, для выполнения учащимися необходимых рисунков или записей некоторые кадры необходимо останавливать;
  • закрепление – учащиеся устно отвечают на вопросы; краткая проверочная работа по вариантам, на следующем уроке краткий анализ этих работ и после проверки домашнего задания самостоятельная работа на оценку.

 Интегрированный урок. В отличие от уроков, на которых устанавливаются межпредметные связи и учебный материал по химии иллюстрируется сведениями из других предметов. На интегрированном уроке обозначенная тема рассматривается с разных точек зрения, такие уроки проводят обычно несколько учителей. Например, минеральные удобрения (химик, биолог), производство серной кислоты (химик, эколог). Интегрированный урок можно проводить на любом этапе. Проведение интегрированных уроков создает условия для использования при обсуждении данной темы разнообразных знаний, способствующих развитию интереса учащихся к предмету. Возможны различные формы проведения: собеседование, конференция, ролевая игра, зачет, дискуссия.

Уроки по системе Шаталова с использованием опорных конспектов.

Первый урок:

Шаталов – преподаватель физики и математики. Суть методики: на уроке объясняется сразу достаточно большой объем материала. В начале учитель объясняет весь материал первый раз, делая необходимые записи на доске, используя демонстрационные опыты и наглядный материал. Ученики в это время слушают, наблюдают, никаких записей не делают, т.е. внимание не рассеивается, все направлено на понимание и запоминание.

После первого объяснения учитель демонстрирует ученикам красочный конспект. Конспект представляет собой набор опорных сигналов, и включает в себя основное содержание предыдущего объяснения. Пользуясь конспектом, учитель ещё раз сжато повторяет объяснение. При необходимости повторяет ещё раз, добиваясь полного понимания.

Затем ученикам раздаются или полностью готовые конспекты или незаконченные конспекты, где нужно что-то дописать, дорисовать. Домашнее задание – прочесть учебник, всмотреться в конспект, прокрутить в голове рассказ учителя.

Конспект – это набор определенных символов и рисунков, в которых зашифровывается весь материал. Весь материал разбивается на блоки, каждый блок имеет свою границу и выделен своим цветом. Блоков должно быть не более 7, минимум слов. Конспект должен быть образным и легко запоминаться. Минимум изобразительных средств, максимум информации.

Составление таких конспектов требует большой фантазии и много времени, поэтому первоначально используете их 2-3 раза за год, постепенно они накапливаются, можно привлекать к созданию конспектов старшеклассников. Такой конспект включает в себя материал нескольких уроков.

Освободившееся время используется для тренировки, закрепления, выполнения практических задач, выполнение заданий. Шаталов предлагал развешивать такие конспекты по школе. Когда ребенок постоянно глазами наталкивается, он постепенно это запоминает.

Этапы составления конспекта по Шаталову:

  1. Анализ учебной программы по данной теме, отбор основного содержания, структурирование на разделы, т.е. выделение блоков информации.
  2. Вычленение опорных понятий и знаний в каждом блоке, изображение их в сжатой образной форме в виде общепринятых или специально придуманных символов или рисунков, с которыми ассоциируется содержание понятия, при этом не следует увлекаться деталями, лучше придать рисунку. Новые термины целесообразно писать полностью.
  3. Компоновка закодированных понятий в блоки. Выбор геометрической формы для каждого блока. Отдельные блоки должны быть обведены четким контуром и отличаться друг от друга формой и размерами.
  4. Размещение блоков информации на плакате. Между блоками должно оставаться достаточное пространство, чтобы они зрительно не сливались в один блок.
  5. Решение цветовой гаммы. Каждый блок должен иметь свой фон (бледных цветов, чтобы цвет не мешал восприятию картинки).

Второй урок:

15-20 минут, проверка домашнего задания (пусть в конспекте было 5 блоков) класс на память рисует конспект урока, учитель взывает двух учеников: первый шепотом рассказывает учителю содержание первого блока учителю, второй – на магнитофон, затем они садятся и начинают рисовать со второго блока.

К доске идет следующая пара и рассказывает второй блок, садятся и рисуют на местах с третьего блока и так весь конспект до конца. Оценки выставляются сразу. Конспекты по мере готовности сдаются и сразу же проверяются. Ошибки не исправляются, оценки не ставятся, но раскладываются по стопкам: «5», «4», «3».

После того, как тихий опрос закончен и конспекты сданы, к доске выходят по очереди 5 человек и рассказывают содержание каждого блока. За 20 минут опрошено 15 человек.

Шаталов большое значение придавал нравственной обстановке в классе, ученик не должен бояться отвечать, двойки он вообще не ставил, использовал ведомости открытого типа, где выставлялись «4» и «5», «3» выставлялись карандашом, вместо «2» ставились «дырки» которую ученик может исправить.

При обучении используются одноместные парты (поддерживается дисциплина, и дети не списывают). Вместо экзаменов использовал тест группового контроля, при подготовке к тесту нужно ответить на 70 вопросов, на тесте ребята делятся на группы по 8-10 человек, каждому достаётся 7 вопросов.

Первая группа, которая сдает, получает на бал выше. Если ученик не отвечает на вопросы, он с опроса снимается, но может пересдать тут же с другой группой. Если снова не получилось, то к нему прикрепляют консультанта из тех, кто сдал на 4 и через 1-2 дня пересдача. Если он сдает, то получает оценку, а консультант получает «5», но ответить уже нужно будет на 14 вопросов.

В результате этой методики исчезает деление на сильных и слабых, резко сокращается время на изучение материала и большая разговорная практика.

Пути оптимизации урока (пути совершенствования) урока.

Проблема активизации (совершенствования урока) – одна из самых главных проблем воспитательного процесса. Наибольшее внимание уделяется при этом поиску путей использования новых форм организации деятельности на уроке. Это лекционно-семинарская система занятий, это подача материала крупными блоками, это опережающее обучение и организация «библиотечных» уроков, организация химического практикума, организация дидактических игр, использование компьютера и т.д. Активизации урока также способствует четкая постановка цели урока, причем, цель урока (для ребенка) – не научить, а должна быть поставлена проблема; эмоциональное и целенаправленное изложение материала, использование межпредметных связей и жизненного опыта, использование различных форм домашнего задания, которые не дублируют работу в классе.

Факультативные занятия по химии.

Факультативные занятия по химии были введены в 1967 году.

Цели факультативных курсов:

  1. Углубление знания по химии
  2. Развитие интересов и способностей к химии
  3. Овладение методами химической науки
  4. Реализация межпредметных связей химии с другими науками.
  5. Профессиональная ориентация.

Факультативные курсы – особая организационная форма занятий, это занятия добровольные, включены в расписание (углубление по химии), входят в нагрузку учителя. Факультатив отдельно не оплачивается.

Методика проведения факультатива отличается от методики проведения урока.

Виды факультативных занятий:

  1. Дополнительные главы. Сопровождает, расширяет и углубляет основной курс, здесь увеличена доля эксперимента
  2. Спецкурсы. Меньше связаны с основной программой
  3. Практикумы.

Учитель может предложить свою программу факультатива. Программа факультатива должна быть утверждена на педсовете школы и после такого утверждения учитель набирает факультатив.

Требования к факультативу:

  1. Тесно связаны теория и практика.
  2. В больше степени, чем основной курс вооружать знаниями, умениями и навыками, лучше трактовать теорию, но не уходить далеко от школьной программы.
  3. Факультатив должен быть логически завершен.

Методы изучения факультативных курсов:

Они приближаются к методам высшей школы, это лекции, семинары, самостоятельная работа, личная инициатива учащихся, работа с литературой, подготовка докладов, рефератов и т.д. Организуя факультатив, преподаватель приглашает всех желающих (обычно одной параллели), но если ребенок изъявил желание, он должен факультатив прослушать до конца, но это не означает, что ребенок не имеет право пропускать факультатив, для учета посещаемости заводится специальный журнал. Ребенок, окончивший факультатив, получает запись в аттестате. Эта запись дает при прочих равных условиях право на поступление.

Внеклассная работа по химии.

Это составная часть учебного процесса. Выполняет функции обучения, воспитания, развития. Внеклассной работой по предмету называют такую учебную работу, которую учащиеся выполняют добровольно под руководством учителя во внеурочное время и сверх учебного плана. Важнейшей задачей внеклассной работы по химии является: развитие у учащихся умение самостоятельно работать с литературой и навыков экспериментальной работы в лаборатории.

Основные принципы построения внеклассной работы:

  1. Принцип единства учебной урочной и внеклассной работы.
  2. Принцип добровольности
  3. Принцип научности.
  4. Принцип доступности.

В зависимости от содержания различают следующие формы и виды работы:

Формы

Виды

  1. Индивидуальная
  1. Групповая форма
  1. Массовая
  1. работа с литературой, составление рефератов, докладов, сообщений, небольшие исследования.
  2. химический кружок, выпуск стенгазеты, изготовление стендов.
  3. химические вечера, олимпиады, подготовка устных журналов, декада химии, конференции, экскурсии

Такое разделение по видам и формам условно. Наиболее распространенным видом является химический кружок.

Кружковая работа.

Признаки этой работы:

  1. Систематичность занятий.
  2. Постоянный состав добровольных участников.
  3. Наличие общей тематики для данного кружка.

Кружковая работа менее ограничена программой, боле занимательна. Работа в кружке не входит в нагрузку учителя, поэтому оплачивается отдельно.

Химические вечера.

Отдельные сценарии и разработки очень часто печатаются в химии в школе. Обычно к подготовке вечера привлекается большое количество учащихся и не только тех, кто интересуется химией. Вечер требует тщательной подготовки, подготовку к нему начинают заранее. Проведение вечеров включается в общий план внешкольной работы, проведение вечера – 2-2,5 часа. По темам это могут быть итоги изученной программы, похода на экскурсию Содержание вечера должно быть посвящено какой-то определенной теме, это необходимо для того, чтобы ребята, уходя с вечера, у ребенка какая-то сумма знаний в голове осталась.

Первый этап подготовки: создание оргкомитета или комиссии. На этой комиссии обсуждается сценарий, распределяются обязанности. (Например: приглашение на вечер ученых-химиков, организация выставки работ-учащихся, подготовка художественной части, подготовка химической викторины, подготовка экспериментальной части, кто-то отвечает за оформление и уборку зала). Дл подготовки к вечеру детям дается список литературы. Примерно за 1-2 недели с каждой группой проводится репетиция, общая репетиция – за 3-5 дней. Генеральную репетицию желательно проводить в том же помещении, где будет проходить вечер. Большое внимание технике безопасности. На сцене должны стоять ящики с песком, огнетушители. На сцене должна быть аптечка, все демонстрации должны быть безопасные. Особое внимание обратить на одежду.

Организация проведения экскурсий.

Учебные экскурсии – важное средство политехнического образования, трудового воспитания и профориентации. Экскурсии формируют базу для более конкретного восприятия тех производств, которые учащие не имеют возможности наблюдать непосредственно. Во время экскурсии ребята знакомятся не только с техникой и технологией, но и с условиями работы и трудом людей. Это способствует более осознанному выбору профессии.

Учебные экскурсии повышают и профессиональную подготовку учителя. Это особая форма организации учебного процесса. Можно проводить в дни каникул или в урочное время. Подготовка учителя к экскурсии начинается с выбора объекта ещё при составлении годового плана. При отсутствии химических производств можно посетить не химические: аптеки, предприятия пищевой промышленности, санэпидстанции.

По времени проведения экскурсии необходимо учитывать, что экскурсия должна проводиться до изучения данного производства, но после того, как учащиеся овладеют знаниями, необходимыми для понимания сути экскурсии. До экскурсии учитель должен сам побывать на предприятии, обсудить с экскурсоводом объем и время проведения экскурсии и характер проведения, выявить возможные источники опасности.

Экскурсию лучше всего проводят сотрудники лаборатории. Во время экскурсии существует проблема слышимости и видимости. Поэтому основные разъяснения должны даваться до входа в цех, а в цеху только по минимуму. Во время показа ребят надо ставить большим полукругом в 2-3 ряда. Учащихся необходимо готовить к экскурсии: объяснить цель экскурсии, сообщить какие знания потребуются, ознакомить с планом экскурсии и обязательно с техникой безопасности. Необходимо назначить время и место встречи.

Обязательно перед и после экскурсии ребят пересчитать. Экскурсия строится на сочетании показа и рассказа. Во время экскурсии обращать внимание на: непрерывности и согласованность процесса, незначительное число обслуживающего персонала, роль лаборатории в осуществлении контроля. Т.к. большинство аппаратов закрытого типа, то если аппарат остановлен на помывку или на ремонт, дать возможность осторожно заглянуть внутрь. В завершении экскурсии проводится краткая беседа, во время которой экскурсовод отвечает на все возникшие вопросы и экскурсовод сам может вопросы задать.

Чтобы эта экскурсия не была простым проведением времени, первым уроком после экскурсии ребята в тетради оформляют отчет, а на уроке проводится обобщающая беседа по итогам экскурсии или конференция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование ключевых компетенций у учащихся на уроках химии и биологии через активные формы и методы обучения»

Психологи доказали, что на каждом возрастном этапе жизни человека преобладает определенный тип ведущей деятельности, который развивает какую-либо компетенцию: от 0 до 1 года – эмоционально-м...

Системно – деятельностный подход в формирование ключевых компетенций у учащихся на уроках биологии, химии через активные формы и методы обучения в свете ФГОС второго поколения.

В проекте модернизации образования главная задача российской образовательной политики сформулирована как обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соот...

Актуальность использования активных форм и методов обучения во внеклассной работе по химии с обучающимися

В Российской педагогической энциклопедии «внеклассная работа» определяется как «составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся».Вне...

Использование разнообразных форм и методов обучения при подготовке учащихся к ЕГЭ по химии

Известно, что заниматься и готовиться к экзаменам школьник начинает в основном за год до проведения экзамена, в лучшем случае за два. Учитель должен уметь грамотно организовать учебно-познавательную д...

Использование разнообразных форм и методов обучения при подготовке учащихся к ЕГЭ по химии

Известно, что заниматься и готовиться к экзаменам школьник начинает в основном за год до проведения экзамена, в лучшем случае за два. Учитель должен уметь грамотно организовать учебно-познавательную д...

Формы и методы обучения на уроках биологии и химии

Активные формы обучения на уроках биологии и химии...

Использование разнообразных форм и методов обучения при подготовке обучающихся к ЕГЭ по химии

Использование разнообразныхформ и методов   обученияпри подготовке обучающихся  к ЕГЭ по химии...