Формы и методы обучения на уроках биологии и химии
статья по химии (8, 9, 10, 11 класс)

Активные формы обучения на уроках биологии и химии

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_i_metody_obucheniya_himii.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «СОШ №26 г. Улан-Удэ им. П.Ф.Сенчихина»

Учитель химии-биологии Ринчинова Анна Викторовна

Формы и методы обучения химии.

           Качественное образование-это не только передача глубоких знаний, но и формирование таких знаний и навыков, потребность в которых порождается именно информационным обществом.

Повышение эффективности процесса обучения во многом зависит от использования в учебном процессе форм и методов обучения, развивающих познавательную активность учащихся в процессе обучения.

В практике обучения химии использую следующие формы: урок, конференция, лекция, практикум, экскурсия, факультативные занятия.

Такие методы, как рассказ, беседа, работа с книгой, наблюдение, эксперимент, просмотр экранных пособий, практическая работа, применяются мною на уроках химии и биологии.

Урок является основной моделью организации учебного процесса в классе. Выбор типа урока осуществляется в зависимости от дидактической цели урока.

Для всех типов урока общими формами обучения являются индивидуальная, парная, групповая и коллективная учебная работа.

Рассказ это основной метод изложения. В основе рассказа лежит изложение материала учителем.

Школьная лекция. В ходе её проведения необходимо учитывать такие требования:

  • в начале лекции указываю цель повествования;
  • учащимся предлагаю план лекции;
  • слежу за тем, как учащиеся конспектируют излагаемый материал;
  • в заключение чтения лекции даю короткое резюме, раскрывающее основные идеи лекции.

Метод беседы может быть использован при фронтальной проверке знаний учащихся на первом этапе урока; в ходе выявления новых знаний после работы с учебной литературой; на отдельном уроке при обобщении изученной темы.

Методы самостоятельной работы– это вид деятельности учащихся, состоящий из действий и операций, которые формируются под контролем учителя. Организация самостоятельной работы учащихся придает обучению исследовательский характер. К этим методам относятся работа с учебником, выполнение и наблюдение эксперимента, графическая работа учащихся, работа с техническими средствами обучения, выполнение упражнений и решение задач.

Экспериментальная работа учащихся занимает особое место в обучении, прививает интерес к предмету, делает учение более разнообразным.

Работа с графическими наглядными пособиями: с периодической системой элементов, с таблицей растворимости и др.

Работа с учебной книгой занимает большое место в учебном процессе. В последнее время значительно возросло внимание к обучению учащихся работе с учебником, книгами учебно-методического комплекта и научно-популярной литературой. При работе с учебником ученики не должны заучивать наизусть текст учебника. При кажущейся легкости организации работа с учебником занимает много времени на уроке, поэтому она должна использоваться на тех уроках, которые не содержат много нового информационного материала. Следует отметить особую значимость работы с учебником

на первых уроках обучения химии и биологии, целью которой является знакомство учащихся со структурой учебника, со специальными обозначениями.

Решение химических задач. Химические задачи помогают совершенствованию качества обучения, закреплению знаний, установлению межпредметных связей. Виды расчетных задач, которые должны уметь решать учащиеся, указаны в программе по химии.

Наблюдение. Это активный метод познавательной деятельности, опирающийся на работу органов чувств.

Химический эксперимент. Педагогическая ценность эксперимента в том, что в ходе его наблюдения ученик убеждается в том, что сложными химическими процессами можно управлять, что в кажущихся сначала непонятными явлениях нет ничего загадочного. В этом отношении эксперимент как метод обучения выполняет развивающую и воспитывающую функцию.

Лабораторные опыты по химии и биологии могут быть индивидуальными, групповыми (учащиеся, сидящие за одним столом, выполняют одну и ту же работу, но функции между ними распределены), коллективными (учащиеся, сидящие за разными столами, выполняют разные опыты, а затем докладывают о результатах и делают коллективные выводы). Так как лабораторная работа является частью обычного урока, она должна быть заранее тщательно продумана и технически подготовлена. Лабораторная работа может проводиться перед теоретическим объяснением для создания проблемной ситуации.

Практические занятия образуют строгую систему формирования практических умений. Практические занятия бывают двух видов: проводимые по инструкции и экспериментальные задачи.

Моделирование. Сущность метода заключается в том, что при изучении какого- либо явления создается модель, которая служит для учеников объектом рассмотрения. Например, представление электронного облака служит моделью электрона. Желательно, чтобы модели были еще и осязаемые, то есть материальные, что позволило бы привлечь дополнительный канал поступления информации.

Экскурсия. Форма организации обучения, которая объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и обеспечивает учащимся через их непосредственные наблюдения знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении.

Создание проблемной ситуации. Использование проблемных ситуаций позволяет создать осознанное затруднение учащегося, преодоление которого требует творческого поиска, заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активных познавательных интересов к предмету.

Метод проектов нацелен на развитие личности, их самостоятельности, творчества. Позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

В процессе работы над проектом у учащихся появляется потребность в приобретении новых знаний и умений. Происходит процесс закрепления навыков работы над отдельной темой или крупным блоком из курса химии.

Использование ИКТ на уроках химии и биологии позволяет

• сделать урок более интересным, наглядным; применение на уроке Мультимедийных презентаций.

   Активное обучение обеспечивает вовлеченность учащихся в построение смысла на основании инструкций учителя посредством действий, при которых они должны активно вспоминать и применять знания.

В классе такие подходы реализуются через групповую работу, «имитацию» игры, определенную тематику по предмету. Активное обучение позволяет ученикам развивать процесс саморефлексии, вносить посильный вклад в работу пары или группы, чувствовать себя вовлеченным и необходимым в работе пары или группы, развивать тесные взаимоотношения со сверстниками.

Стараюсь поддержать детей, чтобы обеспечить обратную связь и оценивание прогресса всех учащихся с помощью моделирования, демонстрации, тщательных опросов, наблюдения, и игры вместе с учащимися.

Таким образом, оцениваю отдельных учащихся так, чтобы развивать потенциал и определять дальнейшие шаги в процессе обучения для каждого ученика.

   Важен ежедневный анализ собственных уроков с точки зрения того, что удалось на уроке и что не удалось, в чем причина неудачи и каковы пути ее преодоления, что нужно дальше развивать и закреплять, положить в копилку опыта, должен стать потребностью учителя. Анализ собственных уроков, а также посещение уроков опытных учителей с последующим анализом этих уроков помогут учителю овладеть искусством проведения уроков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии

Моя задача, как учителя-предметника, донести до сознания учащихся учебный материал на основе современных научных данных, используя необходимые инновационные формы и методы обучения на уроке и во внеу...

Презентация: "Активные формы и методы обучения на уроках биологии и во внеурочное время"

Опытно-метадическая работа на тему: "Активные формы и методы обучения на уроках биологии и во внеурочное время". Данную презентацию можно использовать при подготовки к аттестации....

Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии

Современный учитель ежедневно входящий в школьный класс, твёрдо знает, чего он хочет, правда не всегда понимает, что желание научить своих учеников тому, что знает сам, зависит не столько от наличия з...

«Применение активных методов обучения на уроках биологии и химии»

ФГОС предъявляет более высокие требования к уровню подготовки ученика в общеобразовательной школе. Сегодня главное - не столько передать знания, сколько «научить учиться», что предп...

Методы, формы и средства обучения на уроках биологии

При изучении материала всем классом используются разные формы работы: лекционные занятия, диспуты, конференции, интегрированные уроки. Но лекции в чистом виде учащиеся воспринимать не готовы – о...

СТАТЬЯ Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии

СТАТЬЯ Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии...

Доклад Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии

Доклад Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии...