МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ "ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ КАРБОНОВЫХ КИСЛОТ И ИХ ПРОИЗВОДНЫХ"
методическая разработка по химии на тему

Гегечкори Ираида Александровна

Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия по теме "Изучение свойств карбоновых кислот и их производных" в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине ОУД. 08 "Химия" для специальности 34.02.01 "Сестринское дело" (среднее профессиональное образование базовый уровень)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 2»

Гегечкори И.А.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия

«Изучение свойств карбоновых кислот и их производных»

ОУД.08 Химия

34.02.01 сестринское дело

        

Москва

2018

Одобрено

ЦМК №1

Протокол №

от «     »                                  2018 г.

Председатель ЦМК №4

Якунина Н.Н../ _______________

                                     подпись

Составлено на основе Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело

Рассмотрено и утверждено

Методическим советом ГБПОУ ДЗМ

«Медицинский колледж  №2»

Протокол №

от  «     »                            2018 г.

Согласовано

Начальник отдела организации

Образовательного процесса

Воронова Е.В./________________

                                подпись

Автор: Гегечкори И.А., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК № 2»

Содержание методической разработки

  1. Пояснительная записка

Стр.4

  1. Методический блок
  • Рекомендации по работе с методической разработкой

Стр.5

Стр.6

  • Цели занятия

Стр.6

  • Мотивация

Стр.7

  • Оснащение занятия

Стр.8

  • Междисциплинарные связи

Стр.8

  • Список литературы

Стр.8

  • Технологическая карта занятия

Стр.9

  1. Информационный блок
  • Материалы лекции (опорный конспект)

Стр.10

Стр.11

     4. Блок практических заданий

  • Таблица для заполнения хода практической работы

Стр.17

Стр.18

  1. Блок контроля
  • Определение исходного уровня знаний студентов

Стр.20

Стр.21

  • Закрепление материала

Стр.21

  • Эталоны ответов

Стр.25

  • Оценочный лист

Стр.31

  1. Задания для домашней работы

Стр.32

  1. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов

Стр.33

Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия по теме «Изучение свойств карбоновых кислот и их производных» в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине ОУД. 08 «Химия» для специальности 34.02.01 «Сестринское дело» (среднее профессиональное образование базовый уровень).

На изучение данной темы отводится 2 часа по рабочей программе.

Методическая разработка структурирована и содержит:

  • Методический блок, где даны рекомендации по работе с методической разработкой, мотивация, оснащение, указаны междисциплинарные связи, список литературы, технологическая карта занятия;
  • Информационный блок включает материалы лекции в виде опорного конспекта; с целью улучшения восприятия темы предлагается визуализация информации с помощью мультимедийного сборника демонстрационных опытов;
  • Блок контроля знаний включает определение исходного уровня знаний студентов в форме обсуждения основных вопросов по изученным темам раздела: «Карбоновые кислоты и их производные» и контролирующий материал для закрепления знаний;
  • Задания для внеаудиторной самостоятельной работы.

Методическая разработка составлена на основании опыта преподавания с учетом рекомендаций по оформлению методических разработок.

Создание методической разработки вызвано трудностью усвоения данного материала студентами из–за большого объема информации в учебной литературе.

Предлагаемый материал может быть использован для более качественного усвоения информации по данной теме.

Рекомендации по работе с методической разработкой

Методическая разработка содержит перечень целей, отражающих необходимые знания. Педагогические подходы и методы, представленные в методической разработке, позволяют преподавателю выбрать наиболее оптимальные действия для эффективного раскрытия индивидуальных способностей и возможностей обучающихся.

Название учебной дисциплины: «Химия»

Тема: «Изучение свойств карбоновых кислот и их производных»

Вид занятия: практическое занятие

Тип занятия: по выполнению комплексных заданий

Количество часов: 2 часа

Цели занятия:

  1. Образовательные (учебные):
  • Выявление знаний по теме «Изучение свойств карбоновых кислот и их производных», устранение пробелов в знаниях студентов
  • Установить взаимосвязь между полученными теоретическими знаниями и практическим экспериментом
  • Способствовать развитию умения анализировать полученные данные

  1. Развивающие:
  • Развитие умении устанавливать причинно – следственные связи между теоретическими и практическими знаниями
  • Развитие внимательности, наблюдательности и умений выделять главное при оценке различных процессов, явлений и факторов
  • Развитие умений действовать самостоятельно: обучение знаниям, как действовать, планировать деятельность, как ее реализовать и вести самоконтроль без посторонней помощи

  1. Воспитательные:
  • Воспитание творческого отношения к учебной деятельности
  • Воспитание умений и навыков самоконтроля при выполнении самостоятельной работы
  • Формирование необходимых коммуникативных качеств

В результате изучения данной темы студент должен:

Уметь:

  • объяснять лабораторные опыты, характеризующие химические свойства предельных и непредельных карбоновых кислот;
  • составлять уравнений реакций, характеризующие проделанные лабораторные опыты;
  • объяснять зависимость свойств карбоновых кислот от их химического строения.
  • объяснять опыты по исследованию физических свойств жиров;
  • анализировать лабораторные опыты, характеризующие непредельный характер жидких жиров;
  • составлять формулы сложных эфиров и жиров, называть их;
  • записывать химические уравнения этерификации и гидролиза сложных эфиров, жиров;
  • анализировать результаты опытов;

Знать:

  • химические свойства предельных и непредельных карбоновых кислот;
  • реакцию этерификации и условия ее протекания;
  • физические свойства жидких и твердых жиров;
  • химические свойства жидких и твердых жиров;
  • определение жиров, их классификацию, строение, свойства;
  • правила техники безопасности при работе с органическими веществами.

 

Мотивация:

Карбоновые кислоты – это соединения, без которых невозможна жизнь. Ведь синтез АТФ внутри клетки происходит при участии карбоновых кислот, помимо этого карбоновые кислоты используются для получения органического стекла, в производстве лекарственных средств и т.д.

Во времена Древней Греции эфиром называлась некая субстанция, которая как бы пронизывала все вокруг, во времена И. Ньютона эфир представлялся как субстанция, которая может переносить частички вещества. Но сегодня под эфиром понимают соединения, являющимися производными карбоновых кислот, все эфиры обладают особым запахом. Но что это за вещества и как их можно получить?

Оснащение занятия:

  1. Нормативные документы: примерная программа по дисциплине «Химия», рабочая программа, календарно-тематический план.
  2. Учебно – методическое обеспечение: методическая разработка по теме: «Изучение свойств карбоновых кислот и их производных»; задания для контроля исходного уровня знаний, тестовые задания для контроля усвоения темы.
  3. Учебно – наглядные пособия: таблица: «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», плакаты, химические реактивы, химическая посуда, DVD-диск (сборник демонстрационных опытов).
  4. ТСО: доска учебная, компьютер, мультимедиапроектор

Междисциплинарные связи

Биология: белки (аминокислоты), жиры, гигиена (гигиена питания), фармакология (сложные эфиры).

Список литературы

Основная

О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, Е. Е. Остроумова, С. А. Сладков Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. М.: Издательский центр «Академия», 2016

Дополнительная

1. О. С. Габриелян, Г. Г. Лысова Химия: тесты, задачи и упражнения: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. М.: Академия 2016 г., 3-е изд.

2. О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков, Н. М. Дорофеева. Химия. Практикум: учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. М: Академия 2016, 5-ое изд.

Интернет-источники

http://school-collection.edu.ru/ (ЦОР)

http://interneturok.ru/ (интернет-уроки)

www. hemi. wallst. ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).

www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).

www. chem. msu. su (Электронная библиотека по химии).

www. chemistry-chemists. com (электронный журнал «Химики и химия»).

Технологическая карта занятия

Этапы занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Методическое обоснование

1.Организационный момент

Проверка внешнего вида студентов; регистрация отсутствующих

Готовятся к занятию

Воспитание организованности и ответственности студентов

2.Определение целей занятия. Мотивация темы

Сообщает тему, цели и задачи занятия. Знакомит с ходом занятия, сроками выполнения заданий, системой выставления оценок

Слушают, записывают в тетради тему и цели занятия

Мотивация необходимости получения знаний и умений, использования их в будущей практической деятельности

3.Определение исходного уровня знаний

Предлагает вопросы, корректирует, дополняет

Отвечают у доски и с места

Получение объективной информации о степени исходного уровня знаний, коррекция ошибок

4.Изучение нового материала

Излагает новый материал с помощью демонстрации химических экспериментов на экране

Слушают, заполняют таблицу

Подготовка к осуществлению профессиональной деятельности

5.Закрепление нового материала

 - задание 1 – тесты

 - задание 2 – задачи

Демонстрирует вопросы, раздает тесты и задачи, активизирует деятельность студентов, корректирует ответы

Отвечают на вопросы письменно

Получение объективной информации о степени усвоения учебного материала, коррекция ошибок

6.Рефлексия. Подведение итогов занятия

Оценивается работа группы в целом и каждого студента с обоснованием оценок

Анализируют свою работу

Оценивание своей деятельности – достигнуты ли цели занятия

7.Домашнее задание

Сообщается домашнее задание и задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Рекомендации по выполнению задания

Карбоновые кислоты и их производные

Карбоновыми кислотами называют органические соединения, содержащие в своем составе карбоксильную группу. По международной заместительной номенклатуре карбоновым кислотам соответствует окончание -овая кислота в названии.

https://xreferat.com/image/108/1307219972_1.gif

Для простейших представителей класса, а также высших жирных кислот, приняты тривиальные названия (уксусная, стеариновая).

По числу карбоксильных групп делятся на монокарбоновые (одноосновные) и дикарбоновые (двухосновные), в зависимости от строения углеводородного скелета - на алифатические (уксусная, щавелевая) и ароматические (бензойная).

Предельные одноосновные карбоновые кислоты, содержащие от одного до одиннадцати атомов углерода - жидкости, хорошо смешивающиеся с водой. В твердом и жидком состояниях, а также в водных растворах молекулы кислот димеризуются в результате образования между ними водородных связей.

Одноосновные карбоновые кислоты

Общие способы получения

  • Окисление углеводородов:

https://xreferat.com/image/108/1307219973_3.gif

  • Окисление первичных спиртов и альдегидов КMnО4:

https://xreferat.com/image/108/1307219973_4.gif

  • Гидролиз сложных эфиров

https://xreferat.com/image/108/1307219982_41.gif

Химические свойства

Взаимное влияние составляющих карбоксильную группу карбонила и гидроксила с одной стороны уменьшает поляризацию связей С=O карбонила, с другой стороны ослабляет связь О-Н гидроксила, что приводит к отсутствию реакций нуклеофильного присоединения AN и увеличению подвижности водорода гидроксила (кислотные свойства).

Кислотные свойства.

https://xreferat.com/image/108/1307219973_6.gif

Карбоновые кислоты - слабые кислоты. С увеличением углеводородного радикала степень диссоциации уменьшается. Предельные монокарбоновые кислоты обладают всеми свойствами обычных кислот:

a) 2RCOOH + Mg → (RCOO)2Mg + Н2;

б) 2RCOOH + СаО → (RCOO)2Ca + Н2О;

в) RCOOH + КОН → RCOOK + Н2О;

г) 2RCOOH + Na2CO3 → 2RCOONa + СO2 + Н2О.

д) взаимодействие со спиртами (реакция этерификации).

https://xreferat.com/image/108/1307219974_8.gif

Сравнение силы кислот:

https://xreferat.com/image/108/1307219974_7.gif

Непредельные карбоновые кислоты

Способы получения

  • Гидролиз галогенопроизводных:

https://xreferat.com/image/108/1307219975_12.gif 

  • Дегидратация гидроксикислот:

https://xreferat.com/image/108/1307219975_13.gif

  • Нитрильный синтез:

https://xreferat.com/image/108/1307219975_14.gif

Химические свойства

  • Гидрогалогенирование:

https://xreferat.com/image/108/1307219975_15.gif 

  • Гидратация:

https://xreferat.com/image/108/1307219976_16.gif

Сложные эфиры

Сложные эфиры - производные органических или кислородсодержащих неорганических кислот, у которых атом водорода замещен на углеводородный радикал. Названия образуются из названий кислот (кислотных остатков) и названий алкильных радикалов, входящих в состав спиртов.https://xreferat.com/image/108/1307219981_36.gif

Простейшие по составу сложные эфиры - бесцветные легкокипящие жидкости с фруктовым запахом; высшие сложные эфиры - воскообразные вещества. Все сложные эфиры в воде растворяются плохо.

https://xreferat.com/image/108/1307219981_37.gif

Способы получения

  • Реакция этерификации

http://himege.ru/wp-content/uploads/2014/02/реакция-этерификации2.png

http://www.compendium.su/chemistry/10klas/10klas.files/image348.jpg

Изоамилацетат – запах груши.

Этилформиат – запах рома.

Этилбутират – запах ананаса.

 

  • Взаимодействие солей карбоновых кислот и галогензамещенных углеводородов:

https://xreferat.com/image/108/1307219981_39.gif

Химические свойства

Гидролиз (омыление):

https://xreferat.com/image/108/1307219982_41.gif

Жиры

Жиры (триглицериды) - сложные эфиры глицерина и высших карбоновых (жирных) кислот. Наиболее часто в состав жиров входят предельные (пальмитиновая С15Н31СООН, стеариновая С17Н35СООН) и непредельные кислоты (олеиновая С17Н33СООН, линолевая С17Н31СООН, линоленовая С17Н29СООН). Природные жиры представляют собой смесь различных триглицеридов.https://xreferat.com/image/108/1307219982_44.gif

Жиры - вязкие жидкости или твердые вещества, легче воды, в воде не растворяются, но растворяются в органических растворителях.

Жиры, образованные предельными кислотами - твердые вещества, а непредельными - жидкие (они называются маслами). Чем больше в жирах содержание непредельных кислот, тем ниже их температура плавления.

Получение

Реакция этерификации глицерина:

https://xreferat.com/image/108/1307219983_45.gif 

Химические свойства: гидролиз (омыление)

В зависимости от условий гидролиз бывает: водный (без катализатора, при высоких температуре и давлении), кислотный (в присутствии кислоты в качестве катализатора), щелочной (под действием щелочей) и ферментативный (в живых организмах).

https://xreferat.com/image/108/1307219983_46.gif

Мылами называют соли высших жирных кислот. Натриевые соли образуют твердые мыла, калиевые - жидкие.

Реакции присоединения: гидрирование или гидрогенизация - получение твердых жиров из жидких. Характерна для жидких жиров, содержащих кратные связи. https://xreferat.com/image/108/1307219983_47.gif

  Для выполнения практических заданий обучающимся предлагается познакомиться с демонстрационными экспериментами из сборника опытов на DVD: «Школьный химический эксперимент», органическая химия, ч. 3.

Тема 6. Альдегиды и карбоновые кислоты:

  • №6.10 – взаимодействие муравьиной кислоты с цинком,
  • №6.11 – взаимодействие муравьиной кислоты с карбонатом натрия,
  • №6.12 – взаимодействие уксусной кислоты со щелочью,
  • №6.14 – взаимодействие муравьиной кислоты с гидроксидом меди (II)

Тема 7. Сложные эфиры. Жиры:

  • №7.1 – получение сложного эфира,
  • №7.2 – растворимость жиров,
  • №7.3 – доказательство непредельного характера жиров,
  • №7.4 – омыление жиров.

После демонстрации каждого эксперимента обучающимся предлагается заполнить соответствующую графу в таблице и сделать выводы по каждому эксперименту.

Таблица для заполнения

«Изучение свойств карбоновых кислот и их производных»

п/п

Название опыта.

Реактивы.

Наблю-дения

Уравнения

химических реакций

Выво-ды

1

2

3

4

5

  1. Карбоновые кислоты

1.1.

Взаимодействие карбоновых кислот с металлами

Реактивы: муравьиная кислота, цинк.

.

1.2.

Взаимодействие карбоновых кислот со щелочами

Реактивы: уксусная кислота, гидроксид калия.

1.3.

Взаимодействие карбоновых кислот с солями

Реактивы: муравьиная кислота, карбонад натрия

1.4.

Взаимодействие муравьиной кислоты с гидроксидом меди (II)

Реактивы: муравьиная кислота, гидроксид меди (II)

  1. Сложные эфиры  

2.1.

Получение сложного эфира. Реактивы: уксусная кислота, изоамиловый спирт

  1. Жиры

3.1.

 Растворимость жиров. Реагенты: растительное масло; растворители: диэтиловый эфир (медицинский эфир), этанол (медицинский спирт), бензин, вода

.

3.2.

 Доказательство непредельного характера жидких жиров (масел).

Реактивы: растительное масло, бромная вода.

3.3.

Омыление жиров. Реактивы: жир, щелочь (тв.), вода

  1. Определение исходного уровня знаний студентов

   Для определения исходного уровня знаний студентов предлагается распределить обучающихся на группы по 4 человека. Каждой группе предлагается для обсуждения один из предложенных вопросов:

1. Общая формула, структурная формула функциональной группы, название функциональной группы, гомологи, номенклатура.

2. Виды и типы химической связи в функциональной группе, электронное строение функциональной группы

3. Кислотные свойства: диссоциация, взаимодействие с металлами, щелочами, солями.

4. Реакция этерификации – получение сложных эфиров. Общая формула сложных эфиров по функциональным группам.

5. Какие соединения называют жирами? Классификация жиров. Получение жиров реакцией этерификации.

6. Химические свойства жиров; почему щелочной гидролиз жиров называют омылением?

  1. Закрепление материала

  Для закрепления изученного материала студентам предлагается выполнить тестовые задания в двух вариантах.

Выберите один правильный ответ:

I вариант

Часть 1

1. Реакция между уксусной кислотой и карбонатом калия относится к

      1) замещения                       3) соединения  

      2) обмена                             4) окислительно-восстановительным

2. Муравьиная кислота проявляет свойства альдегидов при реакции с

      1) гидроксидом кальция     3) пропанолом-1

      2) карбонатом калия           4) гидроксидом меди (II)

3. Атом углерода в карбоксильной группе находится в состоянии

      1) sp-гибридизации             3) sp2-гибридизации

       2) sp3- гибридизации          4) нет гибридизации

4. Изомерами являются:

      1) этанол и этаналь             3) пропаналь и пропан

      2) глюкоза и сахароза         4) бутановая и 2-метилпропановая кислоты  

5. В схеме превращений:    

                                    СН3СООН → Х → СН4

    веществом «Х» является

      1) этан                                  3) этанол

      2)  ацетат натрия                 4) этаналь

6. Класс органических веществ, к которому относятся жиры

  1. сложные эфиры              3) карбоновые кислоты
  2. спирты                             4) углеводы

7. Карбоновая кислота, которая не может входить в состав жиров

  1. олеиновая                        3) масляная
  2. стеариновая                     4) уксусная

8. Реакция, лежащая в основе переработки растительных масел в маргарин

  1. гидратации                       3) полимеризации
  2. гидрирования                   4) дегидрирования

9. Среда водного раствора хозяйственного мыла

  1. нейтральная                     3) кислотная
  2. щелочная                          4) зависит от способа изготовления мыла

10.Вещество, которое входит в состав твердого мыла:

  1. C17H35COONa                   3) С17Н35СООК
  2. 17Нз5СОО)2Мg              4) СН3 – СН2 – СООNa

Часть 2

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

II вариант

Часть 1

1. Вещество Х, которое реагирует при определенных условиях и с гидроксидом натрия, и с аммиачным раствором оксида серебра,

       1) фенол                               3) уксусная кислота

       2) муравьиная кислота        4) соляная кислота

2. Атом углерода в состоянии sp2-гибридизации содержится в молекуле

       1) СН3 – СН2 – СООН         3) СН ≡ СН  

       2) СН3 – СН2 – СН2ОН        4) НО – СН2 – СН2 – ОН

3. Слабым электролитом является

       1) НСООК                            3) (НСОО)2Са

       2) НСООН                            4) Са(ОН)2

4.   Изомерами, принадлежащими к различным классам, являются

       1) монокарбоновые кислоты и сложные эфиры

       2) одноатомные спирты и альдегиды

       3) фенолы и монокарбоновые кислоты

       4) кетоны и многоатомные спирты

5. В схеме превращений:

                                      С4Н10 → Х → (СН3СОО)2Са

веществом Х является

       1) этан                                   3) ацетон

       2) этанол                               4) уксусная кислота

6. Спирт, остаток которого входит в состав жиров

  1. глицерин                            3) этанол
  2. этиленгликоль                   4) метанол

7. Фактор, определяющий агрегатное состояние жиров

  1. наличие в радикале кислоты двойной связи
  2. способ выделения
  3. длина углеводородных радикалов карбоновых кислот
  4. природа жиров

8. Продукты, образующиеся при омылении жиров

  1. глицерин и карбоновые кислоты
  2. глицерин и мыло
  3. одноатомный спирт и карбоновые кислоты
  4. этиленгликоль и карбоновые кислоты

9. Для получения маргарина («мягкого масла») не используют

  1. подсолнечное масло         3) свиной жир
  2. оливковое масло               4) кукурузное масло

10.Вещество, которое входит в состав жидкого мыла:

  1. C17H35COONa                    3) С17Н35СООК
  2. 17Нз5СОО)2Мg               4) СН3 – СН2 – СООNa

Часть 2

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

  1. Определение исходного уровня знаний студентов

   

Для определения исходного уровня знаний студентов предлагается распределить обучающихся на группы по 4 человека. Каждой группе предлагается для обсуждения один из предложенных вопросов:

  1. Общая формула, структурная формула функциональной группы, название функциональной группы, гомологи, номенклатура.

Карбоновые кислоты - органические вещества, молекулы которых содержат одну или несколько карбоксильных групп.

Карбоксильная группа
https://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/chemistry/work2/theory/2/ch_2_18.gif(сокращенно —COOH) - функциональная группа карбоновых кислот - состоит из карбонильной группы и связанной с ней гидроксильной группы.

По числу карбоксильных групп карбоновые кислоты делятся на одноосновные, двухосновные и т.д.

Общая формула одноосновных карбоновых кислот R—COOH. Пример двухосновной кислоты - щавелевая кислота HOOC—COOH.

По типу радикала карбоновые кислоты делятся на предельные (например, уксусная кислота CH
3COOH), непредельные [например, акриловая кислота CH2=CH—COOH, олеиновая CH3—(CH2)7—CH=CH—(CH2)7—COOH] и ароматические (например, бензойная C6H5—COOH).

Алгоритм составления названий карбоновых кислот

  1. Найдите главную углеродную цепь - это самая длинная цепь атомов углерода, включающая атом углерода карбоксильной группы.
  2. Пронумеруйте атомы углерода в главной цепи, начиная с атома углерода карбоксильной группы.
  3. Назовите соединение по алгоритму для углеводородов.
  4. В конце названия допишите суффикс "-ов", окончание "-ая" и слово "кислота".

  1. Виды и типы химической связи в функциональной группе, электронное строение функциональной группы

В молекулах карбоновых кислот p-электроны атомов кислорода гидроксильной группы взаимодействуют с электронами https://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/chemistry/work2/theory/2/pi.gif-связи карбонильной группы, в результате чего возрастает полярность связи O—H, упрочняется https://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/chemistry/work2/theory/2/pi.gif-связь в карбонильной группе, уменьшается частичный заряд (https://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/chemistry/work2/theory/2/delta.gif+) на атоме углерода и увеличивается частичный заряд (https://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/chemistry/work2/theory/2/delta.gif+) на атоме водорода.

https://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/chemistry/work2/theory/2/ch_2_21.gif

Последнее способствует образованию прочных водородных связей между молекулами карбоновых кислот.

  1. Кислотные свойства: диссоциация, взаимодействие с металлами, щелочами, солями.

Из-за высокой полярности связи O-H карбоновые кислоты в водном растворе заметно диссоциируют (точнее, обратимо с ней реагируют):

HCOOH https://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/chemistry/work2/theory/2/double_pointer.gifHCOO- + H+ 


Все карбоновые кислоты - слабые электролиты. С увеличением числа атомов углерода сила кислот убывает (из-за снижения полярности связи O-H); напротив, введение атомов галогена в углеводородный радикал приводит к возрастанию силы кислоты.

     Карбоновые кислоты проявляют все свойства, присущие слабым   кислотам:

Mg + 2CH3COOH https://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/chemistry/work2/theory/2/right_pointer.gif(CH3COO)2Mg + H2https://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/chemistry/work2/theory/2/up_pointer.gif
NaOH + CH
3COOH https://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/chemistry/work2/theory/2/right_pointer.gifCH3COONa + H2O
K
2CO3 + 2CH3COOH https://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/chemistry/work2/theory/2/right_pointer.gif2CH3COOK + H2O + CO2https://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/chemistry/work2/theory/2/up_pointer.gif

  1. Реакция этерификации – получение сложных эфиров. Общая формула сложных эфиров по функциональным группам.

                                                   https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/34/Ester-general.svg/625px-Ester-general.svg.png

R и R1 – углеводородные радикалы. В роли R может выступать атом водорода.

Этерификация (реакция карбоновых кислот со спиртами, приводящая к образованию сложного эфира):

https://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/chemistry/work2/theory/2/ch_2_22.gif

https://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/chemistry/work2/theory/2/pointer2_H2SO4k_t.gif

https://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/chemistry/work2/theory/2/ch_2_23.gif

+ H2O

муравьиная кислота

этанол

этиловый эфир
муравьиной кислоты

  1. Какие соединения называют жирами? Классификация жиров. Получение жиров реакцией этерификации.

Жиры представляют собой смеси триглицеридов. Предельные жирные кислоты (пальмитиновая C15H31COOH, стеариновая C17H35COOH) образуют твердые жиры животного происхождения, а непредельные (олеиновая C17H33COOH, линолевая C17H31COOH и др.) - жидкие жиры (масла) растительного происхождения.

В реакцию этерификации могут вступать и многоатомные спирты, например, глицерин. Сложные эфиры, образованные глицерином и высшими карбоновыми кислотами (жирными кислотами) - это жиры.

https://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/chemistry/work2/theory/2/ch_2_24.gif

+

https://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/chemistry/work2/theory/2/ch_2_25.gif

https://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/chemistry/work2/theory/2/pointer2_H2SO4_t_OH.gif

https://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/chemistry/work2/theory/2/ch_2_26.gif

+ 3H2O

глицерин

карбоновые кислоты

триглицерид

  1. Химические свойства жиров; почему щелочной гидролиз жиров называют омылением?

Гидролиз для жиров характерен, так как они являются сложными эфирами. Он осуществляется под действием минеральных кислот и щелочей при нагревании. Гидролиз жиров в живых организмах происходит под влиянием ферментов. Результат гидролиза — образование глицерина и соответствующих карбоновых кислот: С3H5(COO)3-R + 3H2O ↔ C3H5(OH)3 + 3RCOOH

Расщепление жиров на глицерин и соли высших карбоновых кислот проводится обработкой их щёлочью — (едким натром), перегретым паром, иногда — минеральными кислотами. Этот процесс называется омыление жиров.
С
3H5(COO)3-(C17H35)3 + 3NaOH → C3H5(OH)3 + 3C17H35COONa
тристеарин (жир) + едкий натр → глицерин + стеарат натрия (мыло)

  1. Закрепление материала

Часть 1.

№ ответа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

I вариант

2

4

3

4

2

1

4

2

2

1

II вариант

2

1

2

1

4

1

1

2

3

3

Часть 2.

Вариант I.

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

1.

2.      

3.      

Вариант II

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

1.

 

2.  

3.  

 ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Фамилия, имя студента

Вопросы контроля исходного уровня знаний        (4 балла)

Конспект лекции по изучаемым темам

(3 балла)      

Заполнение таблицы

(8 баллов)

Закрепление материала, тест (1 часть – 10 баллов, 2 часть – 4 балла)

Общая оценка

(29 баллов)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

 

17

18

19

20

21

22

23

24

25

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

В конце занятия студенты-консультанты подводят итоги работы студентов своих групп по оценочным листам, подсчитывается общее число баллов и выставляются оценки:

«Отлично» - 27 - 29 баллов

«Хорошо» - 22 - 26 баллов

«Удовлетворительно» - 15 - 21 баллов

«Неудовлетворительно» - менее 15 баллов.

Домашнее задание

  1. Повторить конспект лекций.
  2. О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, Е. Е. Остроумова, С. А. Сладков Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. М.: Издательский центр «Академия», 2016, стр. 170 – 189.
  3. Решить предложенные задачи.
  4. Закончить задание по внеаудиторной работе.

Для выполнения домашнего задания обучающимся предлагается решить следующую задачу:

Задача. При взаимодействии уксусной кислоты с кальцием образуются ацетат кальция и водород.

Определить:

1) объем водорода, если прореагировало 90граммов уксусной кислоты;

2) массу уксусной кислоты, если получилось 10 литров водорода;

3) объём водорода, если в реакцию вступило 64 грамма уксусной кислоты и 30 граммов кальция.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов

Задание: составить опорный конспект по теме «Производные карбоновых кислот» (плановый конспект).

ЦЕЛИ:

Научиться составлять плановый опорный конспект.

Приобрести навыки самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой.

Научиться анализировать и систематизировать информацию в процессе составления конспекта.

МОТИВАЦИЯ: Закрепить, расширить, систематизировать знания по данной теме с дальнейшим использованием их при изучении специальных дисциплин и в будущей профессиональной деятельности.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ:

Изучить материал данной темы, используя основную литературу.

Ознакомиться с информацией, полученной из дополнительных источников.

Выделить информационно значимые места из прочитанного материала.

Составить конспект по предложенному плану.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТЫ:

В начале конспекта указать тему.

Соблюдать последовательность изложения материала, строго по плану:

1. Какие соединения называют жирами?

2. Классификация жиров.

3. Как состав жиров влияет на их физические свойства

4. Физические свойства жиров.

5. Химические свойства жиров.

6. Применение жиров в повседневной жизни.

7. Путь жиров в организме.

8.  Почему щелочной гидролиз жиров называют омылением?

Аккуратность оформления работы.

Лаконичность и четкость изложения материала.

Отсутствие фактических, теоретических и грамматических ошибок.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

«5» - аккуратное оформление работы; содержание и оформление конспекта соответствует требованиям инструкции;

«4» оформление соответствует требованиям инструкции; нечеткое, нелаконичное изложение материала;

«3» - работа выполнена формально, не аккуратно; непоследовательное, нечеткое изложение материала; не выделены информационно значимые места;

«2» - работа не выполнена в установленные сроки; работа не соответствует требованиям

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

  1. О.С. Габриелян, И. Г. Остроумов, Е. Е. Остроумова, С. А. Сладков Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования, М.: Издательский центр «Академия», 2016

Дополнительная:

  1. О. С. Габриелян, Г. Г. Лысова Химия: тесты, задачи и упражнения: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования, М.: Академия 2016 г., 3-е изд.
  2. О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков, Н. М. Дорофеева., Химия. Практикум: учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования, М.: Академия 2016, 5-ое изд.

Интернет-источники

http://school-collection.edu.ru/ (ЦОР)

http://interneturok.ru/ (интернет-уроки)

www. hemi. wallst. ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).

www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).

www. chem. msu. su (Электронная библиотека по химии).

www. chemistry-chemists. com (электронный журнал «Химики и химия»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Химические свойства карбоновых кислот"

Урок проводился в 10 классе с углубленным изучением предмета. Тип урока: изучение нового материала. Используемые приемы: фронтальная работа, работа в группах, мини-исследовательская работа....

Практическая работа по теме: "Свойства карбоновых кислот (общие с неорганическими кислотами)".

Практическая работаТема: Свойства карбоновых кислот (общие с неорганическими кислотами).Инструктивная карта № 1«Взаимодействие предельных одноосновных карбоновых кислот с металлами»Инструктивная карта...

"Физические свойства карбоновых кислот. Общие химические свойства органических и неорганических кислот"

Данная презентация составлена к уроку по теме " Физические свойства карбоновых кислот. Общие свойства органических и неорганических кислот"....

Контрольная работа по теме : « Карбоновые кислоты и их производные»

Контрольная работа по теме : « Карбоновые кислоты и их производные»...

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: «ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КАРБОНОВЫХ КИСЛОТ»

Статья написана с учетом требований ФГОС для среднего профессионального образования и поможет сформировать не только высокий профильный уровень химических знаний, но и целостную естественно-научную ка...