8 класс. Практическая работа по классам соединений и рН
методическая разработка по химии (8 класс) на тему
Практическая работа состоит из двух частей и презназначена для самостоятельной работы учащихся в группах или индивидуально. Первая часть содержит в себе теоретический материал (тема: pH), необходимый для понимания и успешного выполнения работы. Все важные понятия выделены, работа составлена простым языком. Вторая часть содежит шаблон отчета, с выделенной частью для оформления, комментариями к выполнению, ходу работы.
Оба листа необходимо распечатать в количестве 1-2 листа на парту, после работы обучающиеся должны вернуть распечатку, поэтому если есть возможность - заламинируйте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass._prakticheskaya_rabota_po_klassam_soedineniy_i_rn.doc | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
Чистая вода, как и вода, в которой растворено какое-то вещество (или несколько веществ), обладают такой характеристикой, как среда раствора.
Среда любого водного раствора определяется количеством частиц водорода (H+) или гидроксид-частиц (OH–).
В чистой воде (Н2О) число этих частиц равно друг другу:
Н2О <=> ʺНʺ-ʺОНʺ
ν(H+) = ν(ОН-) //ν («ню») — число частиц
Такая среда называется нейтральной.
Водные растворы могут иметь нейтральную, щелочную и кислотную среды.
Нейтральная среда – это среда, в которой число частиц водорода (H+) равно числу гидроксид-частиц (OH–).
Кислотная среда – это среда, в которой частиц водорода (H+) больше, чем гидроксид-частиц (OH–), или и вовсе есть только частицы водорода (H+).
Щелочная среда – это среда, в которой гидроксид-частиц (OH–) больше, чем частиц водорода (H+), или и вовсе есть только гидроксид-частицы (OH–).
Качественно реакцию среды водных растворов электролитов определяют с помощью индикаторов.
Индикаторы – это вещества, которые изменяют свой цвет в зависимости от среды раствора.
Для удобства среду раствора часто выражают водородным показателем (обозначается pH, читается «пэ аш»). (Вспомните, сталкивались ли вы с таким понятием раньше: в рекламе, Интернете, на упаковках продуктов (бытовой химии)? Если не можете вспомнить, опросите родственников или поищите информацию в Интернете, будьте крайне внимательны с полученной информацией, отфильтруйте псевдонаучные (не подтверждённые официальной наукой) знания. Результаты запишите отдельной строкой в отчёт.)
Водородный показатель pH – это величина, характеризующая содержание частиц водорода (H+) в растворе, благодаря ему можно определить среду раствора:
pH | 0, 1, 2, 3 | 4, 5, 6 | 7 | 8, 9, 10 | 11, 12, 13, 14 |
Среда раствора | Сильно-кислотная | Слабо-кислотная | Нейтральная | Слабо-щелочная | Сильно-щелочная |
Таким образом:
при pH = 7 среда нейтральная;
при pH < 7 среда кислотная;
при pH > 7 среда щелочная.
Соответственно:
для некоторых солей и чистой воды характерна нейтральная среда, то есть значение рН=7 (или близкое к 7);
для кислот характерна кислая среда, то есть значение рН от 0 до 7;
для большинства оснований и всех щелочей характерна щелочная среда, то есть значение рН от 7 до 14;
Значение pH раствора определяют с помощью универсального индикатора.
Универсальный индикатор – это смесь нескольких индикаторов, изменяющих окраску в широком интервале значений pH.
Оформление отчёта (в ваших тетрадях для практических работ по химии)
ПЕРЕПИСЫВАТЬ ТОЛЬКО ТО, ЧТО НАХОДИТСЯ МЕЖДУ ЛИНИЯМИ!
Практическая работа №1: «Определение веществ»
Вариант №__
Цель: используя полученные знания об индикаторах, определить полученные вещества
Оборудование: пробирки, реактивы, универсальный индикатор, шкала рН
Ход определения:
пробирка №1 — цвет индикатора: _____________ — № рН-шкалы: __ — среда вещества: ________ — класс вещества: _______ — вещество: _____(______________________)
Таблица №1
№ пробирки | Цвет индикатора | № рН-шкалы | Среда вещества | Класс вещества | Вещество (формула и название) |
1 | |||||
2 | |||||
3 |
Примеры рН на упаковках продуктов (бытовой химии):
Вывод: с помощью индикаторов можно определить _______ вещества, что может определить _______ веществ.
Ход работы: // НЕ ПЕРЕПИСЫВАТЬ
- Раствором из пробирки №1 смочили один конец фрагмента универсального индикатора, подождали проявления цвета, занесли данные в таблицу.
- Цвет универсального индикатора сличили со шкалой рН. В таблицу №1 занесли полученные данные.
- Определили среду вещества по рН, занесли полученные данные в таблицу.
- По полученным данным определили химический класс вещества (растворимая соль, растворимое основание (щёлочь), растворимая кислота), занесли полученные данные в таблицу.
- Определили, какое из предложенных веществ находится в пробирке №1, занесли данные в таблицу.
- Повторили шаги 1-5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа "Основные классы неорганических соединений "
Практическая работа № 3 8 класс...
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
Практическая работа "Получение комплексных соединений"
Практическая работа по получению комплексных соединений меди и железа для 11 химико-биологического класса....
9 класс. Практическая работа№2 по теме: "Получение и свойства соединений металлов"
9 класс. Практическая работа№2 по теме: "Получение и свойства соединений металлов"...
10 класс. Практическая работа№1 по теме: "Идентификация органических соединений"
10 класс. Практическая работа№1 по теме: "Идентификация органических соединений" по программе О.С. Габриелян...
11 класс. Практическая работа№2 по теме: "Идентификация органических соединений"
11 класс. Практическая работа№2 по теме: "Идентификация органических соединений" по программе О.С. Габриелян...