Внеурочка или кружок по химии для 8 класса
материал по химии на тему

Сарыглар Татьяна Ашак-ооловна

Внеурочка или кружок по химии для 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_ili_kruzhok_pohimii_8_kl.docx31.75 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Кружка (курса внеурочной деятельности)

«Химия вокруг нас»

Класс: 8(восьмой)

Уровень образования: основное общее

Направление: общеинтеллектуальное

Форма: кружок

Программа модифицирована учителем химии Сарыглар Т.А.

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Химия вокруг нас» составлена

в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного

стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства

образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, а также

планом внеурочной деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения средней общеобразовательной школа № г. Ак-Довурака.

Данная программа, используя деятельностный подход в обучении, способствует

более глубокому изучению курса химии и позволяет учащимся овладеть умениями

формулировать гипотезы, конструировать и моделировать химические процессы;

сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями

жизни; оценивать полученные результаты, понимая постоянный процесс эволюции

научного знания, что в конечном итоге способствует самообразованию и саморазвитию

учащихся.

Курс внеурочной деятельности «Химия вокруг нас» позволяет строить обучение

учащихся 8-го класса с учетом максимального приближения предмета химии к

практической стороне жизни, к тому, с чем учащиеся сталкиваются каждый день в быту.

Актуальность программы обусловлена тем, что в учебном плане предмету

«Химия» отведено всего 2 часа в неделю (8 класс), что дает возможность сформировать у

учащихся лишь базовые знания по предмету. В тоже время возраст 8-го класса является

важным для профессионального самоопределения школьников. Возможно, что

проснувшийся интерес к химии может перерасти в будущую профессию.

Актуальность данной программы состоит в и том, что она не только дает

воспитанникам практические умения и навыки, формирует начальный опыт творческой

деятельности, но и развивает интерес обучающегося к эксперименту, научному поиску,

способствует самоопределению учащихся, осознанному выбору профессии. Учащиеся

смогут на практике использовать свои знания на уроках химии и в быту.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что базовый курс школьной программы предусматривает практические работы, но их явно недостаточно, чтобы

заинтересовать учащихся в самостоятельном приобретении теоретических знаний и

практических умений и навыков. Для этого в курс «Химия вокруг нас» включены

наиболее яркие, наглядные, интригующие эксперименты, способные увлечь и

заинтересовать учащихся практической наукой химией.

Цель программы:

Формирование у учащихся научных представлений о химии в повседневной жизни

человека через пробуждение интереса и развитие профессиональных склонностей к

предмету химия.

Задачи:

Образовательные:

 расширить кругозор учащихся о мире веществ;

 использовать теоретические знания по химии на практике;

 обучить технике безопасности при выполнении химических реакций;

 сформировать навыки выполнения проектов с использованием ИКТ.

Развивающие:

 способствовать развитию творческих способностей обучающихся;

 формировать ИКТ-компетентости;

Воспитательные:

 воспитать самостоятельность при выполнении работы;

- воспитать чувство взаимопомощи, коллективизма, умение работать в команде;

 воспитать чувство личной ответственности.

Условия реализации программы:

Возраст обучающихся

Программа ориентирована на воспитанников в возрасте 14-15 лет без специальной

подготовки.

Сроки реализации

Программа рассчитана на 1 год обучения.

В ходе обучения по программе «Химия вокруг нас» занятия проводятся в

следующем режиме:

34часа в год - 1 раз в неделю.

Формы занятий

В образовательном процессе используются различные формы проведения занятия:

 беседы;

 лекции;

 семинары;

 практическое занятие;

 химический эксперимент;

 работа на компьютере;

 экскурсии;

 выполнение и защита проектов.

Результаты освоения курса

Личностные результаты:

- осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости

и объяснимости на основе достижений науки;

- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность

и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности

вне школы;

- оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения

здоровья;

- оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

- формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки

других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и

благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса «Химия вокруг нас» является

формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель

учебной деятельности;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из

предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

- осуществлять целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование

практической задачи в познавательную;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять

ошибки самостоятельно;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в

сотрудничестве;

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять

причины и следствия простых явлений.

- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и

критерии для указанных логических операций;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных

связей.

- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск

информации, анализировать и оценивать её достоверность.

- обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от понятий с меньшим

объемом понятиям с большим объемом;

- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных

связей.

- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования,

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от

конкретных условий.

Коммуникативные УУД:

- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и

координировать ее с позиции партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения

в совместной деятельности;

- отображать в речи содержание совершаемых действий, как в форме громкой

социализированной речи, так и в форме внутренней речи;

- уметь аргументировать свою точку зрения;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую

взаимопомощь;

- уметь работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать

и способствовать продуктивной кооперации.

Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:

- осознание роли веществ;

- определять роль различных веществ в природе и технике;

- объяснять роль веществ в их круговороте;

- рассмотрение химических процессов;

- использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических

препаратов;

– различать опасные и безопасные вещества;

- приводить примеры химических процессов в природе;

- находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их

различиях;

- использование химических знаний в быту;

- объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека;

- объяснять мир с точки зрения химии;

- формировать представления о будущем профессиональном выборе.

Кроме того, занятия призваны пробудить у учащихся интерес к химической науке,

стимулировать дальнейшее изучение химии. Химические знания, сформированные на

занятиях, информационная культура учащихся, могут быть использованы ими для

раскрытия различных проявлений связи химии с жизнью.

Способы определения результативности:

- Начальный контроль (сентябрь) в виде визуального наблюдения педагога за

соблюдением воспитанниками техники безопасности, поведением при работе с

последующим обсуждением;

- Текущий контроль (в течение всего учебного года) в виде визуального наблюдения

педагога за процессом выполнения учащимися практических работ, проектов,

индивидуальных заданий, участия в предметной неделе естествознания;

- Промежуточный контроль (тематический) в виде предметной диагностики знания

детьми пройденных тем;

- Итоговый контроль (май) в виде изучения и анализа продуктов труда учащихся

(проектов; сообщений, рефератов), процесса организации работы над продуктом и

динамики личностных изменений.

Формы подведения итогов реализации программы.

- Опрос;

- Обсуждение;

- Самостоятельная работа;

- Тестирование;

- Презентация и защита творческой работы (проекты и др.).

В конце учебного года обучающийся должен выполнить и защитить проект.

Содержание курса

Тема 1. Введение: химия-наука о веществах, которые нас окружают.

Теория

От алхимии до наших дней. Цели и задачи современной химии. Разделы и отрасли химии.

Методы химии. Роль химии в жизни человека и развитии человечества. Перспективы

развития химии.

Тема 2. Правила работы в химической лаборатории.

Теория

Общие правила работы в химической лаборатории. Техника безопасности при работе в

химической лаборатории. Оказание первой помощи при несчастных случаях. Правила

работы с кислотами, щелочами, летучими веществами. Нагревательные приборы и

правила работы с ними. Химическая посуда общего назначения. Мытье и сушка

химической посуды. Изготовление и ремонт простейших лабораторных приборов. Марки

химических реактивов. Правила их хранения и использования. Дистиллированная вода и

ее получение.

Практика

1 Приемы обращения с нагревательными приборами (спиртовка, плитка, водяная баня) и

химической посудой общего назначения.

Тема 3. Химические вещества дома и на улице. Чистые вещества и смеси.

Теория

Знакомство с веществами, которые часто встречаются нам в обычной жизни дома и на

улице. Чистые вещества и смеси. Однородные и неоднородные смеси в быту. Свойства

смесей. Дистилляция, выпаривание, центрифугирование, хроматография, кристаллизация

и возгонка. Решение задач на нахождение массовой и объемной доли компонента смеси.

Практика

1. Очистка соли от нерастворимых и растворимых примесей.

Тема 4. Царство воды.

Теория

Аномалии воды. Живая и мертвая вода. Профессии воды. Роль воды в жизни человека.

Растворимость веществ. Способы выражения концентрации растворов. Растворы в

природе и технике. Проблемы питьевой воды.

Практика

 Химические свойства воды.

 Изготовление листовок «Берегите воду!» в программе Publisher

Тема 5. Химические элементы в организме человека.

Теория

Присутствие химических элементов в организме человека. Вещества в организме

человека. Химические явления в организме человека. К чему может привести недостаток

некоторых химических элементов в организме человека?

Практика

1. Изготовление слайдовой презентации «Химические элементы в организме человека».

Тема 6. Еда и химия.

Теория

Пищевая ценность продуктов питания. Витамины. Пищевые добавки. Вещества под

буквой Е. Синтетическая пища и ее влияние на организм. Содержание нитратов в

растениях и пути уменьшения их содержания при приготовлении пищи. Качество пищи и

сроки хранения пищевых продуктов.

Расшифровка кода пищевых продуктов, их значение. Изготовление буклета «Советы

химика по употреблению продуктов питания

Практика

1. Определение нитратов в плодах и овощах.

Тема 7. Красота и химия.

Теория

Состав и свойства как современных, так и старинных средств гигиены; грамотный выбор

средств гигиены; полезные советы по уходу за кожей, волосами и полостью рта. Состав и

свойства некоторых препаратов гигиенической, лечебной и декоративной косметики,

грамотное их использование. Химические процессы, лежащие в основе ухода за волосами,

их завивки, укладки, окраски; правильный уход за волосами, грамотное использование

препаратов для окраски и укладки волос, ориентирование в их многообразии.

Практика

1. Изучение состава декоративной косметики по этикеткам.

Тема 8. Химия в белом халате.

Теория

Лекарства и яды в древности. Антидоты. Средства дезинфекции. Антибиотики.

Физиологический раствор. Отравления и оказание первой помощи. Лекарства первой

необходимости. Домашняя аптечка и ее состав. Диеты и их влияние на организм.

Практика

 Составление инструкций: «Первая помощь при отравлении»; «Первая помощь при

ожогах».

 Получение древесного угля, изучение его адсорбционной способности.

Тема 9. «Бытовая химия».

Теория

Средства бытовой химии и меры безопасности при работе с ними. Азбука химчистки.

Пятновыводители и удаление пятен. Техника выведения пятен различного

происхождения. Синтетические моющие средства их виды. Жесткость воды и ее

устранение.

Практика

1. Выведение белковых пятен, цветных пятен, пятен от чернил и ржавчины.

2. Получение мыла.

3. Удаление накипи.

Тема 10. Химия и строительство.

Теория

1. Строительные растворы. Известь. Мел. Песок. Цемент. История стекла. Кирпичи.

Фарфор и фаянс. Древесина – уникальный строительный материал. Виды бумаги и их

использование. Свойства олифы, масляных красок, эмалей, растворителей. Понятие об

экологически чистых материалах. Виды загрязнений (пылевые, радиационные,

биологические, шумовые). Решение задач с экологическим содержанием.

Практика

2. Определение относительной запыленности воздуха в помещении.

Тема 11. Химия и автомобиль.

Теория

Материалы, которые используются для изготовления автомобилей. Химические процессы,

происходящие при эксплуатации автомобиля.

Практика

1. Решение экологических задач.

Тема 12. Химия в сельском хозяйстве.

Теория

Агротехнические приемы, основанные на закономерностях протекания химических

реакций; практические знания, необходимые для работы на даче, приусадебном участке.

Удобрения. Развитие производства минеральных удобрений. Современные требования к

качеству минеральных удобрений.

Химические средства защиты растений, их правильное применение.

Химические вещества в животноводстве: минеральные подкормки, химический состав

кормов, пищевых добавок, устройство вентиляционных систем животноводческих

помещений.

Практика

1. Получение азотных, фосфорных и калийных удобрений. Анализ исходного сырья для

получения продукции.

Тема 13. Химия и искусство.

Теория

Химия на службе искусства. Бумага. Карандаш. Книгопечатание. Краски. Виды живописи.

Роспись по штукатурке. Синтетические красители. Химия и прикладное искусство.

Золотая хохлома. Городецкая роспись. Изготовление слайдовой презентации «Химия в

мире искусства».

Практика

1. Приготовление натуральных красителей.

Тема 14. Биосфера – среда жизни человека.

Теория

Биосфера. Всеобщая взаимосвязь живой и неживой природы. Глобальные экологические

проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью человека. Задачи охраны природы и

окружающей среды. Способы разрешения создавшейся экологической ситуации на Земле,

в нашем городе. Решение экологических задач.

Практика

1. Творческие работы на тему «Идеальный город…»

Тема 15. Выполнение проектов.

Теория

Понятие проекта. Типы проектов, основные этапы выполнения. Критерии оценивания

выполнения и защиты проектов.

Практика

Выполнение проектов с использованием компьютерных технологий.

Тема 16. Итоговое занятие.

Практика Защита проектов.

Тематическое планирование

п/п

Название раздела

Всего

часов

Теория

Практика

1

Введение: химия-наука о веществах, которые нас

окружают. 

2

2

0

2

Правила работы в химической лаборатории.

2

1

1

3

Химические вещества дома и на улице. Чистые

вещества и смеси.

2

1

1

4

 Царство воды.

2

1

1

5

 Химические элементы в организме человека.

2

1

1

6

Еда и химия.

3

2

1

7

 Красота и химия.

2

1

1

8

 Химия в белом халате.

2

1

1

9

 «Бытовая химия».

3

2

2

10

 Химия и строительство.

.

2

2

2

11

Химия и автомобиль.

2

1

1

12

Химия в сельском хозяйстве.

3

2

1

13

 Химия и искусство.

2

1

1

14

 Биосфера – среда жизни человека.

2

1

1

15

 Выполнение проектов.

2

1

1

16

 Итоговое занятие. Защита проектов.

1

0

1

ВСЕГО:

35

20

15

Учебно-методическое обеспечение

1. Химическая энциклопедия. Т 1. М., 1988 г.

2. Кукушкин Ю.Н. «Химия вокруг нас», М. Высшая школа, 2002 г..

3. О.С. Габриолян, Г.Г. Лысова «Настольная книга учителя химии». , Дрофа, 2004.

4. К.А. Макаров «Химия и здоровье». М. «Просвещение».2005.

5. В.А. Войтович «Химия в быту». М. «Знание». 2000.

6. А.С. Солова «Химия и лекарственные вещества». Л., 2002.

7. В.И. Кузнецов «Химия на пороге нового тысячелетия», «Химия в школе» № 1, 1999.

8. Ю.Н. Коротышева «Химические салоны красоты». «Химия в школе». № 1. 2005 г.

9. А.М. Юдин и другие. «Химия для вас». М. «Химия2002.

10.«Энциклопедический словарь юного химика» М. «Педагогика», 2002.

11. В.Н. Касаткин «Здоровье». 2005.

12. «Эрудит», Химия – М. ООО «ТД «Издательство Мир книги»», 2006

13.Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. Книга для учащихся, учителей и родителей.

М.: АСТ-ПРЕСС, 1999;

14..Мир химии. Занимательные рассказы о химии. Сост. Ю.И.Смирнов. СПб.: «МиМ-

Экспресс», 1995;

15.Скурихин И.М., Нечаев А.П. Все о пище с точки зрения химика. Справ. издание. М.:

Высшая школа, 2009__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок по химии "Вода, которую мы пьем"

Кружок по химии "Вода, которую мы пьем"...

Кружок по химии

В статье отражены аспекты внеклассной работы по химии....

Рабочая программа Химический кружок: «Занимательная химия»

Программа кружка рассчитанная на  учащихся 8 – 9 классов общеобразовательной школы (68 занятий по 2 часа в неделю).Основная цель кружка: развитие познавательного интереса учащихся к химии, расшир...

Кружок по химии по теме:"Химия вокруг нас"

Рабочая программа кружка для 9 и 11 классов включает содержание и тематическоо планирование...

Кружок "Занимательная химия"

Программа данного кружка рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять не более 15 человек. Химический кружок - экспериментальный, п...

Внеурочка "Чудесная химия" 8 класс

Внеурочка "Чудесная химия" 8 класс...