урок по теме: Фенол
план-конспект урока по химии (10 класс)

Разработка урока поможет учителям, работающим в профильном 10 классе, провести урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ryabihina_g.a.-_urok.docx25.05 КБ

Предварительный просмотр:

                        Конспект урока по теме: «Фенол» (10 класс, хим/био проф.)

Тема урока: Фенол

Учитель: Рябихина Г.А.-МБОУ Сосновская СОШ №1, Сосновского района Тамбовской области.

Цель урока – сформировать понятие о фенолах как самостоятельном классе кислородсодержащих органических соединений в процессе исследовательской деятельности.

Задачи:

  • предметные – формирование представлений о простейшем одноатомном феноле, ознакомление со способами получения фенола, его физическими и химическими свойствами, зависимости свойств от взаимного влияния атомов в молекуле.
  • метапредметные – способствовать формированию познавательной активности учащихся на уроке;
  • личностные – формировать качества, необходимые для адаптации в современном обществе.

Тип урока: урок изучения нового материала в ходе исследования.

Планируемые результаты:

Деятельностные:

 создать условия для развития познавательного интереса к предмету через использование исследовательских навыков на уроке.

Коммуникативные:

обеспечение возможности сотрудничества: умения слышать и слушать, оказывать поддержку друг другу, работа с информацией, построение ответов.

Регулятивные : целеполагание, самоконтроль, самооценка

Формы организации занятия: фронтальный опрос, самостоятельная работа (тестирование), исследовательская деятельность.

Формы организации работы обучающихся: индивидуальная.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический (химический эксперимент)

Оборудование: компьютер, фенол, раствор хлорида железа (III),  вода.

                                          Ход урока.

  1. Орг. момент (Здравствуйте ребята! Настройтесь на волну успеха и у нас с вами всё получится).
  2. Контроль знаний по предыдущей теме.

Учитель:

  1. Ребята, вспомните, пожалуйста, как называется класс кислородсодержащих органических соединений, в молекулах которых углеводородный радикал связан с одной или несколькими гидроксогруппами?
  2. По каким признакам классифицируют спирты?
  3. Существуют ли четвертичные спирты? Объясните ответ.

– Для контроля усвоения этого материала, проведём тестирование. Вам будут предложены 10 вопросов с выбором только одного правильного ответа. Время для ответа на каждый вопрос – 20 с.-25с

(итого ̴ 4 мин.)

 

  1. Актуализация знаний.

«… Открытий путь – не легкий путь.

Но человеку не свернуть.

Что? Почему? За ним следят,

      Чтоб шел вперед, а не назад.

 Вот почему из года в год

      Наука движется вперед…»  (Е. Ефимовский)

Продолжим движение вперёд и мы. Я хочу предложить вам выполнить вот такое логическое задание.  Называется оно «Одно лишнее». Смотрим на экран (Найдите одно лишнее вещество среди перечисленных и объясните, почему вы так решили: метанол, толуол, пропанол, фенол).

Предполагаемый ответ учащихсяЛишнее вещество толуол, так как это ароматический углеводород, гомолог бензола. Другие названные вещества не являются углеводородами, это кислородсодержащие органические вещества.

Учитель:

-  Исключите еще одно вещество. Поясните.

Предполагаемый ответ учащихсяИсключить можно фенол, так как метанол и этанол - предельные одноатомные спирты, а фенол к гомологическому ряду алканолов не относится.

Учитель: Совершенно верно, и мы таким образом, через решение логической задачи, подошли к теме нашего урока (какая?) – тема урока «Фенолы».

- Молодцы. Сегодня мы продолжаем говорить о многообразии орг. соединений – соединений, где главную роль играет углерод. Мир этих веществ богат и удивителен.

Учитель: сформулируйте цель нашего урока (изучить строение и свойства фенола).

Учитель: прежде чем приступить конкретно к изучению фенола, познакомимся с классификацией фенолов (см. слайд)

Учитель: важнейшим представителем фенолов является фенол.

Чтобы точнее разобраться в строении и свойствах фенола, я предлагаю вам провести всестороннее его исследование.

Итак, объектом нашего исследования является органическое кислородсодержащее вещество – фенол.

   Для этого каждый из вас будет работать самостоятельно по инструктивным карточкам. Время работы 7-8 минут, а затем  вы поделитесь информацией, наработками по своему вопросу.

(Инструктивные карточки, учебник, дополнительный материал. Информация).

- Наработки  ребят (ответы у доски).

4. Подведение итогов урока.

Учитель: Ребята! Наше исследование подошло  к логическому завершению, были заслушаны ваши отчеты, каждый из вас представил результаты, сделал выводы по своему блоку работы.

  1. Рефлексия.

 Учитель:

- что нового вы узнали сегодня на уроке?

- можно ли считать, что ваши цели достигнуты?

- в чём испытывали трудность при изучении нового материала?

- пригодятся ли полученные знания на сегодняшнем уроке  в жизни?

  1. Выставление оценок и д/з.

Уч. п.18, конспект, зад. №4, стр.193.

                                        Карточка №1.

Предмет исследования:  формулы простейшего одноатомного фенола.

Цель исследования:   _______________________________________ .

                          Информация для анализа.

  1. Химическая формула фенола.
  2. Структурная формула фенола.
  3. Физические свойства фенола.

(см. материал учебника: п.18, стр.183-184)

  1. Интересное из «жизни» фенола (см. доп. материал).

                                                 Карточка №2.

Предмет исследования:  взаимное влияние атомов и групп атомов в молекуле фенола.

Цель исследования:   _______________________________________ .

                          Информация для анализа.

  1. Влияние бензольного кольца на группу – ОН.
  2. Влияние группы – ОН на бензольное кольцо.

(См. материал учебника: п.18, стр.185

 

                                          Карточка №3.

Предмет исследования:  химические свойства фенола по группе –ОН.

Цель исследования:   _______________________________________ .

                          Информация для анализа.

Взаимодействие фенола :

1) со щелочными металлами;

2) со щелочами;

3) вытеснение фенола из фенолята натрия.

 (см. материал учебника: п.18,стр.188)

________________________________________________________________

                                          Карточка №4.

Предмет исследования:  химические свойства фенола по   бензольному ядру.

Цель исследования:   _______________________________________ .

                          Информация для анализа.

    Взаимодействие фенола:

  1. с бромной водой;
  2. нитрование: полное, неполное;
  3. гидрирование.

(см. материал учебника: п.18, стр.188-189.)

______________________________________________________________ .

                                         Карточка №5.

Предмет исследования:  химические свойства фенола .

Цель исследования:   _______________________________________ .

                       

                            Информация для анализа.

Реакции:

  1. поликонденсации с формальдегидом;
  2. качественная реакция с хлоридом железа (III) (опыт).

(см. материал учебника: п.18, стр. 190).

Правила техники безопасности!!!

    ____________________________________________________ .                                  

                                       Карточка №6.

Предмет исследования:  получение и применение фенола.

Цель исследования:   _______________________________________ .

                          Информация для анализа.

  1. каменноугольная смола;
  2. гидролиз хлорбензола;
  3. кумольный способ (окисление изопропилбензола).
  4. применение фенола и его биологическая роль.

(см. материал учебника: п.18, стр.191-192)

                                   

                                        ТЕСТ

1.Общая формула предельных одноатомных спиртов

 1) CnH2n               2) CnH2nO2

 3) CnH2n+1OH     4) CnH2nO

2. Двухатомным спиртом является:

1) этанол                 2) глицерин

3) этиленгликоль   4) пропанол

3.Назовите вещество: CH3-CH - СН - CH3

                                                  I        I  

                                                 СH3  ОН

  1) 2 – метилбутан       2) 3-  метилбутанол-2

  3) пентан                     4) изобутан.

 

4. Для многоатомных спиртов характерна:

  1) реакция гидрогалогенирования

  2) реакция гидратации

  3) реакция гидрирования

  4) реакция галогенирования

5. Не вступает в реакцию с этиловым спиртом:

 1) Na                                2) этанол

 3) гидроксид меди (II)   4) уксусная кислота

6. Реактивом для распознавания одноатомных спиртов является:

1) оксид меди(II)             2) хлорид железа (III)

3) гидроксид меди (II)    4) пероксид водорода

7. Среди одноатомных спиртов самым ядовитым является:

 1) этанол        2) метанол

 3) пропанол   4) бутанол

8. Вещество, применяемое как антифриз:

 1) этиленгликоль   2) метанол

 3) глицерин            4) бутанол.

9. Многоатомные спирты распознают с помощью:

1) оксида меди(II)             2) этанола

 3) гидроксида меди (II)   4) водорода

10. Простой эфир образуется при:

1) внутримолекулярной дегидратации спиртов

2) межмолекулярной дегидратации спиртов

3) реакции этерификации

4) взаимодействии спиртов с галогеноводородами.

Итоги теста, самооценка (каждое задание оценивается 1 баллом)

Шкала оценивания:

1-6 баллов –   «3».

7-8 баллов –   «4».

9-10 баллов – «5».

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-обобщение Тема: «Спирты и фенолы»

Урок-обобщение "Спирты и фенолы"...

Технологическая карта дистанционного урока по химии по теме "Фенол" 10 класс

Данная разработка урока с применением ЭОР  в 10 классе по теме "Фенол" по учебнику Э. Е. Нифантьева  "Органическая химия. 10 класс"   выполнена в виде технологической карты. О...

Урок по теме "Фенол" 10 класс

Урок по теме "Фенол" для 10 класса (профильный курс)...

конспект урока по теме фенол с использованием ИКТ

Данный  блок уроков реализуется в ходе изучения курса  органической химии в 10 классе (профильный уровень) по учебнику О.С.Габриеляна, &18.  Возможно  использование фрагментов ...

Открытый урок на тему:" Фенолы"

Урок по сингапурской метод.для 10 класса....

обобщающий урок по теме "Спирты и фенолы"

урок-обобщение с практической работой в классе по теме "Спирты и фенолы". К теоретической части урока создана презентация....

урок по теме "Фенолы и спирты"

Обобщающий урок - к нему технологическая карта со всеми дидактическими материалами к уроку....