Конспект урока «Великий углерод»
план-конспект урока по химии (9 класс)

Солтанова Виктория Казбековна

Цель урока: обобщить знания об углероде и его соединениях, о круговороте углерода, показать взаимосвязь веществ.

Тип урока: урок обобщения.

Методы урока: словесные, словесно-наглядные, интерактивные, практические, проектная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл velikiy_uglerod.docx44.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по химии в 9 классе

«Великий углерод»

подготовила 

учитель химии

МБОУ СОШ№1с.Гизель

Пригородного района

РСО-Алания

Солтанова Виктория Казбековна

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=245601877-52-72&n=21


Тема урока: "Великий углерод"

Цель урока: обобщить знания об углероде и его соединениях, о круговороте углерода, показать взаимосвязь веществ.

Задачи урока:

Образовательные: 

Выявление и оценка степени овладения учащимися системой знаний об элементах и их соединениях на примере углерода, а также комплексом навыков и умений для успешного применения полученных знаний на практике, совершенствовать практические умения и навыки работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами.

Развивающие:

Развивать у учащихся умения сравнивать, наблюдать, обобщать, делать выводы;

Используя дополнительный материал, способствовать возрастанию познавательной активности учащихся.

    Развивать внимание, логическое мышление, культуру речи учащихся,           общую эрудицию.        

 Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, любовь к родному краю, формирование научной системы взглядов на мир.

Тип урока: урок обобщения.

Методы урока: словесные, словесно-наглядные, интерактивные, практические, проектная деятельность.

Оборудование: периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, мультимедийная презентация, компьютер. проектор, интерактивная доска, модели кристаллических решеток алмаза и графита, мел, мрамор, ракушки, древесный уголь, активированный уголь, коллекция углеродсодержащих минералов, минеральная вода, жемчуг, простой карандаш, яйцо.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Эммоциональный настрой.

Учитель:

Добрый день!

Первым делом гоним лень,

На уроке не молчать,

Всем работать, отвечать!

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей друзья за дело!

3. Обобщение и систематизация знаний.

Учитель: Обратите внимание  на предметы, которые лежат на демонстрационном столе. Как вы думаете, что объединяет эти предметы и как они связаны с темой нашего сегодняшнего урока?

(Во всех этих веществах  содержится элемент углерод).

 

Учитель:

И какова же тема нашего сегодняшнего урока?

Учащиеся предлагают тему урока. "Углерод и его соединения".

Учитель:  Правильно, но я хочу назвать наш урок "Великий углерод!" (Слайд1)

Эпиграфом нашего урока  будут следующие слова: «Все в природе взаимосвязано, и ничто не исчезает бесследно и не возникает ниоткуда». (Слайд2)

 Цель нашего урока- обобщить знания об углероде и его соединениях.

Перед каждым из вас "Паспорт углерода", который нужно заполнить. На это задание я вам даю несколько минут. Пожалуйста, приступайте к его выполнению. (Слайд3)

 (Один учащийся работает на интерактивной доске).

Паспорт углерода             (Слайд4).

Имя:  Углерод- русское название

            Carboneum- латинское название.

Пол:  мужской

Дата рождения- Элемент в свободном виде и его соединения известны с древнейших времен.

Место проживания: 2 период, IV А группа.

Некоторые дополнительные данные:

порядковый номер-6

относительная атомная масса-12

заряд ядра- +6

+6

666

Фото (схема строения атома):          

                                                                            2  4

Электронная конфигурация:  

Сфера деятельности:  восстановитель, окислитель.

Ближайшие родственники:

- метан

CO- оксид углерода(II)

СО2- оксид углерода (IV)

Н2СО3 - угольная кислота и ее соли.

Учитель:      Отлично! Мы видим, что у нашего героя много родственников. Познакомимся с природными соединениями углерода. Рассмотрите коллекции, которые у вас лежат  на столах. Сейчас мы с вами узнаем, какие из этих образцов можно встретить на территории  республики РСО-Алания.  (Ученический проект "Природные соединения углерода, встречающиеся на территории  республики РСО-Алания.)

Учитель:      Давайте вспомним, что такое аллотропия?

(Аллотро́пия — существование двух и более простых веществ одного и того же химического элемента, различных по строению и свойствам — так называемых аллотропных модификаций или форм.)

Учитель:   А какие аллотропные видоизменения углерода вы знаете?

(Алмаз, графит, графен, фуллерен, карбин). (Ученический проект "Аллотропия углерода").

Учитель:   Я надеюсь, что вы много интересного узнали из этого проекта.

Теперь мы с вами перейдем к кислородсодержащим соединениям углерода. На ваших столах лежит карточка "Программированный опрос "Оксиды углерода"". Ознакомьтесь с ее содержанием и напротив номера задания-утверждения напишите формулу оксида углерода, к которому относится это утверждение. (Пока учащиеся выполняют задание, звучит тихая музыка).

                 Программированный опрос "Оксиды углерода".

1.Молекула этого оксида состоит из одного атома углерода и одного атома кислорода.

2. Связь между атомами в молекуле- ковалентная полярная.

3. Газ, практически нерастворимый в воде.

4. В молекуле  этого оксида  один  атом углерода и два  атома кислорода.

5. Запаха и цвета не имеет.

6. Газ, растворимый в воде.

7.Не ядовит.

8. Несолеобразующий.

9. Горюч.

10. Яд.

11. Образуется при дыхании живых существ.

12. Образуется при неполном сгорании топлива.

13. Используется при газировании воды и напитков.

(Ответы на задания   программированного  опроса: СО- 1, 2, 3,5, 8, 9, 10,12;

СО2- 2, 6,7,11,13). (Слайд5)

Учитель:    Я хочу обратить ваше внимание на то, что CO- оксид углерода(II)

СО2- оксид углерода (IV)- это газообразные вещества, и с ними нужно обращаться осторожно. Сейчас мы с вами узнаем, какую опасность эти оксиды таят в себе. (Ученический проект " Оксиды углерода").

Учитель:    В последнее в республике участились случаи отравления газом. В 2013 году в республике от угарного газа погиб 21 человек. С начала нового 2014 года от отравления угарным газом в Северной Осетии погибло восемь  человек. Я надеюсь, что эта информация очень важна для каждого из присутствующих в этом классе.

Учитель   :Следующий ближайший родственник углерода- это угольная кислота.

Ребята, как вы думаете, если выпить Н2СО3, то повлияет ли она на организм человека и если да, то как?

( Ребята приходят к выводу, что раствор H2CO3 входит в состав различных напитков.)

(Учитель открывает бутылочку с минеральной водой.)

Учитель:  Что вы наблюдаете? Какой процесс происходит?

(Учащиеся составляют уравнение реакции).

Учитель:  А что вы знаете о природных минеральных водах, которыми богата наша республика?

Учитель:   Несмотря на то, что угольная кислота является слабой, она все-таки образует  соли. Вспомните, какие соли образует угольная кислота и как они называются?

( Средние, кислые; карбонаты , гидрокарбонаты).

Учитель:  А теперь проведем небольшой эксперимент. В трех пробирках находятся растворы сульфата натрия, хлорида натрия и карбоната натрия.

Определите, в какой пробирке находится карбонат натрия.(Учащиеся выполняют эксперимент). (Слайд6)

 

Учитель:  Что вы наблюдаете и как называется эта реакция? Составьте уравнение реакции.

(Наблюдается выделение оксид углерода (IV). Это качественная реакция на карбонат-ион).

Учитель:   Посмотрите на доску. Что видите?

(Слайд с изображением сталактитов и сталагмитов). (Слайд7)

Что за образования свисают со сводов пещеры?

Что за наросты на полу?

Прокомментируйте протекающие процессы, напишите уравнения реакций.


(Сталактиты и сталагмиты в подземных пещерах образованы известняком, выделяющимся из просачивающегося через трещины в сводах пещер раствора гидрокарбоната кальция. Гидрокарбонат кальция образуется при взаимодействии известняка с водой и углекислым газом по обратной реакции.

СаСО3+ H2О  + СО2 → Ca(HCO3)2 

Ca(HCO3)2 → СаСО3+ H2О  + СО2)

Учитель:  Углерод обладает таким полезным свойством, как адсорбция. Что такое адсорбция и где применяют это явление?

(Адсорбция     -   поглощени газов  или растворенных  веществ  на поверхности твердого тела или жидкости.  Очистка от примесей (в производстве сахара и др.), для защиты органов дыхания (противогазы), в медицине (таблетки «Карболен»)

Учитель:   Атомы углерода могут соединяться разнообразными способами между собой и с атомами многих других элементов, образуя огромное разнообразие веществ. Их химические связи могут возникать и разрушаться под действием природных факторов. Так возникает круговорот углерода в природе: из атмосферы – в растения, из растений – в животные организмы, из них – в неживую природу и т.д. (Слайд8). Где углерод, там многообразие веществ, где углерод, там самые разнообразные по молекулярной архитектуре конструкции. Неоценимо значение соединений углерода в жизни человека – повсюду нас окружает связанный углерод: в атмосфере и литосфере, в растениях и животных, в нашей одежде и пище. Соединения углерода играют большую роль и в существовании самого человеческого организма.

Он повсюду на Земле –
В нефти, в газе и в угле.
А ещё без Углерода
Не живет совсем природа.
Все живые существа
Состоят из вещества,
В нем приятель Углерод
Обязательно живёт.
И внутри меня и мамы
Углерода килограммы!

Поэтому изучение этого химического элемента так важно! Для того чтобы знать свойства этих веществ что надо знать?

Учитель:  Итак, соединения углерода очень распространены. Кроме ископаемого угля, в недрах Земли находятся большие скопления нефти, представляющей сложную смесь различных углеродсодержащих соединений, преимущественно углеводородов. В земной коре встречаются в огромных количествах соли угольной кислоты, особенно карбонат кальция. В воздухе всегда имеется углекислый газ. Растительные и животные организмы состоят из веществ, в образовании которых главное участие принимает углерод. Таким образом углерод  – царь живой природы.

4. Рефлексия. (Слайд9).

Учитель: Предлагаю вам составить синквейн.   Синквейн происходит от французского “пять”. Это нерифмованное стихотворение из пяти строк, которые строятся по правилам. Правила составления синквейна:

  • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая  личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Углерод;

жизнеутверждающий, адсорбирующий;

украшает, строит, рисует;

образует аллотропные видоизменения;

великий.

Учитель:  В качестве домашнего задания я вам предлагаю осуществить цепочку превращений . (Слай10).

C → CH4 → CO2 → Na2CO3  →NaHCO3 → CO2 → CaCO3 →CO2 

Учитель:  За активную и плодотворную работу вам в награждение этот салют. (Опыт "Звездный дождь"  В фарфоровой чашечке тщательно смешайте шпателем равные количества (по 5-7 г) порошков железа, древесного угля и перманганата калия. Полученную смесь перенести в железный или фарфоровый тигель, закрепленный в фарфоровом треугольнике, который находится на кольце штатива. Нагрейте тигель в пламени газовой горелки. Через 3-5 минут из тигля начнут разлетаться раскаленные частицы железа в виде снопа искр.)

Учитель: От трудов и от забот
Отдыхает Углерод.
Не тревожьте сладкий сон.
Почивать изволит он.
Не шумите у ворот:
Спит Великий Углерод».

Учитель:       Благодарю вас за урок и те знания, которые вы сегодня показали. (Выставление оценок).   Надеюсь, что теперь вы знаете, как тесно химия связана с жизнью человека и сможете по достоинству оценить эту науку . Урок окончен. До свидания! (Слайд11).

Источники информации:

1. Химия. Первое сентября №6, 2011г., стр.30-34.

2. Химия. Первое сентября №1, 2008г., стр.45.

3. Химия. Первое сентября №11, 2009г., стр.36.

4.http://www.pandia.ru/text/78/187/47786.php 

5. http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1242177.html

6.  http://worldteacher.ru/1723-458.html

7. http://festival.1september.ru/articles/608942/

8.  http://www.edu.cap.ru/Home/9301/uroki/uglerodiegosoedineniya.doc

9. http://yauchitel.ru/load/khimija/uroki_konspekty/konspekt_i_prezentacija_k_uroku_po_teme_quot_ugle   rod_quot_dlja_9_klassa/122-1-0-563

10. http://konserva.com/page-ramki…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блок конспектов уроков "Великая Отечественная война"

Конспект используется для 4 класса на кружке ИЗО...

Конспект уроку Велика Британія в другій половині ХХ ст. — на початку ХХІ ст. 11клас

Мета: охарактеризувати внутрішню і зовнішню політику урядів Великої Британії в другій половині ХХ ст. — на початку ХХІ ст.,-пояснити причини трансформації Британської колоніальної імперії,-визначити о...

План-конспект урока "Великая отечественная война. Война и судьбы людей"

Урок – раздумье о цене Победы над фашизмом, очень дорого обошедшейся каждой советской семье...

Конспект урока " Великая Отечественная война" 1941-1945.

В ходе урока учащиеся знакомятся с подвигами людей, защищавших нашу Родину в годы Великой Отечественной войны....

план-конспект урока "Великая Французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта"

В конспекте урока охарактеризован заключительный этап революции, определены причины падения диктатуры якобинцев....

Конспект урока "Великие географические открытия"

Конспект урока "Великие географические открытия"...