Конспект урока "Великий колокольный звон"
план-конспект урока по музыке на тему

Крупа Наталья Викторовна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx23.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока«Великий колокольный звон. Звучащие картины.»

Данный урок проводится во  2 классе, II четверть, 1-й урок раздела «О России петь – стремиться в храм».

Цели:

     Обучающие: 

знакомство с некоторыми историко-культурными традициями России

  • Формирование знания о колоколах и колокольных звонах на Руси

    Воспитательные:

  • Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине средствами музыки
  • Воспитание уважения культурных традиций своего народа
  • воспитание исполнительской и слушательской культуры.

    Развивающие:

  • развитие навыка устной речи, логического мышления на основе музыкально-художественных образов
  •  развитие внимания, памяти

Оборудование:

  • фотографии храмов, церквей и колоколен России
  • репродукция картины Левитана «Вечерний звон»
  • фото «Катание на тройке»
  • колокольчики

Тип урока: урок  изучения нового материала

        

Ход урока

I этап – Организационный.

II этап – Объявление темы и целей урока.

III этап – Работа над новым материалом.

 ( звоню в колокольчик)

Прозвенел для нас звонок –
Начинаем наш урок.

– Доброе утро! Сегодня мы продолжим тему предыдущих занятий, на которых говорили о нашей  Родине. Как называется наша Родина?

–Россия.

– Совершенно верно. И одно музыкальное произведение рассказывало нам, что Россия - это  не просто место, где мы живем. Она, оказывается, очень сильно похожа на нас самих, на наших мам и друзей. Россия – это мы!

Что же это за произведение и кто его автор?

– Это песня «Моя Россия» композитора Георгия Струве.

- Правильно, в этой песне авторы выражают нам свою любовь к России и изображают её как живую девушку.

Давайте  и мы продемонстрируем сейчас наше уважение и любовь к родной стране в выразительном исполнении этой песни.

( распевание  и исполнение песни Г.Струве «Моя Россия»)

- Ребята, когда вы исполняете эту песню, как вы представляете себе Россию, какую картину рисуете в воображении?

- Леса, поля, березы, ромашки, реки, озера…

- Да, Россию часто называют «Русь березовая», «Русь ромашковая», потому что символами нашей Родины являются березы и ромашки. ( показ слайдов)

Но есть еще одно название нашей Родины – «Русь колокольная». О чем же оно нам говорит?

– Наверное, о том, что на Руси много колоколов. ( показ слайдов)

– Колокола, колокольчики, бубенцы, бубенчики… Они, действительно, на Руси издавна и повсюду. От конской упряжи до церковных колоколов. Они – символ Руси. Раньше каждый город, каждая крупная деревня считали обязательным иметь свою церковь и не жалели денег на ее постройку.

Издавна колокольный звон на Руси раздавался в разных ситуациях. Соответственно, он и звучал, и назывался по-разному.

БЛАГОВЕСТ звонил медленно и тяжело, как бы убаюкивая людей, желая им спокойной ночи. ( прослушивание)

Громко, торопливо и сбивчиво кричал НАБАТ, когда начинался пожар или наводнение, или еще какое бедствие. ( прослушивание)

Переливался, радостно звал на праздник ТРЕЗВОН. ( прослушивание)

 ВЕЛИКИЙ ЗВОН– это торжественный и величественный звон колоколов, который мог раздаваться по особым случаям. В бурю, вьюгу призывно и размеренно бухал ОХРАННЫЙ ЗВОН, указывая дорогу путникам. (записываем названия на доске)

     Каждый день утром и вечером, с раннего детства и до самого конца жизни человек слышал колокольный звон, который  возвещал время труда и отдыха, веселья и скорби, созывал народ на церковные службы и  оповещал о пожарах и нападении врагов. Колокольным звоном народ провожал воинов на битву и встречал их с победой.

     В народе  всегда  верили,  что  колокольный  звон  отпугивает  нечистую силу и разные болезни. Учёные установили реальный факт, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы.

- А знаете ли вы, где живут колокола?  ( показ слайдов)

- В храмах, церквях…

- А в каком конкретно месте в церкви располагаются колокола?

- Наверху, в башнях…

- Да, эти башни называются колокольнями или звонницами.

Их возводили обязательно выше остальных домов.

(рассматриваем  репродукции и фото церквей и храмов,

картину «Вечерний звон» Левитана)

- А как вы думаете, почему так высоко располагают колокола?

 - Чтобы звон разносился далеко по округе

- Сейчас мы послушаем с вами два колокольных звона и попробуем определить о чем они нас оповещают, о каких событиях - хороших или плохих?

( представляю детям прослушанный  праздничный  трезвон )

Радостный, размеренный, призывный, светлый… Может созывать на праздничную службу, сообщать о какой-то радости…

– Совершенно верно  Такой звон вы можете услышать и сейчас, проходя мимо церкви.

-А теперь послушаем колокольный звон, который изобразил в своей опере «Борис Годунов» великий русский композитор Модест Петрович Мусоргский. Какой характер у этого звона?

( Слушание музыки. Великий колокольный звон из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов» (фрагмент))

- Величественный, сильный, но тревожный, угрожающий, мрачный…

– Молодцы. Верно определили. А как вы думаете, о чем может сообщать звон такого характера?

- Предупреждает об опасности, о чем-то плохом…

- Этот звон звучит в опере, когда Бориса Годунова венчают на царствование. Это было очень непростое время  в истории России, неспокойным было и само царствование. Об этом нас колокола и предупреждают.

- А сейчас я еще раз поставлю вам по небольшому отрывку из обоих, прослушанных нами колокольных звонов, а вы попробуйте ответить на непростой вопрос: у этих звонов, кроме разницы в характерах есть еще разница в исполнении. В чем она?

- У трезвона только колокола, а у Великого колокольного звона есть еще музыка, инструменты…

- Правильно, молодцы! В 1-м отрывке нам представлена запись звучания настоящих церковных колоколов и никаких других инструментов там нет. А вот у Мусоргского в опере звучат не настоящие колокола: их звучание изображает оркестр! Мусоргский имитирует звучание колоколов. Правда, здорово получилось? Очень похоже!

-А теперь посмотрите, какие разные передо мной стоят колокольчики (рассматриваем, слушаем звучание). И сегодня, спустя много лет, колокольчики продолжают использоваться в нашей жизни. Уже стало традицией привозить из путешествий по городам России сувениры – колокольчики. Они могут быть с надписью или гербом, рисунком или портретом, но всегда напоминают о том месте, которое вы посетили. Колокольчики полюбились в народе и стали составляющей частью национальной культуры. Школьный колокольчик зовёт детишек в школу, последний звонок школьного колокольчика возвещает о вступлении во взрослую, серьёзную жизнь.

IV. Подведение итога урока.

-Вот и подошёл к концу наш урок. Чему он был посвящён?

-Что вам запомнилось, особенно понравилось на уроке?  

Ответы детей)

-Да, колокольный звон для  русских людей - это частичка русского сердца, это голос Родины, это душа России.

V. Домашнее задание.

Домашнее задание будет следующим: повторить песню «Моя Россия», выучить названия колокольных звонов и охарактеризовать их звучание.

И наш урок я хочу закончить строками стихотворения донского поэта Владимира Фролова

…Колокола родной страны,
Где быт иной, иные цели.
Как хорошо, что вы – слышны,
Как хорошо, что – уцелели!

– Спасибо за урок!  Всего доброго!  До новых встреч!

( Дети выходят из класса под звон колокольчика)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и православной культуры "Колокольный звон Руси" в 9 классе.

Урок повторения сложных вопросов различных разделов языкознания, обобщения знаний по теме "Публицистический стиль" на основе интегративного метода познания традиций православной культуры, духовной жиз...

Слушаю колокольный звон. Урок, при внесении изменений можно провести классный час.

Урок по теме: Слушаю колокольный звон. Для учащихся 5-9 классов.Духовно-нравственное воспитание молодёжи. Как воспитывать??? Азы этого процесса находятся в историческом прошлом Родины, народа. Чт...

план-конспект урока музыки "Колокольные звоны на Руси"

план-конспект открытого мероприятия "Колокольные звоны Руси"...

Конспект урока-исследования "Колокольные звоны России"

Урок позволяет провести маленькую исследовательскую работу по изучению колокольного звона в России, его роли в истории России....

Конспект урока _Колокольные звоны России_

Конспект урока _Колокольные звоны России_...

Конспект урока "Путь к храму. Колокольные звоны"

Конспект урока "Путь к храму. Колокольные звоны", 9 класс...

Конспект урока музыки (2 класс): «Великий колокольный звон»

Тема урока музыки (2 класс): «Великий колокольный звон».Цели:Образовательные: познакомить учащихся с разнообразными церковными звонами и их значением в жизни людей. Сформировать у учащихся...