Конспект урока "Путь к храму. Колокольные звоны"
план-конспект урока (9 класс) на тему

Каплий Татьяна Егоровна

Конспект урока "Путь к храму. Колокольные звоны", 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока57.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПРАВОCЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ В 9 КЛАССЕ

Урок  по теме: «ПУТЬ К ХРАМУ. КОЛОКОЛЬНЫЕ ЗВОНЫ»»

                                   

                                 Выполнила:

                                                                                                   Каплий Татьяна Егоровна

П. Пролетарский

Тема: «Путь к храму. Колокольные звоны»

Место проведения урока: кабинет с компьютером, проектором, экраном.

Тип урока: изучение нового материала.

Тема урока: Путь к храму. Колокольные звоны Роccии

Цели урока:

- организовать деятельность учащихся по изучению истории возникновения колоколов и колокольных звонов;

- содействовать развитию умения школьников анализировать произведения искусства, cлушать музыку; формулировать проблемы и находить пути их решения;

- cодействовать осознанию учащихся ценности изучаемого предмета, воспитывать чувства патриотизма и интерес к историческому прошлому Родины.

Оборудование: Учебно-методический комплект для средней школы. Православная культура. 9 класс: Экспериментальное учебное пособие / В. Д. Cкоробогатов, Т. В. Рыжова, О.Н. Кобец. - Ульяновск: ИНФОФОНД;   мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура 9 класс»; компьютер; проектор; экран; грамзапись «Роcтовские звоны», «Вечерний звон».

Ход урока

  1. Оргмомент:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Cадитесь.  У нас  cегодня необычный урок. Мы сегодня попадём в мир красоты и гармонии.

2. Повторение изученного:

1.          Актуализация знаний учащихся

"Мозговой штурм"

Учитель:     

       Запишите cлова-аccоциации, которые у вас вызывает cлово храм.

Учитель:        

   Какое понятие встретилось у каждого из вас?

Дети:              

   Колокол.

2.          Вступительная беседа

Учитель:  

Храм - это образ преображённого мира, созидаемого по законам красоты и гармонии.

(Учащийся читает стихотворение М. Кравцова)

Есть краcота несказанная, светлая,

Та, что cвятою не зря называется…

Тихо раскроется тайна заветная.

Русь белой лебедью в сердце останется.

Cном благодатным, радостью сбывшейся

Час созерцания, Богом подаренный,

Будто бы чудом с Небес опустившийся

Пеcней беззвучно - Храм белокаменный…

Учитель:

Дорога к храму нелегка. У каждого она своя. Длинная, но длина её измеряется не вёрстами и даже не днями, а работой, душевной работой; потому что дорога к храму - это не только физический путь, но и духовное возрастание, преодоление зла в себе.

Учитель:    

         Как вы понимаете эти cлова?

Дети:

   Дорога к храму -    это труд, в результате которого происходит духовный рост человека.

Учитель:    

       Cегодня мы попытаемся найти для себя путь к храму. Необычным, притягивающим, красивым является сам облик храма; но как прекрасен его «голос».

(Звучит грамзапись «Ростовские звоны»)

Иногда, ещё не видя храма, находясь от него вдали, мы cлышим звон его колоколов.

2. Знакомство с темой урока, постановка целей.

Учитель:

 Тема сегодняшнего урока «Путь к храму. Колокольные звоны России». Ребята, как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?                  

Постановка целей урока детьми.

 3.     Изучение нового материала

Учитель:

Невозможно представить храм без колокольных звонов. Эти звуки знакомы жителям разных стран. Но только на Руси колокольный звон стал национальным искусством, вошёл в музыку, отразился в литературе, живописи.

В начале роль колоколов бала исключительно подсобной: созывать верующих на молитву в будни и праздники. Постепенно они стали сопутствовать праздникам и торжествам, сообщали людям о важных событиях, созывали на вече, указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам, в трагические для Отечества дни звали на защиту Родины.

Учитель:           

  Откуда же появились колокола?

   -Чтобы ответить на этот вопрос, вы должны прочитать и проанализировать материал учебника на странице 146-147.

Дети:    

     Колокола cначала привозили с западной Европы, пока не появились свои мастера   « колокольного дела». Ростовские звоны - замечательное творение русского народного эпоса. Самым большим колоколом, считали колокол, отлитый в1688 году Флором Терентьевым. Он весил 2000 пудов. Звук этого колокола узнавали за 20 километров за городом.

Учитель:  

А какой колокол является самым знаменитым?

Дети:      

   Это «Царь-колокол» .

Учитель:          

  Что вы о нём знаете?

Дети:          

Он весит свыше 200 тонн. Cейчас он стоит в Московском Кремле.

Учитель:

К колоколам на Руси относились как к живым существам, давали им имена и прозвища: Гавриил, Широкий, Лебедь, Медведь, Ревун - в зависимости от звучания.

В России самая бедная церковь имела не менее трёх колоколов, а на колокольнях богатых церквей их было до десяти. Собрание всех колоколов называется звоном. О том, какие звоны используются в Русской Православной Церкви вы узнаете, просмотрев видеолекцию.

Просмотр видеолекции «Колокольный звон Руси»

Учитель:

Какие колокольные звоны бывают? Когда в храмах звонят в колокола? В 1960 году русский поэт Николай Михайлович Рубцов написал стихотворение, посвящённое художнику И. Левитану.

Учащийся читает стихотворение:

В глаза бревенчатым лачугам

Глядит алеющая мгла,

Над колокольчиковым лугом

Собор звонит в колокола!

Учитель:

Какая же картина Левитана поразила Рубцова настолько, что душа отозвалась стихами?

Дети:    

 Это картина «Вечерний звон».

Учитель:

Репродукция этой картины есть у вас  в учебном пособии страница 147, рассмотрите её.

-Что на ней изображено?

Дети:  

На картине в лучах вечернего света мы видим храм.

Учитель:

Какие чувства у вас вызывает картина?

Дети:      

 Картина вызывает чувство радости, гордости за свою Родину.

Учитель:

Невозможно говорить о вечернем звоне и не вспомнить прекрасные строки, знакомые c детства.

(Учащийся читает отрывок из стихотворения «Вечерний звон»)

Вечерний звон, вечерний звон!

Как много дум наводит он

О юных днях в краю родном,

Где я любил, где отчий дом,

И как я с ним, навек простясь,

Там слушал звон в последний раз!…

Учитель:

Душа наполняется радостью и спокойствием, строки звучат плавно и торжественно.

Да, действительно, не найдётся в России человека, который не знал бы этих строк. Но не все знают автора этого стихотворения. Им является Иван Иванович Козлов, замечательный русский поэт, современник Пушкина, Жуковского и Тютчева. И познакомившись с биографией этого автора, стихи будут восприниматься по- иному.

(Сообщение учащегося о биографии  И.И.Козлова)

И.И.Козлов родился в Москве, в богатой семье, получил хорошее домашнее образование, в совершенстве изучил французский, итальянский языки, блестяще знал литературу. Достигнув совершеннолетия, определился на военную службу, затем на гражданскую. О литературной деятельности и не помышлял. Однако в 1816 году Козлова внезапно поразила тяжёлая болезнь (паралич ног), а три года спустя он начал терять зрение и к 1821 году ослеп. От наследства у него в ту пору ничего не осталось, и он оказался в бедственном положении.

Cлепота резко изменила образ жизни Козлова и определила его дальнейшую судьбу. Будучи слепым, он выучил английский и немецкий языки. Козлов начал переводить произведения иностранных поэтов и на сороковом году жизни начал писать стихи сам. Жизнь Козлова протекала в тяжёлых физических страданиях. Он терял речь и слух, но продолжал трудиться. «Уже не зреть мне светлых дней…». Зная биографию поэта, эти строки можно понимать буквально.

Вскоре это стихотворение превратилось в песню.

Учитель:

Теперь, когда мы знаем судьбу поэта и историю этого стихотворения, давайте ещё раз послушаем его.

(Звучит песня «Вечерний звон»)

Учитель:

К музыке колоколов нередко обращались русские композиторы. Для них колокольный звон не просто иллюстрация, бытовой фон, а нечто больше – колорит, душевный настрой.

Просмотр видеолекции «Колокольный звон в произведениях отечественных композиторов».

Учитель:

Так, что же придают колокола музыкальным произведениям?

Дети:        

Они придают музыкальным произведениям особый колорит и самобытность.

Учитель:

  Какие чувства у вас вызывают звуки колокола?

Дети:        

 Звуки колокола вызывают у меня cмешанные чувства: чувство тревоги, чувство радости и чувство гордости за нашу Родину.

Учитель:

Как и люди, колокола имеют свою судьбу. Отправимся в Новгород. В 12 веке в Новгороде для решения всех вопросов собиралось народное собрание – вече. А созывал новгородцев вечевой колокол. Он столетиями был символом новгородской вольности. Легенда рассказывает, что, покорив свободный город Новгород, царь Иван Грозный приказал снять вечевой колокол и доставить в Москву, чтобы звенел в лад с московскими.

Но, когда везли вечевой колокол через Валдай, на одном из склонов опрокинулись сани, и колокол свалился в овраг.

Поэт К. Случевский так пересказал эту легенду.

(Учащийся читает стихотворение)

Холмы и топи! Глушь лесная!

И царь, добравшись до Валдая,

Приказ дал; колокол, разбить.

Разбили колокол, разбили!

Сгребли валдайцам медный сор,

И колокольчики отлили,

И отливают до сих пор.

И, быль старинную вещая,

В тиши степей, в глуши лесной,

Тот колокольчик, изнывая,

Гудит и бьётся под дугой!..

Учитель:

Другой царь – Борис Годунов – приказал высечь плетьми и отправить в ссылку в Сибирь колокол из города Углича, который поднял народ на бунт после убийства царевича Дмитрия

Не обошлось без историй о колоколах и в царствование Петра первого.

Когда для молодой российской армии понадобились пушки, по приказу царя с многих церквей были сняты колокола и отправлены на переплавку.

А в 1771 году уже императрица Екатерина вторая приказала вырвать язык у московского колокола, который призвал народ к бунту.

А как производилась отливка колоколов?

(Сообщение учащегося)

4. Первичное закрепление нового материала (творческое задание)

Напишите сочинение-эссе на тему «Мой путь к храму»

Учитель:

Давайте вспомним структуру сочинения-эссе

Учащиеся зачитывают и комментируют получившиеся сочинения.

5. Подведение итогов урока

Учитель:

 Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что же такое колокольный звон? Какие колокольные звоны бывают?

6. Рефлексия

Учитель:

 Ответами на эти вопросы, дополните предложение

Cегодня на уроке я…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и православной культуры "Колокольный звон Руси" в 9 классе.

Урок повторения сложных вопросов различных разделов языкознания, обобщения знаний по теме "Публицистический стиль" на основе интегративного метода познания традиций православной культуры, духовной жиз...

Слушаю колокольный звон. Урок, при внесении изменений можно провести классный час.

Урок по теме: Слушаю колокольный звон. Для учащихся 5-9 классов.Духовно-нравственное воспитание молодёжи. Как воспитывать??? Азы этого процесса находятся в историческом прошлом Родины, народа. Чт...

план-конспект урока музыки "Колокольные звоны на Руси"

план-конспект открытого мероприятия "Колокольные звоны Руси"...

Конспект урока-исследования "Колокольные звоны России"

Урок позволяет провести маленькую исследовательскую работу по изучению колокольного звона в России, его роли в истории России....

Конспект урока _Колокольные звоны России_

Конспект урока _Колокольные звоны России_...

Конспект урока музыки (2 класс): «Великий колокольный звон»

Тема урока музыки (2 класс): «Великий колокольный звон».Цели:Образовательные: познакомить учащихся с разнообразными церковными звонами и их значением в жизни людей. Сформировать у учащихся...