Домашний эксперимент по теме " Чистые вещества и смеси"
методическая разработка по химии (8 класс)

Максимович Нонна Егоровна

Домашний эксперимент позволяет обучающимся  закрепить знания, полученные на уроках химии и развивает познавательный интерес к изучению химии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эксперимент 1. Домашняя хроматография

Цель :изучить  метод  хроматографии и  использовать  его для  определения чистых  веществ  и смесей в домашних условиях.

Оборудование: стакан, полоска фильтровальной или промокательной бумаги, бриллиантовая зелень или настойка йода, водный раствор гуаши.

Ход работы

Разделите методом хроматографии на бумаге следующие смеси:

а) спиртовой раствор бриллиантовой зелени или йода,

б) водный раствор гуаши.

Методика проведения эксперимента:

Полоску из фильтровальной бумаги необходимо подвесить над сосудом  со спиртовым  раствором  бриллиантовой зелени или йода так, чтобы бумага была погружена в раствор  на 2-3 мм. Граница подъёма  красящего вещества будет отставать от границы подъёма спирта и воды соответственно. Таким образом, происходит разделение двух веществ в составе однородных смесей:

а) спирта и бриллиантового зелёного, б) воды и красящего вещества. Включите  полученные  хроматограммы  в свой отчёт о проделанной работе.

Ответьте на вопросы:

1.Объект вашего эксперимента относится к чистым веществам или смесям? Обоснуйте ваш ответ.

2.Какие чистые вещества и смеси есть у вас дома? Приведите примеры.

Составьте отчёт о проделанной работе и представьте его на уроке химии.

Домашний эксперимент 2.Способы  разделения смеси.

Подготовка к эксперименту

Приготовьте смесь поваренной соли, земли и стружек, образующихся после заточки карандаша.

Цель : научиться разделять неоднородные смеси в домашних условиях.

Оборудование: поваренная соль, земля, карандаш, стакан, вода, фильтр, ложка, сковорода.

Ход работы

1.Приготовьте смесь, перемешав по одной чайной ложке поваренной соли, земли и карандашных стружек. Поместите смесь  в стакан с водой.

2.Всплывшие древесные стружки удалите шумовкой и положите для сушки на лист бумаги. Изготовьте фильтр из бинта или марли, сложив 3-4 слоя, и не туго натяните его на другой стакан. Профильтруйте смесь. Фильтр с оставшейся землёй высушите, затем счистите её с фильтра. Отфильтрованную жидкость (фильтрат) перелейте из стакана в эмалированную миску или сковороду и выпарьте. Выделившиеся кристаллики соли соберите.

Ответьте на вопросы:

1.Изменилось ли количество веществ, входящих в смесь веществ до и после эксперимента? Сделайте вывод.

2.К каким смесям относится данная смесь? Почему?

3.На каких свойствах веществ основаны данные способы разделения смесей?

Зарисуйте или сфотографируйте  ход эксперимента. Составьте отчёт о проделанной работе и представьте его на уроке химии.

Домашний эксперимент 3. Получение дистиллированной воды в домашних условиях.

Получить в домашних условиях 50 мл дистиллированной воды.

Цель эксперимента: научиться разделять однородные смеси методом дистилляции.

Оборудование: эмалированный чайник, две стеклянные банки.

Ход работы

1.Изучите инструкцию по технике безопасности и выполните  эксперимент только в присутствии взрослых.

2.Опишите физические свойства водопроводной воды.

3.Налейте в эмалированный чайник на 1/3 объёма водопроводной воды и поставьте на газовую плиту так, чтобы носик чайника выступал за край плиты. Когда вода закипит, нацепите на носик чайника стеклянную банку-холодильник, под которую приспособьте вторую банку для сбора конденсата. Для того чтобы банка-холодильник не перегревалась, на неё можно класть смоченную холодной водой салфетку.

3.Соберите 50 мл.дистиллированной  воды  и опишите её физические свойства.

4.Сравните свойства водопроводной и дистиллированной воды.

Ответьте на вопросы:

1.Что представляет собой водопроводная вода?

2. Какими способами разделяют однородные смеси?

3.Что представляет собой дистиллированная вода? Где и в каких целях она используется?

 Зарисуйте или сфотографируйте основные этапы своего  эксперимента. Составьте отчёт о проделанной работе и представьте его на уроке химии.


Домашний эксперимент 4. Вещества на моей кухне.


Опишите вещества, которые есть на вашей кухне.

Цель эксперимента: научиться описывать свойства веществ и сравнивать их между собой.

Оборудование и вещества: стаканы,  ложки,  крахмал, сахар,  поваренная соль, вода, питьевая сода, уксусная кислота.

Ход работы

1.Изучите инструкцию по технике безопасности при работе с уксусной кислотой. Выполняйте  эксперимент только в присутствии взрослых.

2.Опишите физические свойства веществ, которые используют члены вашей семьи.

3.Сравните их физические свойства и запишите свои наблюдения в таблицу.

Вещества

Агрегатное

состояние

Цвет

Запах

     Вкус

(осторожно!)

Растворимость в воде

Растворимость в растительном масле

1.

2.

3.

Ответьте на вопросы:

1.Каких свойства веществ лежат в основе их применения?  

Зарисуйте или сфотографируйте основные этапы своего  эксперимента. Составьте отчёт о проделанной работе и представьте его на уроке химии.

Домашний эксперимент 5.Значение  смесей  в жизни моей семьи.

Найдите  смеси, которые есть на вашей кухне.

Цель  эксперимента: научиться различать чистые вещества и смеси.

Оборудование и  вещества: стаканы,  ложки,  крахмал, сахар, поваренная соль, вода,  питьевая сода, уксусная кислота.

Ход работы

1.Повторите, чем отличается смесь от чистого вещества.

2.Оглянитесь вокруг и найдите дома смеси, которыми пользуетесь вы или члены вашей  семьи. Опишите их и сфотографируйте.

Ответьте на вопросы:

1.Какие свойства  смесей  лежат в основе  их применения?

2. Составьте отчёт об основных этапах своего домашнего эксперимента и представьте его на уроке химии.







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Крестики-нолики" в 8-м классе на тему: "Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей".

Урок расчитан на закрепление и повторение темы в игровой форме. Как в реальной игре "Крестики-нолики", здесь тоже учащиеся должны выстроить линию по горизонтали, по вертикали или по диагонали из четыр...

Разработка урока по теме "Чистые вещества и смеси.Способы разделения смесей." (8 класс)

Урок по теме «Чистые вещества и смеси.                           Способы ра...

Чистые вещества и смеси.Способы разделение смесей и их использование.

Конспект урока по теме "Чистые вещества и смеси"...

Конспект урока "Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей"

Цели урока:1. Образовательная: Дать понятие о чистом веществе и смеси веществ, сходство и различие между ними. Раскрыть значение смесей в природе и жизни человека.2. Развивающая: Ф...

Презентация к уроку "Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей"

Цели урока:1. Образовательная: Дать понятие о чистом веществе и смеси веществ, сходство и различие между ними. Раскрыть значение смесей в природе и жизни человека.2. Развивающая: Ф...

Чистые вещества и смеси.Состав смесей. Разделение смесей.

Презентация для 11 универсального класса....

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей...