Разработка урока по теме "Чистые вещества и смеси.Способы разделения смесей." (8 класс)
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Урок по теме «Чистые вещества и смеси.

                          Способы разделения смесей», 8 класс.

 

Цель урока:  Обобщение знаний по первоначальным понятиям химии, развитие логического мышления учащихся.

Задачи:

Образовательные: актуализировать знания учащихся об основных понятиях общей химии, совершенствовать умения составления уравнений химических реакций, определения её типа, способствовать развитию химического языка.

Развивающие: повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, развивать умение анализировать, сравнивать, выделять главное, составлять алгоритмы действий.

Воспитывающие: способствовать формированию конструктивных, доброжелательных отношений в общении.

Тип урока: комбинированный. Повторение ранее изученного материала и сообщение новых знаний.

 

Мы продолжаем изучать увлекательную и интересную, но и сложную науку - химию. Как вы считаете: есть ли необходимость вернуться к ранее изученному к материалу?

     Повторим те определения и понятия, которые помогут успешно продолжить  изучение химии. На каких понятиях химии вам хотелось бы остановиться и повторить сегодня на уроке?

     (обсуждения с учащимися)

Учитель предлагает выполнить задания по карточкам: двое учащихся выполняют у доски, остальные в тетради.

 

                                            Карточка №1.

1.     Определить среди уравнений реакции: А) реакции соединения,

                                                                                           Б) реакции замещения.

                Дать определение каждому типу реакции. Уравнять уравнения.

1)  Р + O2  → P2 O5

2) HCl + Al2O3 → AlCl3 + H2O

3) NO2 → NO + O2

                                                4) Fe3O4 +Al → Al2O3 + Fe

                                                5) Na + H2O → Na OH + H2

6) Ca O + HNO3 → Ca(NO3)2 + H2O

                                                    Карточка №2.

1. Определить среди уравнений реакции: А) реакции разложения,

                                                                                 Б) реакции обмена.

Дать определение каждому типу реакции. Уравнять уравнения:

                        1)  Р + O2  → P2 O5                                        

                                2) HCl + Al2O3 → AlCl3 + H2O

                                3) NO2 → NO + O2

                                4) Fe3O4 +Al → Al2O3 + Fe

                                5) Na + H2O → Na OH + H2

                               6) Ca O + HNO3 → Ca(NO3)2 + H2O

                                                      Карточка №3. (выполняется устно)

1. Найдите среди предложенных веществ лишнее вещество. Объясните ответ. Приведите свои примеры.

А) Al2O3; HNO3; Cl2; HCl; P2 O5.

Б) O2; N2; H2O2; H2; Cl2.

                                          Карточка №4. (выполняется устно)

1. Распределите явления на две группы. Дайте обоснованный ответ.

А) горение свечи;

Б) таяние снега;

В) плавление парафина;

Г) прокисание молока;

Д) превращение железа в ржавчину;

Е) кипение воды в чайнике.

Приведите свои примеры.

 

                               Тест: (выполняется в тетради)

1)Все окружающие нас предметы называются:

   А) химическими реакциями

   Б) физическими явлениями

   В) физическими телами

2) То, из чего состоят физические тела, называют:

   А) веществом

   Б) физическими явлениями

   В) химическими явлениями

3) Вода, сахар, сода, поваренная соль относятся к

   А) химическим явлениям

   Б) физическим телам

   В) веществам

4) Стакан, пробирка, гвоздь, колба относятся к

  А) веществам

  Б) физическим телам

  В) химическим явлениям

5) Морская вода – это:

  А) простое вещество

  Б) сложное вещество

  В) смесь

ответы – 1- в; 2 – а; 3 – в; 4 – б; 5 –в

Обратим внимание на 5-е задание. Почему вы считаете морскую воду смесью?

 Ключевая вода является чистым веществом или смесью? Молоко?

Всё, что нас окружает: воздух, вода, продукты питания, лекарства и т.д.  состоит из веществ и их смесей.

Смеси делят на 2 группы:

1- гомогенные – это смеси, если составляющие вещества однородны (частицы не видны невооруженным глазом) – в любой точке объёма имеет одинаковый состав.

2 – гетерогенные – это смеси, в которых составляющие вещества не являются однородными (видны невооруженным глазом).

       Определите вид смеси:

Раствор поваренной соли NaCl

Раствор сахара - C12 H22 O11

Раствор мела – СаСО3

 

  Можно ли воздух выразить одной химической формулой?

Воздух – это смесь газов, состоящая из кислорода, азота, углекислого газа, инертных газов.

Но смесь можно разделить на составляющие вещества.

Из воздуха получают азот, который используют для производства аммиака. Аммиак используют в медицине как нашатырный спирт, идёт для получения минеральных удобрений.

Мы пришли к выводу, что смеси можно разделить на компоненты.

В этом основное отличие смеси от сложного вещества:

Смесь можно разделить на составляющие компоненты, а сложное вещество – нет.

Смесь железа и серы и сульфид железа.

Смесь железа и серы можно разделить при помощи магнита, а сульфид железа – разделить на составляющие вещества невозможно.

Давайте подумаем: какие способы разделения гетерогенных смесей можно использовать:

А) Отстаивание

Б) Фильтрование

В) С помощью магнита

Как разделить смесь бензина и воды - обсуждение

Г) Экстрагирование – это разделение несмешивающихся компонентов с разной плотностью.

Способы разделения гомогенных смесей:

А) Перегонка (дистилляция)

Б) Кристаллизация

В) Плавление и кристаллизация

Г) Возгонка (сублимация) и осаждение

Д) Хроматография (с. 119)

 

                                   Задание 1.

Разделите на две группы следующие смеси:

А) смесь поваренной соли и воды

Б) смесь глины и воды

В)  смесь мела и воды

Г)  смесь сахара и воды

Д)  смесь мела и железных опилок

Г)  воздух

 

                                        Задание 2.

        Предложите способ разделения смеси:

            А) медь и древесные опилки;

            Б) бензина из нефти

            В) речного песка и воды

            Г) растительного масла и воды

            Д) медного купороса из его раствора в воде

 

Д/З: п.37,40, с 121 №2, №3.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока18.09 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Чистые вещества и смеси.

                          Способы разделения смесей», 8 класс.

Цель урока:  Обобщение знаний по первоначальным понятиям химии, развитие логического мышления учащихся.

Задачи:

Образовательные: актуализировать знания учащихся об основных понятиях общей химии, совершенствовать умения составления уравнений химических реакций, определения её типа, способствовать развитию химического языка.

Развивающие: повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, развивать умение анализировать, сравнивать, выделять главное, составлять алгоритмы действий.

Воспитывающие: способствовать формированию конструктивных, доброжелательных отношений в общении.

Тип урока: комбинированный. Повторение ранее изученного материала и сообщение новых знаний.

Мы продолжаем изучать увлекательную и интересную, но и сложную науку - химию. Как вы считаете: есть ли необходимость вернуться к ранее изученным темам, к материалу, рассмотренному в первой четверти?

     Повторим те определения и понятия, которые помогут успешно продолжить  изучение химии. На каких понятиях химии вам хотелось бы остановиться и повторить сегодня на уроке?

………………

Выполним задания по карточкам.

                                            Карточка №1.

  1. Определить среди уравнений реакции: А) реакции соединения,

                                                                         Б) реакции замещения.

Дать определение каждому типу реакции. Уравнять уравнения.

1)  Р + O2  → P2 O5

2) HCl + Al2O3 → AlCl3 + H2O

3) NO2 → NO + O2

                                4) Fe3O4 +Al → Al2O3 + Fe

                                5) Na + H2O → Na OH + H2

6) Ca O + HNO3 → Ca(NO3)2 + H2O

                                         

                                   Карточка №2.

1. Определить среди уравнений реакции: А) реакции разложения,

                                                                        Б) реакции обмена.

Дать определение каждому типу реакции. Уравнять уравнения.

1)  Р + O2  → P2 O5        

                                2) HCl + Al2O3 → AlCl3 + H2O

                                3) NO2 → NO + O2

                                4) Fe3O4 +Al → Al2O3 + Fe

                                5) Na + H2O → Na OH + H2

 6) Ca O + HNO3 → Ca(NO3)2 + H2O

                                       

                                           Карточка №3.

1. Найдите среди предложенных веществ лишнее вещество. Объясните ответ. Приведите свои примеры.

А) Al2O3; HNO3; Cl2; HCl; P2 O5.

Б) O2; N2; H2O2; H2; Cl2.

                                             Карточка №4.

1. Распределите явления на две группы. Дайте обоснованный ответ.

А) горение свечи;

Б) таяние снега;

В) плавление парафина;

Г) прокисание молока;

Д) превращение железа в ржавчину;

Е) кипение воды в чайнике.

Приведите свои примеры.

                  Тест:

1)Все окружающие нас предметы называются:

   А) химическими реакциями

   Б) физическими явлениями

   В) физическими телами

2) То, из чего состоят физические тела, называют:

   А) веществом

   Б) физическими явлениями

   В) химическими явлениями

3) Вода, сахар, сода, поваренная соль относятся к

   А) химическим явлениям

   Б) физическим телам

   В) веществам

4) Стакан, пробирка, гвоздь, колба относятся к

  А) веществам

  Б) физическим телам

  В) химическим явлениям

5) Морская вода – это:

  А) простое вещество

  Б) сложное вещество

  В) смесь

№1, №2 – у доски

№3 -  устно

№4 -  устно

 Выполнить химический тест: ответы – 1- в; 2 – а; 3 – в; 4 – б; 5 –в

Обратим внимание на 5-е задание

Почему вы считаете морскую воду смесью?

Если мы возьмем ключевую воду. Будет ли она чистым веществом или смесью? Молоко?

Всё, что нас окружает: воздух, вода, продукты питания, лекарства и т.д.  состоит из веществ и их смесей.

Смеси делят на 2 группы:

1- гомогенные – это смеси, если составляющие вещества однородны (частицы не видны невооруженным глазом) – в любой точке объёма имеет одинаковый состав.

2 – гетерогенные – это смеси, в которых составляющие вещества не являются однородными (видны невооруженным глазом).

       Распределите смеси на 2 группы:

Раствор поваренной соли NaCl

Раствор сахара - C12 H22 O11

Раствор мела – СаСО3 

  Можно ли воздух выразить одной химической формулой?

Воздух – это смесь газов, состоящая из кислорода, азота, углекислого газа, инертных газов.

Но смесь можно разделить на составляющие вещества.

Из воздуха получают азот, который используют для производства аммиака. Аммиак используют в медицине как нашатырный спирт, идёт для получения минеральных удобрений.

Мы пришли к выводу, что смеси можно разделить на компоненты.

В этом основное отличие смеси от сложного вещества:

Смесь можно разделить на составляющие компоненты, а сложное вещество – нет.

Смесь железа и серы и сульфид железа.

Смесь железа и серы можно разделить при помощи магнита, а сульфид железа – разделить на составляющие вещества невозможно.

Давайте подумаем: какие способы разделения гетерогенных смесей можно использовать:

А) Отстаивание

Б) Фильтрование

В) С помощью магнита

Как разделить смесь бензина и воды - обсуждение

Г) Экстрагирование – это разделение несмешивающихся компонентов с разной плотностью.

Способы разделения гомогенных смесей:

А) Перегонка (дистилляция)

Б) Кристаллизация

В) Плавление и кристаллизация

Г) Возгонка (сублимация) и осаждение

Д) Хроматография (с. 119)

                                   Задание 1.

Разделите на две группы следующие смеси:

А) смесь поваренной соли и воды

Б) смесь глины и воды

В)  смесь мела и воды

Г)  смесь сахара и воды

Д)  смесь мела и железных опилок

Г)  воздух

                                        Задание 2.

        Предложите способ разделения смеси:

            А) медь и древесные опилки;

            Б) бензина из нефти

            В) речного песка и воды

            Г) растительного масла и воды

            Д) медного купороса из его раствора в воде

Д/З: п.37,40, с 121 №2, №3.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока тема "Плотность вещества"7 класс

Данный урок построен на деятельностной основе....

Разработка урока "Пигменты красящие вещества растений"

Урок сочетает в себе много интересных научных фактов о цветковых растениях, стихи, занимательный материал. Данную разработку можно использовать не только на уроках, но и во внеклассной работе для пров...

Реализация ФГОС ООО по предмету «физика» на примере методической разработки урока "Удельная теплоемкость вещества".

Конспект урока по физике в 8 класс. Тема :«Удельная теплоемкость вещества».  Выполнен в соответсвии с целями ФГОС ООО....

Методическая разработка урока: "Агрегатные состояния вещества"

Обобщающий урок по физике: "Агрегатные состояния вещества". 8 класс....

Разработка урока "Атомное строение вещества", 7 класс

Урок физики в 7 классе по учебнику О.Ф. Кабардина...

Разработка урока "Взаимодействие частиц вещества", 7 класс

Урок в 7 классе по учебнику О.Ф. Кабардина...

Презентация "Разделение смесей" (8 класс)

Презентация содержит материалы для проведения уроков....