Участие в профессиональных конкурсах как фактор повышения квалификации и профессионального развития педагогов
статья по химии

Трубникова Елена Евгеньевна

Статья на тему: "Участие в профессиональных конкурсах как фактор повышения квалификации и профессионального развития педагогов" ( из опыта работы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Участие в профессиональных конкурсах как фактор повышения квалификации и профессионального развития педагогов

(из опыта работы)

 «Невозможно усовершенствовать человека без его участия.

Дверь к усовершенствованию заперта изнутри».

Крис Аргирис

В настоящее время стремительно проходить модернизация российского образования. Изменяющийся мир требует постоянных изменений от педагога. Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы. Конкурсы педагогических достижений помогают реализовать эти задачи, стоящие перед творческим педагогом.

Участие в профессиональных конкурсах дает возможность педагогу продемонстрировать результаты своей педагогической деятельности,  его работы с обучающимися, родителями и оценить  ее со стороны.

Профессиональные конкурсы дают возможность педагогу на развитие дружеских связей единомышленников

У каждого педагогического работника появляется возможность показать, что он является современным учителем, потому что использует современные образовательные технологии, в том числе цифровые; обобщает и распространяет собственный педагогический опыт, прежде всего на муниципальном уровне (мастер-классы, диссеминация опыта работы, открытые уроки и  внеурочные мероприятия,  круглые столы, творческие лаборатории учителя  и др.), а впоследствии на региональном и других уровнях, таким образом, повышает свою квалификацию и совершенствует мастерство.

При подготовке и участии в профессиональных конкурсах педагог получает возможность удовлетворить ряд профессиональных потребностей:

- совместное обсуждение образовательных проблем и разработка плана выхода из имеющихся затруднений

- знакомство с опытом  работы коллег по интересующим вопросам

- совершенствование и разработка авторских образовательных  программ, методических материалов

-экспертная оценка методической работы педагога и готовность его к прохождению аттестации.

Конкурсы педагогического мастерства – одно из средств повышения профессионализма учителя. Они создают благоприятную мотивационную среду для профессионального развития педагогов, распространения инновационного опыта, способствует профессиональному самоопределению. Каждый конкурс несет свою смысловую нагрузку.

Понять значимость конкурсов в жизни учителя может в полной мере тот, кто сам однажды принял участие в профессиональном конкурсе, кто был в группе поддержки, помогал советом или делом. По большому счету, не так уж важны победы и призы — важна сама атмосфера интеллектуального напряжения, единения, атмосфера сотворчества. Подобные мероприятия требуют огромных затрат — интеллектуальных. Ведь они рождают уверенность в собственных силах и устремляют вперед.

Можно по-разному относиться к конкурсам, принимать их или не принимать, поддерживать или игнорировать, но, думаю, сложно отрицать то, что ситуация конкурса — это мобилизация внутренних ресурсов, необходимость точного расчета времени, огромное психологическое напряжение.

К положительным сторонам конкурсов можно отнести:

- развитие компетенций педагогов, развитие творческого потенциала, приобщение к исследовательской деятельности;

- развитие активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, стремления к самосовершенствованию, самопознанию, самоактуализации;

- создание благоприятной мотивационной среды для профессионального развития педагогов;

-внедрение новых педагогических технологий в муниципальную сферу образования;

- повышение рейтинга не только отдельного педагога, но и школы в целом и др.

Есть в конкурсах профессионального мастерства и издержки:

- проблемы в организации трудового дня, т.к. не хватает времени;

- стрессовость, напряженность ситуации, которая может принести не только признание и успех, но и неудачу

Подготовка и участие в конкурсах становятся настоящей школой повышения уровня педагогической компетентности.

Безусловно, конкурсы педагогического мастерства выявляют оригинальные, нетрадиционные подходы к обучению и воспитанию детей, стимулируют педагогическое творчество, дают возможность представить не только собственный опыт, но и познакомиться с разработками коллег. Ежегодно такой опыт я получаю, выступая на школьных и муниципальных мероприятиях, участвуя в заочных конкурсах и конференциях, школьных конкурсах.

Моё знакомство с конкурсами профессионального мастерства состоялось в 2009 году. Тогда я впервые приняла участие  в муниципальном этапе конкурса «Учитель года – 2009», среди педагогов Касторенского района.

В 2017 году решила проверить свои возможности во  II Всероссийском (с международным участием) конкурсе учебных презентаций, организованным Тверской ассоциацией учителей и преподавателей химии России.

Мною была подготовлена презентация  для 10 класса: «Именные реакции в органической химии». По результатам конкурса презентация заняла 3 место, а я награждена Почетной грамотой Министерства образования Тверской области. Работа размещена на сайте ассоциации.

В 2018 году, я приняла участи во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов "МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК"

 Конкурс проводился по 4 направлениям и состоял из собственно конкурса, курсовой подготовки, посещения лучших образовательных учреждений г. Москвы с целью обмена опытом работы.  Участниками конкурса были  учителя и преподаватели  общеобразовательных учреждений всех типов. Ограничений по возрасту и стажу работы нет.

Конкурс проходил в 2 этапа.

На 1 этапе были  предоставлены пояснительная записка к уроку, конспект урока химии в 8 классе по теме: «Основные классы неорганических соединений» и самоанализ урока.

После экспертной оценки, я получила приглашение на  2 очный этап  конкурса, проходивший в г. Москва, где мне предстояло защитить свою работу: рассказать о целях и задачах урока, приемах и методах их достижения, обоснованном  использовании современных образовательных технологий и продемонстрировать результативность урока.

По итогам конкурса я заняла 3 место.

В 2019 году приняла участие в заочном конкурсе «Просветитель», организатором которого является АО «Академия «Просвещение»

Конкурс проводился в три этапа:

I (отборочный) этап – решение учителями КИМ ЕГЭ с включением олимпиадных задач

II этап - «Какой я эксперт?» - проверка учителями выполнения заданий КИМ

III этап - «Моя методика повышения качества образовательных результатов»

По результатам данного конкурса, я получила предложение на сотрудничество с Академией, в качестве внештатного работника.

Нужно отметить, что конкурсы педагогического мастерства позволяют учителю «выходить» за пределы образовательного учреждения, осмысливать происходящее в современной школе, прогнозировать профессиональное развитие и проектировать свою дальнейшую педагогическую деятельность, направленную на профессиональные достижения.

Развитие профессионализма – это длительный, развёрнутый во времени процесс овладения профессией; но, если учитель неравнодушен к своему делу, способен чутко реагировать на любые изменения образовательного процесса, находится в потоке инноваций и творческого поиска, участвует в конкурсах профессионального мастерства и этим самым подает пример своим ученикам, - он обязательно будет успешен! Итак, сегодня профессиональное развитие педагога считается одним из основных факторов успешности его работы.

Уважаемые педагоги! Пробуйте свои силы в профессиональных конкурсах, показывайте свои достижения, постигайте тонкости и секреты современного педагогического мастерства. Я уверена, что каждому из Вас есть что продемонстрировать и чем поделиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данные о повышении квалификации и профессиональной подготовке…

Данные о повышении квалификации и профессиональной подготовке…...

Участие в профессиональных и творческих Интернет-конкурсах как условие повышения квалификации учителя

Сегодня уже невозможно представить себе педагогическое сообщество без интернет-пространства,  которое  позволяет идти в ногу со временем  и даёт неограниченные возможности повышения ква...

данные о повышении квалификации и профессиональной подготовке

В данном разделе можно увидеть личные данные педагога (профессиональное образование, уровень профессиональной подготовки, наградные материалы)...

Профессиональное образование и курсы повышения квалификации.Самообразование.

Профессиональное образование и курсы повышения квалификации.Самообразование....

Сведения о повышении квалификации и профессиональной подготовке по профилю педагогической деятельности

Сведения о повышении квалификации и профессиональной подготовке по профилю педагогической деятельности...

Участие в творческой группе федеральной пилотной площадки (проводит Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки (ИПКиПП))

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22434015","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22434016","attributes":{"alt":"","class"...

Методическое сопровождение педагога как условие его профессионального роста Приращение компетенции: повышение квалификации

Каким образом повысить свою  квалификацию педагогу доплнительного образования. Какие условия предоставляет реализация  Целевой модели развития дополнительного образования детей в рамках феде...