Технологическая карта урока химии по теме "Карбоновые кислоты" 10 класс
презентация к уроку по химии (10 класс)

Ооржак Чодураа Валерьевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кислородсодержащие органические соединения

Слайд 2

Цели урока: рассмотреть строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы; познакомиться с классификацией и номенклатурой карбоновых кислот; изучить физические свойства одноосновных карбоновых кислот; изучить химические свойства одноосновных карбоновых кислот.

Слайд 3

1. Карбонильная группа – это: а) OH- б) –СОН в) – СООН г) – СО 2. Родовой суффикс класса альдегидов: а) -ол б) -аль в) –он г) –ен 3. Чтобы отличить этаналь от этанола используют а) H 2 б) Br 2 в) A 2 O/NH 3 г) NaOH 4 . При пропускании паров пропанола-1 через трубку с нагретым оксидом меди( II) образуется а) пропаналь б) пропанол-2 в) пропен г) пропанон 5. Определите вещество X в следующей схеме превращений: Этанол Х уксусная кислота а) бромэтан б) этаналь в) этен г) диэтилловый эфир

Слайд 4

г б в а б

Слайд 5

карбо нильная группа O C OH гидро ксильная группа карбоксильная группа

Слайд 6

1. По числу карбоксильных групп: Одноосновные : CH 3 COOH УКСУСНАЯ Двухосновные : HOOC – CH 2 – COOH МАЛОНОВАЯ Многоосновные : HOOC – CH 2 C(OH)(COOH)CH 2 – COOH ЛИМОННАЯ 2 . По характеру углеводородного радикала: Предельные : CH 3 – ( CH 2 ) 10 – COOH лауриновая Непредельные: CH 2 = CH – COOH акриловая Ароматические: C 6 H 5 – COOH бензойная

Слайд 7

Номенклатура К названию соответствующего предельного УВ прибавляется окончание - овая и слово кислота : Метан – метан овая кислота HCOOH Этан – этан овая кислота CH 3 - COOH Пропан – пропан овая CH 3 – CH 2 - COOH Бутан – бутан овая кислота СН 3 – СН 2 – СН 2 - СООН R – COOH или C n H 2n+1 COOH

Слайд 8

Масляная (бутановая) кислота – в коровьем молоке Муравьиная (метановая) кислота содержится в ядовитых железах муравьев, в крапиве, в еловой хвое Лимонная кислота – в ягодах и фруктах

Слайд 9

Низшие карбоновые кислоты – жидкости с острым запахом, хорошо растворимые в воде. С повышением относительной молекулярной массы растворимость кислот в воде уменьшается, а температура кипения повышается. Высшие кислоты, начиная с пеларгоновой (нонановой) CH 3 – (CH2) 7 – COOH , - твердые вещества, без запаха, нерастворимые в воде.

Слайд 10

Общие свойства карбоновых кислот аналогичны соответствующим свойствам неорганических кислот: Диссоциируют в водном растворе. Реагируют с металлами. Реагируют с основными и амфотерными оксидами и гидроксидами. Реагируют с солями более слабых летучих кислот. Реагируют со спиртами

Слайд 11

CH 3 COOH H+ + CH 3 COO- 2. Реагируют с металлами: CH 3 COOH + Zn (CH 3 COO) 2 Zn + H 2 ацетат цинка Соли уксусной кислоты – ацетаты .

Слайд 12

+ ЛАКМУС CH 3 COOH H+ + CH 3 COO- 2. Реагируют с металлами: CH 3 COOH + Zn (CH 3 COO) 2 Zn + H 2 ацетат цинка Соли уксусной кислоты – ацетаты .

Слайд 13

3 . Реагируют с основными и амфотерными оксидами и гидроксидами. 2HCOOH + MgO (HCOO) 2 Mg + H 2 O 2CH 3 COOH + Zn(OH) 2 (CH 3 COO) 2 Zn + H 2 O 4 . Реагируют с солями более слабых летучих кислот. 2HCOOH + Na 2 SiO 3 2HCOONa + H 2 SiO 3 2CH 3 COOH + Na 2 CO 3 2CH 3 COONa + H 2 O + CO 2 5 . Реагируют со спиртами. O O R C + H OR* R C + H 2 O OH O R* кислота спирт сложный эфир

Слайд 14

1 . Название функциональной группы карбоновых кислот. 2. Название солей уксусной кислоты. 3. 70% раствор уксусной кислоты, используемый в быту. 4. Органическая кислота , содержащаяся в ягодах и фруктах. 5. Тривиальное название бутановой кислоты. 5 3 2 4 1

Слайд 15

5 3 2 4 1 К А Р Б О К С И Л Ь Н А Я 1 . Название функциональной группы карбоновых кислот. 2. Название солей уксусной кислоты. 3. 70% раствор уксусной кислоты, используемый в быту. 4. Органическая кислота , содержащаяся в ягодах и фруктах. 5. Тривиальное название бутановой кислоты.

Слайд 16

5 3 2 4 1 К А Р Б О К С И Л Ь Н А Я Ц Е Т А Т Ы 1 . Название функциональной группы карбоновых кислот. 2. Название солей уксусной кислоты. 3. 70% раствор уксусной кислоты, используемый в быту. 4. Органическая кислота , содержащаяся в ягодах и фруктах. 5. Тривиальное название бутановой кислоты.

Слайд 17

5 3 У К С 2 У 4 1 К А Р Б О К С И Л Ь Н А Я Ц Е Т А Т Ы 1 . Название функциональной группы карбоновых кислот. 2. Название солей уксусной кислоты. 3. 70% раствор уксусной кислоты, используемый в быту. 4. Органическая кислота , содержащаяся в ягодах и фруктах. 5. Тривиальное название бутановой кислоты.

Слайд 18

5 3 У К С 2 У 4 1 К А Р Б О К С И Л Ь Н А Я Ц И Е М Т О А Н Т Н Ы А Я 1 . Название функциональной группы карбоновых кислот. 2. Название солей уксусной кислоты. 3. 70% раствор уксусной кислоты, используемый в быту. 4. Органическая кислота , содержащаяся в ягодах и фруктах. 5. Тривиальное название бутановой кислоты.

Слайд 19

5 М 3 А У С К Л С Я 2 У 4 Н 1 К А Р Б О К С И Л Ь Н А Я Ц И Е М Т О А Н Т Н Ы А Я 1 . Название функциональной группы карбоновых кислот. 2. Название солей уксусной кислоты. 3. 70% раствор уксусной кислоты, используемый в быту. 4. Органическая кислота , содержащаяся в ягодах и фруктах. 5. Тривиальное название бутановой кислоты .

Слайд 21

§ 12, упр. № 6, 7.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока изучения нового материала в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты».

Тема

Карбоновые кислоты

Цель

  • 1. Расширение знаний о кислородсодержащих органических соединениях; 2. Изучить физические и химические свойства; 3. Воспитать бережное отношение к себе и к окружающим

Задачи

  • продолжить формирование понятий как гомология, номенклатура, изомерия и свойства на примере карбоновых кислот;
  • стимулировать обучающихся к целеполаганию, планированию деятельности, анализу индивидуальных достижений;
  • обеспечить формирование познав
  • ательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий обучающихся;
  • использовать возможности ИКТ и Интернет-ресурсов для исследовательских работ и представления результатов.

Планируемый результат

  • Знать общую формулу, функциональную группу класса карбоновые кислоты, их номенклатуру, виды изомерии и свойства;
  • Уметь использовать возможности ИКТ и Интернет-ресурсов для исследовательских работ и представления результатов;
  • Уметь формулировать цель урока, индивидуальные образовательные и развивающие задачи, составлять индивидуальный план действий, подводить итог урока, анализировать индивидуальные достижения;
  • Уметь выполнять задания ЕГЭ по химии.

Основные понятия

  • Карбоксильная группа;
  • Гомологи;
  • Систематическая (IUPAC) и историческая номенклатура карбоновых кислот;
  • Структурная формула;
  • Виды изомерии;
  • Качественная реакция на муравьиную кислоту.

Межпредметные связи

Биология, физика, математика, история, латинский язык.

Ресурсы: основной

дополнительные

Химия: органическая химия: 10 класс. Г.Е. Рудзитис. М.: Просвещение, 2012 г.

Батаев В.А. Справочник по органической химии: Учебное пособие для школьников и абитуриентов/В.А.Батаев, Е.В.Батаева. - М.:ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 255, (1)с.; ил.

Контрольно-измерительные материалы. Химия: 10 класс/ Сост. Н.П.Трегубова. – М.: ВАКО, 2011. – 96с.

Сайт РХТУ им. Менделеева

http://olgvo2007.narod.ru/podgotovka_k_ege/chast_7_kislorodsoderzhaschie_organicheskie_veschestva/

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная (работа с тестами, исследовательская работа), парная (взаимопроверка, взаимопомощь).

Приемы и средства обучения:

Опора на знания обучающихся, использование алгоритмов, сравнение и анализ, информационные средства (мультимедийная презентация).

Виды учебной деятельности обучающихся

Коммуникативные УУД: - обеспечение возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, построение речевых высказываний, работа с информацией, построение вопросов.

Личностные УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, самоопределение, ценностно - смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;

Регулятивные УУД – целеполагание, самоконтроль, самооценка.

Познавательные УУД – общие учебные действия, подготовка и решение практических задач, овладение межпредметными понятиями, расширение опыта специфического для предметной области (химии), деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Диагностирующие задания каждого этапа

I этап. Организационный момент

Цель – активизация учащихся.

Создает эмоциональный настрой на изучение темы, выявление проблем обучающихся.

Самоопределение школьника, осознание пробелов и потребности к изучению нового.

Эпиграф урока: «Жизнь учит только тех, кто её изучает».

Мотивация.

  • Что связывает эти картинки?

Творческое название урока «Секретное оружие муравьёв»

II этап. Самоопределение деятельности

Цель – самоопределение школьника

Тема урока: «Карбоновые кислоты».

Обеспечивает мотивацию к изучению, применяя историческую справку об открытии карбоновых кислот.

Выдвигает проблему «Что значит изучить карбоновые кислоты?»

Целеполагание. Планирование. Рефлексия деятельности.

Определение плана изучения темы: определение, гомологи, названия, классификация, изомерия, свойства, применение.

Формулирование цели.

Таблица «Рефлексия» заполнение

«Что знаю до урока?»

III этап. Учебно-познавательная деятельность

Цель - поиск решения учебных задач

Организует изучение темы по блокам

Побуждает к решению проблемного вопроса «Как узнать класс соединений?

Подводит учащихся к определению класса карбоновые кислоты.

1 блок «Понятие»

Умение выражать свои мысли

Строят определение понятия, выводят общую формулу для карбоновых кислот.

  • Что называется функциональной группой?
  • Для каких классов соединений характерны группы?
  • Почему группа – СООН называется карбоксильная?
  • Дайте определение карбоновым кислотам.
  • Как определить карбоновую кислоту по молекулярной формуле?
  • Определите формулы кислот

Самоконтроль

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Знакомит с формулами карбоновых кислот.

2 блок «Гомология»

Проводят сравнение

Представление исследования

Поиск информации и умение строить высказывания

  • Что называется гомологами?
  • Что общего у гомологов карбоновых кислот?
  • Какие формулы кислот не относятся к гомологическому ряду?

Отчёт по исследовательской работе

«Чудесный мир карбоновых кислот»

Формулы кислот записывают на доске.

Самоконтроль

Организует обсуждение проблемы.

Мотивирует к проведению исследования.

3 блок «Классификация»

Выдвигают гипотезы классификации.

Заполняют концептуальную таблицу.

Выполняют упражнение по классификации кислот.

Чем отличаются карбоновые кислоты, представленные в исследовательской работе?

По характеру радикала

По количеству карбоксильных групп

предельные

одноосновные

непредельные

двухосновные

ароматические

многоосновные

Охарактеризуйте формулы кислот:

НСООН, НООС – СООН,

СН2 = СН – СООН, С6Н5 СООН.

Взаимопроверка

Проверка по образцу

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

4 блок «Номенклатура»

Определяют план действий, называют вещества.

Умение выражать свои мысли

Определите молекулярную формулу и назовите вещества и класс соединений (3 формулы).

Вспомните алгоритм для названия вещества.

Назовите вещество по структурной формуле.

Вспомните, как записать формулы по названию?

Выпишите формулы карбоновых кислот и дайте им названия.

Напишите формулы карбоновых кислот по названию.

Самоконтроль

Взаимоконтроль

Проверка по образцу

Обеспечивает мотивацию выполнения.

5 блок «Изомерия»

Выдвигают гипотезы о видах изомерии.

Структурирование знаний.

  • Что называется изомерами?
  • Какие виды изомерии могут быть характерны для карбоновых кислот?

6 блок «Физические свойства»

Выдвигают гипотезы о физических свойствах карбоновых кислот.

  • В каком агрегатном состоянии могут находиться карбоновые кислоты?
  • Как изменяются температуры кипения и плавления карбоновых кислот с увеличением их молекулярной массы?
  • Как изменяется растворимость карбоновых кислот в воде с увеличением их молекулярной массы?

Проверка по образцу

7 блок «Химические свойства»

Сравнивают свойства карбоновых кислот со свойствами неорганических кислот.

Работа в группах «Химическая лаборатория»:

- Изменение окраски индикаторов в растворах кислот.

- Взаимодействие уксусной кислоты с металлами.

- Взаимодействие с основаниями.

- Взаимодействие с основными оксидами.

Делают вывод о сходстве свойств органических и неорганических кислот.

Самостоятельная работа с учебником.

  • Какой газ выделяется?
  • Изменится ли окраска фенолфталеина, добавленного в раствор уксусной кислоты после добавления щёлочи? Почему?

Обладают ли карбоновые кислоты специфическими свойствами?

  • Почему только муравьиная кислота может вступать в реакцию «серебряного зеркала».

Самопроверка.

Проверка по образцу.

8 блок «Применение карбоновых кислот».

Определяют план действий, называют области применения карбоновых кислот.

  • Что такое пестициды?

Самопроверка.

Ш. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель – определение степени «понимания» материала и «умения» его применения обучающимися

Акцентирует внимание на достижении цели урока.

Организует контроль знаний обучающихся.

Определяют свои достижения.

  • Что узнал?
  • Что научился?

Тестирование по теме «Карбоновые кислоты, номенклатура, изомерия, свойства».

Диагностическая работа

IV. Рефлексия

Цель – анализ работы обучающихся и обучающимися

Комментирует домашнее задание

Побуждает к анализу индивидуальных достижений.

Анализ достижения цели урока

Дифференцированное домашнее задание:

1. § 28

2. 1 уровень - ? 17 с. 117

2 уровень – з. 5 с. 118 (письменно)

Сделать слайдовую презентацию о других представителях карбоновых кислот.

Заполнение таблицы «Рефлексия»

  • «Что узнал на уроке?»
  • «Чему научился?2
  • «Что не понял?»

Тест по теме: «Карбоновые кислоты»                                            Тест по теме: «Карбоновые кислоты»

  • 1 вариант

Из четырёх возможных вариантов ответов выберите один правильный ответ

1. Общая формула предельных одноосновных карбоновых кислот:

а) СnН2n+1СООН; б) СnН2nО2; в) СnН2n+1СОН; г) СnН2n

2. Сколько карбоксильных групп содержится в молекулах дикарбоновых кислот? а) одна; б) две; в) три; г) четыре

3. Как называется карбоновая кислота следующего строения:

СН3-СН2-СН2-СН-СООН

СН3

а) 4-метилпентановая; б) 2-метилбутановая;

в) 2-метилпентановая; г) 4-метилбутановая

4. Какое из следующих веществ является предельной одноосновной кислотой?

а) Н2С=СН-СООН; б) СН3-СН2-СООН;

в) Н2С=СН-СН2-СООН; г) СООН-СН2-СООН

5. Пентановая кислота имеет: а) пять; б) четыре; в) шесть; г) два изомера?

  • 2 вариант

Из четырёх возможных вариантов ответов выберите один правильный ответ

1. Общая формула карбоновых кислот:

а) R(ОН)m; б) R-СООН; в) Сn(Н2О)m; г) R-СОН

2. Сколько карбоксильных групп содержится в молекулах монокарбоновых кислот? а) одна; б) две; в) три; г) четыре

3. Как называется карбоновая кислота следующего строения:

СН3-СН2-СН-СН2-СН-СООН

СН3 СН3

а) 2,4,-диметилгексановая; б) 2,3-диметилпентановая;

в) 3,5-диметилгексановая; г) 2,3-диметилгептановая

4. Какое из следующих веществ являются непредельной одноосновной карбоновой кислотой?

а) НООС-(СН2)3-СООН; б) СН3-СН2-СН2-СООН;

в) Н2С=СН-СООН; г) НООС-(СН2)2-СООН

5. Бутановая кислота имеет: а) два, б) четыре, в) шесть, г) три изомера?

*Установить соответствие

Формула кислоты: Название кислоты:

А) CH3COOH 1) бензойная

Б) HOOC-COOH 2) стеариновая

В) С17H35COOH 3) пальмитиновая

Г) C6H5COOH 4) акриловая

5) щавелевая

6) уксусная

* Закончить уравнения реакций:

1) 2CH3COONa + H2SO4 →

2) HCOOH + Ag2O →

3) HCOOH + CaCO3 →

* Установить соответствие

Формула кислоты: Название кислоты:

А) C17H33COOH 1) хлоруксусная

Б) HCOOH 2) акриловая

В) C17H31COOH 3) муравьиная

Г) CH2ClCOOH 4) матакриловая

5) линолевая

6) олеиновая

* Закончить уравнения реакций:

1) CH3COOH + Ba(OH)2

2) CH3COOH + CH3OH →

3) CH3CH2COOH + K →


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии деятельностного типа . Технологическая карта урока химии на тему: «Кислоты вокруг нас».

В условиях современной школы необходимо создавать систему обучения, которая, используя лучшие традиции мировой педагогической теории и практики; учитывает индивидуальные особенности обучающихся и обес...

Технологическая карта урока химии в 8 классе "Кислоты" по программе Л.М.Кузнецовой

В  соответствии с   требованиями ФГОС главной задачей обучения является развитие личности ученика.  Поэтому    учителю необходимо изменить технологии обучения.  Технологи...

Технологическая карта урока химии "Карбоновые кислоты, их строение, классификация, номенклатура. Карбоновые кислоты в природе."

Урок химии для 10 класса профильного уровня по программе О.С. Габриеляна. Учебник- Химия. 10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразоват. учреждений/ О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Поно...

Технологическая карта урока химии по теме « Основные классы неорганических соединений»

Технологическая карта обобщающего урока химии в 8 классе по теме: "Основные классы неорганических соединений". Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС по программе О.С. Габриеляна...

Технологическая карта урока химии "Электролитическая диссоциация" 9 класс

Ф.И.О. учителя: Леушина Н.А.Предмет: химияКласс: 9Тема урока: «Электролитическая диссоциация»Тип урока: Открытие новых знаний.Методы: проблемный, частично-поисковый, репродуктивныйФормы ра...

технологическая карта урока химии для обучающихся 9 класса по теме "Гидролиз солей"

Технологическая карта урока химии по теме "Гидролиз солей". Составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО.  Урок имеет деятельностный характер. Для обучающихся создаётся проблемная ...