Технологическая карта урока химии "Электролитическая диссоциация" 9 класс
план-конспект урока по химии (9 класс)

Ф.И.О. учителя: Леушина Н.А.

Предмет: химия

Класс: 9

Тема урока: «Электролитическая диссоциация»

Тип урока: Открытие новых знаний.

Методы: проблемный, частично-поисковый, репродуктивный

Формы работы: фронтальная, групповая.

Цель педагогическая: рассмотреть основные положения теории электролитической диссоциации, научиться характеризовать кислоты, щелочи и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учащимися системы знаний по теме «Электролитическая диссоциация» с использованием технологии проблемного обучения

Планируемые результаты:

Предметные: понятие «электролитическая диссоциация», механизм электролитической диссоциации веществ с ионной и ковалентной полярной связью. Работы ученых С.Аррениуса, И.А.Каблукова, В.А. Кистяковского

Личностные: уметь выражать и аргументировать свою позицию, толерантность по отношению к другой точке зрения.

Метапредметные:

Познавательные: уметь оперировать понятийным аппаратом химии; диалектически анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, исследовать; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные: уметь формулировать цели урока; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; действовать по плану; контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Коммуникативные: уметь сотрудничать и взаимодействовать; анализировать; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оборудование: Оборудование: аппарат для демонстрации электропроводности растворов с лампочкой, пробирки.

Реактивы: серная кислота (конц.) и разбавленная, вода, гидроксид кальция (тв.) и раствор, сульфат меди (обезвож) и раствор, железные скрепки (или гвозди), хлорид натрия (тв) и раствор

Методическое обеспечение.

  1. О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов «Химия 9» М.; Просвещение 2019
  2. https://rosuchebnik.ru/material/khimiya-9-klass-metodicheskoe-posobie-gabrielyan/
  3. https://www.yaklass.ru/testwork/SelectExercisesAndTests/10159019#program=18771&eduProgram=18772

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Леушина Н.А.

Предмет: химия

Класс: 9

Тема урока: «Электролитическая диссоциация»

Тип урока: Открытие новых знаний.

Методы: проблемный, частично-поисковый, репродуктивный

Формы работы: фронтальная, групповая.

Цель педагогическая: рассмотреть основные положения теории электролитической диссоциации, научиться характеризовать кислоты, щелочи и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учащимися системы знаний по теме «Электролитическая диссоциация» с использованием технологии проблемного обучения

Планируемые результаты:

Предметные: понятие «электролитическая диссоциация», механизм электролитической диссоциации веществ с ионной и ковалентной полярной связью. Работы ученых С.Аррениуса, И.А.Каблукова, В.А. Кистяковского

Личностные: уметь выражать и аргументировать свою позицию, толерантность по отношению к другой точке зрения.

Метапредметные:

Познавательные: уметь оперировать понятийным аппаратом химии; диалектически анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, исследовать; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные: уметь формулировать цели урока; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; действовать по плану; контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Коммуникативные: уметь сотрудничать и взаимодействовать; анализировать; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оборудование: Оборудование: аппарат для демонстрации электропроводности растворов с лампочкой, пробирки.

Реактивы: серная кислота (конц.) и разбавленная, вода, гидроксид кальция (тв.) и раствор, сульфат меди (обезвож) и раствор, железные скрепки (или гвозди), хлорид натрия (тв) и раствор

Методическое обеспечение.

  1. О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов «Химия 9» М.; Просвещение 2019
  2. https://rosuchebnik.ru/material/khimiya-9-klass-metodicheskoe-posobie-gabrielyan/
  3. https://www.yaklass.ru/testwork/SelectExercisesAndTests/10159019#program=18771&eduProgram=18772

Этап организации учебной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Создание проблемной ситуации.

 

Демонстрирует опыт: «Электропроводность различных веществ», задает проблемный вопрос:

-Почему лампочка загорается не всегда?

Предлагает сформулировать цель и тему урока.

Предлагает спланировать способ достижения цели.

Участвуют в постановке цели и задач урока - узнать, что означают новые термины. Выясняют практическую важность новых знаний - полученные знания пригодятся для более глубокого понимания свойств веществ.

Знакомятся с планом урока, структурой опорного конспекта.

Формулирование определения «электрический ток» и его роль в электролитической диссоциации.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

целеполагание -постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся,

и того, что еще неизвестно.

Составление плана и последовательности действий.

Актуализация знаний, планирование деятельности по открытию новых знаний.

Предлагает вспомнить классы веществ, типы связей, чтобы опираться на эти знания.

Для понимания нового материала потребуется вспомнить из курса физики, что такое электрический ток, как взаимодействуют заряженные частицы.

Предлагает выяснить особенности токопроводящей среды.

Работают с учебником стр. 27-28. Вспоминают особенности изученных типов связи.

Уточняют особенности строения молекулы воды.

Выдвигают гипотезу, что для проведения электрического тока в среде должны находиться подвижные заряженные частицы. Делают вывод, что металлы в твердом состоянии проводят электрический ток потому, что есть заряженные частицы, способные направленно двигаться в электрическом поле. Твердая поваренная соль, как вещество с ионной кристаллической решеткой, не будет проводить электрический ток.

Особенности веществ с ионной и ковалентной полярной связью.

Регулятивные:

Определяют цель и проблему деятельности

Коммуникативные: постановка вопросов; излагать и корректировать свое мнение

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Открытие новых знаний (поиск решения)

Создает проблемную ситуацию. Предлагает объяснить демонстрационный эксперимент - прохождение электрического тока через раствор поваренной соли. Проводит демонстрационный эксперимент, способствует выдвижению гипотезы (при необходимости).

Предлагает ответить на вопрос, как будут двигаться при прохождении тока через раствор положительные и отрицательные ионы?

Вводит новые понятия - "электролиты", "электролитическая диссоциация"

Вещества с какими типами связи являются электролитами?

Какие классы веществ являются электролитами?

Осознают противоречие: твердая поваренная соль не проводит электрический ток, а ее раствор проводит. Выдвигают гипотезы и выполняют задание: «Предложите механизм диссоциации хлорида натрия»

Отвечают, уточняют понятия.

Работают над пониманием новых знаний с проговариванием во внешней речи. Работают с таблицей.

Примеры веществ

Классы неорганических веществ- электролитов.

Механизм электролитической диссоциации веществ с ионной связью.

Формирование понятий: ионы, электролиты, неэлектролиты, эл.диссоциация, механизм эл.диссоциации, ионизация, гидратация, гидратированные ионы.

Коммуникативные: организовывать работу в группах, излагать свое мнение и понимать позицию другого.

представляют отчеты о проделанной работе, аргументируют и подтверждают уравнениями реакций.

Регулятивные:

контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: сравнивают, анализируют, делают выводы, представляют информацию.

Этап углубления новых знаний.

Предлагает выяснить причины электролитической диссоциации.

Осознают проблему, что произойдет с ионным кристаллом при растворении в воде. Обсуждают причины диссоциации, результаты обсуждения записывают в тетрадь в виде схемы.

Выясняют причины диссоциации при расплавлении.

Формирование понятия: ионы,электролиты, неэлектролиты, эл.диссоциация, механизм эл.диссоциации, ионизация, гидратация, гидратированные ионы.

Коммуникативные: организовывать работу в группах, излагать свое мнение и понимать позицию другого.

представляют отчеты о проделанной работе, аргументируют и подтверждают уравнениями реакций.

Регулятивные:

контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: сравнивают, анализируют, делают выводы, представляют информацию

Детализация новых знаний.

Предлагает ответить на вопрос:

Будет ли проводить электрический ток раствор соляной кислоты?

Доказывает опытным путем, что раствор соляной кислоты проводит электрический ток.

 Формулирует вопрос: «Почему вещество с ковалентной полярной связью тоже проводит электрический ток?»

Осознают противоречие: в веществах с ковалентной полярной связью нет ионов. Выдвигают гипотезу: гидратация приводит к превращению ковалентной полярной связи в ионную. Отвечают с помощью учебника О. С. Габриеляна, с.28

Обсуждают ответ. Приходят к осознанию причин диссоциации веществ с ковалентной полярной связью.

Особенности строения веществ с ковалентной полярной связью и их диссоциация.

Регулятивные:

Умение выполнять мыслительные операции, умение выявлять причинно-следственные связи, способность строить понятные для собеседника высказывания, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Подведение итогов урока

Предлагает включить новые понятия в систему знаний.

Повторяют основные этапы урока по записям, выполненным в тетради.

Использование понятий ионы, электролиты, неэлектролиты, эл.диссоциация, механизм эл.диссоциации, ионизация, гидратация, гидратированные ионы.

Коммуникативные:

Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий).

Рефлексивный этап

Раздает листочки с шаблонами

Я понял___________

Я запомнил__________

Я могу_____________

Нужно повторить_______

Анализируют урок.

Коммуникативные:

Рефлексия результатов учебных действий.

Домашнее задание

Комментирует домашнее задание.

Повторить химические свойства классов веществ неорганической химии.

П.4, выполнить «Проверочную работу» на сайте «ЯКласс».

Записывают домашнее задание.

Коммуникативные: планирование самостоятельной работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Технологическая карта урока технологии 5 класс Тема урока: «Лоскутная техника»

Планируемые результаты:·         Личностные: осознание личностной и практической значимости  учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осо...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС. ТЕМА УРОКА «РЕКИ»

1.      ФИО учителя (полностью)Кравченко Алексей Евгеньевич2.      Место работыМБОУ СОШ №2 г. Сураж, Брянской области3.      ...

технологическая карта урока в 5 классе по биологии(обобщающий урок)

технологическая карта по биологии 5 класс, после прохождения первой главы, возможно проведение обобщающего урока....

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок  изученного по теме "Глагол" в 5 классе....

Технологическая карта урока ОБЖ 10 класса. Тема урока: Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Ватно-марлевая повязка.

Технологическая карта урока ОБЖ 10 класса.  Тема урока: Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Ватно-марлевая повязка....

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны...