Разработка урока по теме: "Основания"
методическая разработка по химии (8 класс)

Цель ресурса:

познакомить учащихся с новым классом неорганических соединений – основаниями, рассмотреть классификацию, состав, свойства и номенклатуру оснований, качественное определение растворимых оснований индикаторами формирование умений работать с веществами, соблюдая правила безопасности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovaniya.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме: Основания.

Цель урока: Общее знакомство с классом неорганических соединений – основаниями.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить учащихся с новым классом неорганических соединений – основаниями, рассмотреть классификацию, состав, свойства и номенклатуру оснований, качественное определение растворимых оснований индикаторами формирование умений работать с веществами, соблюдая правила безопасности.

Развивающие:

- развивать у учащихся такие личностные качества как сосредоточенность, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, работать с таблицей растворимости.

Воспитательные:

- воспитывать активную жизненную позицию у учащихся; умение самостоятельно принимать те или иные решения.

Тип урока: комбинированный

Материалы и оборудование: тетрадь, учебник, гидроксид натрия, гидроксид кальция, индикаторы: лакмус.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

          -Какую тему мы изучали на протяжении последних уроков?

(Учитель задает всему классу вопрос)        Изучали тему: “Соединения химических элементов”

           -Какие соединения химических элементов мы уже изучили?

(Учитель задает всему классу вопрос).  Познакомились с классом оксидов.

           -Какие химические соединения называются оксидами? (Учитель задает всему классу вопрос) Оксиды - это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых – кислород в степени окисления – 2.

      Выпишите из предложенных веществ формулы оксидов. Распределите их на 2 столбца согласно классификации оксидов «По наличию 2-го элемента».

 Возникает проблемная ситуация, которая будет решаться с помощью подводящего и побуждающего диалога.        

         -Почему некоторые химические формулы вы не записали в таблицу?         

Данные формулы нельзя отнести  к оксидам, потому что они не соответствуют им по составу. Эти соединения состоят из 3-элементов.

Сегодня мы познакомимся еще с одним классом неорганических соединений.

Основания. Тема урока в тетрадь.

Давайте внимательнее посмотрим на формулы этих веществ. (NaOH, Ca(OH)2, Al(OH)3).

Что у них общего? Чем они отличаются друг от друга?

У оснований О и Н в эти соединения объединяется в виде гидроксильных групп, гидроксогрупп.

Имеет суммарный заряд -, т.е. ОН- т.к. с.о. О = -2, с.о. Н = +1. Представляет собой сложный ион. Поэтому иногда вы можете встретить ОН – гидроксид-ион.

Вы сейчас слышите новое для вас слово: заряд. Но не стоит теряться, т.к. с.о. и заряд имеют одинаковые числовые значения, но отличаются постановкой знака (привести пример).

Теперь, когда мы с вами рассмотрели состав формулы основания, давайте попробуем сформулировать определение этого класса соединений.

Основание – это сложные вещества, состоящие из ионов металла и связанных с ними гидроксильных групп.

Общая формула оснований М(ОН)n.

n – число гидроксильных групп.

Название этому классу соединений дают следующим образом:

Гидроксид + название металла в род. падеже, указывая с.о. если она переменная.

Например, гидроксид натрия, но гидроксид железа (II).

Связь с оксидами.

Но все же связь с оксидами у этого класса соединений есть.

Зная с.о. элемента-металла, можно определить какой оксид ей соответствует.

Например, NaOH – NaO или Fe(OH)2 – FeO.

Классификация оснований

Познакомить учащихся с таблицей растворимости.

Бывают р,н,м. Приведите примеры.

По растворимости в воде основания делятся на хорошо растворимые – щелочи, малорастворимые и нерастворимые. Чтобы определить растворимость того или иного основания в воде, следует обратиться к таблице «Растворимость кислот, оснований и солей в воде», которая размещена на форзаце учебника. (Учащиеся работают с таблицей и определяют растворимость тех оснований, которые называет и демонстрирует учитель.)

Растворимые основания – щелочи – могут вызвать химический ожог при попадании на незащищенные участки кожи рук и лица. Они могут разъесть кожу, ткань, бумагу и другие материалы.

(Учитель обращает внимание учащихся на правила ТБ: обращаться с едкими щелочами необходимо осторожно, чтобы они не попали на одежду и кожу.)

В случае попадания щелочи на одежду или участок кожи следует немедленно сообщить учителю о случившемся и сделать следующее: тщательно и обильно промыть участок кожи водой из-под крана, затем обработать это место нейтрализующим раствором борной кислоты, вновь промыть водой и смазать место ожога вазелиновым маслом. Обязательно обратиться в медпункт школы для наблюдения и оказания дальнейшей медицинской помощи.

Индикаторы.

Для определения растворов, которые внешне сходны с водой, необходимо использовать индикаторы – растворы – определители реакции среды. Известны следующие индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин.

(Учитель предлагает ученикам посмотреть табл. 4 (с. 101).

Среда бывает нейтральной (такую среду имеет вода), щелочной и кислотной. Растворимые основания дают щелочную среду.

 (Ученики делают в тетради таблицу).

Название индикатора

Окраска индикатора в нейтральной среде

Окраска индикатора в щелочной среде

Лакмус

Фиолетовая

Синяя

Метиловый оранжевый

Оранжевая

Желтая

Фенолфталеин

Бесцветная

Малиновая

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Рефлексия.

Д.З. п.19, №3,4 письменно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по теме "Основания"

В данном мультимедийном носителе рассматривается номенклатура, свойства и применение оснований....

Открытый урок по теме "Основания"

Урок по теме "Основания". Работа с карточками, демонстрация опытов, химический диктант....

Конспект урока на тему "Основания, их состав, названия. Щелочи. Индикаторы", химия 8 класс

Конспект урока  по химии в 8 классе на тему "Основания, их состав, названия. Щелочи. Индикаторы" может быть использован учителем химии, работающим по программе О.С. Габриеляна при изучении соотве...

Дидактический материал к уроку по теме "Основания".

Материал подготовлен с применением рабочей тетради и учебника по химии 11 класс О.С. Габриелян, базовый уровень....

Разработка урока по теме "Основания, классификация и свойства"

Урок проводится с использованием элементов технологии сотрудничества. Достаточное время отводится химическому эксперименту....

Методическая разработка урока по теме «Основания»

Методическая разработка урока по теме «Основания»...