Использование электронных образовательных ресурсов для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках химии
статья по химии (8, 9, 10 класс)

Наталия Сай
Современный ребёнок живет и развивается в мире электронной культуры. Информация становится стратегическим ресурсом развития общества. Учитель должен стать координатором этого информационного потока. Общеизвестно, что средний процент усвоения учебного материала при различных способах организации учебного процесса неодинаков: урок-лекция – 5%; самостоятельное чтение – 10%; использование наглядных и аудиоматериалов – 20%; практика через действие – 75%; использование мультимедийных технологий – 80-85%. Таким образом, чтобы максимально активизировать познавательную деятельность учеников, заинтересовать и развить их личностные компетенции, необходимо грамотно сочетать все перечисленные варианты. В этом могут помочь появившиеся высоко интерактивные мультимедийно насыщенные ЭОР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование электронных    образовательных ресурсов для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках химии»

        Современный ребёнок живет и развивается в мире электронной культуры. Информация становится стратегическим ресурсом развития общества. Учитель должен стать координатором этого информационного потока.

      Общеизвестно, что средний процент  усвоения учебного материала при различных способах организации учебного процесса неодинаков: урок-лекция – 5%; самостоятельное чтение – 10%; использование наглядных и аудиоматериалов – 20%; практика через действие – 75%; использование  мультимедийных  технологий – 80-85%.

      Таким образом, чтобы максимально активизировать познавательную деятельность учеников, заинтересовать и развить их личностные компетенции, необходимо грамотно сочетать все перечисленные  варианты. В этом   могут помочь появившиеся высоко интерактивные мультимедийно  насыщенные ЭОР.

      Под электронными  образовательными ресурсами (ЭОР) понимается любая информация образовательного характера, сохраненная на цифровых носителях

Виды ЭОР

Статичные: 

  • фото,  рисунок - статичное изображение  явления (предмета), служащее для визуализации научного понятия;
  • справочная таблица – справочно-информативный объект, позволяющий пользователю иметь постоянный доступ к необходимой научной информации;
  • диаграмма – графическое изображение зависимости между численными значениями физических или механических свойств физико-химической системы и её факторами равновесия (составом, температурой, давлением).

Динамичные:

  • анимация
  • интерактивный модуль
  •  виртуальная лаборатория
  •  тестовые задания – интерактивные тесты,
  • частично-поисковые задания (чпз)
  • задания на развитие внимания
  • видео – видеокадры, сопровождающиеся дикторским текстом, конкретизируют представления учащихся о явлении, создают эффект погружения в среду изучаемого материала;
  • 3D –модель – пространственная трехмерная модель позволяет понять устройство объектов сложной формы, формирует у ученика пространственное восприятие объекта, навыки исследовательской деятельности.

 Учитель использует ЭОР

  • во время объяснения нового материала в качестве презентаций к лекции;
  • для закрепления в процессе выполнения самостоятельной работы  с интерактивным модулем;
  •  для проведения демонстрационных, лабораторных, практических работ;
  • для быстрого и своевременного контроля знаний с последующей проверкой, анализом и коррекцией;
  • для организации самостоятельной работы учащихся; для развития любознательности;
  • для организации широкого доступа учащихся к информационным источникам.

Ученик использует ЭОР

  • проведения опытов в виртуальной лаборатории
  • получения дополнительной информации, удовлетворения своей любознательности, своего интереса к изучению предмета
  • подготовки к выполнению практической или лабораторной работы (повторить правила ТБ, проверить ту ли методику проведения опыта он использует, провести виртуальные эксперименты…);
  • проверки своих знаний, например, при подготовке к контрольной работе;
  • создания своих творческих работ (сайты, рефераты и т.д.);
  • просто из любопытства, что само по себе может вызвать определённый интерес к изучению предмета;
  • построения индивидуальных образовательных траекторий

Использование  электронных образовательных ресурсов на уроке:

  • экономит время урока;
  • обеспечивает доступность самой современной информации по   предмету;
  • предоставляет возможность обратной связи с каждым обучающимся;
  • наглядно иллюстрирует представление учебного материала;
  • развивает пространственное мышление по предметам естественно- математического цикла;
  • гарантирует оперативность получаемой информации;
  • позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации, путем ориентации учения на успех.

Итак, использование ЭОР открывает новые возможности:

  • повышение эффективности образовательного процесса за счёт одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности;
  • появление возможности моделировать объекты и явления;
  • возможность научить школьников применять компьютерную технику для решения                     учебных задач, за счет практической обработки учебной информации на компьютере;
  • организация индивидуальной работы школьников, развитие их познавательной самостоятельности и творчества;
  • повышение мотивации к учению за счёт привлекательности компьютера, которая возрастает за счёт мультимедиа эффектов;
  • развитие наглядно-образного мышления, моторных и вербальных коммуникативных навыков обучающихся;
  • вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процес

 

Использование ЭОР открывает позволяет достичь новые образовательные результаты:

  • уметь работать с информацией: поиск, оценка, отбор и организация информации;
  • формирование общеучебных умений и  компетенций, приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений;
  • формирование навыков исследовательской деятельности, включающих проведение реальных и виртуальных экспериментов;
  • выработка навыков проектной деятельности;
  • формирование навыков работы в группе, умений соотносить и координировать свои действия с действиями других людей, проводить рефлексию и обсуждение;
  • развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности, умений принимать решения в нестандартной ситуации.
  • реализация компетентностного подхода в рамках введения и реализации ФГОС нового поколения;
  • построение индивидуальных образовательных траекторий

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ как средства активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики

Выступление с презентацией по теме "Использование ИКТ на уроках математики"....

Педагогические технологии активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках химии

Процесс обучения невозможен без положительной мотивации. В работе раскрываются педагогические технологии, применяемые на уроках химии для активизации познавательной деятельности....

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке химии с использованием репродуктивных, эвристических и исследовательских заданий»

В условиях реформирования системы образования, когда человек провозглашается наивысшей ценностью общества, целью химического образования является усвоение основ химии для обеспечения условий для интел...

Использование интернет-ресурсов для активизации познавательной деятельности учащихся по биологии в урочной и во внеурочной деятельности.

Использование возможностей сайта Дневник.ру для активизации познавательной деятельности учащихся.Совместная работа учителя и учащихся на страницах созданной группы "Любители б...

Педагогические технологии активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках химии

Основная задача учителя химии, активизация познавательной деятельности учащихся, так как я считаю активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленнос...

Бинарные уроки – как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках химии

Познавательная активность – сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов – субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивац...

«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии через использование технологии индивидуального стиля учебной деятельности»

                     Известно, что далеко не все учащиеся, даже те, которых мы называем « успешными», выполняют те или иные фо...