РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Химия» для 10 класса на 2019 – 2020 уч. год
календарно-тематическое планирование по химии (10 класс)

Гарибян Джульета Айковна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Химия»

для 10 класса

на 2019 – 2020 уч. год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pl.10_kl.docx77.64 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШКОЛА № 690 НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

«Принята к использованию»                                «Принята»                                                           «Утверждаю»

Рук.МО ________________                                     Протокол педагогического совета                        Директор ГБОУ №690

________________________                                    № _______ от ____________                                 __________/ В.Ю.Соловьева

«____» _____________2019 г.                                                                                                                   Приказ № ____ от ____________

                                                                                                                           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Химия»

для 10 класса

на 2019 – 2020 уч. год

                                                                   

Составитель:

Гарибян Джульетта Айковна,

учитель химии

Санкт-Петербург

2019 год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Сведения о программе (примерной или авторской), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, если есть – авторов и места, года издания

Настоящая рабочая программа составлена для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений, изучающих химию на базовом уровне.

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования на базовом уровне. За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений авторской программы: Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Н. Н. Гара. — 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 2013.

2. Информация об используемых учебнике, рабочих тетрадях, атласах и т.д.

Учебник Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана "Химия. 10 класс"  М.: Просвещение,2016. №1.3.5.3.4.1. из Федерального перечня учебников на текущий год. . 

Решение задач по органической химии. Н.Н.Гара. Химия. Задачник с «помощником». 10-11 классы: пособие для учащихся общеобразоват.организаций.-М.: Просвещение, 2014  

Контрольно-измерительные материалы

А.М.Радецкий. Химия. Дидактический материал.10-11 классы: пособие для учителей общеобразоват.организаций-М: Просвещение, 2014

3. Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в том числе о количестве обязательных часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, уроков внеклассного чтения и развития речи

Рабочая программа расчитана на 34 учебные недели, _34_ часа в год

Их них контрольных работ__2__ часов

              практических работ _6_ часов

              школьный компонент- 2 часа

4. Информация об используемых технологиях обучения, формах уроков и т. п., а также о возможной внеурочной деятельности по предмету

1. Компьютерная технологии

2. Технология проблемного обучения

3. Технология исследовательского обучения

4. Технология игрового обучения

5. Использование тестов на уроках химии

5. Планируемый результат на конец учебного года

(в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой образовательного учреждения, а также требованиями ОГЭ и ЕГЭ).        

В результате изучения химии ученик должен достичь следующих результатов в направлении

Личностными результатами освоения предмета «Химия» являются следующие умения:

  • осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
  • строить собственное целостное мировоззрение на основе изученных фактов;
  • осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках, самостоятельной деятельности вне школы;
  • оценивать поведение с точки зрения химической безопасности (тексты и задания) и жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
  • оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле;
  • осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;
  • учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения;
  • учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков;
  • осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам;
  • использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории,потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования;
  • приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям;
  • учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а также близких людей и окружающих;
  • учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью;
  • выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования;
  • учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования;
  • использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.

Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

  • Регулятивные УУД:
  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
  • подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
  • работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);
  • планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;
  • уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
  • Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
  • Познавательные УУД:
  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);
  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
  • вычитывать все уровни текстовой информации;
  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия: давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала, осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений, обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;
  • преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации;
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты и т.д.;
  • самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
  • уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей;
  • Коммуникативные УУД:
  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • уиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты и т.д.;
  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

 Предметные результаты. Требования к уровню подготовки учащихся (выпускников) направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

  • В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:  
  • знать/понимать
  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, химическая связь, валентность, степень окисления, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология, аллотропия, изотопы, ЭО, молярные масса и объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, (не)электролиты;
  • основные законы химии и химические теории: ЗСМ, закон постоянства состава, ПЗ, теория химической связи, строения органических веществ;
  • важнейшие вещества и материалы: серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы; металлы и их сплавы, щелочи, аммиак, минеральные удобрения.
  • уметь:
  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов в веществах, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водном растворе неорганического вещества, окислитель/восстановитель, принадлежность веществ к определенному классу;
  • характеризовать: элементы малых периодов по из положению в ПС, общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических веществ, строение и химические свойства изученных органических веществ;
  • объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических и неорганических веществ;
  • проводить самостоятельный поиск химической  информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  •  объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • - определения возможности протекания химических  превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  •  оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  •  безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным  оборудованием;
  •  приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
  •  критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
  • Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых  компетенций:  
  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
  • использование элементов причинно – следственного и структурно - функционального анализа;
  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
  • умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, проводить доказательства;
  • оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.  

2. Содержание программы по химии

                                                 

Название темы (раздела)

Необходимое количество часов для ее изучения

Содержание учебного материала

Планируемый результат

Тема 1. Теоретические основы органической химии.

2 часа

Формирование органической химии как науки. Органические вещества. Органическая химия. Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова.  Структурная изомерия. Номенклатура. Значение теории строения органических соединений.

 Электронная природа химических связей в органических соединениях. Способы разрыва связей в молекулах органических веществ.

Классификация органических соединений.

Демонстрации. 

1. Ознакомление с образцами органических веществ и материалами.

2. Модели молекул органических веществ.

 3. Растворимость органических веществ в воде и неводных растворителях.

Научатся: составлять структурные формулы органических соединений по валентности Получат возможность научиться: составлять структурные формулы изомеров и гомологов

Научатся: определять тип связи и их количество Получат возможность научиться: прогнозировать свойства веществ по связям

Знать химическое строение как порядок соединения взаимного влияния атомов в молекулах, зависимость свойств веществ от химического строения молекул, состояние электронов в атомах элементов малых периодов, s и p-электроны, формы электронных облаков, образование и разрыв ковалентных связей (ионный и радикальный), энергию и направленность связи.

Углеводороды

(14 часов)   

Тема 2. Предельные углеводороды (алканы)

4 часа

Электронное и пространственное строение алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. Физические и химические свойства алканов. Реакции замещения. Получение и применение алканов. Циклоалканы. Строение молекул, гомологический ряд. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Метан , как состовляющая атмосферы планет

Демонстрации. 1. Взрыв смеси метана с воздухом.2. Отношение алканов к кислотам, щелочам, к раствору перманганата калия.

Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей молекул углеводородов и галогенопроизводных.

Практическая работа. Качественное определение углерода и водорода в органических веществах.

Расчетные задачи. Решение задач на нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания.

Дать учащимся понятие о химическом, пространственном и электронном строении веществ (у предельных углеводородов). На примере метана познакомить учащихся с SP3 - гибридизацией электронных облаков атома углерода, указать длину связи, валентный угол; дать понятие о тетраэдричном строении молекулы метана. Сформировать понятие о зигзагообразном строении углеродной цепи у предельных углеводородов, т.е. доказать пространственное строение этих веществ. SP3 - гибридизация электронных облаков,зигзагообразное

строение, пространственные

формы молекул,

реакция замещения, пространственные

формы молекул

Знать определение предельных углеводородов, определение гомологов, гомологической разности.

Знать характер химической

связи в молекуле метана.

Уметь объяснять тетраэдричное строение молекулы

метана, и исходя из этого,

зигзагообразное строение

цепи у предельных углеводородов.

Тема 3. Непредельные углеводороды.

4 часа

Алкены. Электронное и пространственное строение алкенов. Гомологический ряд. Номенклатура. Изомерия. Химические свойства: реакции окисления, присоединения, полимеризации. Правило Марковникова. Получение и применение алкенов.  Алкадиены. Строение, свойства, применение. Природный каучук.  Алкины. Электронное и пространственное строение ацетилена. Гомологи и изомеры. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение.

Демонстрации. 1.Горение этилена. 2. Взаимодействие этилена с раствором перманганата калия.3.  Образцы полиэтилена.

Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей молекул. 2.Изучение свойств натурального и синтетического каучуков.

Практическая работа. Получение этилена и изучение его свойств.

  • Продолжить знакомство учащихся с другими рядами углеводородов - непредельными.
  • Дать понятие о классификации непредельных углеводородов (этиленовые, диеновые, ацетиленовые).
  • Познакомить учащихся с особенностями строения непредельных углеводородов: наличие в молекулах кратных углерод - углеродных связей, SP3 и SP - гибридизацией, способами образования и свойствами связей.
  • Расширить знания учащихся о видах структурной изомерии: изомерия положения кратных связей, изомерия взаимного положения кратных связей, изомерия веществ, принадлежащих к разным гомологическим рядам.
  • Сформировать понятие о новом виде изомерии - пространственной (геометрической) - цис - транс - изомерии. Продолжить раскрывать причины многообразия органических соединений.
  • Познакомить учащихся с физическими и химическими свойствами этиленовых, диеновых, ацетиленовых углеводородов, закрепить умения записывать уравнения химических реакций, отражающих химические свойства непредельных углеводородов.
  • Научить учащихся давать сравнительную характеристику разных гомологических радов непредельных углеводородов: выявлять у них общее и отличное в строении и свойствах, указывать причину этого.
  • Дать первоначальные представления о высокомолекулярных соединениях.
  • Расширить понятие о взаимном влиянии атомов в молекулах на основе электронных представлений.
  • Показать причинно - следственную связь между строением, свойствами и применением непредельных углеводородов. Рассказать о широком использовании непредельных углеводородов для разнообразных синтезов;
  • показать значение каучука в современной жизни и т.д.
  • Научить учащихся раскрывать генетические связи между различными гомологическими рядами углеводородов, составлять генетические цепочки, записывать уравнения реакций

Тема 4. Ароматические углеводороды (арены).

2 часа

Арены. Электронное и пространственное строение бензола. Изомерия и номенклатура. Физические и химические свойства бензола. Гомологи бензола.  Особенности химических свойств бензола на примере толуола.  Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов.

Демонстрации. 1. Бензол как растворитель, горение бензола.2. Отношение бензола к раствору перманганата калия.3. Окисление толуола.

  • Расширить знания учащихся об углеводородах, познакомить их с ароматическими углеводородами.
  • На примере бензола показать особенности электронного строения ароматических: наличие шестичленного SP2.гибридизации, образование общего для всей молекулы 6-электронного я-облака, плоского строения молекулы, наличие полуторных (ароматических) связей.
  • Познакомить учащихся с химическими свойствами ароматических, сочетающих в себе свойства предельных и непредельных углеводородов. На примере гомологов бензола (толуола) научить доказывать положение теории А.М. Бутлерова о взаимном влиянии атомов в молекуле.
  • Продолжить формирование понятия о причинно-следственной связи между составом, строением, свойствами и применением на примере ароматических углеводородов.
  • Научить выявлять общее и особенное в химических свойствах бензола и других углеводородов.
  • Учить учащихся умению проводить сравнение строения и свойств изученных рядов углеводородов, умению пользоваться систематической номенклатурой при названии веществ разных гомологических рядов, раскрывать многообразие генетических связей между рядами.

Тема 5. Природные источники углеводородов.

4 часов

Природный газ. Попутные нефтяные газы.  Нефть и нефтепродукты. Физические свойства. Способы переработки. Перегонка. Крекинг термический и каталитический.

Лабораторные опыты. 1. Ознакомление с образцами продуктов нефтепереработки.

Расчетные задачи. Решение задач на определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

  • Дать учащимся понятие о природных источниках углеводородов: природном и попутном газах, нефти, каменном угле.
  • Познакомить с составом и способами переработки природного газа, нефти, каменного угля как источников топлива и сырья для получения многих органических веществ.
  • Показать значение важнейших нефтепродуктов и способов охраны природы от загрязнений. Объяснить причины снижения доли нефти в топливно - энергетическом балансе страны и увеличения использования природного и попутного газов в качестве горючего в автотранспорте.
  • Рассказать о перспективах получения жидкого горючего из твердого топлива.
  • Познакомить учащихся с основными направлениями развития энергетики у нас в стране и проблемами изменения структуры народнохозяйственного использования углеводородного сырья,
  • показать роль химии в решении энергетической проблемы.

Кислородсодержащие органические соединения

(12 часов)    

Тема 6. Спирты и фенолы.

3 часа

Одноатомные предельные спирты. Строение молекул, функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Водородная связь. Свойства этанола. Физиологическое действие спиртов на организм человека. Получение и применение спиртов.  Генетическая связь предельных одноатомных спиртов с углеводородами.  Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение.

Фенолы. Строение молекулы фенола. Свойства фенола. Токсичность фенола и его соединений. Применение фенола.

Демонстрации.

1. Количественное выделение водорода из этилового спирта.

2. Взаимодействие этилового спирта с бромоводородом.

3. Сравнение свойств спиртов в гомологическом ряду: растворимость в  воде, горение, взаимодействие с натрием.

4. Взаимодействие глицерина с натрием.

5.

Лабораторные опыты. 

1. Реакция глицерина с гидроксидом меди (2).

 2. Растворение глицерина в воде, его гигроскопичность.

Расчетные задачи.  Решение задач по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке.

  • Дать учащимся первоначальные понятия о кислородсодержащих веществах (спирты, фенолы).
  • Познакомить со строением спиртов и фенолов; дать понятие о функциональной группе атомов и влиянии её на свойства вещества.
  • Объяснить сущность и значение водородной связи.
  • Развить понятие изомерии: познакомить с изомерией положения функциональной группы и изомерией между одноатомными спиртами и простыми эфирами.
  • Сформировать знания о химических свойствах спиртов и фенолов, научить записывать уравнения химических реакций (замещения - с металлическим натрием и хлороводородом, дегидратации - меж - и внутримолекулярной, окисления и др.).
  • Научить доказывать взаимное влияние атомов в молекулах спиртов и фенолов на основе электронных представлений.
  • Продолжить формирование мировоззренческих знаний: умение характеризовать свойства и применение изучаемых веществ на основе их состава и строения (доказательство причинно-следственной зависимости); разъяснять влияние количественных изменений (увеличение углеводородного радикала, числа функциональных групп) на качественные (изменения свойств).
  • На основе эксперимента познакомить учащихся с качественными реакциями на одноатомные, многоатомные спирты и фенол.
  • Дать представление о промышленных способах получения спиртов, оптимальных условиях их осуществления.
  • Сформировать знания учащихся о губительном действии спиртов на организм человека, познакомить с вопросами охраны окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол.
  • Продолжить формирование знаний о генетической связи между различными органическими веществами (углеводородами и спиртами).
  • Знать определение, строение, свойства, применение фенола.
  • Уметь доказывать взаимное влияние атомов в молекуле фенола и подтверждать соответствующими уравнениями реакций. Уметь предсказывать свойства фенола на основе его строения и записывать уравнения реакций. Уметь определять фенол по характерным реакциям. Иметь преставление об охране окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол

Тема 7. Альдегиды, кетоны.

1 час

Альдегиды. Строение молекулы формальдегида. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства альдегидов. Формальдегид и ацетальдегид: получение и применение.  Ацетон – представитель кетонов. Строение молекулы. Применение.

Демонстрации. 1. Взаимодействие этаналя с аммиачным раствором оксида серебра и гидроксидом меди. 2. Растворение в ацетоне различных органических веществ.

Лабораторные опыты. 1. Получение этаналя окислением этанола. 2. Окисление этаналя аммиачным раствором оксида серебра и гидроксидом меди.

  • Продолжить знакомство учащихся с кислородсодержащими соединениями на примере альдегидов и карбоновых кислот.
  • Дать понятие о функциональных группах данных веществ (альдегидной и карбоксильной), рассмотреть их электронное строение. Показать взаимное влияние атомов внутри функциональных групп, а также взаимное влияние функциональной группы и углеводородного радикала в молекуле, доказать это влияние экспериментально.
  • Показать различие в свойствах карбонильной группы в альдегидах и в кислотах, проявление кислотных свойств карбоксильной группой.
  • Познакомить учащихся с химическими свойствами альдегидов и карбоновых кислот, дать им объяснение на основе строения. Пояснить особенности реакций окисления и восстановления в органической химии.
  • Рассмотреть генетическую связь между кислородосодержащими соединениями и углеводородами.
  • Научить составлять уравнения реакций, характеризующие свойства веществ и их генетические связи.
  • Продолжить формирование мировоззренческих знаний: показать причинно-следственные связи при рассмотрении строения, свойств, применения данных веществ; переход количественных изменений в качественные при рассмотрении гомологических рядов альдегидов и кислот и изменение их физических свойств с увеличением масс, указать общее, частное и единичное при рассмотрении свойств веществ ( муравьиной кислоты) и др.
  • Охарактеризовать народнохозяйственное значение важнейших представителей данных классов соединений.

Тема 8. Карбоновые кислоты. 

3 часа

Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства карбоновых кислот. Реакция этерификации. Получение карбоновых кислот и применение. Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах. Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений.

Демонстрации. 1. Отношение олеиновой кислоты к  раствору перманганата калия.

Лабораторные опыты. 1. Получение уксусной кислоты из соли, опыты с ней.

Практическая работа. 1. Получение и свойства карбоновых кислот. 2. Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ.

  • Дать понятие о функциональных группах данных веществ (альдегидной и карбоксильной), рассмотреть их электронное строение.
  • Показать взаимное влияние атомов внутри функциональных групп, а также взаимное влияние функциональной группы и углеводородного радикала в молекуле, доказать это влияние экспериментально.
  • Показать различие в свойствах карбонильной группы в кислотах, проявление кислотных свойств карбоксильной группой.Одноосновная предельная карбоновая кислота, карбоксильная группа, сложные эфиры, двойственная химическая функция
  • Знать определение карбоновых кислот, строение молекул, изомеры, гомологи, названия кислот по систематической номенклатура и классификацию кислот. Уметь записывать молекулярные, структурные, электронные формулы карбоновых кислот.
  • Уметь составлять уравнения реакций, иллюстрирующих генетическую связь между углеводородами, спиртами, альдегидами и кислотами.
  • Уметь составлять технологические карты к практическим работам № 4,5, подбирать необходимые приборы и реактивы для проведения работ, предполагать наблюдаемые явления, делать предварительные выводы, составлять блоксхемы по определению данных веществ, записывать уравнения реакций

Тема 9. Сложные эфиры. Жиры.

2 часа

Сложные эфиры: свойства, получение, применение.  иры, строение жиров. Жиры в природе. Свойства. Применение.

Моющие средства. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии.

Лабораторные опыты. 1. Растворимость жиров, доказательство их непредельного характера, омыление жиров. 2. Сравнение свойств мыла и СМС. 3.Знакомство с образцами моющих средств. 4.Изучение их состава и инструкций по применению.

  • Дать учащимся понятие о строении, свойствах и применении сложных эфиров и жиров. На примере реакции этерификации развить знания учащихся о закономерностях химических реакций, условиях смещения равновесия.
  • Дать понятие о жирах как биологически важных сложных эфирах, познакомить с превращением жиров пищи в организме, ролью жиров в питании.
  • Ознакомить учащихся со способами переработки жиров в технике (гидролиз, гидрирование), условиями их осуществления, значением данных процессов.
  • Рассмотреть проблему замены пищевого сырья непищевых.
  • Дать понятие о синтетических моющих средствах, показать различие в свойствах мыла и CMC.
  • Раскрыть проблему защиты природы от загрязнения синтетическими моющими средствами.
  • Научить учащихся применять знания о закономерностях химических реакций при определении условий проведения реакций этерификации и гидролиза сложных эфиров, жиров, объяснять промышленные способы переработки жиров, характеризовать роль химии в выполнении продовольственной программы.

Тема 10. Углеводы.

3 часа

Глюкоза. Строение молекулы. Оптическая (зеркальная) изомерия. Физические свойства и нахождение в природе. Применение. Фруктоза – изомер глюкозы. Химические свойства глюкозы. Применение.  ахароза. Строение молекулы. Свойства, применение.

Крахмал и целлюлоза – представители  природных полимеров. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение. Ацетатное волокно.

Демонстрации.

Лабораторные опыты. 1.Взаимодействие раствора глюкозы с гидроксидом меди (II). 2.Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. 3.Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция. 4.Взаимодействие крахмала с иодом, гидролиз крахмала. 5.Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон.

Практическая работа. Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ.

  • Познакомить учащихся с важнейшими представителями углеводов: моносахаридами (глюкоза, пентозы), дисахаридами (сахароза), полисахаридами (крахмал, целлюлоза), их строением, свойствами, превращениями в процессе жизнедеятельности организмов.
  • Дать понятие о различных изомерных формах молекул моносахаридов - линейной и циклической.
  • Расширить представление о природных полимерах (крахмал, целлюлоза), их строении молекул (линейном, разветвленном).
  • Познакомить с техническими применениями полисахаридов - промышленным получением искусственного волокна (ацетатного).
  • Научить учащихся давать сравнительную характеристику углеводородов (крахмал и целлюлоза) по составу, строению, свойствам, указать причину сходства и отличия, записывать уравнения химических реакций, объяснять единство неорганических и органических веществ природы на основе явления фотосинтеза
  • Познакомить учащихся с важнейшими представителями углеводов: моносахаридами (глюкоза, пентозы), их строением, свойствами, превращениями в процессе жизнедеятельности организмов.
  • Знать классификацию углеводов, состав и строение глюкозы, области её применения.
  • Уметь на основании строения предсказывать свойства глюкозы, составлять уравнения реакций окисления, восстановления и брожения. Иметь представление об изомере глюкозы – фруктозе.

Азотсодержащие органические соединения ( 3 часа)  

Тема 11. Амины и аминокислоты.

1 час

Амины. Строение молекул. Аминогруппа. Физические и химические свойства. Строение молекулы анилина. Свойства анилина. Применение.

 Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Применение.

Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений.

Знать состав аминов, спосо- бы получения, области при- менения.

Уметь составлять структур- ные формулы изомеров, ха- рактеризовать физические и химические свойства мети- „ ламина в сравнении с ам- миаком

Знать состав аминокислот, способы получения и облас- ти применения.

Уметь составлять структурные формулы изомеров, называть их по международной номенклатуре, характеризо- вать физические и химиче- ские свойства аминоуксус-

Тема 12. Белки.

2 часа

Белки – природные полимеры. Состав и строение. . Белки – основа зарождения жизни во вселенной.Физические и химические свойства. Превращения белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков.  онятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях. Пиридин. Пиррол. Пиримидиновые и пуриновые основания.

Нуклеиновые кислоты: состав, строение. имия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.

Демонстрации. 1. Окраска ткани анилиновым красителем. 2. Доказательства наличия функциональных групп в растворах аминокислот.

Лабораторные опыты. 1. Растворение и осаждение белков. 2. Денатурация белков. 3. Цветные реакции белков.

Знать состав белков, струк- туры белков, иметь понятие о денатурации.

 Уметь составлять уравнения реакций образования про- стейших дипептидов и их гидролиза

Высокомолекулярные соединения (3 часа)    

Тема 13. Синтетические полимеры

3 часа

Понятие о высокомолекулярных соединениях. Строение молекул. Стереорегулярное и стереонерегулярное строение. Основные методы синтеза полимеров.  Классификация пластмасс. Термопластичные полимеры. Полиэтилен. Полипропилен. Термопластичность. Термореактивность.  интетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение.  интетические волокна. Капрон. Лавсан.

 Обобщение знаний по курсу органической химии. Органическая химия, человек и природа.

Демонстрации. Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон, каучуков.

Лабораторные опыты. 1. Изучение свойств термопластичных полимеров. 2. Изучение свойств синтетических волокон.

Практическая работа. Распознавание пластмасс и волокон.

Расчетные задачи. Решение расчетных задач на определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Знать основные понятия химии ВМС.

Уметь характеризовать по- лимеры с точки зрения ос- новных понятий, составлять реакции полимеризаций и поликонденсации

Знать области применения ВМС на основании их свойств

                                                               

                                                                           4. Календарно-тематическое планирование

Класс __10__

Количество часов   в год   34 ;        в неделю _1___ .

Учебник _ Учебник Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана "Химия. 10 класс"  М.: Просвещение,2016

      Программа.       За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор  Н.Н.Гара), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, опубликованная издательством «Просвещение» в 2008 году (Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2008. -56с.).

№ урока по п/п и в теме

Дата

Тема урока

Планируемый результат

Тема 1.  Теоретические основы органической химии 2ч.

1

Органическая химия. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова. Значение теории строения органических соединений.

Должны знать: особенности состава и строения органических веществ;

сновные положения теории А.М.Бутлерова; понятия «гомолог», «изомер», «функциональная группа», «геометрия молекул». оставлять структурные формулы изомеров и гомологов;

Должны уметь:

доказывать положения теории на примерах;

изготавливать модели молекул органических соединений.

2

Электронная природа химических связей в органических соединениях. Классификация органических соединений.

Должны знать: классификацию органических веществ;

оставлять структурные формулы изомеров и гомологов;

                                 Тема 2. Предельные углеводороды (алканы) 4 ч.

3

Электронное и пространственное строение алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия.

Должны знать: 

состав, строение

Должны уметь:

записывать структурные формулы молекул алканов, гомологов и изомеров;

называть вещества по систематической номенклатуре

4

Физические и химические свойства алканов. Реакции замещения. Получение и применение алканов.Метан , как состовляющая атмосферы планет

Должны знать: 

физические и химические свойства способы получения в лаборатории и промышленности, области применения алканов

Должны уметь:

характеризовать физические и химические свойства алканов, записывая уравнения соответствующих реакций;

5

Циклоалканы. Строение молекул, гомологический ряд. Нахождение в природе. Физические и химические свойства.

Должны знать: 

состав, строение

Должны уметь:

записывать структурные формулы молекул циклоалканов, гомологов и изомеров;

называть вещества по систематической номенклатуре

6

Инструктаж по ТБ.

Практическая работа №1 «Качественное определение углерода и водорода в органических веществах»

Должны уметь: использовать знания и умения безопасного обращения с горючими веществами.

Тема 3. Непредельные углеводороды 4ч.

7

Алкены. Электронное и пространственное строение алкенов. Гомологический ряд. Номенклатура. Изомерия. Химические свойства: реакции окисления, присоединения, полимеризации. Правило Марковникова. Получение и применение алкенов.

Должны знать: 

характеризовать физические и химические свойства непредельных углеводородов, записывая уравнения соответствующих реакций;состав, строение, состав изопрена способы получения в лаборатории и промышленности, области применения непредельных углеводородов

Должны уметь:

записывать структурные формулы молекул непредельных углеводородов, гомологов и изомеров;

называть вещества по систематической номенклатуре;

8

Инструктаж по ТБ, Практическая работа №2 «Получение этилена и изучение его свойств»

Должны уметь:

использовать знания и умения безопасного обращения с горючими веществами;

9

Алкадиены. Строение, свойства, применение. Природный каучук.

Должны знать: состав, строение, состав бутадиена и натурального каучука

10

Алкины. Электронное и пространственное строение ацетилена. Гомологи и изомеры. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение.

Должны знать: состав, строение, способы получения изопрена и бутадиена, области применения каучука и резины

Должны уметь:

записывать структурные формулы молекул непредельных углеводородов, гомологов и изомеров;

называть вещества по систематической номенклатуре

Тема 4. Ароматические углеводороды 2ч.

11

Арены. Электронное и пространственное строение бензола. Изомерия и номенклатура.  Физические и химические свойства бензола.

Должны знать: состав, строение физические и химические свойства, способы получения в лаборатории и промышленности, области применения ароматических углеводородов;

Должны уметь: характеризовать физические и химические свойства ароматических углеводородов, записывая уравнения соответствующих реакций;

записывать структурные формулы молекул ароматических углеводородов, гомологов и изомеров;

называть вещества по систематической номенклатуре;

12

Гомологи бензола.  Особенности химических свойств бензола на примере толуола.

Должны знать: токсическое влияние бензола на организм человека и животных

Тема 5. Природные источники углеводородов 4 ч.

13

Природный газ. Попутные нефтяные газы. Нефть и нефтепродукты. Физические свойства. Способы переработки. Перегонка.

Должны знать: состав природного газа, нефти, угля способы переработки сырья;

области применения продуктов переработки.

Должны уметь:

использовать знания и умения безопасного обращения с горючими веществами;

14

Крекинг термический и каталитический. Решение задач на определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Должны знать: 

способы переработки сырья;

области применения продуктов переработки. применять ЗУН при выполнении тренировочных упражнений;

15

Генетическая связь между классами углеводородов.

Должны уметь решать задачи с производственным содержанием.

16

Контрольная работа №1 по теме: "Алканы. Алкены. Алкины. Арены".

Должны уметь: применять знания, умения, навыки по изученным темам

Тема 6. Спирты и фенолы. 3 часа

17

Анализ результатов контрольной работы №1.

Одноатомные предельные спирты. Строение молекул, функциональная группа. Изомерия и номенклатура.

Должны знать: понятие об одноатомных спиртах, функциональной группе;

Должны уметь:

составлять структурные формулы изомеров и называть их по систематической номенклатуре;

18

Получение и применение спиртов. Решение задач по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке. Генетическая связь предельных одноатомных спиртов с углеводородами.

Должны знать: физические и химические свойства, способы лабораторного и промышленного получения спиртов, области применения;

Должны уметь: решать схемы превращений, доказывающих существование генетической связи между спиртами и УВ

характеризовать физические и химические свойства одноатомных спиртов и многоатомных на примере глицерина

19

Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение. Фенолы. Строение молекулы фенола. Свойства фенола. Токсичность фенола и его соединений. Применение фенола.

Должны знать: понятие об многоатомных спиртах,  Должны знать: состав, строение молекулы фенола, некоторые способы получения, области применения;

Должны уметь:

характеризовать физические и химические свойства фенола;

Тема 7. Альдегиды и кетоны 1 ч.

20

Альдегиды

Должны знать: состав альдегидов и кетонов (сходство и отличие),  понятие о карбонильной группе; физические и химические свойства, способы лабораторного и промышленного получения альдегидов, области применения, состав и строение ацетона

Должны уметь:

составлять структурные формулы изомеров и называть их по систематической номенклатуре; характеризовать физические и химические свойства альдегидов;

Тема 8. Карбоновые кислоты 3 ч

21

Одноосновные предельные карбоновые кислоты..  Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений.

Должны знать:

остав карбоновых кислот;

понятие о карбоксильной группе; нахождение в природе и области применения кислот;

физические и химические свойства, способы лабораторного и промышленного получения кислот.

Должны уметь:

составлять структурные формулы изомеров и называть их по систематической номенклатуре;

характеризовать физические и химические свойства кислот; характеризовать физические и химические свойства кислот;

22

Инструктаж по ТБ. Практическая работа №3 «Получение и свойства карбоновых кислот»

Должны уметь: использовать знания и умения безопасного обращения с органическими веществами.

23

Инструктаж по ТБ. Практическая работа №4 «Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ»

Должны уметь: использовать знания и умения безопасного обращения с органическими веществами.

Тема 9. Сложные эфиры. Жиры 2 ч.

24

Сложные эфиры: свойства, получение, применение.

Должны знать:

состав и строение  сложных эфиров;

способы лабораторного и промышленного получения жиров и эфиров;

Должны уметь:

составлять структурные формулы изомеров и называть их по систематической номенклатуре

25

Жиры. Моющие средства. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии.

Должны знать:

физические и химические свойства, нахождение в природе и области применения жиров и эфиров;

Должны уметь:

характеризовать физические и химические свойства сложных эфиров;

Тема 10. Углеводы 3 ч.

26

Глюкоза.  Сахароза.

Должны знать: состав и классификацию углеводов;

состав, строение, получение и применение глюкозы, составлять уравнение реакции гидролиза  в общем виде; состав и классификацию углеводов;

состав, строение, получение и применение сахароза.

Должны уметь:

доказывать биологическое значение углеводов;

27

Крахмал.  Целлюлоза  

Должны знать: состав и классификацию углеводов;

состав, строение, получение и применение крахмала

: состав и классификацию углеводов;

состав, строение, получение и применение целлюлозы

28

Инструктаж по ТБ. Практическая работа №5 «Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ»

Должны уметь: использовать знания и умения безопасного обращения с органическими веществами.

Тема 11. Амины и аминокислоты 1ч.

29

Амины.  Аминокислоты. Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений.

Должны знать: состав, способы получения и области применения аминов;

особенности строения и свойств анилина как ароматического амина; состав аминокислот, физические и химические свойства, нахождение в природе; взаимосвязь гомологических рядов.

Должны уметь:

составлять структурные формулы молекул и давать им названия по систематической номенклатуре;

характеризовать свойства аминов в сравнении с аммиаком; характеризовать физические и химические свойства аминокислот;

Тема 12. Белки 2 ч.

30

Белки - природные полимеры. Состав и строение. Белки – основа зарождения жизни во вселенной.

Должны уметь:

проводить качественные реакции для распознавания белков.

31

Понятие об азотосодержащих гетероциклических соединениях.  Химия и здоровье человека.

Должны знать: о проблемах, связанных с применением лекарственных препаратов

Тема 13. Синтетические полимеры 6ч.

32

Понятие о высокомолекулярных соединениях.  Классификация пластмасс. Синтетические каучуки. Синтетические волокна.

Должны знать: основные понятия химии высокомолекулярных соединений;

Должны уметь:

характеризовать полимеры с точки зрения основных понятий;

33

Инструктаж по ТБ. Практическая работа №6: "Распознавание пластмасс и волокон"

Должны знать: области применения высокомолекулярных соединений на основании их свойств.

Должны уметь: использовать знания и умения безопасного обращения с органическими веществами

34

Контрольная работа №2 по темам: "Кислородосодержащие и азотосодержащие химические соединения"

Должны уметь: применять знания, умения, навыки по изученным темам

                                                                                 

                                                                    4. Корректировка рабочей программы

Номер урока

Тема урока

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующее мерооприятие

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию для 5 класса на 2019 - 2020 учебный год

Рабочая программа по обществознанию для 5 класса на 2019 - 2020 учебный год.  Учебник: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». -  М.: «Русское слово», 200...

Рабочая программа по истории для 5 класса на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа по истории  для 5 класса на 2019-2020 учебный год. Учебник - Михайловский Ф.А. История Древнего мира: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – 8-е ...