Рабочая программа по истории для 5 класса на 2019-2020 учебный год
рабочая программа по истории (5 класс)

Самсонова Оксана Александровна

Рабочая программа по истории  для 5 класса на 2019-2020 учебный год. Учебник - Михайловский Ф.А. История Древнего мира: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – 8-е изд. – М: Русское слово, 2006.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_istorii_5_klass.docx34.01 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

на заседании методического объединения

предметов гуманитарного цикла

«____» _______2012 г.  

протокол №______ от ______________

Утверждено

директор МБОУ СОШ №11 г. Липецка

_____________                    В.Н.Игнатов.

приказ №_____от__________________

                                                                                                                   

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ    УЧРЕЖДЕНИЕ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11

Г. ЛИПЕЦКА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по истории

для 5 класса на 2012-2013 учебный год

учителя истории и обществознания Самсоновой О.А.

Пояснительная записка.

 Обучающиеся в 5 классе на уроках истории впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов. Данная рабочая программа рассчитана на детей со средней мотивацией и успеваемостью. Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания в рабочих тетрадях, работа с дополнительной литературой. Исходя из выше перечисленного были определены цели курса:

  1. формирование общей картины исторического развития человечества, получение обучающимися представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях;
  2. развитие умений по применению исторических знаний в жизни;
  3. приобщение обучающихся к национальным и мировым культурным традициям, воспитание патриотизма, формирование гражданского самосознания.

Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих образовательных и воспитательных задач:

  1. формирование исторического мышления учащихся;
  2. развитие умений работы с книгой и  с картографическим материалом;
  3. формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные вопросы;
  4. формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат  исторических событий;
  5. формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии древних обществ, о политическом и социальном строе древнего мира, знаний о наиболее ярких личностях эпохи;
  6. формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в древнем мире;
  7. формирование представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями (деспотизм, закон, гражданин, суверенитет и т.д.).
  8. развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;
  9. развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории древнего мира: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

 Программа по истории Древнего мира (5 класс)  разработана на основе требований федерального государственного стандарта основного  общего образования с учётом  Примерной программы основного образования по истории и авторской программы курса «История Древнего мира» для 5 класса общеобразовательных учреждений (автор Ф.А.Михайловский).

Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:  «Всеобщая история. 5 класс»; видеофильмы; Интернет-ресурсы.

  Учебник - Михайловский Ф.А. История Древнего мира: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – 8-е изд. – М: Русское слово, 2006.

Рабочая тетрадь к учебнику Ф. А. Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира» С. А. Жукова.

В ходе изучения курса у обучающихся должны сформироваться следующие умения и навыки:

Знать и понимать:

  1. Основные даты, ключевые события и понятия древнего мира с момента зарождения человечества до падения Западной Римской империи (орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении – раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни – государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре – религия, наука, искусство);
  2. Временные границы первобытной и древней истории человечества, особенности первобытного общества и общества, находящегося на этапе цивилизации;

Уметь:

  1. Пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций.
  2. Сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия.
  3. Спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать несложные выводы.
  4. Оперировать историческими понятиями и датами.
  5. Работать с исторической картой: читать легенду, добывать полезную информацию, показывать территории расселения народов и завоеваний, границы государств, города, места значительных исторических событий.
  6. Анализировать исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;
  2. предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;
  3. участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
  4. Данная программа рассчитана на 68 учебных часов при 2 часах в неделю При распределении учебных часов между частями курса программа исходит из приоритетного значения для современной европейской (в том числе русской) культуры наследия античного мира.

Педагогические  технологии:

1.Технология  развивающего обучения.

2.Технология проблемного обучения.

3.Технология  проектно-исследовательской деятельности.

4.Технология личностно-ориентированного обучения.

5.Технология  интенсификации обучения на основе схемных и знакомых моделей учебного    материала.

6.Технология коллективного способа обучения КСО.

7.Технология коммуникативного обучения

Дополнительная литература:

- История в таблицах. 5-11 кл.: Справочное пособие/ Авт.-сост. А.Т.Степанищев, Н.М.Белозеров, А.П.Волков. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2010

- История Древнего мира. 5 кл.: атлас. – 15-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011

- Древняя история Дальнего Востока: Учебное пособие/ Авт.- сост. Н. А. Ивенкова, И. П. Саплина – Хабаровск: Риотип, 1998

Содержание рабочей программы

Введение(1 ч). Ход времени и способы его измерении. Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Исторические события. Причинные связи между событиями. Источники знаний о прошлом. Историческая карта.

Раздел I. Жизнь первобытных людей(6ч). Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения. Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.

Раздел II. Древний Восток (20ч). Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте. Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания. Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда. Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена. Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.

Раздел III. Древняя Греция (21ч.) Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис – город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны. Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра. Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.  

Раздел IV.Древний Рим (20ч.) Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы.

 Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи. Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.

Итоговое повторение (2 ч.) Что нас связывает с историей Древнего мира. Наследие Древнего мира - фундамент современной цивилизации.

Учебно - тематический план

Раздел

Количество часов

Введение

1

I. Жизнь первобытных людей

6

II. Древний Восток

20

III. Древняя Греция

21

IV.  Древний Рим

18

Итоговое повторение

2

Перечень рекомендуемой литературы

1. БЭНП «История Древнего мира и средних веков»;

2. Презентации по истории Древнего мира на образовательном ресурсе «Архив учебных программ и презентаций»: hnnp://www.rusedu.ru/subcat_ 32.html;

3. Мировая художественная культура. Древний мир: от первобытности до Рима: hnnp://www.mhk.spb.ru/;

4. Античная мифология: hnnp://mythology.sgu.ru/ mythology/ant/index.htm.

Календарно – тематический план

Темы урока (с указанием разделов)

Количество часов

Дата проведения урока

Дата фактического проведения урока

Причины корректировки календарно – тематического плана

«Согласовано» с заместителем директора по УВР (подпись, число)

1

Введение

1

Раздел 1. Жизнь первобытных людей и их открытия. (7 часов)

2

Первые люди на земле.

1

3

Открытия и изобретения древних людей

1

4

Искусство и религия.

1

5

Возникновение земледелия и скотоводства.

1

6

От первобытности к цивилизации.

1

7

Счет лет в истории.

1

8

Повторение

1

Раздел 2. Древний Восток. (20 часов)

9

Египет – дар Нила.

1

10

Страна двух рек

1

11

Законы царя Хаммурапи

1

12

Индия и Китай в древности.

2

13

Повторение

1

14

Фараоны и пирамиды.

1

15

Жизнь в древнем Египте.

1

16

Завоевание фараонов.

1

17

Культура древнего Египта.

1

18

Повторение

1

19

Финикийские мореплаватели.

1

20

Древняя Палестина.

1

21

Ассирийская военная держава.

1

22

Победители Ассирии.

1

23

Повторение

1

24

Образование державы Маурьев в Индии.

1

25

Единое государство в Китае.

1

26

Великая персидская держава.

1

27

Повторение

1

Раздел 3. Древняя Греция. (20 часов)

28

Греция и Крит в эпоху бронзы.

1

29

Поэмы Гомера

1

30

Боги и герои Эллады

1

31

Греческие полисы и колонизация.

1

32

Афинский полис

1

33

Древняя Спарта

1

34

Повторение

1

35

Греко – персидские войны.

2

36

Расцвет демократии в Афинах

1

37

Художественное развитие в 5 в. до н.э.

1

38

Пелопонесская война

1

39

Граждане, ученые, атлеты Греции

1

40

Архитекторы, скульпторы, поэты.

1

41

Повторение

1

42

Возвышение Македонии

1

43

Завоевание Александра Македонского.

1

44

Греческий Восток

1

45

Повторение

1

Раздел4. Древний Рим. (23 часа)

46

Рим под властью царей.

1

47

Республика римских граждан

1

48

Рим во главе Италии

1

49

Первая война Карфагена

1

50

Войны в Ганнибалом

1

51

Рим – завоеватель Среднеземноморья

1

52

Повторение

1

53

Народные трибуны братья Гракхи

1

54

Сулла – первый военный диктатор.

1

55

Восстание Спартака

1

56

Цезарь- повелитель Рима.

1

57

Падение республики.

1

58

Повторение

1

59

Император Октавиан Август

1

60

Цезари Рима

1

61

Жизнь в Римской империи

1

62

Кризис Римской империи

1

63

Христианство

1

64

Диоклетиан и Константин

1

65

Итоговое повторение

2

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа в 5 классе на 2019 - 2020 учебный год.

Рабочая программа в 5 а,б классах на 2019 - 2020 учебный год....

Рабочая программа в 7 классе на 2019 - 2020 учебный год.

Рабочая программа в 7 а,б классах на 2019 - 2020 учебный год....

Рабочая программа в 8 классе на 2019 - 2020 учебный год.

Рабочая программа в 8 а классе на 2019 - 2020 учебный год....

Рабочая программа в 10 классе на 2019 - 2020 учебный год.

Рабочая программа в 10а классе на 2019 - 2020 учебный год....

Рабочая программа для 2 класса на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа содержит:1. Содержание курса.2. Планируемый результат.3. Тематическое планирование.4. Календарно-тематический план....

Рабочая программа для 3 класса на 2019-2020 учебный год

В рабочей программе содержится:1. Содержание курса.2. Планируемый результат.3. Тематическое планирование.4. Календарно-тематический план...

Рабочая программа для 4 класса на 2019-2020 год

Рабочая программа содержит:1. Содержание курса.2. Планируемый результат.3. Тематическое планирование.4. Календарно-тематический план....