Контрольная работа по теме: «Общие свойства металлов, галогены"
учебно-методический материал по химии (9 класс)

Прокофьева Алёна Дмитрьевна

Проверочная работа проводится с целью  определения уровня знаний учащихся по теме: «Общие свойства металлов, галогены»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Спецификация КИМ по химии

для проведения тематической контрольной работы  по теме:

«Общие свойства металлов, галогены»

9 класс

1.Назначение КИМ

Проверочная работа проводится с целью  определения уровня знаний учащихся по теме: «Общие свойства металлов, галогены», выявить затруднения в условии учебного материала и определить пути их преодоления.

Цель: определить уровень знаний учащихся по теме: «Общие свойства металлов, галогены» , выявить затруднения в усвоении

2. Документы, определяющие содержание КИМ

Содержание КИМ определяется на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства  образования и науки РФ №1897 от 29 декабря 2010г)  и основной образовательной программы ООО по МБОУ «».

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

-Ким ориентирован на проверку усвоения системы знаний, которая рассматривается в качестве инвариантного ядра содержания действующих программ по химии для основной школы. Требования к результатам обучения определяются в соответствии с ФГОС ООО.

- Учебный материал, на базе которого строятся задания, отбирается по признаку его значимости для общеобразовательной подготовки выпускников основной школы.

4.Характеристика структуры и содержание КИМ

Работа состоит из 3 частей. Каждый вариант проверочной работы состоит из 12 заданий:

7 заданий –  с выбором ответа (часть А);

2 задания – с кратким ответом (часть В).

2 задания – высокого уровня сложности с развернутым ответом (часть С)

Варианты соответствуют базовому уровню сложности.

В каждом задании части А предложены четыре варианта ответа, из которых

нужно выбрать 2 правильных.

Задания части B-  ответ к заданиям этой части записывается в виде последовательных цифр  таблицу. Каждому элементу первого столбца надо поставить в соответствие элемент второго столбца (причем в этом столбце могут быть и лишние элементы).

В задании части С – необходимо  осуществить превращения и решить задачу.

Распределение заданий КИМ по уровню сложности

Уровень сложности заданий

Число заданий

Максимальный первичный балл

Процент макс.первичного балла за задания данного вида деятельности от макс.перв.балла за всю работу, равного 23

Базовый (Б)

7

7

41,2

Высокий (В)

2

4

23,5

Повышенный (П)

2

6

35,3

Итого:

11

17

100

В результате изучения темы: « Общие свойства неметаллов, галогены» учащиеся должны

Знать

 положение неметаллов и галогенов в периодической таблице и строение их атомов, нахождение в природе, физические и химические свойства;

 свойства хлора, его получение и применение;

 свойства хлороводорода, соляной кислоты и хлоридов;

 лабораторный способ получения соляной кислоты, ее свойства,

 качественную реакцию на хлорид-ион.

Уметь

характеризовать галогены как химические элементы;

обосновывать свойства галогенов как типичных неметаллов;

составлять уравнения характерных для хлора реакций;

записывать уравнения химических реакций, характерных для соляной кислоты;

давать сравнительную характеристику галогенов;

выполнять химический эксперимент, соблюдая правила техники безопасности.

5. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

А) Каждое задание части А ( 7 заданий) оценивается  1балл. ИТОГО 7 баллов.

Б) Задание части  В: 1 задание  оценивается в 2 балла, 2 задание в 2 балла. ИТОГО 4 балла

В) Задание части С   1 задание оценивается по 3 балла, и 2 задание 3 балла. ИТОГО 6 баллов.

Общая сумма баллов – 17.

Критерии оценок:

0 - 8

9- 11

12-15

16-17

2

3

4

5

6. Продолжительность выполнения работы

На выполнение всей проверочной работы отводится 45 минут.

7. Дополнительные материалы и оборудование

• Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;

• таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде;

• электрохимический ряд напряжения металлов;

• непрограммируемый калькулятор.

Вариант 1

Часть А

1. Соляная кислота не взаимодействует с:

 1) AgNO3  2) CuO   3) KOH   4) HBr    5) SO2

2. C хлоридом меди (II) взаимодействует:

1) оксид серы(IV)  2)  гидроксид кальция  3) гидроксид железа(II)   4) серная кислота

5) сероводородная кислота

3. С соляной кислотой взаимодействует каждое из веществ указанных  в ряду:

          1) Cu, SO2, KOH

          2) Zn, CuO, Ca(OH)2

          3) S, SO2, AgNO3        

          4) AgNO3, CaO, Mg

4.   В уравнении, каких  реакций коэффициент перед формулой соляной кислоты будет равен 4 и 16:

1) MnO2+ HCl=MnCl2+ Cl2+ H2O

2) CrO3+ HCl= CrCl3+ Cl2+ H2O

3) KClO+HCl=KCl+ Cl2 + H2O

4) KMnO4+ HCl= KCl+ MnCl2+ Cl2 + H2O

5.  Формулы веществ, в каждом из которых связь  ковалентная неполярная и полярная:

А. O2, Cl2.

Б.  I2, SO3.

В. Cl2, Cu.

Г. H2, SO2.

Выберите 2 правильных ответа.

6.  Расположите химические элементы-

1) сера   2) хлор    3) фосфор

в порядке увеличения их электроотрицательности

Запишите номера выбранных элементов в соответствующем порядке

Ответ:         →        →

7. На рисунке изображена модель электронного строения атома некоторого химического элемента.

C:\Users\алена\Desktop\1.jpg

На основании анализа предложенной модели выполните следующие задания:

1) определите химический элемент, атом которого имеет такое электронное строение;

2) укажите номер периода и номер группы в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, в которых расположен этот элемент;

3) определите, к металлам или неметаллам относится простое вещество, которое образует этот химический элемент.

 

Ответы запишите в таблицу.

Символ химического

элемента

№ периода

№ группы

Металл/неметалл

Часть В

1. Галогены называют самым «разноцветным»  семейством, потому что хлор ________________ цвета, бром ____________ цвета, иод ___________цвета.

2. Как распознавать растворы хлорида калия и нитрата калия? Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионные уравнения.

Часть С

1. Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой

KBr(т) + H2SO4(k) → K2SO4 + Br2 + SO2 + 2H2O

Определите окислитель и восстановитель.

2. Вычислите массу 10%-ного  раствора  соляной кислоты, который  потребуется для полного растворения 21,4 г гидроксида железа (III).

Вариант 2

Часть А

1. Соляная кислота  взаимодействует с:

1) AgNO3  2)  O2    4) HBr    5) SO2   5) CuO

2. C хлоридом цинка взаимодействует:

1) оксид серы(IV)  2) гидроксид кальция  3) гидроксид железа(II)   4) серная кислота

5) силикат калия

3. С соляной кислотой взаимодействует каждое из веществ указанных  в ряду:

          1) Zn, Na2O, Ca(OH)2

          2) Cu, SO2, KOH

          3) S, SO2, AgNO3

          4) AgNO3, Ca, Mg(OH)2

4.  В уравнении какой реакции коэффициент перед формулой соляной кислоты будет равен 2 и 12:

1) MnO2+ HCl=MnCl2+ Cl2+ H2O

2) CrO3+HCl= CrCl3 + Cl2 + H2O

3) KClO+HCl=KCl+ Cl2 + H2O

4) KMnO4+ HCl= KCl+ MnCl2 + Cl2 + H2O

5.  Формулы веществ, в каждом из которых связь  ковалентная полярная и неполярная:

А. H2O, Cl2.

Б.  HI, SO3.

В. HCl, H2 .

Г. H2, O2.

Выберите 2 правильных ответа.

6.  Расположите химические элементы-

1) сера   2) хлор    3) фосфор

в порядке увеличения их атомного радиуса

Запишите номера выбранных элементов в соответствующем порядке

Ответ:         →        →

7. На рисунке изображена модель электронного строения атома некоторого химического элемента.

C:\Users\алена\Desktop\pic2357.jpg

На основании анализа предложенной модели выполните следующие задания:

1) определите химический элемент, атом которого имеет такое электронное строение;

2) укажите номер периода и номер группы в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, в которых расположен этот элемент;

3) определите, к металлам или неметаллам относится простое вещество, которое образует этот химический элемент.

 

Ответы запишите в таблицу.

Символ химического

элемента

№ периода

№ группы

Металл/неметалл

Часть В

1. Соляную кислоту  в лаборатории  получают из ______________, действуя на него ________________________________. Напишите уравнение реакции.

2. Как распознавать растворы иодида натрия и нитрата натрия? Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионные уравнения.

Часть С

1. Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой

NaI(т) + H2SO4(k) → Na2SO4 + I2 + H2S + H2O

Определите окислитель и восстановитель.

2. Вычислите массу осадка, который образуется при действии раствора  хлорида меди (II) на 80г 10 %-ного раствора гидроксида натрия.

Ответы:

Вариант

1

2

3

4

5

6

1

45

25

24

14

БГ

312

2

15

25

14

23

АВ

213

Часть В

1. Галогены называют самым «разноцветным»  семейством, потому что хлор желто-зеленого цвета, бром жёлто-бурого цвета, иод фиолетового цвета.

2. Как распознавать растворы хлорида калия и нитрата калия? Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионные уравнения.

 Добавить нитрат серебра, в пробирке с хлоридом калия выпадет белый осадок.
КCl + AgNO3 = AgCl↓ + КNO3
К+ +Cl- + Ag+ +NO3- = AgCl↓ + К+ +NO3-
Cl- + Ag+ = AgCl↓

Часть С

1. 2KBr(т) + 2H2SO4(k) → K2SO4 + Br2 + SO2 + 2H2O

2. Вычислите массу 10%-ного  раствора  соляной кислоты, который  потребуется для полного растворения 21,4 г гидроксида железа (III).

Ответ: 219 г.

Часть В

 1. Соляную кислоту  в лаборатории  получают из хлорида натрия (поваренной соли), действуя на него серной кислоты. Напишите уравнение реакции.

NaCl+H2SO4=NaHSO4+HCl

2. Как распознавать растворы иодида натрия и нитрата натрия? Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионные уравнения.

Добавить нитрат серебра, в пробирке с йодидом натрия выпадет желтый осадок.

NaI + AgNO3 = NaNO3 + AgI (желтый осадок йодида серебра);
Na (+) + I (-) + Ag (+) + NO3 (-) = Na (+) + NO3 (-) + AgI ↓;
I (-) + Ag (+) = AgI ↓.

Часть С

1. 8NaI(т) + 5H2SO4(k) → 4Na2SO4 + 4I2 + H2S + 4H2O

2. Вычислите массу осадка, который образуется при действии раствора  хлорида меди (II) на 80г 10 %-ного раствора гидроксида натрия.

Ответ: 9,8 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общие свойства металлов(урок-семинар в 9 классе по изучению нового материала)

Данный материал поможет учителю, особенно молодому, провести первый урок по теме "Общие свойства металлов", используя технологию работы в группах, самостоятельной работы учащихся по приоб...

Урок химии в 9 классе с использованием ЭОР "Общие свойства металлов"

Урок изучения нового материала по теме "Общие свойства металлов" с критериями самооценки выполненной работы....

Урок химии в 9 классе с использованием ЭОР "Общие свойства металлов"

урок изучения нового материала с использованием ЭОР с критериями самооценки выполнения работы...

Практическая работа №2 По теме: «Общие свойства металлов и их соединений».

Цель работы: изучение химических свойств металлов и их соединений.Задачи работы:Закрепить знания о химических свойствах металлов: взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.Эксперимента...

Контрольная работа по теме «Общие свойства металлов»

Контрольная работа по теме «Общие свойства металлов» в четырех вариантах для учащихся 9 классов....

Урок химии в 9 классе "Обобщение знаний по теме "Общие свойства металлов"

Урок химии в 9 классе посвящён обобщению и систематизации знаний учащихся о физических и химических свойствах металлов с помощью разноплановых заданий (традиционных, игровых, логических), основных спо...