Практическая работа №2 По теме: «Общие свойства металлов и их соединений».
методическая разработка по химии по теме

Скакунова Ирина Анатольевна

 

Цель работы: изучение химических свойств металлов и их соединений.

Задачи работы:

  1. Закрепить знания о химических свойствах металлов: взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.
  2. Экспериментальным путем убедиться в различной химической активности металлов, доказать, что более активные металлы восстанавливают менее химически активные из водных растворов их солей.
  3. Изучить общие свойства амфотерных гидроксидов.
  4. Изучить общие свойства нерастворимых оснований.
  5. Отработать навыки экспериментальной работы согласно правилам техники безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая  работа №2

По теме: «Общие свойства металлов и их соединений».

Цель работы: изучение химических свойств металлов и их соединений.

Задачи работы:

  1. Закрепить знания о химических свойствах металлов: взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.
  2. Экспериментальным путем убедиться в различной химической активности металлов, доказать, что более активные металлы восстанавливают менее химически активные из водных растворов их солей.
  3. Изучить общие свойства амфотерных гидроксидов.
  4. Изучить общие свойства нерастворимых оснований.
  5. Отработать навыки экспериментальной работы согласно правилам техники безопасности.

Краткие теоретические сведения.

Металлы в периодической системе находятся в I, II, III группах, в побочных подгруппах всех групп. Кроме того, металлами являются наиболее тяжелые элементы IV, V, VI и VII групп.

Особенностью строения атомов металлов является небольшое число электронов во внешнем электронном уровне, как правило, не превышающее трёх. Атомы металлов легко отдают электроны и являются хорошими восстановителями.

Металлы по их активности расположены в ряд, называемый электрохимическим рядом напряжений металлов.

                  Li Rb K Cs Ba Sr Ca Na Mg Be Al Mn Zn Cr Fe Cd Co Ni Sn Pb H Sb Bi Cu Hg Ag Au

Металлы, стоящие в электрохимическом ряду напряжений металлов до водорода, могут вытеснять его из растворов кислот, а всякий металл, стоящий ближе к началу ряда, может вытеснять (восстанавливать) последующие из растворов их солей.

1.Металлы, расположенные в начале ряда - от лития до магния –восстанавливают водород из воды с образованием щелочи:

2Na + 2HOH  2NaOH + H2↑.

2. Металлы менее активные (от марганца до железа), восстанавливая из воды водород, образуют оксиды:    

3Fe + 4H2O   Fe3O4 + 4H2↑.

3.Металлы реагируют с кислотами. Взаимодействие металлов зависит от их активности (см. электрохимическим рядом напряжений металлов) и от концентрации кислоты:

а) кислоты HCl, H3PO4, H2SO4(разб.) реагируют со всеми металлами (кроме Pb), которые стоят в ряду напряжений до водорода, при этом выделяется водород;

Zn + 2HCl  ZnCl2 + H2↑.

 б) концентрированная H2SO4 при нагревании реагирует со всеми металлами (кроме Pt и Au), при этом водород не выделяется; с тяжелыми (плотность > 5 г/ см3) металлами образует газ SO2 (оксид серы (IV)); с более активными легкими (плотность < 5 г/ см3) металлами выделяется H2S (сероводород):

 Cu +2H2SO4 (конц)  CuSO4 + 2H2O + SO2↑.

 в) концентрированная НNO3 c щелочными и щелочноземельными металлами образует газ N2O – оксид азота (IV), с другими тяжелыми металлами – оксид азота (IV) NO2:

 Ca + 10HNO3(конц.) → Ca(NO3)2 + N2O + 5 H2O

 Cu + 4HNO3(конц.) → Cu(NO3)2 + NO2 + 2 H2O

         г) разбавленная НNO3 взаимодействует c щелочными и щелоч-ноземельными металлами, а также с Zn, Fe, Sn, при этом выделяется газ NH3 (аммиак) или образуется соль аммония (NH3 + НNO3 =NH4NO3), при реакции с остальными металлами (плотность > 5 г/ см3) образуется оксид азота (II) NO:

Ca + 10HNO3(разб.) → 4Ca(NO3)2 + NH4NO3 + 3 H2O

Cu + 4HNO3(разб.) → 3Cu(NO3)2 + 2NO + 4H2O

д) кислоты H2CO3,H2SO3, CH3COOH – слабые, взаимодействуют с активными металлами:

 2CH3COOH + 2Na → 2CH3COONa + H2

4. Каждый последующий металл может быть восстановлен из раствора соли предыдущим металлом:    Fe + CuSO4  FeSO4 + Cu.

Переходные металлы расположены в Периодической системе  с 4 по 7 период. Переходные металлы, символы которых расположены в самой таблице, называют d-элементами, а те элементы, символы которых расположены в нижней части Периодической системы, называют лантаноидами и актиноидами или f-элементами.

Амфотерные оксиды - оксиды переходных металлов.

Свойства.

1. Амфотерные оксиды не растворяются в воде.

2. Амфотерные оксиды, реагируя с основными и с кислотными оксидами, дают соли:

Al2O3 + K2O  2KAlO2,

Al2O3 + 3SO3  Al2(SO4)3.

3. Амфотерные оксиды, реагируя с основными или кислотными гидроксидами, дают соли:

ZnO + 2KOH  K2ZnO2 + H2O,

ZnO + H2SO4  ZnSO4 + H2O

4. Соответствующие амфотерным оксидам гидроксиды обладают амфотерными свойствами:

Zn(OH)2  Zn2+ + 2OH- - как основание   

H2ZnO2  2H+ + ZnO22- - как кислота

Амфотерные гидроксиды - это такие гидроксиды, где растворенная в воде часть, диссоциирует на катионы водорода, металла и анионы гидроксида и кислотного остатка.

Zn(OH)2 ⇆ Zn2+ + 2OH-,        H2ZnO2 ⇆ 2H+ + ZnO22-

Получение:

1.Взаимодействием переходных металлов (после удаления оксидной пленки) с водой:

2Al + 6H2O = 2Al(OH)3+ 3H2

2.Взаимодействие солей со щелочами:

ZnCl2 + 2KOH  Zn(OH)2 + 2KCl

3. Взаимодействием солей с кислотами:

Na[Al(OH)4] + HCl  Al(OH)3+ NaCl + H2O

Свойства:

1. Диссоциирует на ионы растворенная в воде часть амфотерного гидроксида: Zn(OH)2 ⇆  Zn(OH)+ + OH- ⇆ Zn2+ + 2OH-

 H2ZnO2 ⇆ HZnO2- + H+  ⇆ZnO22- + 2H+

2. Взаимодействие с кислотными оксидами, кислотами и кислыми солями:

2Cr(OH)3 + 3SO3  Cr2(SO4)3 + 3H2O

Al(OH)3 + 3HBr  AlBr3 + 3H2O

Zn(OH)2+ 2NaHSO4  ZnSO4 + Na2SO4 + 2H2O

3. Взаимодействуют с основными оксидами, основаниями и основными солями:

 Zn(OH)2 + Li2O  Li2ZnO2 + H2O

Zn(OH)2 + Ba(OH)2  BaZnO2 + 2H2O

4. Подвергаются разложению при нагревании:

2Al(OH)3  Al2O3 + 3H2O

Приборы и реактивы: 

- штатив с пробирками, пипетка, держатель для пробирок, спиртовки, спички, стеклянная палочка.

- растворы: серной кислоты, гидроксида натрия; растворы солей: сульфат меди (II),хлорид цинка, сульфат алюминия, сульфат натрия; кусочки: цинка, меди.

Порядок выполнения работы.

Опыт № 1. Взаимодействие металлов с растворами кислот.

Ход работы: В три пробирки положить: в первую кусочек магния, во вторую – гранулу цинка, в третью – медь (кусочек проволоки). Прилить во все пробирки 1 мл раствора серной кислоты.

 Записать наблюдения в таблицу «Оформление отчета». Сравнить скорость происходящих реакций. Почему в одной из пробирок реакция не идёт? Дать объяснение. Записать уравнения реакций в молекулярном и ионном видах.

Опыт № 2. Взаимодействие металлов с солями.

Ход работы: В одну пробирку положить одну гранулу цинка и прилить раствор медного купороса, во вторую – кусочек медной проволоки и прилить раствор сульфата натрия.

 Записать наблюдения в таблицу  «Оформление отчета». Составить схему электронного баланса в окислительно–восстановительных реакциях.

Опыт № 3. Получение гидроксида цинка и испытание его амфотерных свойств.

Ход работы: В две пробирки налить по 5-6 капель раствора соли цинка и очень аккуратно  по каплям добавить в них раствор щелочи до появления осадка.

        Затем в одну пробирку добавить 2-3 капли раствора серной кислоты.

        В   другую   пробирку   добавить   избыточное   количество   щелочи   (до растворения осадка).

Записать наблюдения в таблицу «Оформление отчета». Составить уравнения реакций в  молекулярном и ионном виде.

Опыт № 4. Получение гидроксида меди и изучение его свойств

Ход работы: Из имеющихся реактивов получить гидроксид меди (II). Указать цвет осадка.  Нагреть полученное вещество.

Записать наблюдения в таблицу  «Оформление отчета». Что произойдет с осадком при нагревании? 

Составьте уравнения реакций в молекулярно и ионном виде.

Оформление отчета

Название работы.

Условия проведения.

Наблюдения.

Уравнения реакции.

Вывод.

Выводы по работе (ответить на вопросы).

 Какими химическими свойствами обладают металлы. Указать, металлы, которые могут вытеснять водород из растворов кислот и металлы которые могут вытеснять другие металлы из растворов их солей.

Список литературы:

Ерохин Ю.М. Химия: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / Ю.М. Ерохин.- М.: Академия,2011. с. 170-360. - ISBN 978-5-7695 -8350-6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общие свойства металлов(урок-семинар в 9 классе по изучению нового материала)

Данный материал поможет учителю, особенно молодому, провести первый урок по теме "Общие свойства металлов", используя технологию работы в группах, самостоятельной работы учащихся по приоб...

Свойства металлов и их соединений.

Курс составлен в соответствии с Образовательным стандартом и типовыми программами курса химии.  В  первую очередь, предназначен для организации самостоятельной работы учащихся, так же ...

Контрольная работа по теме «Общие свойства металлов»

Контрольная работа по теме «Общие свойства металлов» в четырех вариантах для учащихся 9 классов....

Урок химии в 9 классе "Обобщение знаний по теме "Общие свойства металлов"

Урок химии в 9 классе посвящён обобщению и систематизации знаний учащихся о физических и химических свойствах металлов с помощью разноплановых заданий (традиционных, игровых, логических), основных спо...

Методическая разработка внеурочного мероприятия Конкурса-игры по химии в виде практической работы «Свойства металлов и их соединений».

В рамках недели естественных наук в ГБОУ «С-Пб ФМЛ №30» во внеурочное время проводятся командные соревнования учащихся по станциям «Физика», «Химия», «Би...

Контрольная работа по теме: «Общие свойства металлов, галогены"

Проверочная работа проводится с целью  определения уровня знаний учащихся по теме: «Общие свойства металлов, галогены»...