Реакции обнаружения ионов железа
план-конспект урока по химии (9 класс)

Афтаева Елена Константиновна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Качественное определение ионов железа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aftaeva_ek_tehnologicheskaya_karta_uroka.docx832.12 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель - Афтаева Елена Константиновна.

Учебный предмет: химия.

Класс: 9 (общеобразовательный).

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Тема урока

Качественное определение ионов Fe2+ и Fe3+

Цель урока

Изучить качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+

Задачи урока

Обучающие:

обеспечить усвоение знаний о важнейших соединениях железа +2 и +3, качественных реакций на ионы железа (II) и (III), биологической роли ионов железа;

сформировать умения составлять уравнения реакций обнаружения ионов Fe2+ и Fe3+ в молекулярном и ионном видах.

Развивающие:

развивать мыслительные способности - умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, объяснять ход эксперимента;

развивать самостоятельность при работе с разными источниками информации и химическими реактивами;

развивать исследовательские навыки, коммуникативные умения и способность к рефлексии.

Воспитывающие:

воспитывать положительную мотивацию к предмету, правильную самооценку, чувство самостоятельности и ответственности;

формировать умение управлять своей учебной деятельностью, развивать естественно-научного мировоззрение, подготовить к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории;

воспитывать ценность здорового и безопасного образа жизни;

совершенствовать навыки работы в коллективе.

Основные термины и понятия

Красная кровяная соль, жёлтая кровяная соль, «берлинская лазурь», «турнбулева синь», роданиды.

Образовательные ресурсы

Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 9 класс.- М: «Просвещение», 2013;

компьютер, проектор, доска, авторская презентация;

пластины для капельных реакций, ватные палочки; реактивы - сульфат железа (II) FeSО4, хлорид железа (III) FeCl3, гидроксид  натрия NaOH, гексацианоферрат (II)  калия K4[Fe(CN)6] (жёлтая кровяная соль), гексацианоферрат (III) калия K3[Fe(CN)6] (красная кровяная соль),  роданид калия KSCN.

Межпредметные связи

Биология. Основы безопасности жизнедеятельности. История.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах (ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения при проведении химического эксперимента.

Обучающийся сможет

Регулятивные УУД

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • составлять алгоритм действий в соответствии с учебной и познавательной задачей;
  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям;
  • наблюдать, анализировать и  оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Познавательные УУД

- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

- создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- находить в тексте требуемую информацию.

Коммуникативные УУД

- организовывать учебное взаимодействие в группе;

- представлять в устной и письменной форме  результаты собственной деятельности.

В результате обучающийся научится:

- составлять формулы неорганических соединений железа (II) и (III);

- раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты»

- составлять уравнения реакций обнаружения ионов железа (II) и (III);

- проводить реакции, подтверждающие качественный состав соединений железа (II) и (III);

- соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;

- пользоваться лабораторным оборудованием и посудой.

Обучающийся получит возможность научиться:

- объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;

- осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;

- создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств.

Организационная структура урока, в основе которого заложен системно-деятельностный подход (СДП)

Формирование конкретного образовательного результата

Образовательные ресурсы

(ЭОР, ИКТ, медиа)

Основные виды деятельности учителя.

Методы и приёмы обучения

ФОУД[1]

(формы организации учебной деятельности)

Виды деятельности учащихся

Этап 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности — (1минута)

Создание внутренней потребности

включения в учебный процесс

коллаж

или видеоряд

железо-2.jpg

Предлагает посмотреть видеоряд и определить элемент содержания темы урока.

Методы: иллюстрация, создание ситуации занимательности.

Приём – «Да-нетка» (по необходимости).

фронтальная

Смотрят видеоряд и определяют скрытый в нем элемент содержания темы урока

Задают уточняющие вопросы.

Этап 2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии — (1 минуты)

Формирование понимания химической терминологии

коллаж

или видеоряд

C:\Documents and Settings\учитель\Рабочий стол\Открытый урок по\Железо-коллаж.jpg

Предлагает работу с понятием «железо» на основе видеоряда.

Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки.

Методы – иллюстрация, беседа

фронтальная

Формулировка впечатлений от увиденного.

У. объясняют, какие рисунки помогли определить элемент темы, а какие вызвали затруднения.

Этап 3. Выявление места и причины затруднения. Постановка учебной задачи— (3 минута)

Создание проблемной ситуации и способов  выхода из проблемной ситуации.

Формирование способностей: ставить цель деятельности на основе проблемы и существующих возможностей.

Открытая задача

Создает проблемную ситуацию.

Проводит мозговой штурм.

Записывает на доске

тему занятия:

«Качественное определение ионов  железа Fe+2 и Fe+3»

Методы и приёмы: открытая задача, мозговой штурм.

фронтальная

Предлагают варианты решения проблемы, записывают идеи на доске. Анализируют идеи, выбирают самую эффективную.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Этап 4. Построение проекта выхода из затруднений («открытие детьми нового знания») – (5 минут)

Формирование способностей: составлять план решения проблемы; описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим;

наблюдать и анализировать свою деятельность и деятельность других в процессе взаимопроверки;

находить в тексте нужную информацию; организовывать учебное взаимодействие в группе.

Учебник «Химия – 9», Г.Е. Рудзитис,

Ф.Г. Фельдман

М: «Просвещение» 2013

Аликберова Л. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999

Организует работу групп по выполнению задания 

Каждая группа получает задание: изучить реакции обнаружения

1)  ионов  железа Fe+2

2)  ионов  железа Fe+3

3)  ионов  железа Fe+2 и Fe+3

Консультирует обучающихся 

Методы и приёмы: работа с книгой

групповая

 Культура работы в группе.

Работа с информацией, с моделями (уравнениями химических реакций)

Работают с книгой, составляют уравнения химических реакций.

Выполняют задание в рабочей тетради.

Этап 5. Реализация построенного проекта – (15 минут).

Афиширование результатов групповой работы

Формирование способностей:

представлять в устной и письменной форме результаты деятельности;

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия результата.

Образовательный продукт обучающихся

Организует работу по анализу выполнения задания. Корректирует знания.

Предлагает сравнить свой ответ с озвученным правильным ответом;

- предлагает учащимся, допустившим ошибки, установить их причины.

Методы и приёмы: индивидуальный опрос

индивидуальная

.

Афишируют результаты, сравнивают.

Активность, самостоятельность,

глубина рассуждений.

Организация работы группы в формате «исследовательского задания»

Формирование умений: безопасного обращения с веществами.

освоения универсальных естест-венно-научных способов деятельности (наблюдение, учебное исследование, выявление причин-но-следственных связей).

Реактивы и химическое оборудование

для лабораторных опытов

Инструкция №3. Работа с щелочами.

Схема выполнения

Схема выполнения лабораторного опыта.jpg

1. Проводит инструктаж по технике безопасности.

Методы и приёмы: лабораторные опыты

2. Определяет наличие ионов Fe+3

в препарате «Фенюльс»

Методы и приёмы: демонстрация

групповая

фронтальная

Выполняют лабораторную работу «Качественное определение ионов  железа Fe+2 и Fe+3».

Обсуждение наблюдений. Формулирование выводов.

Активность, самостоятельность, любознательность, наблюдательность, культура работы в группе, исследовательские способности.

Этап 6. Включение в систему знаний и повторение – (2 минуты)

Самоопределение – самооценка

Творческое задание:

1.Составьте  себе «меню», для повышения содержания железа в организме.

2. Предложите способы (варианты) использования эффекта качественных реакций на ионы железа в … жизни.

Предлагает обучающимся определить объем своего домашнего задания, включающего обязательную и творческую части (по желанию)

фронтальная

Записывают домашнее задание

Этап 7. Рефлексия учебной деятельности – (3 минуты).

Самоопределение – самооценка

Смыслообразование  -определение границы собственного знания и «незнания»

железо-2.jpg

коллаж

 Предлагает нарисовать смайлик-настроение красками, имеющимися на столе и закончить предложение

Я удивился …

Теперь я умею …

Я хотел бы узнать…

фронтальная

Рисуют полученными реактивами, демонстрируют, говорят


[1]        Ф - фронтальная, И - индивидуальная, П - парная, Г - групповая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Качественные реакции на ионы (таблицы)

Документ содержит две таблицы "Качественные реакции на катионы" и "Качественные реакции на анионы" и может использоваться как справочный материал в лабораторном практикуме по решению качественных зада...

Качественные реакции на ионы 9 класс

Качественные реакции на ионы 9 класс...

Практическая работа № 3. По теме: «Качественные реакции на ионы»

Цель работы: проведение качественных реакций на ионы; Задачи работы:Научиться распознавать наличие определенных ионов в растворе;На основе теории электролитической диссоциации научиться сос...

Качественные реакции на ионы железа

В данном материале представлены конспект урока и презентация по теме: "Качественные реакции на ионы железа"...

Технологическая карта урока химии "Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+"

Тип урока: Урок открытия новых знаний.Цели урока:Образователная: Создать условия для формирования понятий о генетическом ряде железа(II) и железа (III), качественных реакциях на ионы  Fe2+и...

Практическое исследование "Качественные реакции на ионы железа Fe 2+ b Fe 3+"

Игровые задания для учащихся 8-9 классов "Качественные реакции на ионы железа"....

Исследование водопроводной воды на содержание ионов железа (III)

В данном школьном исследовании был произведен анализ водопроводной воды в школе №777 на содержание ионов железа (3). Исследование проводилось с использованием РИБ (реактивной индикаторной бумаги) на о...