Открытый урок: "Интеллектуальная игра по химии и биологии"
методическая разработка по химии

Методическая разработка к открытому уроку "Интеллектуальная игра по химии и биологии". Материал используется во время проведения предметных недель в виде соревнований между командами групп 1-го и 2-го курсов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intelektualnaya_igra_po_himii-biologii.docx50.07 КБ

Предварительный просмотр:

  ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ  «ЛИСКИНСКИЙ АГРАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Утверждаю:

Зам. Директора по УМР

Ряснянская Н.А.

2017г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА

Тема:

«Интеллектуальная игра по химии и биологии»

Выполнил:

Преподаватель химии и биологии

Перелыгина Т.И.

Лиски

2017г.

Содержание:

Введение……………………………………………………………………….3

Ход мероприятия………………………………………………………………3

Подведение итогов…………………………………………………………… 10

Список используемой литературы……………………………………………11

Введение.

     Урок разработан для студентов первого и второго курсов для проведения предметной недели химии и экологии.

    В ходе урока обучающиеся систематизируют полученные теоретические знания и формируют умение использовать справочный материал, развивают познавательные способности и активность: творческую инициативу, самостоятельность, ответственность и организованность.

Интеллектуальная игра по химии и биологии.

Цель мероприятия:                  

  1. реализация межпредметных связей биологии, экологии, химии; развитие сообразительности;
  2. способствовать развитию умения работать в коллективе. 
    Задачи: 

научить обучающихся ответственности; воспитать любовь к природе; развить логическое мышление, внимание и речь.

Предварительная подготовка к мероприятию, оформление зала вывеской, шарами.

Ход мероприятия.

1-й ведущий:
В великий день заботы о природе,
На миг один задумайтесь о том,
Что этот мир открытый и свободный,
Для всех существ земных единый общий дом!
2-й ведущий:
Но коль нам разум был дарован свыше,
Нам суждено планету сохранить,
И для нее быть ни бичом, а крышей,
Дарить, творить, лечить, сажать, любить…
1-й ведущий: Как все вы знаете, что 20 17 год был объявлен годом экологии. На протяжении всего года проводилось много мероприятий по охране окружающей среды, наше учебное заведение тоже не оставалось в стороне. Мы   все  понимаем, как важна для человека окружающая среда, которая  на сегодняшний день требует от каждого из нас бережного отношения. Мы должны беречь леса, реки, ручьи от загрязнений и мусора. Мы должны беречь леса от пожаров. И поэтому все мы должны помнить и соблюдать простые правила: не сжигать мусор и траву в лесу, не оставлять горящие костры, убирать за собой после пикника весь мусор, правильно перерабатывать бытовые и производственные отходы, а для этого мы должны ещё учиться.  Ведь, это очень важно для экологии!
    И вот мы плавно подошли к нашему сегодняшнему мероприятию, которое решили провести в виде игры, ведь, как нам уже известно, что играя мы тоже учимся.

Девизом нашей игры мы выбрали слова:                                                                                                           «И в час досуга можно расти, если разумно его провести».

      Сегодня играют две команды – команда 1-го курса  «ХИМИКИ» и  команда                                            2-го курса «ЭКОЛОГИ».

      В каждой команде по шесть человек – по два человека от каждой группы. Их поддерживают болельщики.

       Как и каждую игру мы начнём с разминки. Я зачитываю вопрос, команды совещаются и без выкриков дают свой вариант ответа. Жюри за правильный ответ присуждает команде 1 балл.

      Если у команды нет ответа, то болельщики могут предложить свой вариант ответа – за правильный ответ 0,5 балла.        /Поднять руку/

Конкурс – 1    Внимание разминка!

  1. Как снять скорлупу с яйца, не разбивая ее? (Растворить в кислоте)
  2. Родоначальник садовых сортов роз (Шиповник) 
  3. Какой элемент в одних случаях тверд как сталь, а в других – мягкий? (Углерод, все зависит от кристаллической решетки; алмаз – твердый, графит – мягкий)
  4. Что такое “царская водка”? (Смесь концентрированных азотной и соляной кислот)
  5. Какая вода мутится от дыхания? (Известковая)
  6. Какая птица открывает весну? (Грач).
  7. Мера времени из трёх букв? (Час, год, век)
  8. Что, сгорая, выделяет энергию в виде тепла? (Топливо любое)
  9. Какой металл, при комнатной температуре жидкий? (Ртуть)

 Загадка об элементе: 

1.  Он нужен всем, когда лишь связан, но вяжется с большим трудом.

     Весь мир живых существ обязан ему, конечно же, белком.

     Распространён во всех трех царствах. Активным станет лишь в огне.

     Есть  в красках он и есть в лекарствах, он нужен в мире и в войне.        (N)

2.   Едва ль найдете вы свободным тот элемент, который здесь мы обсуждаем,

      однако, помните, он весь скрывается от наших взоров в стекле, песке и хрустале.

      И по распространенью занял второе место на Земле.                               (Si)

3.   Его назвали “светоносный, и ядовит он и горюч.

      Есть аллотроп его известный безвредный, красный как сургуч.

      Необходим он всем растеньям, в природных минералах есть.

      Относят соли к удобрениям, которых нам не перечесть.                         (Р)

4. Как можно раздробить на отдельные молекулы кусочек льда?                                        (Превратить его в водяной пар)

5. Это газ и он бесцветный, самый легкий, незаметный.                               2)

6. Какую кислоту можно пить и мы её пьём?                                                 2СО3)
…………………………………………………………………………………………………..

Конкурс-2:  Сделать литературный перевод”.  Химия – это наука, которая имеет свой язык, т.е. определенный набор терминов,  которые несведущему человеку понять очень сложно.  Задание  –  сделать    литературный  перевод химическим  терминам  в  стихах (прочитать с выражением)

Команде 1-го курса:        Приветствие от учителей.

От нас, от имени постигших О2 и Н2О секрет,                                      /кислорода и воды/
Мы шлем, друзья, вам самый высший экзотермический привет!     /разгорячённый/
Мы вам желаем в этой встрече активными как Cs быть                      /цезий/
Своими умными речами Совет Мудрейших покорить
Напомним вам из уваженья,
Что тот не будет побежден, кто и в теории силён!

Команде 2-го курса:        Признание химика в любви.

Клянусь   F2 я и Cl2, что ты дороже мне всего.                                 /железом я и хлором/
Полна, полна любви раствора пробирка сердца моего.
А помнишь, плыли мы на лодке, здесь Н2О, там небосклон,     /вода/
В тот вечер будто в “царской водке” я был тобою растворён.
В минуты сильного волненья я окисляюсь от тоски                      /умираю/
Душа не выдержит давленья и разлетится на куски!
Из человеческого рода одно светило – только ты.
Любовь дороже О2, сильнее Н2SO4!                                                /кислорода, серной кислоты/

Щипачев С.П. “Читая Менделеева”.

Другого ничего в природе нет
ни здесь, ни там, в космических глубинах:
всё – от песчинок малых до планет –
из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой
строй Менделеевской системы строгой.
Вокруг тебя творится мир живой,
входи в него, вдыхай, руками трогай.
Есть просто газ – легчайший Н2,
есть просто О2, а вместе это –
Июньский дождь от всех своих щедрот,
сентябрьские туманы на рассветах.
Кипит Fe, Ag, Sb
и темно-бурые растворы Br2
И кажется вселенная сама
одной лабораторией огромной.
Тут мало оптикой поможешь глазу,
тут мысль пытливая всего верней.
Пылинку и увидишь-то не сразу –
глубины мирозданья скрыты в ней.
Будь то Н2О, что поле оросила,
будь то Fe, Cu или гранит –
всё страшную космическую силу,
закованную в атомы, хранит.
Мы не отступим, мы пробьем дорогу
туда, где замкнут мирозданья круг,–
и что приписывалось раньше богу,
все будет делом наших грешных рук!

/Студенты читают свои версии  стихов/

Конкурс  болельщиков:   “Составь слово”. Составить как можно больше слов из слова      Сульфадиметоксин”.   /слово на экране/
……………………………………………………………………………………………………

Конкурс – 3:  Правила: Командам выдаётся блок вопросов, в который они вписывают свои ответы и передают их жюри, затем ведущий зачитывает вопросы с ответами, а жюри сверяет с ответами и подводит итог.

Вопросы:

1. Сколько годичных колец в основании ствола 23 летней берёзы? (23)
2. Почему свежий надрез яблока становится бурым? (Происходит окисление железа.)  

3. Какие ягоды улучшают зрение? (Черника).

4. Оболочка земли, населённая живыми существами (Биосфера).

5. Он является якорем растения? (корень)
6. Какая дикая американская кошка является товарным знаком спортивной обуви и одежды? (Пума).

7. Воздушная оболочка Земли (Атмосфера).

8. Растение, служащее сырьём для изготовления тканей (Лён, хлопок).

9. Этот корень развивается из корешка зародыша при прорастании  семени. (главный)
10. Жизнь одних организмов за счёт других (Паразитизм).

11. Какому растению в древности приписывалась колдовская сила во времена цветения, хотя у этого растения не бывает цветов? (Папоротник).
12. Могут ли семена растений распространятся  с грузами различным транспортом? (Да)
……………………………………………………………………………………………………
Конкурс – 4:  Ведущий зачитывает вопрос  - команды дают ответ   «ДА»  или  «НЕТ», поднятим соответствующих табличек.

Вопросы:

1. Раздражимость – ответная реакция организма на внешнее воздействие.   (Да)
2. Класс Жгутиковые - наиболее древняя группа организмов.    (Да)
3. Кишечнополостные дышат всей поверхностью тела.     Да)
4. Основные законы генетики были сформулированы Чарльзом Дарвиным?   (Нет)
5. Нога для моллюска – это орган движения.         (Да)
6. Для металлов характерен вид связи ковалентный полярный   (Нет)
7. Кит это большая рыба      (Нет)
8. Ртуть – это неметалл.      (Нет)
9. Клетка – элементарная единица живого организма….    (Да)
10. Ионы серебра обладают бактерицидными свойствами.    (Да)
…………………………………………………………………………………………………..

Конкурс – 5:  «Допиши»      По первым буквам необходимо дописать термин из анатомии, медицины, биологии, химии.  (слайд)

З –  здоровье-…
А – антитело - …
К – кишечник - …
А – альвеола -  …
Л – лимфа - …
И – инфаркт -…
В – веко - …
А - авитаминоз
Н – нейрон …
И – иммунитет - …
Е – евстахиева труба - …

Пока команды работают, добровольные помощники подводят итог конкурса «Составь слова»,

а болельщикам предлагается новое слово :   « млекопитающие».

Жюри объявляет итоги конкурса «Допиши».

……………………………………………………………………………………………………

Конкурс – 6: В этом конкурсе три блока по  два вопроса – на каждый блок вопросов отвечают по два участника команд.

Блок вопросов № 1.

1. Биология: Этот секрет вырабатывается не у всех живых организмов. Он предохраняет организм от перегревания. Его состав: 98% воды, 0,5% мочевины, 1.5% соли. Назовите этот секрет. (Пот)

2. Химия: У какого элемента нет постоянной прописки в периодической системе элементов? (Водород)
……………………………………………………………………………………………………

Блок вопросов № 2.


1. Биология: Это вещество регулирует солевой обмен в организме, в частности обмен кальция и фтора, стимулирует процесс образования костей. Недостаток этого вещества вызывает заболевание при котором искривляются кости ног, изменяется форма грудной клетки. Назовите это вещество и заболевание, которое развивается при его недостатке.
(Витамин Д; рахит)

  1. Химия: Какой химический элемент вращается вокруг Солнца? (Уран) 
    ……………………………………………………………………………………………
  2. Блок вопросов № 3.

    1. Химия: Назовите металл, который входит в состав поваренной соли. (Натрий)

    2. Биология: Семья пчел называется роем, она состоит из одной плодной самки-матки, нескольких тысяч рабочих пчёл. Осенью трутни изгоняются из улья и погибают. Почему пчёлы так жестоки к своим сородичам?   (Внутривидовая борьба за существование)
    ……………………………………………………………………………………………
     А теперь настал момент блиц – турнира.    Вы должны дать как можно больше правильных ответов. За правильный вопрос – 1 балл.  Если нет ответа, участник говорит дальше, ведущий читает правильный ответ и задаёт следующий вопрос. Команда для этого конкурса выставляет двух лучших игроков.

Вопросы Брейн-ринга для команды   «ХИМИКИ»

1.  Вещества, ускорители химических реакций.   (Катализаторы)

2.  Процесс пожирания чужеродных белков в организме.   (Лейкоцитоз)

3.  Какой газ имеет запах тухлых яиц?   (Сероводород)

4.  Какие биологические вещества человек получает с пищей?   (Витамины)

5.  О ком сказал А.С.Пушкин: «Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».        (М.В.Ломоносов)

6.  Органы дыхания рыб.         (Жабры)

7.  Наиболее древний метод биологических познаний.     (Наблюдение)

8.  Как называется процесс перехода вещества из жидкого состояния в твердое.   (Кристаллизация)

9.  Как называется положительно заряженная частица, входящая в состав ядра атома.    (Протон)

10. Как называется индивидуальное развитие организмов?        (Онтогенез)

11.  В состав названия какого металла входит хвойное дерево?     (Никель)

12.  Можно ли «в ночь под Ивана Купалу» отыскать цветок папоротника на счастье?    (Нет, папоротник цветков не имеет)

13.  Обменная реакция между кислотой и основанием.       (Нейтрализация)

14. Ответная реакция на воздействие окружающей среды.       (Рефлекс)

15. Сколько ног у стрекозы?              (3 пары или 6)

16.  Химические реакции между веществом и водой.         (Гидролиз)

17.  Жизненная форма тополя.       (Дерево)

18.  Органы передвижения насекомых.      (Крылья)

19.  Как питаются растения в природе?        (С помощью фотосинтеза)

20.  Какая кислота содержится в желудочном соке.      (Соляная кислота)

21.  Наука, изучающая жизнь рыб.        (Ихтиология)

22.  Какой элемент всегда рад?        (Радон)
……………………………………………………………………………………………………

Вопросы Брейн-ринга для команды   «ЭКОЛОГИ»

1.  Каким препаратом можно вывести человека из бессознательного состояния.     (Нашатырный спирт, водный раствор аммиака)

2.  Что означает понятие метаморфоз?      (Превращение)

3.  Как называется наука о наследственности и изменчивости организмов?     (Генетика)

4.  Какая вода мутнеет в присутствии углекислого газа?       (Известковая)

5.  Какой химический неметалл называется густой лес?           (Бор)

6.  Какую кислоту используют в аккумуляторах?         (Серную)

7.  Ловчая сеть паука.       (Паутина)


8.  Самый сильный окислитель.         (Фтор)

9.  Валентность кислорода.        (Два)

10.  Основная единица жизни, реальный носитель свойств жизни.     (Организм)

11.  Какая звезда находится ближе всего к Земле?       (Солнце)

12.  Массовое заболевание инфекционными болезнями.     (Эпидемия)


13.  Отросток слепой кишки.                      (Аппендикс)

14.  Самый легкий газ.         (Водород)

15.  Как называются рыбы, живущие в морях и океанах, откладывающие икру в реках?                    (Проходные)

16.  Сколько атомов в молекуле озона?       (Три)

17.  Как называются красные клетки крови?       (Эритроциты)

18.  Как в биологии называется наука, изучающая взаимоотношения между собой и окружающей средой?                          (Экология)

 19. Как называется личинка лягушки?       (Головастик)

20.  Назовите 2 химических элемента, в которые входят любимые напитки морских пиратов.   (Хром, бром)

21.  Вещество, из которого состоят соты пчел.      (Воск)

22.  Ротовой орган у птиц.        (Клюв)

………………………………………………………………………………………………..

Волонтёры  собирают итоги конкурса  «Составь слова» на слово «млекопитающие» и передают результаты жюри.

Жюри  подводят итоги.

Заключение:

       Ведущий: Вот и закончилась наша игра, но продолжается наша жизнь на планете Земля, которая является космическим телом, а мы все космонавты, совершающие длительный полёт вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бескрайней Вселенной. Система жизнеобеспечения на нашем корабле устроена очень остроумно.

       Трудно себе представить космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство и сознательно разрушающих его. 

       Если на маленьком корабле космонавты начнут перерезать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке то, что мы о них подумаем? 

       А человек, живя на своем корабле, постепенно и последовательно делает это, разрушает его. Человек вырубает леса, загрязняет океан и отравляет реки. 

      Представьте себе, если бы  ПРИРОДА могла обратиться к человеку, что бы она ему сказала:

                                      Монолог ПРИРОДЫ

      Я – Природа.  Я – великий мастер - Вечный мастер жизни.

      Я могу, Человек, тебя за соучастье одарить – В моей это власти!

     – Гриб в лесу, ромашку на лугу, Небо в час восхода и захода,

       Иву над рекой…    И, наконец!

       Солнцем прокаленный рыжеватый Хлебный колос! Как всему венец!

       Только ты мой дар -  мое ученье  не прими за дань – я не раба.

       Не забудь! Ты сам – мое творенье!  И у нас с тобой одна судьба! 

       О, человек! Природа-мать ни рек и ни морей от глаз твоих не прячет

        Ни росных трав, ни голубых небес…

        Цени  доверие  Природы!  Не обмани его!

       И в темный лес входи, как в храм под мраморные своды.

Ведущий: Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности!

Другого нам не дано…

Земля – величайшее чудо, и она у нас только одна. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня.

Мир спасет надежда, если она останется жить в каждом человеческом сердце.

      Спасибо всем участникам, болельщикам и нашему жюри!

Звучит песня “Прекрасное далеко” (из к/ф “Гостья из будущего”)

Список использованной литературы.


  1. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия.– М.: АСТ-Пресс,2012

  2. Енякова Т.М. Внеклассная работа по химии.– М.: Дрофа, 2012.

  3. Софронова С.В. Химическая игра “Шерлок – Химик”.– “Химия в школе”, 6 – 2011.

  4. Тарасов Л.В. Физика в природе. Книга для учащихся.– М.: Просвещение, 2003.

  5. Харлампович Г.Д., Семенов А.С., Попов В.А. Многоликая химия. Книга для учащихся.– М.: Просвещение,2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

деловая игра по химии и биологии

деловая игра по химии и биологии "Как сберечь здоровье в собственном доме"...

Познавательная игра по химии и биологии

Познавательная игра для учащихся 9-ых классов «Биологическая роль некоторых химических элементов в жизнедеятельности человеческого организма» Цель: Повторение и обобщение знаний учащихся по ...

Интеллектуальная игра по химии и биологии.

Командная игра.Формирование коман(выбор капитана, названия, девиза).Вопросы по  химии.Ведущий задает каждой команде по 10 вопросов в быстром темпе.Конкурс капитанов.Дополнительные вопросы.В...

Интеллектуальная игра по химии и биологии для учащихся 10-11 классов.

Игра состоит из трех туров, в каждом по 8 вопросов, третий тур включает вопросы по культуре и истории. В проложении представлен наглядный материал....

Интеллектуальная игра по химии и биологии "Просто герой"

Интегрированная, интеллектуальная игра по химии и биологии будет интересна как внеклассное мероприятие в рамках декады учителей естественно-математического цикла. Адаптированная разработка на основе и...

Интегрированный урок-игра по биологии и химии в 6 классе на тему: «Химия и биология каждый день. А знаете ли вы?»

Данный урок позволяет объяснить значимость школьных предметов «химия» и «биология»; показать необходимость изучения химии и биологии для объяснения явлений, наблюдаемых в нашей...

Театрализованное открытие семинара для учителей физики, химии и биологии.

Небольшая сценка о инопланетянах, которые прибыли на планету Земля и исследуют ее с помощью датчиков "Точка Роста"...