опыт использования приемов укрупненных дидактических единиц
учебно-методический материал по химии (8, 9, 10, 11 класс)

Гольденберг Лариса Арнольдовна

Укрупненные дидактические единицы (УДЕ) в этой работе характеризуется как «клеточка учебного процесса, состоящая из логически различных элементов, обладающих в то же время информационной общностью».

        УДЕ обладают качествами системности и целостности, устойчивостью к сохранению во времени и быстрым проявлением в памяти.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМОВ УДЕ

 (УКРУПНЕННЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ)

НА УРОКЕ ХИМИИ

Гольденберг Л.А.

учитель химии ГБОУ СОШ № 143

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

        «Корень многих школьных бед заключается, как мы полагаем, не в перегрузке, а в недогрузке учебной информацией, причина которой в неудачном структурном решении программ и учебников, отсутствии системности знания» - так считают авторы книги «Укрупнение дидактических единиц в обучении математики» П.М.Эрдниев и Б.П.Эрдниев (Калмыцкий государственный университет).

        Укрупненные дидактические единицы (УДЕ) в этой работе характеризуется как «клеточка учебного процесса, состоящая из логически различных элементов, обладающих в то же время информационной общностью».

        УДЕ обладают качествами системности и целостности, устойчивостью к сохранению во времени и быстрым проявлением в памяти.

        Понятие укрупнения единицы усвоения вбирает в себя следующие взаимосвязанные конкретные подходы к обучению:

  1. совместное и одновременное изучение взаимосвязанных действий (операций)
  2. обеспечение единства процессов составления и решения задач
  3. рассмотрение во взаимопереходах определенных и неопределенных заданий
  4. обращение структуры упражнения, что создает условия для противопоставления исходного и преобразованного задания
  5. выявление сложной природы знания, достижение системности знания
  6. реализация принципа дополнительности в системе упражнений

        В чем же эффективность использования приемов УДЕ? Авторы методики видят ее по сравнению с «измельчением без меры» учебного материала в том, что при этом создаются условия для проявления фундаментальных закономерностей мышления (метапредметные результаты). «Не скольжение по поверхности, по верхушкам знаний, а их углубление сейчас же, на данном уроке, проникновение в сущность изучаемого, в богатство его связей со всеми родственными знаниями, выращивание куста ассоциаций, древа знаний вокруг основного ствола» [2]

        Использование приемов УДЕ можно показать на примере изучения первых тем курса химии 8 класса до знакомства с периодическим законом. Укрупненное упражнение - это системное задание, сочетание прямой и обратной формы, определенного и неопределенного вида.

       

      Принцип системности можно использовать на уроке «Вычисление по химическим уравнениям».

        В начале урока необходимо обратить внимание на опорные знания (Mr, M, n, m и их взаимосвязь)

  • Предлагаем учащимся вычислить относительную молекулярную и молярную массы следующих веществ: углекислый газ, поваренная соль, сероводород и т.п.
  • Проделать упражнения типа:

8,8 г : = 0,2 моль

 : 34 г/моль = 0,5 моль

 • 2 моль = 117 г

4, 4 г :  = 44 г/моль

 • 58,5 г/моль = 23, 4 г

Это этап подготовки, облегчающий решение задачи, которую объясняет учитель.

  • Сколько г натрия необходимо для соединения с 0,1 моль хлора?
  • Следующий этап урока предполагает выполнение заданий:
  1. составьте обратную задачу, когда известна масса натрия 4,6 г
  2. составьте задачу, аналогичную первой и решите ее
  3. объясните решение задачи вашему соседу

       

       Аналогичным образом можно построить урок по теме «Массовая доля вещества в растворе», так как базу технологии УДЕ составляет так называемое многокомпонентное задание, образующееся из нескольких логически разнородных, но психологически состыкованных в некоторую целостность частей, к примеру:

  1. Решение обыкновенной «готовой» задачи
  2. Составление обратной задачи и ее решение
  3. Составление аналогичной задачки по данной формуле либо уравнению и решение ее
  4. Решение либо составление задачи, обобщенной по тем либо другим характеристикам исходной задачи

алгоритм

Нахождение m вещества по известной m раствора и ω

Нахождение m раствора по известной m вещества и ω

Нахождение ω если известна m вещества и m раствора

Сколько г соли находится в 50 г 7%-ного раствора?

Составляют задачу учащиеся и решают ее

Составляют задачу учащиеся и решают ее

Пишем формулу для расчета ω

Переводим % в массовые доли

Подставляем известные величины в формулу

Вычисляем и получаем результат

       Каждая задача дополняется вопросом о воде. Массу или объем воды нужно знать для приготовления раствора? Как найти?

  Два взаимосвязанных понятия (суждения) легче запомнить вместе. Если воспользоваться принципом одновременности при изучении понятия валентности, то нет необходимости расчленять этот вопрос на 2 урока: 1-й – определение валентности по формуле, 2-й – составление формул по валентности. Урок можно построить таким образом, когда эти две операции изучаются параллельно. Например, объяснение вести в ходе заполнения таблицы:

алгоритм

Определение валентности по формуле

Составление формулы по валентности

Символическая запись

   x    y

   P2O5 

   V   II

   PaOb

Составление уравнения

  2x = 5y

 Va = IIb

Пропорция

   x : y = 5 : 2 (V : II)

a : b = II : V (2 : 5)

Итог

   V  II

    P2O5

   V  II

    P2O5

 

       Простейшая система состоит как min из 2 компонентов, противоположных в каком-либо отношении, но сходных по другим параметрам, например использование на уроках двойственных суждений типа:

                                                         состава                                     химические

  • Вещества сходного                   имеют сходные                          свойства

                                                строения                                     физические

                                                                             основания                                  кислотные

  • Если вещество реагирует с раствором                , то он проявляет                   свойства

                                                                               кислоты                                   основные

                        увеличить                                                                                            эндотермической

  • Если                 температуру, то равновесие сместится в сторону                     реакции

                        уменьшить                                                                                           экзотермической

                        окислении                                    повышение

  • При                             происходит                        степени окисления элемента  

                        восстановлении                              понижение

                                             го периода                                                      

  • Из элементов одно                    наибольшими металлическими свойствами обладает

                                             й подгруппы                                                                                        

                             меньшим                        электронов на внешнем уровне                                                

  элемент с наи                      числом                                                                                

                                большим                         электронных оболочек

                                                           простым                               нельзя

  • Вещество называется                       , когда его                      разложить

                                                            сложным                               можно

            Состав                                                         молекулярной

  •                     вещества выражается                                   формулой

Строение                                                     структурной  

  Возможно и сравнение двух понятий, например

                    окислитель                                             восстановитель

                         + е                                                               - е  

                                                   степень окисления  

                  понижается                                               повышается

                       + [H]                                                            - [H]

                       -  [O]                                                           + [O]

Исходя из принципа одновременности мы всегда изучали вместе свойства тех веществ, которые имеют как сходство, так и различия, т.е. вещества, которые можно сравнивать, например сероводород и хлороводород, оксиды серы, азота, углерода и т.п.

       

    Наибольшая прочность освоения (осмысления)достигается при подаче учебной информации одновременно на 4 кодах: рисуночный, числовой, символический, словесный, поэтому заполнение таблицы «Сравнительная характеристика оксидов серы» сопровождается не только чтением учебника, но и просмотром видеоопытов, обсуждением проблемных вопросов и т.д.

Признаки сравнения

Оксид серы (IV)

Оксид серы (VI)

Другие названия

Состав

Классификация

Строение

Способы получения:

а) в лаборатории

б) в промышленности

Физические свойства:

а) агрегатное состояние при н.у.

б) цвет

в) запах

г) растворимость в воде

д) плотность и т.п.

Химические свойства:

а) кислотно-основные

б) окислительно-восстановительные

Области применения

Форма таблицы стандартная для сравнения любых веществ.

    «Опыт показывает, что когда материал сводится в крупные блоки, то появляется возможность значительно увеличить объем изучаемого при резком снижении нагрузки на ученика»                                                                                     «Педагогика сотрудничества»

    Введение ФГОС рождает новые модели построения урока. Какая бы технология не использовалась, но цели и конечный результат всегда – формирование метапредметных результатов.

     Деятельность учителя, работающего по ФГОС ООО сводится к организации деятельности учащихся:

  • По поиску и обработке информации
  • По обобщению способов деятельности
  • По постановке учебной задачи

      А деятельность учащихся определяется через формулировку заданий, например: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, создайте схему, обобщите (сделайте вывод), выберите способ решения, оцените, придумайте…

И если самостоятельная деятельность учащихся должна занимать 60-70% времени урока, то использование приемов УДЕ дает эту возможность в полной мере.

Литература:

  1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий в 2-х томах. М., 2006
  2. Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике: кн. для учителя. М., 1986
  3. http://www.dissercat.com
  4. http://cyberleninka.ru
  5. http://www.prosv.ru/umk/perspektiva
  6. О.Н.Крылова, И.В.Муштавинская. Новая дидактика современного урока в условия введения ФГОС ООО. СПб: КАРО, 2013

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование целостных знаний по математики с помощью технологии укрупнения дидактических единиц.

Вся математика состоит из контрастных – парных знаний: прямые и обратные операции – сложение-вычитание, умножение - деление, показательная - логарифмическая функции, дифференцирование-инте...

Дидактические материалы по теме «Применение технологии Укрупнения дидактических единиц на уроках истории и обществознания»

Это дидактические материалы к урокам, выпоненные при помощи технологии УДЕ академика Эрдниева...

Научная статья "Использование элементов системы укрупнения дидактических единиц при решении задач на движение"

Статья в сборнике материалов VIII международной научно-практической конференции "Исследование различных напрвлений современной науки"....

Проектирование урока химии на основе укрупнения дидактических единиц и использование ИКТ

Реализация компетентностного подхода в естественнонаучном образовании школьников, широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий, усиление требований к результатам обучения определяет пер...