Материал к уроку "Общие химические свойства металлов"
методическая разработка по химии (9 класс)

Лиховцова Светлана Борисовна

Этот материал поможет при проведении уроков химии в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon himicheskie_svoystva_metallov.doc83 КБ
Файл him_sv.pptx198.31 КБ
Файл prilozheniya.docx16.39 КБ

Предварительный просмотр:

Лиховцова С.Б.

УРОК НА ТЕМУ

«Химические свойства металлов»

(9 КЛАСС)

Цели урока:

  1. Деятельностная: формирование универсальных учебных действий при изучении темы: химические свойства металлов.
  2. Предметно-дидактическая:  Изучение и первичное закрепление нового материала по теме  «Химические свойства металлов»

Планируемые результаты урока:

Предметные:

.

  • Умение Объяснение зависимости свойств (или предсказание свойств) химических элементов-металлов от положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева;
  • умение характеризовать   химические свойства металлов;
  • Уметь составлять  молекулярные уравнения реакций,

характеризующих химические свойства металлов и их     соединений.

Метапредметные:

умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

умение вести наблюдение;

умение соотносить учебные действия с известными правилами;

умение использовать речевые средства и символы для представления результата.

Личностные:

проявление творческого отношения к процессу обучения;

     формирования экологической культуры и культуры здорового и        безопасного образа жизни.

Основные вопросы урока:

Система учебных проблем урока:

Противоречие

Учебная проблема

Гипотеза

Тип урока:

  • по ведущей дидактической цели: изучение нового материала;
  • по способу организации: комбинированный;
  • по ведущему методу обучения: репродуктивный.

Методы обучения:

  • основной: объяснительно-иллюстрированный;

дополнительные: работа с учебником, тестирование, выполнение  заданий, проведение  опытов.

Средства обучения:

  • подносы с реактивами, химическая посуда, карточки с задачами). карточки с заданиями, реактивы: химическая посуда, Zn, , Ca,Mg,Fe, CuCSO4, H2SO4, AgNO3, НCl,  фенолфталеин, пробирки, презентация.

Ход урока (представлен в таблице):

Ход урока:

Этап урока

Методы обучения

Содержание деятельности

Формируемые УУД

Оценка / самооценка

учителя

Ученика

1. Организационный

2.Актуализация

имеющихся знаний у учащихся, определение темы.

3. Формирование новых знаний и умений.

4.Систематизация и закрепление знаний.

Фронтальная и индивидуальная.

Самостоятельная работа в группах.

Фронтальная беседа.

Самостоятельная работа.

Работа в парах.

Работа в парах.

Фронтальная беседа.

Самостоятельная работа.

Приветствие учащихся. ТБ.

Организует деятельность учащихся по проверке домашнего задания. Вызывает к доске трех учащихся и предлагает ответить на вопросы . Презентация (Сл.1-9)

Остальные ученики контролируют ответы и исправляют ошибки отвечающих, корректируют.

Организует деятельность по актуализации понятий изучаемой темы. Задает вопросы. Можно ли хранить еду в поврежденной алюминиевой и чугунной посуде? (Прозвучит ли слово ОКИСЛЯЕТСЯ??)

Чтобы поточнее ответить на эти вопросы , что нужно знать? Назовите тему урока.

 

Какое основное свойство металлов?

Основное свойство металлов то, что они являются сильными восстановителями. А , значит , должен быть окислитель. Я предлагаю провести исследование по изучению химических свойств металлов и   проверить ваши гипотезы. Вы согласны?

Предлагаю результаты наших исследований занести в таблицу 1.

3.1.Взаимодействие металлов с неметаллами.

Учитель демонстрирует опыт.(сгорает магний )

Учитель предлагает учащимся , опираясь на знания предыдущих уроков и свои собственные наблюдения, ответить на вопрос: « Какие вещества оставляют следы на металлических изделиях, вызывая ржавчину, которая служит началом коррозии? Какие вещества могут реагировать с металлами?»    

3.2.Взаимодействие металлов с водой. Учитель демонстрирует опыт  .(Кальций реагирует с водой)

3.3. Взаимодействие металлов с кислотами. Учитель организует выполнение лабораторных опытов. (Стр.72), учебник. ЛО №12.

3.4.Взаимодействие металлов с солями.

(Стр.72), учебник. ЛО №12.

4.1.Учитель предлагает сделать выводы по составленной на уроке таблице. Участвует весь класс.

4.2.На основании сделанных выводов, учитель предлагает выполнить тестовую работу.

В течение всего урока мы изучали химические свойства металлов, делали выводы, подтвердили гипотезы. Мне понравилось работать с вами на урок, особенно хочу отметить …, они получают «5»,  ……………….. «4», остальным необходимо быть более активными на уроке.

Домашнее задание.

 П. 11, упр.1-3.

Приветствуют учителя, готовят рабочее место.

Три ученика  по очереди отвечают на вопросы, представленные в презентации, поясняют свои ответы.

Остальные учащиеся проверяют домашнее задание, сверяют с доской, слушают ответы одноклассников. При необходимости исправляют ответы одноклассников..

Участвуют в постановке темы. Опираясь на знания и домашнее задание, Работают с конспектами и учебниками.

Обсуждают и дополняют результаты.

Называют тему урока.

«Химические свойства металлов»

Отвечают на вопрос.

Прогнозируют результаты.

Дети предполагают, что в качестве окислителей могут быть неметаллы. Называют неметаллы.

Два человека выходят к доске и пишут химические уравнения .

Отвечают к какому типу относятся эти реакции(соединения)

Два человека выходят к доске и пишут химические уравнения .

Отвечают к какому типу относятся эти реакции(реакция замещения)

Результаты наблюдений заносят в таблицу (Приложение 1).

В конспект записывают условия протекания данных реакций.

Выполняют опыт.

Делают выводы. Результаты   вносят в таблицу (приложение№1).

Составляют химические уравнения.

Выполняют опыт.

Делают выводы. Результаты   вносят в таблицу (приложение№1).

Работа с учебником.

Выполняют тестовую работу. Сдают учителю.

.

Общеучебные.

Регулятивные.

Предметные.

Познавательные

(общеучебные,

Знаково-символические).

Логические.

Познавательные.

Проблемнопоискове.

Общеучебные.

Регулятивные.

Регулятивные.

Коммуникативные.

Коммуникативные.

Регулятивные.

Логические.

Знаково-символические.

 

.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проверка ДЗ. Найди ошибку: На внешнем уровне металлы содержат от одного до трех электронов. Атомы металлов легко забирают электроны. Металлы могут иметь степень окисления: +1; +2; 0; -1; -2 Металлические свойства в группах сверху вниз убывают

Слайд 2

Проверка ДЗ. Найди ошибку: На внешнем уровне металлы содержат от одного до трех электронов. Атомы металлов легко отдают электроны. Металлы могут иметь степень окисления: +1; +2; 0; -1; -2 Металлические свойства в группах сверху вниз убывают

Слайд 3

Проверка ДЗ. Найди ошибку: Тип химической связи в металлах: ковалентная Химическая связь в металлах осуществляется за счет общей пары электронов Химическая связь в металлах осуществляется за счет обобществленных электронов

Слайд 4

Проверка ДЗ. Найди ошибку: Тип химической связи в металлах: ковалентная металлическая (ОГЭ!!!!) Химическая связь в металлах осуществляется за счет общей пары электронов Химическая связь в металлах осуществляется за счет обобществленных электронов

Слайд 5

Проверка ДЗ. Найди ошибку: Черные металлы Fe и его сплавы. Al Zn Цветные металлы Cu Au Ni

Слайд 6

Заполнить таблицу сплав состав применение чугун Fe + C сталь Fe + N бронза Cu + Al дюралюминий Al Mg Cu Ni мельхиор CuZn латунь Cu Ni

Слайд 7

Заполнить таблицу сплав состав применение чугун Fe + C сталь Fe + C бронза Cu + Sn дюралюминий Al Mg Cu Ni мельхиор Cu Ni латунь Cu Zn

Слайд 8

Проверка ДЗ. Найди ошибку: К щелочным металлам относятся: Li K Na Cu Ag К щелочноземельным металлам относятся: С a Ba Mg Be Sr

Слайд 9

Проверка ДЗ. Найди ошибку: К щелочным металлам относятся: Li K Na Cu Ag К щелочноземельным металлам относятся: С a Ba Mg Be Sr

Слайд 10

Основное …………. свойство металлов: Ме 0 – n ē ⇆ Me n +

Слайд 11

Электрохимический ряд напряжений

Слайд 12

Работаем с таблицей Свойства металлов Li - Na, Mg, Al Mn-Pb (H2) Cu Hg Ag Pt Au активные Средней активности малоактивные Восстановительная способность металлов возрастает 1 . С ……? Pt Au 2 . С ……….? 3. С …………..? 4. С ………………?

Слайд 13

Подведем итоги. Свойства металлов Li - Na, Mg, Al Mn-Pb (H2) Cu Hg Ag Pt Au активные Средней активности малоактивные Восстановительная способность металлов возрастает 1 . С кислородом + + Pt Au не взаимодействуют 2 . С водой + При нагревании не взаимодействуют 3. С растворами кислот Реагируют с выделением Н 2 не взаимодействуют 4. С солями . Металл вытесняет из раствора солей другие металлы, находящиеся правее него в ряду напряжений.



Предварительный просмотр:

Приложение 1.  Опираясь на знания и наблюдения, заполните таблицу.

Свойства металлов

Li - Na, Mg, Al

Mn-Pb                      (H2)                                 

Cu   Hg    Ag         Pt   Au

активные

Средней активности

малоактивные

Восстановительная способность металлов возрастает

1. Металлы взаимодействуют с чем?

………………………..

 

Pt   Au

2. ?

………………………….

                   

3. С ………

4. С …………

 Домашнее задание.

 П. 11, упр.1-3

Приложение 2.

3. Тест. Вариант 1.           7 минут    (2 –«3»         3- «4»          4  -  «5»)

1. В ряду металлов  Li- Na- K усиливаются:

1) окислительные свойства; 2) металлические свойства;

3) электроотрицательность; 4) высшая степень окисления.

2. И с кислородом и с водородом реагирует:

1) Сl     2) Ag       3) Li       4)Au

3. C водой при комнатной температуре реагирует:

1) Na      2)Fe      3)Сu        4)   Hg

4. В реакцию с соляной кислотой вступает каждый их двух металлов:

1) Ba  и Ag       2) Hg и  Fe      3) Ca  и   Zn     4)Pt    и    Al

5. Железо реагирует с раствором:

1) NaCl            2) CuСl2              3)  AlCl3          4) ZnSO4

Тест. Вариант 2. 7 минут    .       7 минут    (2 –«3»         3- «4»          4  -  «5»)

1. В ряду металлов   Na- Mg- Al   усиливаются:

1)  восстановительные свойства;  2) неметаллические свойства;

3) число заполняемых энергетических уровней ; 4) основные свойства высших оксидов.

2. И с кислородом и с водородом реагирует:

1) Ne     2)Mg       3) Ag        4)Au

3. C водой при комнатной температуре реагирует:

1) K      2)Fe      3)Cu        4)   Zn

4. В реакцию с соляной кислотой вступает каждый их двух металлов:

1) Ca  и Ag       2) Hg и  Mg      3) Fe   и    Al        4) Zn   и    Pt

5. Цинк   реагирует с раствором:

1) NaCl            2) Mg Cl2            3)  AlCl3          4) AgNO3

1.Я УЗНАЛ:

2. МНЕ БЫЛО СЛОЖНО:

3. МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ:

1.Я УЗНАЛ:

2. МНЕ БЫЛО СЛОЖНО:

3. МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Общие химические свойства металлов"

Разработка урока содержит подробный конспект урока, слайды к проведению урока, рабочую тетрадь по изучаемой теме, инструктивные карты для проведения эксперимента и другой дидактический материал....

Уравнения по теме "Химические свойства металлов"

Большое количество уравнений,  требующих детальной проработки теоретического материала....

Урок по теме "Химические свойства металлов"

Урок химии в 9 классе по теме "Химические свойства металлов"...

Общие химические свойства металлов

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАурока химии в 9 классев условиях реализации переходана ФГОС нового поколения...

Конспект урока «Общие химические свойства металлов»- 9 класс

Считаю, что урок с применением ЭОР во многом отличается от стандартного урока. Получение новой информации происходит в основном в процессе самостоятельной деятельности, которая заключается в освоении ...

Урок по химии в 9 классе. Тема: «Общие химические свойства металлов. Взаимодействие металлов со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов».

Урок по химии в 9 классе. Тема: «Общие химические свойства металлов. Взаимодействие металлов со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов». Цели урока учебные, воспитательные и р...