Конспект урока по теме "Сложные эфиры"
план-конспект урока по химии (10 класс)

Конспект урока. "Сложные эфиры"

Цель урока:

  • Образовательные: дать учащимся понятие о составе и строении сложных эфиров; отработать умение выделять общие существенные свойства, на основе которых вещества объединяются в класс сложных эфиров, рассмотреть получение и применение сложных эфиров; дать понятие о реакции этерификации.
  • Развивающие: формирование умений составлять формулы сложных эфиров и называть их, умений составлять уравнения реакций гидролиза и этерификации, развить знания учащихся о закономерностях химических реакций, об условиях смещения химического равновесия; развитие логического мышления, внимания, памяти.
  • Воспитательные: воспитание познавательной активности, доброжелательности, уважения друг к другу, умения слушать и верно оценивать ответы товарищей, воспитание культуры общения, самостоятельности в приобретении знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока " Сложные эфиры"61.75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме "С ложные эфиры"

Учитель Ефимова Елена Викторовна, МБОУ «СОШ №6 г.Сафоново Смоленской области

Предмет    ХИМИЯ

Класс     10. ФГОС

Автор УМК     О.С. Габриелян, Химия, 10 класс « Дрофа», 2016

Дидактическая цель урока: создать комфортные условия для изучения и  систематизации материала по теме «Сложные эфиры», продолжить развитие навыков самостоятельного познания школьников по указанной теме.

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.

Цель урока: 

  • Образовательные: дать учащимся понятие о составе и строении сложных эфиров; отработать умение выделять общие существенные свойства, на основе которых вещества объединяются в класс сложных эфиров, рассмотреть получение и применение сложных эфиров; дать понятие о реакции этерификации.
  • Развивающие: формирование умений составлять формулы сложных эфиров и называть их, умений составлять уравнения реакций гидролиза и этерификации, развить знания учащихся о закономерностях химических реакций, об условиях смещения химического равновесия; развитие логического мышления, внимания, памяти.
  • Воспитательные: воспитание познавательной активности, доброжелательности, уважения друг к другу, умения слушать и верно оценивать ответы товарищей, воспитание культуры общения, самостоятельности в приобретении знаний.

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с физическими и химическими свойствами сложных эфиров, с понятием

«реакция этерификации». Научить их описывать и различать изученные классы органических соединений, химические реакции (предметный результат);

2. Продолжить обучение умению работать с лабораторным оборудованием, умению формировать

гипотезы, выявлять причинно-следственные связи, работать в группах (метапредметный результат);  

3. Формировать у учащихся умение управлять своей учебной деятельностью, подготовка их  к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории (личностный результат)..

Планируемые образовательные результаты урока:

  1. Личностные: формирование умения понимать значимость естественнонаучных знаний в практической жизни.
  2. Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, развивать умение работать с лабораторным оборудованием, формирование гипотез, выявлять причинно-следственные связи, работать в группах.
  3. Предметные: умение составлять уравнения реакций этерификации и называть формулы сложных эфиров по алгоритму, получение и изучение физических и химических свойства сложных эфиров.

Тип урока: изучение нового с элементами исследования

Методы обучения: Беседа, рассказ, сравнение, постановка и решение учебных проблем, самостоятельная работа, , самостоятельная исследовательская работа; дискуссия.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая, коллективная, индивидуальная.

Средства обучения: презентация к уроку «Сложные эфиры», проектор и компьютер, учебник  О.С.Габриелян «Химия. 10 класс», рабочие тетради, инструктивные карточки Оборудование и реактивы для учителя: пищевые ароматизирующие добавки, фрукты и цветы, пробники духов, компьютер экран, проектор, презентация к уроку.
Оборудование и реактивы для учащихся: пробирки, CН3 СООН, С2Н5ОН, Н2SO4 (конц), бутиловый, изопропиловый спирт, масляная кислота, уксусная кислота, пробирка с газоотводной трубкой, пробирка – приемник, стакан с водой, спиртовка, спички, держатель, учебник.

                                                             ХОД УРОКА

I. Этап.  Организационный.  Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Этап «Актуализация знаний и умений, постановка проблемы» 1 мин

Учитель. Сегодня на уроке нам предстоит решить очень важные  задачи, потому что вещества, о которых пойдет речь, настолько интересны, разнообразны и необходимы нам в жизни, что о них можно говорить бесконечно. Посмотрите на предметы, находящиеся на столе. Как вы думаете, что их объединяет. Все они обладают запахами. Способность человека ощущать запахи, ароматы – один из даров природы. Какие же вещества являются причиной разнообразных запахов?  Не знаете? Хотите узнать. Тогда я предлагаю вам открыть § 13  и прочитать.  

5 минут  Тема нашей совместной работы  «Сложные эфиры». Я попрошу вас  зафиксировать тему урока в тетради. И то, что я буду записывать на доске, вы будите переносить в тетрадь. Запишем тема урока «Сложные эфиры». Скажите мне, пожалуйста, когда мы начинаем изучать класс органических соединений,  с чего мы начинаем, что вы должны об этом классе узнать. 

 Учитель.   Ребята скажите,  а какие из этих пунктов  плана, которые мы озвучили, для вас самые сложные? Эти пункты мы обязательно разберём. А какие пункты  вы можете найти в учебнике и самостоятельно разобрать. Я предлагаю вам проранжировать эти пункты, т.е пронумеровать и определить последовательность нашей совместной работы на уроке. Глядя на этот кластер, который у нас получился, сформулируйте задачу нашего урока. Что мы должны будем сделать? С чего мы будем изучать класс сложные эфиры? Мы с вами сегодня познакомимся с классом сложные эфиры, изучим их строение, свойства, способы получения и области применения.

 Учитель.  Прежде чем приступим  к работе, я предлагаю вам вспомнить материал из предыдущих уроков. Проведём небольшую индивидуальную самостоятельную работу. Вы должны провести диагональ, соответствие. В первой колонке даны названия химическим веществам, а во второй их химические формулы. Запишите  в тетрадь только буквы и соответствующую ей цифру. На работу отводиться 1 минута.

Индивидуальная самостоятельная работа по карточке.

Проверка у доски. 1-Г,2-Д, 3-Б, 4-В, 5-А. 1 минута 

 Учитель.   Идите к доске. А вы ребята проверьте друг друга. Ребята у всех такой ответ? Запишите Фамилию в оценочном листе и поставьте себе оценку. Если не справились не чего страшного в течении урока разберёмся. Как вы определили, класс спирты  (группа ОН), а кислоты? (карбоксильная группа). Скажите, для чего мы это всё повторяли?

Учитель. Мы изучили  свойства карбоновых кислот. Кто мне сможет записать реакцию взаимодействие карбоновой кислоты со спиртом. Можно в общем виде. Что можно сказать  об этой реакции, какую роль играет серная кислота. Реакция обратимая, реакция этерификации, дегидратации, каталитическая. Учащиеся самостоятельно записывают уравнение реакции в тетради.  3 минуты

o421.gif

Учитель. Вы сами обозначили реакцию получения сложного эфира. Дайте  определение сложным эфирам по учебнику. Предлагаю открыть учебник стр 92.

 Учащиеся дают определение: Сложные эфиры – это функциональные производные карбоновых кислот, в которых атом водорода карбоксильной группы замещен на углеводородный радикал. 

Слайд.  Общая формула сложных эфиров одноатомных спиртов и одноосновных карбоновых кислот:

o421.gif R-COO-R, где R и R1 углеводородные радикалы, исключение – эфиры муравьиной кислоты H–COO–R1.

Словарь иностранных слов Работа со словарем иностранных слов.

Эфир – 1) по представлениям древних греков – верхний лучезарный слой воздуха…

 2) физ. э. мировой – по представлениям физиков XVIII–XIX вв. – среда, заполняющая мировое пространство и промежутки между частицами вещества…

 3) обобщенное название среды, в которой распространяются радиоволны;

Учитель. Как образуются названия сложных эфиров. Ребята, я попрошу вас выполнить следующее задание. У вас на парте лежит  лист, где записаны формулы и название сложных эфиров. Попробуйте в течение минуты сформулировать  правило или принципы  названия сложных эфиров. Есть формула, и название сформулируйте правило. Сложно, я предлагаю вам один вариант.

1.Задание

Предложите правило номенклатуры.

Для того чтобы назвать сложный эфир нужно: ……..

Н – СОО – С2Н5 

Этилметанат, этил формиат,

(этиловый эфир муравьиной кислоты,

 муравьинометиловый эфир).

СН3-СОО - С2Н5

 Этилэтанат

Этилацетат

(этиловый эфир уксусной кислоты

уксусноэтиловый эфир)

Слайд  Номенклатура сложных эфиров. 

Для того чтобы назвать сложный эфир нужно: 

1. По названию спирта + тривиальное (историческое название кислоты) = метиловый эфир уксусной кислоты;

2. Название углеводородного радикала спирта + название аниона кислоты + окончание "ат” (все пишется слитно) = метилацетат;

3. Тривиальное название кислоты + название радикала от спирта + слово эфир = уксуснометиловый эфир;

4. Название радикала по спирту + систематическое (название кислоты + окончание "оат” = метилэтаноат

Самостоятельная работа 5 минут

Учитель: У нас есть формула вещества СН3СООСН3. Давайте попробуем дать ей названия.

1-3 группа по систематической номенклатуре.

4-6 группа тривиальное название

Слайд  Взаимопроверка.

Слайд  Изомерия сложных эфиров. 3 минуты Учитель: Дайте вспомним, какие вещества называют  изомеры. Для  сложных эфиров характерна структурная изомерия. Какие виды структурной изомерии вы знаете?  

1-й вид – изомерия углеродного скелета (с бутановой кислоты или по спиртовому остатку с пропилового спирта) 

2-й вид – изомерия положения сложноэфирной группировки (в молекулах которых содержится не менее 4 атомов углерода)

 3-й вид - межклассовая изомерия.

 Учитель. Ребята скажите, на каком пункте плана мы с вами остановились. Какие вопросы мы рассмотрели? Что мы с вами дальше будем делать. Получение сложных эфиров. С реакцией получения познакомились, но мы не научились получать, мы, же ставили задачу получить сложный эфир. Согласны. Давайте представим, что вы – будущие сотрудники химического производства, где получают эфиры. Поработаем в группах в четвёрках. Я ограничиваю время 8 минут. Работаем по инструктивной карте. Распределите роли в группе, кто-то следит за временем проведение исследования. Ваша задача получить сложный эфир. Соблюдаем правило по ТБ инструкторы почитайте правила?

Лабораторная работа.

Работа в группах по инструктивным картам

1-2 группа. Используя формулы веществ: уксусная  кислота и изобутиловый спирт, получить эфир.

3 группа. Используя формулы веществ: бутановая кислота и этиловый спирт, получить эфир.

4 группа. Используя формулы веществ: бутановая кислота и бутиловый спирт, получить эфир.

5-6 группа. Используя формулы веществ: уксусная кислота и изоамиловый спирт, получить эфир.

Учитель. Получилось? Уравнение реакции запишите на доске и выберите на демонстрационном столе предмет, который, подходит, вашей группе. Скажите, почему вы выбрали именно этот предмет.  Оцените  себя. Вам повезло, вы определили свои запахи верно.     В оценочном листе поставьте один лайк самому активному участнику в группе. Укажите, кто вы были в группе. Закончили работу в группах, можно встать и поаплодировать друг другу. Вы молодцы. закончили работать в группе. Результат получен. Я очень рада. Можно встать и поаплодировать друг,  другу.

Физические свойства сложных эфиров. 1 минута

Фронтальный опрос: Ребята, скажите, физические свойства в группе вы обсудили? Укажите, какие физические свойства характерны для сложных эфиров: агрегатное состояние, Запах, цвет, плотность, (жидкости летучие, запах резкий легче воды). Из этого можно сказать, где применяются сложные эфиры.

 Слайд  Применение сложных эфиров.

Учитель. Сложные эфиры достаточно широко распространены в природе. Они входят в состав эфирных масел растений, придавая им цветочный или фруктовый аромат. Учитывая, что сложные эфиры малотоксичны, их применяют в пищевой и парфюмерной промышленности в качестве отдушек и усилителей запахов. Некоторые из сложных эфиров готовятся искусственно и под названием «фруктовых эссенций» широко применяются в кондитерском деле, в производстве  прохладительных напитков.     За благотворное комплексное воздействие летучих веществ растений на человека их назвали аэровитаминами.

Воски  твёрдые сложные эфиры высших карбоновых кислот и высших одноатомных спиртов.

Пчелиный воск C15H31-COO-C30H61 (эфир пальмитиновой кислоты и мирицилового спирта)

Учитель. Ребята посмотрите на кластер, что вы для себя узнали, что мы ещё не изучили. Химические свойства. Согласна. Я предлагаю посмотреть на слайд и обсудить. Причём гидролиз может быть кислотный продукты кислота и спирт, а также щелочной продукты соль карбоновой кислоты и спирт. И ещё одно свойство характерное для всех органических соединений, реакция горения, продукты реакции углекислый газ и вода.

Слайд   Химические свойства сложных эфиров. 4 минуты

Учитель: 

  1. Гидролиз Характерное свойство сложных эфиров – взаимодействие их с водой (гидролиз). При гидролизе сложных эфиров образуется равновесная смесь эфира и воды с продуктами гидролиза:
  • R C OOR* + HOH  RCOOH +R*OHhttp://doc4web.ru/uploads/files/95/96324/hello_html_m7a41b6bd.png
  • В присутствии основания реакция гидролиза сложных эфиров доходит до конца. Омыление:

            R C OOR* + NaOH —> RCOONa + R* OH

2.Реакция горения   Лабораторный опыт Зажгите спиртовку, поднесите апельсиновую корку и   осторожно нажмите на  пламя . Что наблюдаете. Делаем вывод. Эфиры горючие вещества.

Индивидуальная работа. (Взаимопроверка) Запишите уравнение реакции  горения

 С4  Н9-СОО-С5Н11  (апельсиновый запах)  

  С10Н20 О2+ 15O2 => 10CO2 + 10

IV. Этап «Закрепление нового материала» 5 минут

 Учитель: Ребята посмотрите на кластер. в результате урока мы достигли цели? Да.

Мы получили знания! В ходе сегодняшнего урока, что вы для себя узнали. Где и как вы сможете применить свои знания по данной теме?

В результате работы поставьте себе в оценочном листе итоговую отметку.

Поднимите руки у кого пятёрки, четвёрки. У кого сегодня не очень получилось, не расстраивайтесь, у вас есть время разобраться.

Рефлексия Я предлагаю вам выразить своё отношение к полученным знаниям.

V. Этап «Домашнее задание» 2 минуты

 Учитель.  Запишите дом задание § 13. упр 2,3.

     Данные  задания на умение работать с информацией и на развитие коммуникативных умений. Ваша задача, подготовить мини- проект, продуктом которого будет реклама. Копирайтинг. Кто знает этот вид профессиональной деятельности?

Копира́йтинг — профессиональная деятельность по написанию текстов и текстов для презентаций.

Учитель.    Спасибо вам ребята за работу. Вы сегодня были молодцы.

ПРИЛОЖЕНИЕJ0239649

Инструктивная карта

Лабораторная работа «Получение сложных эфиров» (7 минут)

 ПОЗИЦИЯ. Распределить роли вы можете по желанию (Инструктор ,  лаборант,

 следил за временем, теоретик ).

ПТБ

Ход работы

1.В пробирку налейте 0,5 мл……. спирта    (пробирка №1)

2.Добавьте 0,5 мл    …….               кислоты  (пробирка №2)

3.Осторожно прилейте 0,25 мл концентрированной H2SO4 (пробирка №3)

4.Закройте пробирку  трубкой.

5. Прогрейте пробирку и аккуратно нагревайте реакционную смесь, не допуская сильного кипения, в течение 1 минуты.

6.Охладить смесь и перелейте раствор из пробирки в стакан с водой.

Вопросы и заданияJ0239011

1.Что наблюдаете при отстаивание реакционной смеси?

2.Какой слой представляет собой эфир?

3.Аккуратно понюхайте полученный раствор и определите.

4.Запишите уравнение реакции получения вашего эфира в тетради и на доске.

5. Назовите полученное соединение.

6.Укажите, какие физические свойства характерны для сложных эфиров (агрегатное состояние ,запах, цвет, плотность)

7. Подготовьтесь к защите работы.

 Самостоятельная работа по группам

Составить уравнения реакции этерификации.

  • 1-2 группа. Используя формулы веществ: уксусная  кислота и изобутиловый спирт, получить эфир.
  • 3-4 группа. Используя формулы веществ: уксусная кислота и изоамиловый спирт, получить эфир..
  • 5-6 группа. Используя формулы веществ: бутановая кислота и этиловый спирт, получить эфир

      Учащиеся по группам обсуждают написание уравнений реакций этерификации, затем один человек из группы записывает результаты на доске.

        

Лист самооценки                                                                        Ф.И.______________________

1.Выполнено задание на соответствие

Критерии оценивания

Моя отметка

Верно 5 из 5  «5»

            4 из 5  «4»

            3 из 5  «3»

___________

___________

___________

2.Оценка работы в группе

Позиция (роль)

Самооценка

Сделай свой выбор. http://steepbend.ru/wp-content/uploads/2013/03/like.jpg

 (поставьте LIKE самому активному участнику в группе)

Ф.И

Ф.И

Ф.И

Ф.И

  1. Оценка самостоятельной работы

Прогнозируемая оценка

Взаимопроверка

Рефлексия

1.

2.

3.

4.

5.

Итоговая отметка___________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок химии"Сложные эфиры" 10 класс

Данный урок является составляющим курса "Органическая химия" в теме "Кислородсодержащие соединения". Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.На уроке используются  современные образов...

План-конспект урока по химии на иему "Сложные эфиры" с использованием ЭОР.

Изучение класса сложных эфиров с использованием ЭОР...

Технологическая карта урока(ФГОС)"Сложные эфиры"

МАТЕРИАЛ СОДЕРЖИТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКУЮ КАРТУ УРОКА "Сложные эфиры" в 10 классе по ФГОС...

Конспект урока в 10 классе "Сложные эфиры"

Один из самых интересных уроков при изучении оганической химии. Сложные эфиры широко распространены в природе. Аромат цветов, ягод, фруктов обусловлен присутствием в них тех или иных сложных эфиров. У...

Конспект урока :" Сложные эфиры .Реакция этерификации."

Кокспект урока по химии 10 класса " Сложные эфиры.Реакция этерифиации"...

конспект урока, презентация и приложения к уроку "Жиры - сложные эфиры", 10 класс

конспект урока, презентация и приложения к уроку "Жиры - сложные эфиры", 10 класс. УМК О.С.Габриеляна. Технология деятельностногол подхода....

Урок 22. Сложные эфиры. Жиры

Урок 22. Сложные эфиры. Жиры...