Презентация к уроку химии «ВЫЧИСЛЕНИЕ МАССОВОЙ ДОЛИ РАСТВОРЕННОГО ВЕЩЕСТВА» для 8 класса
план-конспект урока по химии (8 класс)

Цель урока: формирование навыка решение задач на нахождение массовой доли вещества.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «СОШ №6» г Сафоново Смоленская область Урок химии 8 класс «ВЫЧИСЛЕНИЕ МАССОВОЙ ДОЛИ РАСТВОРЕННОГО ВЕЩЕСТВА» Подготовила Учитель химии Ефимова Елена Викторовна

Слайд 2

Ответьте на мои вопросы, выбрав нужную: Какой формулой выражается массовая доля? А как определить массу растворенного вещества? В каких единицах выражается массовая доля? Сколько будет в долях 50%? 20%? 85%? 5%? А где в жизни мы можем использовать названные вами формулы?

Слайд 3

2) m = n · M 5 ) ω = m вещества ·100% m раствора 3) m вещества = ω· m раствора 100% 1) φ = V вещества ·100% V смеси 6 ) V вещества = φ · m смеси 100% 4 ) n = V Vm Выбери формулу

Слайд 4

Задачи на вычисление массовой и объемной доли вещества в растворе (смеси) Растворитель Раствор Вещество

Слайд 5

Над изображением сосуда записываем массовую долю в виде десятичной дроби (над растворителем – 0, над веществом – 1). Под изображением записываем массу. Например, для задачи: Какой будет массовая доля сахара в растворе, если к 80г воды добавили 20г сахара? 0 1 Х 80 20 100 Раствори-тель Раствор Вещество

Слайд 6

m 1 · ω 1 +m 2 · ω 2 =(m 1 +m 2 )· ω 3 , то есть: 80·0+20·1=100·х 20=100х Х=20/100=0,2 или 20% 0 1 Х 80 20 100 Раствори-тель Раствор Вещество

Слайд 7

ЗАДАЧА Какую массу воды следует выпарить из 600г 5%-го раствора соли, чтобы получить ее 30%-ный раствор? 0,05 0 0,3 600 Х 1 Х 2 Составляем уравнение: 600 · 0,05=Х 1 · 0 + Х 2 · 0,3 30=0,3 Х 2 Х 2 =100г (масса оставшегося раствора) 600-100= 500г (масса воды) Вода Раствор Новый раствор

Слайд 8

ЗАДАЧА Рассчитайте массу воды и соляной кислоты, которые надо взять для получения 500г 5%-го раствора.

Слайд 9

Команда 1 Для дезинфекции ран используется 5%-ный раствор марганцовки. Какую массу марганцовки и воды надо взять для приготовления 200г раствора? Марганцовки 10г, воды 190г

Слайд 10

Команда 2 В домашней аптечке всегда есть 3%-ный раствор «зеленки». Сколько красителя бриллиантового зеленого надо растворить в спирте, чтобы получить 10,25г «зеленки»? 0,3г красителя

Слайд 11

Команда 4 Если вы любите сладкий чай, то на 1 стакан (250 г воды) добавляете две чайные ложки сахара (по 5 г каждая). Какая массовая доля сахара в чае? 3,8 %

Слайд 12

Команда 5 Чтобы кожа была белой и гладкой, принято принимать соленые ванночки для лица и рук. Какую массу соли и воды надо взять, чтобы получить 500г соленого раствора с массовой долей соли 1%? 5г соли, 495г воды

Слайд 13

«Что мы знаем о растворах»,

Слайд 14

МБОУ «СОШ №6» г Сафоново Смоленской области Конспект урока химии «ВЫЧИСЛЕНИЕ МАССОВОЙ ДОЛИ РАСТВОРЕННОГО ВЕЩЕСТВА» для 8 класса Подготовила: Ефимова Елена Викторовна учитель химии Сафоново 2015 год Конспект урока химии «ВЫЧИСЛЕНИЕ МАССОВОЙ ДОЛИ РАСТВОРЕННОГО ВЕЩЕСТВА» для 8 класса Цель : формирование навыка решения задач на расчет доли и нахождение массы компонента раствора. Задачи : Показать прикладное значение изучаемого способа решения расчетных задач в жизни. Развивать навыки логического мышления и интерес у школьников к химической науке. Воспитывать чувство товарищества и ответственности. активизировать самостоятельную деятельность учащихся по планированию и решению учебно-познавательных задач: Принимать решение в проблемной ситуации. Место проведения: учебный класс. Оборудование: мультимедийный проектор Планируемые результаты: Метапредметные: Познавательные: Приобретение знания о воде. Развитие умения строить логические умозаключения, проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. Способность вникать в речь преподавателя Регулятивные: Умение планировать свои действия и и ставить целевые приоритеты. Умение настраиваться и концентрироваться на дальнейшую деятельность Коммуникативные, в т.ч. ИКТ: Умение слушать, владение монологической и диалогической формами речи, планирование сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения. Личностные: Умение выделять нравственный аспект поведения. Положительное принятие проблемы сохранения здоровья. Готовность к участию в активной деятельности. Умение вести диалог на основе равноправных отношений Методы обучения : проблемный, эвристический Технология : здоровьесберегающие, исследовательские, игровая, информационно – коммуникационная, технология сотрудничества, технология деятельностного метода (проблемный диалог) Формы организации познавательной деятельности обучающихся : коллективная, индивидуальная, работа в парах. Средства обучения : компьютер, проектор, экран, карточки с задачами, раствор соляной кислоты и куриное яйцо для опыта, мел, доска. Ход урока : Актуализация знаний Слайд 1 Организационный момент (5 мин.) Здравствуйте, ребята. А сейчас давайте сядем поудобней и улыбнёмся друг другу. Целеполагание Вы уже знакомы с понятием «массовая доля компонента раствора». Слайд 2 На экране вы видите изображения нескольких формул. Ответьте на мои вопросы, выбрав нужную: Какой формулой выражается массовая доля? (ω= m вещества / m раствора ·100%) А как определить массу растворенного вещества? ( m вещества = ω· m раствора /100%) В каких единицах выражается массовая доля? (В процентах или десятичных долях) Сколько будет в долях 50%? 20%? 85%? 5%? А где в жизни мы можем использовать названные вами формулы? Правильно (приготовить раствор уксусной кислоты для удаления накипи, сделать раствор бордосской жидкости для защиты растений от вредителей, вывести пятно нужным раствором нашатырного спирта). На прошлом уроке вы решали задачи с помощью этих формул. А вы когда-нибудь решали задачи графическим способом, с помощью рисунков? А давайте сегодня попробуем? Запишите в тетради число и тему. Ознакомление с новым материалом Слайд 3 На рисунках удобно изображать сосуды, в которых находятся растворы, в одних – исходные, в других – растворы после проведения операций. Там же указывают характеристики раствора – его массу и массовую долю растворенного вещества. Слайд 4 Над изображением сосуда записываем массовую долю в виде десятичной дроби (над растворителем – 0, над веществом – 1). Под изображением записываем массу. Слайд 5 Затем составляем математическое уравнение, и решаем его. Так же просто решаются задачи на разбавление и выпаривание растворов. Слайд 6 Чтобы закрепить новый материал, сейчас вы вместе со мной решите одну задачу. А получившиеся результаты нам понадобятся для проведения занимательного опыта. Слайд 7 Рассчитайте массу воды и соляной кислоты, которые надо взять чтобы получить 500г 5%-го раствора. Итак, у нас получилось, что для эксперимента нам нужен раствор, полученный из 475г воды и 25г соляной кислоты. Приливаем кислоту в воду, а не наоборот! В первом стакане у нас вода, а во втором – полученный раствор. Опустим куриное яйцо в стакан с водой – оно утонуло. А теперь достанем его и опустим в стакан с раствором кислоты – оно не тонет, даже более того – оно покрылось, словно мохнатой шубкой, пузырьками выделяющегося углекислого газа. Применение изученного А теперь вы будете работать в группах. Представьте, что вы – работники лаборатории и получили несколько заказов от частной компании. И их требуется выполнить. Прошу каждую группу обсчитать свою заказ и назначить одного представителя группы выступить с расчетами у доски. Обратите внимание, что все задачи – бытовые, то есть мы с ними встречаемся в жизни. Время, выделенное на выполнение расчетов, – 7 минут. Команда1 Для дезинфекции ран используется 5%-ный раствор марганцовки. Какую массу марганцовки и воды надо взять для приготовления 200г раствора? Марганцовки 10г, воды 190г Команда2 В домашней аптечке всегда есть 3%-ный раствор «зеленки». Сколько красителя бриллиантового зеленого надо растворить в спирте, чтобы получить 10,25г «зеленки»? 0,3г красителя Команда3 Если вы любите сладкий чай, то на 1 стакан (250 г воды) добавляете две чайные ложки сахара (по 5 г каждая). Какая массовая доля сахара в чае? 3,8 % Команда4 Чтобы кожа была белой и гладкой, принято принимать соленые ванночки для лица и рук. Какую массу соли и воды надо взять, чтобы получить 500г соленого раствора с массовой долей соли 1%? 5г соли, 495г воды А сейчас – обмениваемся опытом, выступающие работают у доски, все остальные – в своих тетрадях. Слайд 8 «Сколько потребуется воды, чтобы я смогла приготовить на завтрак рисовую кашу весом 1 кг для 4-х человек? (1 кг каши получается из 300 г крупы). Ответ: 140*3+= 520 л (для выращивания) + 600мл для приготовления= 520л 600 мл , 9, 10,11 Обобщение, подведение итогов, выставление оценок Научившись решать задачи таким методом, вы без труда сможете помочь маме рассчитать концентрацию уксуса для консервирования. Итак, наши усилия сегодня были направлены на решение задач, связанных с понятие «доля». В чем их особенность? В результате занятия мы выполнили заказ, провели демонстрационный опыт, поработали в группах. Теперь переверните карточки с задачами. На обратной стороне вы видите таблицу – запишите в ней свою фамилию и процентную долю вашего участия в работе группы. Рефлексия ЛИСТ САМООЦЕНКИ Оцени работу своей группы. Отметь  вариант ответа, с которым ты согласен (согласна). Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?  А. Да, все работали одинаково.  Б. Нет, работал только один.  В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?  А. Работали дружно, ссор не было.  Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.  В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось. Тебе нравится результат работы группы?  А. Да, все получилось хорошо.  Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.  В. Нет, не нравится. Я сделал(а) очень много, без меня работа бы не получилась Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком X. Наше занятие закончено. Список использованных источников информации: Геращенко И.И. Решение задач на растворы. Журнал «Химия в школе», №5, 1994. Фадеев Г.Н. Задачи и тесты для самоподготовки по химии6 пособие для ученика и учителя. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

Слайд 15

Рефлексия Я узнал много нового. Мне это пригодится в жизни. На уроке было над чем подумать. На возникшие у меня вопросы я получил ответы. На уроке работал добросовестно и цели урока достигнуты.

Слайд 16

Список использованных источников информации: Геращенко И.И. Решение задач на растворы. Журнал «Химия в школе», №5, 1994. Фадеев Г.Н. Задачи и тесты для самоподготовки по химии6 пособие для ученика и учителя. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок химии для 8 класса "Вычисление массовой доли растворенного вещества"

Урок из темы "Соединения химических элементов" формирует навыки решения задач на расчет доли и нахождение массы компонента раствора графическим способом...

Открытый урок по теме "Массовая доля растворенного вещества в растворе". Материал для работы в классе

Раздаточный материал Задания для этапа актуализации знаний.А. Распределите предложенные вещества и смеси на две группы, назовите их:Морская вода, смесь медных и железных опилок, сахарный сироп, с...

Группа ПК2 Химия Тема "Решение задач на вычисление массовой доли растворенного вещества" (29.10.2020)

Решите задачи (образец решения дан ниже)1. К раствору силиката калия массой 20,53 г и массовой долей 15% прилили избыток раствора нитрата кальция. Вычислите массу образовавшегося осадка.2. К...

Группа ПК2 Химия Тема "Решение задач на вычисление массовой доли растворенного вещества" (02.11.2020)

Решите задачи:1. В 19 г соляной кислоты с массовой долей 5% поместили избыток цинка. Вычислите массу выделившегося газа.2. К 100 г раствора нитрата бария с массовой долей растворённого ...

Урок "Массовая доля растворенного вещества " 8 класс

Урок для учащихся 8 класса "Массовая доля" с использованием   материала сайта "Учи.ру"...

Задачи по химии на вычисление массовой доли растворенного вещества

Задачи следует понимать. Для этого преложено при решении задач составлять схему взаимодействия веществ...