Технологическая карта урока «Вычисление массовой доли растворённого вещества»
план-конспект урока по химии (8 класс)

Технологическая карта урока «Вычисление массовой доли растворённого вещества». Тип урока:Изучение нового материала. Урок-исследование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx38.31 КБ

Предварительный просмотр:

Ефимова Елена Викторовна,

учитель химии МБОУ «СОШ№6»г Сафоново Смоленской области

Технологическая карта урока 

Ф.И.О. учителя

Ефимова Елена Викторовна

Предмет:

Химия

Класс:

8

Тип урока:

Изучение нового материала. Урок-исследование

Технология обучения:

элементы модульной, проблемно- диалогической, исследовательской, проектной.

Тема урока

«Вычисление массовой доли растворённого вещества»

Место урока в системе:

   7 урок Тема 4. «Соединения химических элементов»

Терминология

массовая доля компонента раствора, массу растворенного вещества, масса раствора, масса растворителя, проценты, десятичные  доли

Оборудование:

компьютер, проектор, экран, карточки с задачами, раствор соляной кислоты и куриное яйцо для опыта, мел, доска.

Цель урока:

формирование навыка решения задач на расчет доли и нахождение массы компонента раствора.

Задачи

Образовательные: обеспечить усвоение  учащимися знаний о массовой доли элементов, о составе растворов, обучить решению задач на разбавление и выпаривание растворов, готовить растворы с заданной массовой долей растворённого вещества

 Развивающие: развивать умения логически мыслить, анализировать, сравнивать и систематизировать учебный материал, используя предложенный алгоритм работы. Принимать решение в проблемной ситуации

Воспитательные: способствовать формированию коммуникативных навыков, воспитание уверенности в своих творческих способностях, содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни.

Межпредметные связи

Экология, биология физика

Универсальные учебные действия

Личностные УУД: 

  1. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
  2. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
  3. Следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
  4. Осознание  целостности мира и многообразие взглядов на него.  
  5. Развитие познавательного интереса.
  6. Формирование  умения оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. 

 Метапредметные УУД

Регулятивные УУД: 

  1. Умение определять, формулировать, принимать цель и  проблему в деятельности,  сохранять учебную задачу в сотрудничестве с учителем.
  2. Умение планировать, контролировать и оценивать свои действия, формирование умения осуществлять личностную рефлексию.
  3. Формирование умения взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности.
  1. Формирование  умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
  2. Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
  3. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
  4. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  Коммуникативные УУД: 

  1. Излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии.
  2. Организовывать работу в паре, группе, преодолевать конфликты, договариваться с людьми.
  3. Выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
  4. Формирование умения планировать учебное сотрудничество.
  1. Формирование умение слушать и понимать речь других людей.

Познавательные УУД:

  1. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков.
  2. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного самостоятельно и с помощью учителя.
  3. Формирование умений выявлять межпредметные  взаимосвязи органов костной   системы   с другими предметами школьного цикла.
  4. Формирование умения проводить логические действия (синтез, анализ).
  5. Формирование умения творчески мыслить.
  1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).
  2. Сформировать умение владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию (работа с текстом по технологии продуктивного чтения).
  3. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  4. Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (рисунок в текст и пр.).

Методы обучения

По источникам знаний: словесный, наглядный.

По степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа, самостоятельная работа,  практический эксперимент.

По характеру познавательной деятельности учащихся:  репродуктивный,  частично-поисковый, коммуникативный, продуктивный. –

карточки с контекстными заданиями для групповой работы;

- заготовки таблицы «Окраска индикаторов в кислой среде»;

- анкеты (для рефлексии)

Форма организации познавательной деятельности учащихся

индивидуальная, групповая.

Организация деятельности учащихся

Развитие умений и навыков при работе с таблицей, терминами, презентацией,  фотосхемами,   уметь логически мыслить.

Приемы деятельности учителя

Организационный момент урока, определение цели урока, мотивации,  решение проблемного вопроса,  контроль за деятельностью учащихся, подведение итогов урока.

Методические приёмы, новшества

реализация подходов   - системного, личностно-ориентированного, деятельностного, рефлексивного.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: Приобретение знания о воде. Развитие умения строить логические умозаключения, проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

Метапредметные : Умение работать с источниками химической  информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения.

Личностные: Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.

Решаемые учебные проблемы

Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.

Основное содержание учебного материала

Вода, растворы, массовая доля растворённого вещества ,формула нахождения массовой доли вещества, смешивание растворов, выпаривание раствора, решение задач графическим способом, с помощью рисунков

Проблемный вопрос

Где в жизни мы можем использовать формулы для расчёта массовой доли растворённого вещества?

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Презентация ««Вычисление массовой доли растворённого вещества»»

Образовательные  ресурсы

      УМК  О.С.Габриелян. Дрофа, 2012г;

      справочник школьника 5-11 классы-М.; АСТ-ПРЕСС, Геращенко И.И. Решение задач на растворы. Ж . Задачи и тесты для самоподготовки по химии  

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

1

Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку

 Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Слайд 1

Организационный момент (5 мин.)

Вы уже знакомы с понятием «массовая доля компонента раствора». Какую тему мы изучали на протяжении нескольких последних уроков? Какой формулой  выражается массовая доля?

  • А как определить массу растворенного вещества?
  • В каких единицах выражается массовая доля?
  • Сколько будет в долях 50%?   20%?   85%?   5%?

(слайд 2)

Создает  проблемную ситуацию путем предложения. А где в жизни мы можем использовать названные вами формулы?

задания:   выбери формулу  (слайд 3)

Обучающиеся отвечают на вопросы.


Познавательные:

логические – анализ объектов с целью выделения признаков;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3

Постановка учебной задачи

Создает условия для формулирования темы, цели и задач урока.Для того чтобы ответить на этот вопрос и сформулировать тему урока, учитель предлагает обучающимся выполнить контекстные задания в группах.

А где в жизни мы можем использовать названные вами формулы?

На прошлом уроке вы решали задачи с помощью этих формул. А вы когда-нибудь решали задачи графическим способом, с помощью рисунков? А давайте сегодня попробуем?

Работа обучающихся в 3 группах – смысловое чтение материала: Правильно (приготовить раствор уксусной кислоты для  удаления накипи, сделать раствор бордосской жидкости для защиты растений от вредителей, вывести пятно нужным раствором нашатырного спирта).

Представитель от каждой группы зачитывает информацию обучающимся.

Отвечают на вопрос. Формулируют тему урока, цель и задачи (слайд 3)

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: постановка вопросов;

Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

4

Построение проекта выхода из затруднения

Организуется работа

Учитель объясняет алгоритм решения задач  

На рисунках удобно изображать сосуды, в которых находятся растворы, в одних – исходные, в других – растворы после проведения операций. Там же указывают характеристики раствора – его массу и массовую долю растворенного вещества.  

Слайд 4  Над изображением сосуда записываем массовую долю в виде десятичной дроби (над растворителем – 0, над веществом – 1).  Под изображением записываем массу.   Слайд 5

Затем составляем математическое уравнение, и решаем его.

Так же просто решаются задачи на разбавление и выпаривание растворов.

Обучающиеся прослушивают материал, делают записи в тетрадь.

записывают расчёты в тетрадь

Команды по карточкам выполняют задания.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

Регулятивные:  самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия;

Познавательные:

общеучебные – смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания;

логические – построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез.

5

Первичное закрепление

Организует работу по отработке умений находить массовую долю растворённого вещества. Слайд 6

Чтобы закрепить новый материал, сейчас вы вместе со мной решите одну задачу. А получившиеся результаты нам понадобятся для проведения занимательного опыта. Слайд 7

Рассчитайте массу воды и соляной кислоты, которые надо взять чтобы получить 500г 5%-го раствора.

Итак, у нас получилось, что для эксперимента нам нужен раствор, полученный из 475г воды и 25г соляной кислоты. Приливаем кислоту в воду, а не наоборот! В первом стакане у нас вода, а во втором – полученный раствор. Опустим куриное яйцо в стакан с водой – оно утонуло. А теперь достанем его и опустим в стакан с раствором кислоты – оно не тонет, даже более того – оно покрылось, словно мохнатой шубкой, пузырьками выделяющегося углекислого газа.

Обучающиеся наблюдают эксперимент, оформляют результаты в тетради

Регулятивные:

контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: общеучебные.

6

Самостоятельная работа

Учитель организует деятельность по применению новых знаний, анализирует выполнение обучающимися заданий, корректирует, оценивает их деятельность.

Прошу каждую группу обсчитать свою заказ и назначить одного представителя группы выступить с расчетами у доски. Обратите внимание, что все задачи – бытовые, то есть мы с ними встречаемся в жизни. Время, выделенное на выполнение расчетов,  – 7 минут.

Команда1        
        Для дезинфекции ран используется 5%-ный раствор марганцовки. Какую массу марганцовки и воды надо взять для приготовления 200г раствора? Марганцовки 10г, воды 190г 

Команда2
         В домашней аптечке всегда есть 3%-ный раствор «зеленки». Сколько красителя бриллиантового зеленого надо растворить в спирте, чтобы получить 10,25г «зеленки»? 0,3г красителя

Команда3

Если вы любите сладкий чай, то на 1 стакан (250 г воды) добавляете две чайные ложки сахара (по 5 г каждая). Какая массовая доля сахара в чае? 3,8 %
        Команда4
       Чтобы кожа была белой и гладкой, принято принимать соленые ванночки для лица и рук. Какую массу соли и воды надо взять, чтобы получить 500г соленого раствора с массовой долей соли 1%? 5г соли, 495г воды

А сейчас – обмениваемся опытом, выступающие работают у доски, все остальные – в своих тетрадях. Слайд 8«Сколько потребуется воды, чтобы я смогла приготовить на завтрак рисовую кашу весом 1 кг для 4-х человек?

(1 кг каши получается из 300 г крупы).

Ответ: 140*3+= 520 л (для выращивания) + 600мл для приготовления= 520л 600 мл

Индивидуальная работа обучающихся с электронным приложением к учебнику Химия О.С. Габриеляна:

1. Соотнесение формул и названий кислот;

2. Классификация кислот по основности, наличию кислорода в кислотном остатке, растворимости.

Обсчитывают  свою заказ и назначают одного представителя группы выступить с расчетами у доски.

Обучающиеся осуществляют  самопроверку заданий. Оценивают результаты своей работы.

Регулятивные:

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

Личностные: самоопределение.

7

Рефлексия деятельности

(итог урока)

Обобщение, подведение итогов, выставление оценок

Научившись решать задачи таким методом, вы без труда сможете помочь маме рассчитать концентрацию уксуса для консервирования.

Итак, наши усилия сегодня были направлены на решение задач, связанных с понятие «доля». В чем их особенность?

В результате занятия мы выполнили заказ, провели демонстрационный опыт, поработали в группах.

Теперь переверните карточки с задачами. На обратной стороне вы видите таблицу – запишите в ней свою фамилию и процентную долю вашего участия в работе группы.

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Оцени работу своей группы.

Отметь  вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).

  1. Все ли члены группы принимали участие в работе?

 А. Да, все работали одинаково.

 Б. Нет, работал только один.

 В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

  1. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

 А. Работали дружно, ссор не было.

 Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

 В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

  1. Тебе нравится результат работы группы?

 А. Да, все получилось хорошо.

 Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

 В. Нет, не нравится.

  1. Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком X.

Обучающимся предлагается заполнить анкету. Обучающиеся осуществляют самоанализ, дают качественную и количественную оценку урока

Познавательные:

рефлексия

Личностные: смыслообразование

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

8

Домашнее задание

Учитель формулирует задание, комментируя его по необходимости:

параграф 21, вопросы 1 – 2

Обучающиеся воспринимают информацию, фиксируют задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: Массовая доля растворённого вещества

Разработка урока представлена в  виде технологической карты....

Проектная работа учащегося "Способы решения задач по теме «Растворы. Массовая доля растворённого вещества»"

Основная часть данной проектной  работы  включает  в себя  2 раздела: теоретический и практический. В теоретическом  разделе описываются способы решения различных типов задач ...

урок химии для 8 класса "Вычисление массовой доли растворенного вещества"

Урок из темы "Соединения химических элементов" формирует навыки решения задач на расчет доли и нахождение массы компонента раствора графическим способом...

Практическая работа по химии 8 классТема. Приготовление раствора с определённой массовой долей растворённого вещества (соли).

Практическая работа по химии 8 классТема. Приготовление раствора с определённой массовой долей растворённого  вещества (соли)....

«Приготовление раствора с определённой массовой долей растворённого вещества»

разработка урока  по химии «Приго­товление рас­твора с определённой массовой долей растворённого вещества» 8класс,  урок с использованием практического мод...

Химия 8 класс. Задачи на массовую долю растворённого вещества

Подборка задач на отработку понятия: массовая для растворённого вещества, масса растворенного вещества, масса раствора, масса растворителя....