Дистанционный урок химии для учащихся с ОВЗ в 9 классе по теме "Аммиак"
учебно-методический материал по химии (9 класс)

Полева Надежда Александровна

Дистанционный урок химии для учащихся с ОВЗ в 9 классе по теме "Аммиак"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_ammiak.doc68 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku_po_teme_ammiak.ppt2.02 МБ

Предварительный просмотр:


План-конспект урока                                                                                                                                                  с использованием дистанционных образовательных технологий                        по теме «Аммиак». 9 класс

Цель: изучить строение  молекулы аммиака, способы его получения, физические и химические свойства, области применения аммиака.

Задачи:

Образовательные: познакомить с историей происхождения химического названия аммиака; изучить строение молекулы аммиака, способы получения аммиака, его физические свойства;  спрогнозировать химические свойства аммиака на основании строения его молекулы; рассмотреть особенности химических реакций, протекающие с аммиаком; продолжить формирование умения составлять уравнения химических реакций; рассмотреть практическое использование аммиака.

Развивающие: развивать память и внимание; формировать положительную мотивацию на изучение предмета химии; учить применять знания в новой ситуации; продолжить развитие умений выделять главное в изучаемом учебном материале; формировать умение работать самостоятельно, делать самостоятельные выводы и обобщения; совершенствовать навыки работы с электронным учебником, тестами, Skype.

Воспитывающие: формирование познавательного интереса к предмету, воспитание бережного отношения к здоровью и к окружающей среде.

Тип урока:  комбинированный с использованием дистанционных образовательных технологий, интернет-ресурсов.

Форма урока: дистанционный урок.

Методы обучения: иллюстративно-объяснительные, проблемные, частично-поисковые.                                                                     

Необходимое оборудование и материалы для дистанционного урока:     компьютер с выходом в Интернет, электронные ресурсы, Skype, электронный учебник - «Химия 9 класс» Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман, электронные ресурсы с сайта http://school-collection.edu.ru, презентация Power Point, видеофайлы с демонстрационными опытами.                                                                                                                                      

Требования к уровню ИКТ компетентности обучающихся: умение работать в Skype, выходить в интернет, работать с файлами, делать скриншоты.

                                                                                                                                        Тип доставки учебного материала: дистанционно с использованием Skype, электронного учебника, интернет-ресурсов.

Структура дистанционного урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Вре

мя

1

Организационный

Вход в Skype; Приветствие ученика.

Проверка связи, звука, изображения.

Вход в Skype;

Приветствие учителя;

3 мин.

2

Актуализа

ция  

знаний

Беседа с учащимся по вопросам изученной темы.

Отвечает на вопросы.

4 мин.

3

Постановка целей  урока

Постановка проблемных вопросов, формулирует  цели урока.

Тему урока записывает в тетрадь.

3 мин.

4

Изучение нового материала

Изложение нового материала с применением   презентации Power Point и видеофайлов.

Работает с текстом, со схемами, отвечает на вопросы, записывает необходимые тезисы и химические уравнения в тетрадь.

10 мин.

Физминутка

Инструктаж.

Выполняет упражнения для глаз.

2 мин.

5

Изучение нового материала

(продолже

ние)

Изложение нового материала с применением презентации Power Point.

Работает с текстом, отвечает на вопросы, записывает химические уравнения в тетрадь.

8 мин.

6

Физминутка

 Инструктаж.

Выполняет двигательные упражнения.

2 мин.

7

Проверка первичного усвоения материала

Проводит тестирование по изученному материалу, задает проблемный вопрос.

Выполняет устно тест.

Отвечает на проблемный вопрос.

3 мин.

8

Рефлексия.

Домашнее задание.

Проводит анализ урока;

инструктирует  по выполнению домашнего задания.

Самоанализ работы на уроке;

записывает домашнее  задание, уточняет способы выполнения работы.

4 мин.

9

Завершение урока

Прощается с учащимся;

выходит из Skype.

Прощается с учителем;

выходит из Skype.

1 мин.

Ход урока

1. Организационный момент.

Вход в Skype.                                                                                                                                                       - Здравствуй, Виктория! Сегодня на уроке химии мы будем работать в дистанционной образовательной среде и использовать разные электронные ресурсы.

2. Актуализация знаний.

Прежде, чем мы с тобой начнем разбирать новую тему, давай повторим, что ты узнала и запомнила на предыдущем уроке.                                                                                                   Включи демонстрацию своего экрана, открой "Периодическую систему химических элементов Д.И.Менделеева".   

1) Дай общую характеристику подгруппе азота.

2) Назови химические формулы высшего оксида и летучего водородного соединения азота.  

- Спасибо, Виктория! Отключи демонстрацию экрана, теперь я включу демонстрацию своего экрана.                                                                                                                                      

3. Постановка цели урока, определение темы урока.

Летучее водородное соединение азота называется аммиак.                                         - Виктория, прочитай текст об истории происхождения этого названия (слайд 2).

Аммиак (в европейских языках его название звучит как «аммониак») своим названием обязан оазису Аммона в Северной Африке, расположенному на перекрёстке караванных путей. В жарком климате мочевина (NH2)2CO, содержащаяся в продуктах жизнедеятельности животных, разлагается особенно быстро. Одним из продуктов разложения и является аммиак.                 По другим сведениям, аммиак получил своё название от древнеегипетского слова «амониан». Так называли людей, поклоняющихся богу Амону. Они во время своих ритуальных обрядов нюхали минерал нашатырь – хлорид аммония NH4Cl, который при нагревании испаряет аммиак.                                                                               Чем нашатырный спирт отличается от нашатыря? Какие области применения аммиака существуют в современном мире?                                          Сегодня на уроке ты узнаешь об аммиаке, его составе и строении, о способах его получения, о его свойствах и, конечно же, о применении (слайд 3).                                   

4. Изучение новой темы.

Начнем с изучения состава и строения аммиака.

Химическая формула аммиака - NH3 (слайд 4). Его молекула состоит из одного атома азота и трех атомов водорода.

- Давай вспомним, сколько электронов на последнем уровне атома азота.

На последнем уровне азота 5 электронов, при этом два из них спарены, три неспаренных.

- А сколько электронов имеет водород?

Один. Спасибо.

- Как образуется молекула аммиака?

3 неспаренных электрона азота объединяются с 3-мя электронами водорода,

и образуется три общих электронных пары.

- В сторону какого элемента в молекуле аммиака будет смещена электронная плотность и почему?

Конечно, азота, так как он более ЭО.

Сделаем вывод: в молекуле аммиака есть три ковалентные полярные связи, образованные за счет общих электронных пар и на атоме азота имеются два неподеленных электрона.

- Сделай скриншот экрана, Вика.

В пространстве молекула аммиака имеет форму пирамиды, в вершине которой расположен атом азота, а в основании — три атома водорода (слайд 5). 

А теперь рассмотрим способы получения аммиака (слайд 6).

В промышленности аммиак получают прямым синтезом из простых веществ:

N2 + 3H2 ↔ 2NH3 + Q

Эта реакция обратимая.

- Какие условия нужно создать для смещения химического равновесия вправо, используя принцип Ле-Шателье?

Так как реакция экзотермическая и протекает с уменьшением объёма, то проводить её нужно при более низких температурах и высоком давлении.

- Виктория, запиши в тетрадь: "Получение: 1) в промышленности", а далее - уравнение реакции и необходимые условия : ↓tº и ↑P

Действительно, оптимальные условия для промышленного способа получения аммиака:

температура – 450-500 ˚С,

давление – 25-30 МПа (слайд 7)

Для получения аммиака в лаборатории используют действие сильных щелочей на соли аммония (слайд 8).

Например, действие гидроксида кальция на хлорид аммония:

2NH4Cl + Ca(OH)2 = 2NH3↑ + СaCl2+ 2H2O

- Вика, прочитай уравнение этой реакции, используя химические названия веществ. Хорошо!

О чем свидетельствует положение пробирки, в которую собирают аммиак?

Верно, о том, что аммиак легче воздуха.

-Запиши в тетрадь: " 2) в лаборатории:", а далее - уравнение.

- А теперь прочитай о физических свойствах аммиака (слайд 9). Сделай скриншот!

- Виктория, давай спрогнозируем химические свойства аммиака на основании строения его молекулы(слайд 10).

Молекула аммиака полярна. Общие электронные пары в молекуле смещены к более электроотрицательному атому азота. Он заряжен частично отрицательно, а атомы водорода — частично положительно.

В какие химические реакции будет вступать аммиак, благородя наличию неподеленной электронной пары на атоме азота?

Наличие неподеленной электронной пары на атоме азота в молекуле аммиака будет способствовать тому, что он будет вступать в реакции присоединения протона водорода H + , т.е. реагировать с водой и с кислотами (слайд 11).

                                             H +

       N••           +  H+   →         N                     [NH4]+   

H    H     H                     H    H    H       ион аммония                                                             

Такой механизм образования связи называется донорно-акцепторным.                   5. Физминутка   «Упражнение для глаз»                                                                                                                                          1. Быстро поморгай, закрой глаза и посиди спокойно, медленно сосчитай            до 5. Повтори 4 раза.                                                                                                                                                                    2. Крепко зажмурь глаза (считай до 3), открой и посмотри вдаль(сосчитай            до 5). Повтори 4-5 раз.                                                                                                       6. Изучение нового материала (продолжение)                                                            - Посмотри демонстрации опытов "Растворение аммиака" и "Взаимодействие аммиака с кислотами"(видеофайлы).                                                                                                      - Запиши в тетрадь: "Химические свойства" и далее... закончи уравнения реакций (слайд 12).                                                                                                              Химические свойства  Для аммиака характерны:

1) реакции без изменения степени окисления атома азота (присоединение);

а) с водой                     основание:

          NH3 + H2O → ?             (NH4OH или NH3·H2O)

                    (HOH)

б) с кислотами                   соли аммония:

          NH3 + HCl → ?               (NH4Cl)

          NH3 + H2SO4 → ?          ((NH4)2SO4)

- Прочти стишок! (слайд 13)

Добрый старый аммиак,

Он богач, и он добряк,

Богат неподелёнными

Своими электронами,

Но только, вот беда, ему

В растворе скучно одному.

Он погулять готов всегда:

Там кислота, а тут вода…

Потом, обобранный до нитки,

Он плачет: «Где мои пожитки?

Какое это беззаконие:

Стал катионом я аммония!».

- Продолжим, Вика, изучение химических свойств аммиака (слайд 14).

2) реакции с изменением степени окисления атома азота (реакции  окисления):

а) без катализатора:

аммиак + кислород           азот + вода

б) с катализатором:

аммиак + кислород           оксид азота (II) + вода

- Сделай скриншот! Потом перепишешь в тетрадь!

    -3             0               0                  -2

4NH3 +3O2 → 2N2 + 6H2O          (слайд 15)

    -3              0

2N - 6ē → N2      4   2   восстановитель

  0                        -2

O2 + 4ē →2O       6   3   окислитель

 ? NH3 + ? O → ? NO  + ? H2O

- Сделай скриншот, Вика! После перепишешь и доделаешь второе уравнение - расставишь коэффициенты методом электронного баланса.

Итак, мы познакомились со свойствами аммиака. А какое же применение находит это вещество в нашей жизни?

- Прочитай, Вика! (слайды 16, 17)

Аммиак используется для производства азотных удобрений (нитрат и сульфат аммония, мочевина), взрывчатых веществ и полимеров, азотной кислоты, соды и других продуктов химической промышленности.

Жидкий аммиак используют в качестве растворителя, а в холодильной технике используется в качестве холодильного агента.

В медицине 10% раствор аммиака, чаще называемый нашатырным спиртом, применяется при обморочных состояниях (для возбуждения дыхания), для стимуляции рвоты; а также наружно - в виде примочек при укусах насекомых; растирания аммиачным линиментом при невралгиях и миозитах; для обработки рук хирурга.

Резкий запах аммиака способствует возбуждению дыхательного и сосудодвигательного центров мозга, вызывая учащение дыхания и повышение артериального давления.

При неправильном применении может вызвать рефлекторную остановку дыхания (при вдыхании в высокой концентрации) или ожоги пищевода и желудка (в случае приёма внутрь неразведённого раствора).

7. Физминутка (двигательная)                                                                                                                                              Раз - подняться, потянуться,                      На четыре - руки шире,
Два - нагнуться, разогнуться,                    Пять, шесть - тихо сесть.
 
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
8. Проверка усвоения и осмысления материала.                                                                                                                 - Вика, я предлагаю тебе вспомнить всё, о чём ты узнала сегодня на уроке и выполнить небольшой тест (слайд 18). 

1) Аммиак ____________ растворяется в воде.

2) Раствор аммиака в воде называют ___________ водой или ___________ спиртом.

3) Под действием аммиака влажная лакмусовая бумажка меняет свою окраску на ________________.

4) При взаимодействии аммиака с концентрированной соляной кислотой образуется вещество в виде клубов белого дыма, называемого ____________________________________.

5) Аммиак в реакциях с кислородом проявляет свойства ______________________.

- Так чем отличается нашатырный спирт от нашатыря?

Правильно, нашатырный спирт - это водный раствор аммиака, а нашатырь - хлорид аммония - кристаллическое вещество. Но оба имеют резкий запах аммиака.  В старину пожилые светские дамы, да и молоденькие девушки в узких корсетах, опасаясь обморока в духоте бального зала, всегда имели при себе флакончики с «нюхательной солью» – нашатырем.                                                                                                                                              

7. Рефлексия. Домашнее задание.                                                                                              - Что нового ты узнала сегодня на уроке? Было ли тебе интересно?                                                       Итак, сегодня на уроке ты узнала, что такое аммиак, какими свойствами он обладает, как его получают и где применяют.                                                             Оценка за урок:_______                                                                                                        Молодец! Оценку поставь себе в дневник. Когда будешь присутствовать на классном часе, подойдёшь ко мне за подписью.

Домашнее задание: §17, сделать записи со скриншотов в тетрадь, доделать 2 уравнение ОВР. Запиши в дневник!

8. Завершение урока.

Прощание, выход из Skype.

- Урок окончен. До свидания, Виктория!

                                                                                         

Источники информации

        

1. Аммиак - урок. Химия 8-9 класс. https://www.yaklass.ru/p/himija/89-klass/khimiia-nemetallov-157456/azot-i-ego-soedineniia

2. Аммиак - Википедия. https://ru.wikipedia.org

3. Урок 28. Аммиак. Физические и химические свойства аммиака, получение, применение. https://www.sites.google.com/site/himulacom/zvonok-na- urok/9-klass---vtoroj-god-obucenia/ammiak

4. Методическая разработка урока по теме "Аммиак". 9-й класс

https://открытыйурок.рф/статьи/612009/

5. Видео-эксперименты: "Растворение аммиака", "Взаимодействие аммиака с кислотами" и др. http://files.school-collection.edu.ru

6. Максимова О.А. «Методические рекомендации по разработке и проведению дистанционного урока». - Томск, Центр новых образовательных технологий ТГУ, 2005

7. Вачков И. Дистанционное обучение детей-инвалидов // Школьный психолог. – Издательский дом «Первое сентября» - №38, 2008. – с. 20-22.

8. Особенности детей с ДЦП и сохранным интеллектом. https://cyberpedia.su/3x12213


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЯ Аммиак (в европейских языках его название звучит как « аммониак ») своим названием обязан оазису Аммона в Северной Африке, расположенному на перекрёстке караванных путей. В жарком климате мочевина (NH 2 ) 2 CO, содержащаяся в продуктах жизнедеятельности животных, разлагается особенно быстро. Одним из продуктов разложения и является аммиак. По другим сведениям, аммиак получил своё название от древнеегипетского слова « амониан» . Так называли людей, поклоняющихся богу Амону. Они во время своих ритуальных обрядов нюхали минерал нашатырь – хлорид аммония NH 4 Cl, который при нагревании испаряет аммиак.

Слайд 3

Аммиак: состав и строение, получение, свойства, применение.

Слайд 4

NH 3 – летучее водородное соединение азота N 1 s 2 2 s 2 2 p 3 + H N H H 3H H N 1 s 1 +δ + δ +δ – δ Химическая связь ковалентная полярная

Слайд 5

Строение молекулы В пространстве молекула аммиака имеет форму пирамиды , в вершине которой расположен атом азота, а в основании — три атома водорода.

Слайд 6

Получение В промышленности аммиак получают прямым синтезом из простых веществ: N 2 + 3H 2 2NH 3 + Q Эта реакция обратимая . Какие условия нужно создать для смещения химического равновесия вправо , используя принцип Ле-Шателье?

Слайд 7

Так как реакция экзотермическая и протекает с уменьшением объёма , то проводить её нужно при более низких температурах и высоком давлении. Действительно, оптимальные условия для промышленного способа получения аммиака: температура – 450-500 ˚С, давление – 25-30 МПа.

Слайд 8

2NH 4 Cl + Ca(OH) 2 = 2NH 3 ↑ + СaCl 2 + 2H 2 O Для получения аммиака в лаборатории используют действие сильных щелочей на соли аммония. Например, действие гидроксида кальция на хлорид аммония:

Слайд 9

Физические свойства бесцветный газ с резким запахом легче воздуха (М=17 г/моль) хорошо растворяется в воде -700 объёмов в 1 объёме воды (при 20°C) температура плавления -77,73 °C температура кипения -33,34 °C ЯДОВИТ!

Слайд 10

Давайте спрогнозируем химические свойства аммиака на основании строения его молекулы. Молекула аммиака полярна . Общие электронные пары в молекуле смещены к более электроотрицательному атому азота. Он заряжен частично отрицательно, а атомы водорода — частично положительно. В какие химические реакции будет вступать аммиак, благородя наличию неподеленной электронной пары на атоме азота?

Слайд 11

Наличие неподеленной электронной пары на атоме азота в молекуле аммиака будет способствовать тому, что он будет вступать в реакции присоединения протона водорода H + , т.е. реагировать с водой и с кислотами. H + N •• + H + → N или [NH 4 ] + H H H H H H ион аммония Такой механизм образования связи называется донорно-акцепторным .

Слайд 12

Химические свойства Для аммиака характерны: реакции без изменения степени окисления атома азота (присоединение); а) с водой основание: NH 3 + H 2 O → ? (HOH) б) с кислотами соли аммония: NH 3 + HCl → ? NH 3 + H 2 SO 4 → ?

Слайд 13

Добрый старый аммиак, Он богач, и он добряк, Богат неподелёнными Своими электронами, Но только, вот беда, ему В растворе скучно одному. Он погулять готов всегда: Там кислота, а тут вода… Потом, обобранный до нитки, Он плачет: «Где мои пожитки? Какое это беззаконие: Стал катионом я аммония!».

Слайд 14

2) реакции с изменением степени окисления атома азота (реакции окисления): а) без катализатора: аммиак + кислород азот + вода б) с катализатором: аммиак + кислород оксид азота ( II) + вода

Слайд 15

-3 0 0 -2 NH 3 + O 2 → N 2 + H 2 O -3 0 2N - 6ē → N 2 4 2 восстановитель 0 -2 O 2 + 4ē →2 O 6 3 окислитель ? NH 3 + ? O 2 → ? NO + ? H 2 O 4 3 2 6

Слайд 16

Применение Аммиак используется для производства азотных удобрений (нитрат и сульфат аммония, мочевина), взрывчатых веществ и полимеров, азотной кислоты, соды и других продуктов химической промышленности. Жидкий аммиак используют в качестве растворителя, а в холодильной технике используется в качестве холодильного агента. В медицине 10 % раствор аммиака, чаще называемый нашатырным спиртом, применяется при обморочных состояниях (для возбуждения дыхания), для стимуляции рвоты; а также наружно - в виде примочек при укусах насекомых; растирания аммиачным линиментом при невралгиях и миозитах; для обработки рук хирурга. Резкий запах аммиака способствует возбуждению дыхательного и сосудодвигательного центров мозга, вызывая учащение дыхания и повышение артериального давления. При неправильном применении может вызвать рефлекторную остановку дыхания (при вдыхании в высокой концентрации) или ожоги пищевода и желудка (в случае приёма внутрь неразведённого раствора).

Слайд 18

Тест по теме «Аммиак». Что узнали и запомнили? 1) Аммиак ____________ растворяется в воде. 2) Раствор аммиака в воде называют ___________ водой или ___________ спиртом. 3) Под действием аммиака влажная лакмусовая бумажка меняет свою окраску на ________________. 4) При взаимодействии аммиака с концентрированной соляной кислотой образуется вещество в виде клубов белого дыма, называемое ____________________________________. 5) Аммиак в реакциях с кислородом проявляет свойства ______________________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционный урок химии 11 класс 07.04.2020

Дистанционный урок по химии для 11 класса по теме "Генетическая связь между неорганическими и органическими веществами"....

Дистанционный урок химия 9 класс 10.04.2020

Дистанционный урок для 9 класса по теме "Металлы"...

Дистанционный урок химия 10 класс 11.04.2020

Дистанционный урок по химии для 10 класса по теме "Белки-природные полимеры"....

Дистанционный урок химия 11 класс 14.04.20

Дистанционный урок по химии для 11 класса по теме "Решение эксперементальных задач по неорганической химии 14.04.20...

Дистанционный урок химия 8 класс 13.04.20

Дистанционный урок по химии для 8 класса по теме "Оксиды их классификация и свойства". 13.04.20...

Дистанционный урок химия 11 класс 17.04.20

Дистанционный урок химии для 11 класса по теме "Решение задач по неорганической химии" 17.04.20...