рабочая програма Органическая химия 10 кл. 3 ч (профильный уровень)
рабочая программа по химии (10 класс)

Рабочая програма  для профильного класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programa_3ch_10_kl_profil.docx108.89 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «СОШ № 2 с УИОП г. Улан-Удэ»

Обсуждена

на заседании МО

протокол №_____

 «___»_________2019г.

Руководитель

Пантелеева И.Ю.

Рекомендована

на заседании МС

протокол № _____

 «___»_________2019 г.

Заместитель по УВР

Бальчинова В.В.

Утверждаю

«___»_________2019 г.

Директор школы

Л.А. Бичевина.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

химии

направленность: общеобразовательная

уровень изучения предмета: профильный

10 КЛАСС

СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ

 общего образования по химии (профильный уровень)

Автор(ы): Н.Е. Кузнецова, Н.Н. Гара

к учебнику Н.Е. Кузнецова и др. «Химия 10».

УЧИТЕЛЬ: Пантелеева Ирина Юрьевна

2019-2020

        


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа для профильного обучения химии продолжает развитие концепции и идей программ по химии для основной школы (Н.Е. Кузнецова и др.).

При подготовке данного варианта программы полностью учтен Государственный стандарт среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень), обязательный минимум содержания образовательных программ и требования к уровню подготовки  по химии выпускников полной средней школы.

Настоящая программа составлена для учащихся 10 классов, изучающих химию на профильном уровне. Данный курс учащиеся изучают после курса химии для 8-9 классов, где они познакомились с важнейшими химическими понятиями, неорганическими и органическими веществами, применяемыми в промышленности и в повседневной жизни. 

Изучение химии в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях и фактах органической химии, необходимых для понимания научной картины мира;
  • овладение умениями: характеризовать органические вещества, материалы и химические реакции; выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения органической химии как науки  и ее вклада в технический прогресс цивилизации; сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной органической  химии;
  • воспитание убежденности в том, что органическая химия – мощный инструмент воздействия на окружающую среду, создания новых современных материалов и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений;
  • применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией.

Задачи курса:

  • вооружить учащихся знаниями основ науки органическая химия и химической технологии, способами добывания, создания новых, переработки и применения органических веществ;
  • раскрыть роль органической химии в познании природы и обеспечении жизни общества, показать значение общего химического образования для правильной ориентации в жизни в условиях ухудшении экологической обстановки;
  • внести вклад в развитие научного миропонимания ученика;
  • развить внутреннюю мотивацию учения, повысить интерес к познанию химии;
  • развить экологическую культуру учащихся.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры людей. Приоритетами  для учебного предмета «Химия»   являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни,  Вооружение  учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, производственной деятельности, продолжения образования, правильной ориентации и поведении в окружающей среде, внесение существенного вклада в развитие научного миропонимания учащихся.      

В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» в старшей школе на профильном уровне являются:  

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  •  использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; исследование несложных реальных связей и зависимостей;
  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
  •  самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
  • умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
  • объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;  
  • оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;
  •  использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая программа составлена на основании Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего общего образования», Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень), авторской программы по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ Н.Е.Кузнецова,   М.: Вентана – Граф, 2012.

Выбор УМК авторской программы и УМК Н.Е. Кузнецовой   обоснован методической системой, которая дает возможность оптимально и эффективно решать стоящие перед ним учебные задачи. Структура курса позволяет в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.

Основными компонентами этой системы являются следующие:

  • Использование авторами доступных способов подачи нового материала  в зависимости от характера фактов и особенностей учебной задачи в каждом конкретном случае. Способы подачи нового материала доступны для восприятия учащимися данных классов, т.к. обусловлены возрастными особенностями учащихся и соответствуют  уровню восприятия различных учащихся.
  • Для усвоения знаний учащимися и формирования соответствующих умений имеется богатый иллюстративный материал: рисунки, схемы, иллюстрации, таблицы. Они  либо дополняют основной учебный текст, либо конкретизируют его, либо восполняют материал, отсутствующий в тексте. Следовательно, он введен в содержание учебников не только  для оживления учебного процесса, а для разъяснения, предъявления, наглядного представления фактов и явлений.  Следовательно, данный материал  способствует интенсификации учебного процесса, позволяет сделать методы и формы работы со школьниками более разнообразными, активизирует их внимание, развивает познавательные интересы детей и обеспечивает эффективность процесса обучения в целом.
  • Наличие материалов, с помощью которых школьники обучаются способам деятельности (алгоритмы и химические тренажеры), что особенно важно для слабых учащихся;
  • Материалы учебников позволяют дифференцировать задания для различных групп школьников с учетом их индивидуальных возможностей и интересов. Индивидуальный подход может быть реализован как в ходе освоения теории, так и в процессе формирования умений.
  • Упражнения учебников ориентированы и на развитие познавательной активности учащихся, на формирование опыта творческой деятельности, как это предусмотрено содержанием обучения любому учебному предмету в средней школе. С этой целью используются упражнения продуктивного характера, частично поисковые задания, в основе которых лежит умение применять полученные знания в новой ситуации, самостоятельно анализировать факты, делать выводы и обобщения.
  • Обеспечение регулярного повторения пройденного материала. Они позволяют учителю постоянно следить за уровнем сформированных умений и своевременно предотвратить процесс их угасания. Только при таком условии обеспечивается прочность усвоения материала.
  • Наличие материалов, с помощью которых у школьников формируются общепредметные умения. Это справочный и дополнительный материалы, способствующие развитию навыков самостоятельной работы.
  • Учебник позволяет решить задачи, связанные с воспитанием у школьников   убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.

 В данной программе выражена гуманистическая и химико - экологическая направленность и ориентация на развивающее обучение. В ней отражена система важнейших химических знаний, раскрыта роль химии в познании окружающего мира, в повышении уровня материальной жизни общества, в развитии его культуры, в решении важнейших проблем современности. Данная программа ориентирована на общеобразовательные классы. Помимо основ науки, в содержание предмета химия включен ряд сведений занимательного, исторического, прикладного характера, содействующих мотивации учения, развитию познавательных интересов и решению других задач воспитания личности.

В программе реализованы следующие направления:

  • гуманизации содержания и процесса его усвоения;
  • экологизации курса химии;
  • интеграции знаний и умений;
  • последовательного развития и усложнения учебного материала и способов его изучения.

 Программа реализована в учебнике «Химия -10 (профильный уровень)» под редакцией Н.Е. Кузнецовой, выпущенных Издательским центром «Вентана – Граф» 2012 – 2017 г. Курс рассчитан на 35 учебных недели, 3 час в неделю, всего – 105 часов. Из них контрольных работ - 5, практических работ – 10.   Резервное время 2 часа.

4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

 В педагогической деятельности  использую гуманистические  на основе дифференцированного подхода технологии обучения и воспитания учащихся, поддерживаю   стремление к самореализации и самоутверждению на основе системно-деятельностного подхода, который проявляется через такие аспекты, как:

  • Формирование содержания материала в большие модули и блоки, что позволяет увеличить время на самостоятельную работу учащихся;
  •  Использование в работе взаимо- и самоконтроля;
  •  Индивидуализация домашнего задания в том числе через домашние поисковые, исследовательские, контрольные и практические работы;
  • Формирование индивидуальных маршрутов обучения как сильных, так и слабых учащихся (провожу индивидуальную работу с отдельными учащимися на фоне самостоятельно работающего класса или групп);
  •  Организация самостоятельной поисковой деятельности школьников посредством постепенного усложнения заданий от репродуктивных до творческих.
  • Любой ученик имеет право продемонстрировать свои знания по предмету, высказать свое видение проблемы, предложить свой способ решения.
  • Выбор форм работы с учащимися определяется на основе анализа уровня сформированности понятий по отдельным темам, типам и видам заданий, уровню сформированности предметных и общих компетенций, на основании тематического контроля. Данные фиксируются в мониторинговых таблицах как по отдельному ученику, так и в рамках класса.  

5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10 класса

В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен

знать/понимать

  • роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем,  углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в    органической химии;
  • основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро
  • основные теории химии: строения атома, химической связи строения органических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;
  • классификацию и номенклатуру   органических соединений;
  • природные источники углеводородов и способы их переработки;
  • вещества и материалы, широко используемые в практике: органические кислоты,    углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;

уметь

  • называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в   органической химии;
  • характеризовать: основные классы органических соединений; их строение и свойства (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);
  • объяснять природу и способы образования химической связи; зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
  • выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших   органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
  • проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
  • осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
  • оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.

 6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 Программа курса химии для 10 класса профильного урони» отражает учебный материал четырех крупных разделов: «Теоретические основы органической химии», «Классы органических соединений», «Вещества живых клеток», «Органическая химия в жизни человека».

В первом разделе раскрываются современная теория строения органических соединений, показывающая единство химического, электронного и пространственного строения, явления гомологии и изомерии, классификация и номенклатура органических соединений, а также закономерности протекания и механизмы органических реакций.

При изучении классов органических соединений особое внимание уделено раскрытию явления изомерии и универсальности ограниченного количества функциональных групп, благодаря которым в природе существует огромное многообразие соединений углерода. Также приводятся сведения о нахождении каждой группы веществ в природе, об их применении в условиях сформированной техносферы. Весь курс органической химии пронизывают идеи зависимости свойств веществ от особенностей их строения и от характера функциональных групп, а также генезиса и развития веществ и генетических связей между многочисленными классами органических соединений. Значительное внимание уделено раскрытию особенностей веществ, входящих в состав живых клеток. При этом осуществляется межпредметная связь с биологией. На примерах изучения разных классов органических веществ анализируются биологические функции отдельных химических соединений, необходимых для жизнедеятельности организма человека, что является мотивацией сознательного усвоения предмета учащимися. Этому способствует и материал, раскрывающий социальные проблемы общества (алкоголизм, наркомания и др.). В курсе органической химии содержатся важные сведения об отдельных веществах и синтетических материалах, о лекарственных препаратах и других веществах, способствующих формированию здорового образа жизни и общей культуры человека.

 Курс имеет химико-экологическую направленность, его содержание, последовательность и методы раскрытия учитывают возрастные и типологические особенности учащихся с целью обеспечения доступности учебного материала на каждом этапе обучения. В содержание учебного предмета включен ряд сведений занимательного, исторического, прикладного характера, содействующих мотивации учения и развитию познавательных интересов   личности учащихся

Раздел 1Теоретические основы органической химии (17ч)

Тема 1 Введение в органическую химию (3 ч)

Органические вещества. Органическая химия. Предмет органической химии. Отличительные признаки органических веществ и их реакций. История зарождения и развития химии.

Лабораторный опыт. Определение углерода и водорода и составе органического вещества.

Тема 2 Теория строения органических соединений (4 ч)

Теория химического строения A.M. Бутлерова: основные понятия, положения, следствия. Развитие теории химического строения на основе электронной теории строения атома. Современные представления о строении органических соединений. Изомеры. Изомерия. Эмпирические, структурные, электронные формулы. Модели молекул органических соединений. Жизнь, научная и общественная деятельность A.M. Бутлерова.

Демонстрации. Слайды, таблицы, ЦОРы. Образцы органических веществ и материалов и изделий из них. Модели молекул органических веществ.

Тема 3 Особенности строения и свойств органических соединений. Их классификация (5 ч)

Электронное и пространственное строение органических соединений. Гибридизация электронных орбиталей. Типы гибридизации электронных орбиталей атомов углерода. Простая и кратная ковалентные связи. Механизм образования ковалентной связи. Понятие о гомологических рядах органических соединений. Методы исследования органических соединений.

Тема 4 Теоретические основы, механизмы и закономерности протекания реакций органических соединений (5 ч)

Органические реакции как химические системы. Гомогенные и гетерогенные системы. Реакционная способность. Особенности протекания реакций органических соединений. Типы разрыва ковалентных связей в органических веществах. Механизмы и типы реакций. Скорость химических реакций.

Демонстрации. Плавление, обугливание и горение органических веществ. Растворимость органических соединений в воде и неводных растворителях. Взаимодействие этилена и ацетилена с бромной водой. Экстракция растворителем.

Расчетные задачи. Нахождение молекулярной формулы вещества, находящегося в газообразном состоянии.

 Раздел IIКлассы органических соединений (44 ч)

Тема 5 Углеводороды (21 ч)

Алканы. Строение молекул алканов. Гомологический ряд. номенклатура и изомерия. Конформеры (коиформация). Физические свойства алканов. Химические свойства: горение, галогенирование, термическое разложение, изомеризация. Нахождение алканов в природе. Получение и применение алканов и их производных. Экологическая роль галогепопроизводпых алканов.

Циклоалканы. Строение молекул, гомологический ряд, физические свойства, распространение в природе. Химические свойства. Конформация циклоалканов.

Алкены. Строение молекул. Физические свойства. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, цис-, транс-изомерия. Номенклатура. Химические свойства: реакция окисления, присоединения, полимеризации. Правило В.В. Марковиикова. Полиэтилен. Способы получения этилена в лаборатории и промышленности.

Алкадиены. Строение. Физические свойства. Химические свойства. Реакции присоединения и полимеризации. Мезомериый эффект. Природный каучук. Синтетический каучук. Резина.

Алкины. Строение молекул. Физические и химические свойства. Реакции присоединения и замещения. Получение. Применение.

Ароматические углеводороды (арены). Бензол и его гомологи. Строение, физические свойства, изомерия, номенклатура. Резонансная энергия. Химические свойства: реакции галогенипрования, нитрования, алкилироваиия (на примере взаимодействия с хлорметаном), присоединения, окисления. Особенности химических свойств гомологов бензола на примере толуола (реакции бензольного кольца и боковой цепи). Источники промышленного получения и применения бензола и его гомологов. Ориентирующее действие заместителей в бензольном кольце. Генетическая связь углеводородов. Применение углеводородов

Демонстрации. Определение относительной плотности метана по воздуху. Определение качественного состава метана по продуктам горения. Взрыв смеси метана с воздухом. Горение метана в хлоре. Замещение в метане водорода хлором. Подтверждение качественного состава высших углеводородов. Получение метана и его взаимодействие с хлором на свету. Получение этилена, его взаимодействие с раствором перманганата калия и бромной водой. Горение этилена. Получение ацетилена карбидным способом, взаимодействие с раствором перманганата калия и бромной водой. Горение ацетилена. Образцы природного и синтетического каучуков. Окисление толуола.

Практическая работа. Получение этилена и изучение его свойств.

Лабораторные опыты. 1. Сборка шаростержневых моделей алканов. 2. Изучение свойств каучука

Тема 6 Спирты. Фенолы. Простые эфиры (7 ч)

Одноатомные спирты. Классификация, номенклатура и изомерия спиртов. Предельные одпоатомные спирты. Гомологический ряд, строение и физические свойства. Водородная связь. Химические свойства. Важнейшие представители одноатомных спиртов. Спиртовое брожение. Получение и применение спиртов. Спирты в жизни человека. Спирты и здоровье.

Простые эфиры. Состав, физические свойства, способность образовывать с воздухом взрывчатые смеси, применение, получение. Диэтиловый эфир.

Многоатомные спирты. Этиленгликоль и глицерин. Состав, строение, водородная связь. Физические и химические свойства. Применение. Качественные реакции на многоатомные спирты.

Фенолы. Фенол: состав, строение молекулы, физико-химические свойства. Применение фенола и его соединений. Их токсичность. Изомерия в двух- и трехатомных фенолах по положению гидроксилъных групп. Пирокатехин, резорцин, гидрохинон.

Демонстрации. Сравнение свойств спиртов (горение, растворимость в воде, взаимодействие с натрием) в гомологическом ряду. Получение диэтилового эфира. Взаимодействие глицерина с натрием, гидроксидом меди (II). Горение глицерина.

Растворимость фенола в воде и щелочах при обычной температуре и нагревании; взаимодействие глицерина с натрием; вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой. Взаимодействие фенола с раствором хлорида железа (III) и бромной водой. Бактерицидное действие фенола (свертывание белка в его присутствии).

Лабораторные опыты. 1. Реакция окисле пня этилового спирта оксидом меди (II). 2. Изучение физических СВОЙСТВ глицерина (вязкость, летучесть, растворимость в воде). Взаимодействие глицерина с гидроксидом меди (II). 3. Растворение фенола в воде и изучение его свойств. Качественные реакции на фенол.

Тема 7  Альдегиды и кетоны (4ч)

Классификация альдегидов. Гомологический ряд предельных альдегидов. Номенклатура. Физические свойства. Химические свойства: реакции окисления, присоединения, поликонденсации. Качественная реакция с фуксипсернистой кислотой. Формальдегид и ацетальдегид: получение и применение. Акролеин - представитель непредельных альдегидов. Акролеиновая проба.

Кетоны. Ацетон: строение, физические свойства, получение, применение. Изомерия.

Генетическая связь углеводородов, спиртов и альдегидов.

Демонстрации. Взаимодействие формальдегида с аммиачным раствором оксида серебра и гидроксида меди (II). Качественные реакции на альдегиды с фуксипсернистой кислотой. Получение уксусного альдегида окислением этилового спирта. Физические свойства ацетона. Растворение в ацетоне пенопласта и использование полученного раствора в качестве клея.

Лабораторные опыты. 1. Окисление формальдегида аммиачным раствором оксида серебра (I). Реакция ацетальдегида с гидроксидом меди (II). 2. Окисление спирта в альдегид. 3. Взаимодействие формальдегида с фуксинсерпистой кислотой.

Тема 8 Карбоновые кислоты и сложные эфиры (6 ч)

Карбоновые кислоты. Классификация карбоновых кислот. Одноосновные насыщенные карбоновые кислоты: гомологический ряд, номенклатура, строение, способность кислот к образованию водородной связи. Физические свойства. Химические свойства. Реакция галогеиирования. Особые свойства, применение и получение муравьиной, уксусной, масляной кислот.

Высшие жирные кислоты: пальмитиновая и стеариновая. Краткие сведения о распространении в природе, составе, строении, свойствах и применении. Мыла.

Одноосновные непредельные карбоновые кислоты: акриловая, олеиновая, линолевая. Состав, строение, распространение в природе. Реакции гидрогенизации и окисления. Изомерия.

Краткие сведения о двухосновных ненасыщенных карбоновых кислотах: щавелевой, янтарной. Их состав, строение, физические и химические свойства, применение, распространение в природе. Краткие сведения об ароматических кислотах: бензойной, ацетилсалициловой.

Сложные эфиры. Состав и номенклатура. Физические и химические свойства. Применение меченых атомов для изучения механизма реакции этерификации. Гидролиз сложных эфиров. Распространение в природе и применение. Эфирные масла.

Демонстрации. Опыты, иллюстрирующие химические свойства уксусной кислоты. Свойства уксусной и муравьиной кислоты как электролитов. Отношение карбоновых кислот к бромной воде и раствору перманганата калия. Получение бензойной кислоты из бензалъдегида. Возгонка бензойной кислоты. Получение изобутилового эфира уксусной кислоты.

Лабораторный опыт. Взаимодействие олеиновой кислоты с бромной водой.

Практическая работа. Получение карбоновых кислот в лаборатории и изучение их свойств (на примере уксусной кислоты).

Тема 9  Азотсодержащие соединения (6 ч)

Амины. Классификация, состав, изомерия и номенклатура. Гомологический ряд. Строение. Реакция окисления аминов. Применение и получение. Анилин — представитель ароматических аминов. Строение молекулы. Физические и химические свойства, качественная реакция. Способы получения. Применение аминов. Ароматические гетероциклические соединения. Пиридин и пиррол: состав, строение молекул. Основные свойства. Табакокурение и наркомания — угроза жизни человека.

Демонстрации. Получение метиламина, его горение, подтверждение щелочных свойств раствора и способности к образованию солей. Получение красителя анилинового черного и окрашивание им хлопковой ткани.

Практические работы. 1. Исследование свойств анилина. 2. Решение экспериментальных задач по теме: «Характерные свойства изученных органических веществ и качественные реакции на них».

Раздел III Вещества живых клеток (17ч)

Тема 10 Жиры (2ч)

Понятие о липидах. Жиры: состав, физические и химические свойства жиров. Классификация жиров. Промышленный гидролиз жиров. Жиры в жизни человека и человечества. Жиры как питательные вещества.

Демонстрации. Растворимость жиров в растворителях различной природы. Обнаружение в растительных маслах непредельных карбоновых кислот.

Тема 11        Углеводы (6 ч)

Классификация углеводов. Образование углеводов в процессе фотосинтеза. Глобальный характер фотосинтеза. Роль углеводов в метаболизме живых организмов.

Моносахариды. Глюкоза: физические свойства. Строение молекулы: альдегидная и циклические формы. Таутомерия. Химические свойства. Природные источники, способы получения и применения. Превращение глюкозы в организме человека. Фруктоза. Рибоза и дезоксирибоза. Олигосахариды: лактоза, мальтоза и раффиноза.

Дисахариды. Сахароза. Нахождение в природе. Биологическое значение. Состав. Физические и химические свойства. Промышленное получение. Гидролиз. Восстанавливающие и не восстанавливающие дисахариды.

Полисахариды. Крахмал. Строение: амилаза и аминопектин. Свойства. Распространение в природе. Применение. Декстрины. Гликоген. Пектин.Целлюлоза — природный полимер. Состав, структура, свойства, нахождение в природе, применение. Нитраты и ацетаты целлюлозы: получением свойства. Применение. Пироксилин. Хитин.

Демонстрация. Опыты, подтверждающие химические свойства глюкозы и сахарозы. Растворение клетчатки в медно-аммиачномреактиве. Термическое разложение древесины. Гидролиз целлюлозы в присутствии серной кислоты.

Лабораторные опыты. 1. Гидролиз сахарозы. 2. Изучение химических свойств сахарозы: получение сахаратов металлов. 3. Взаимодействие крахмала с иодом. 4. Взаимодействие крахмала с гидроксидом меди (II). 5. Гидролиз крахмала.

Тема 12        Аминокислоты. Пептиды. Белки (5ч)

Аминокислоты. Состав, строение, номенклатура. Изомерия по положению аминогруппы и оптическая изомерия. Гомологический ряд аминокислот. Образование биполярного иона. -Аминокислоты, входящие в состав белков. Физические свойства. Нейтральные, основные и кислотные аминокислоты. Химические свойства. Двойственность химических реакций. Распространение в природе. Применение и получение: аминокислот  в лаборатории.

Пептиды и полипептиды. Состав и строение. Полипептиды в природе и их биологическая роль. Названия полипептидов. Гормоны (инсулин), антибиотики (пенициллин), природные токсины.

Белки. Классификация белков по составу и прбстранственному строению. Пространственное строение-. Четвертичная, структура. Физические свойства. Методы изучения структуры белков (УФ-спектроскопия и метод анализа концевых групп). Характеристика связей, поддерживающих эти структуры. Химические свойства. Денатурация и ренатурация. Качественные реакции на белки. Гидролиз. Синтез белков. Метод твердофазного синтеза пептида Б. Меррифилда. Инсулин, гемоглобин, лизоцим, коллаген. Единство биохимических функций белков, жиров и углеводов.

Демонстрации. Денатурация белков под действием фенола, формалина, кислот, нагревания. Модели белковых молекул.

Практические работы. 1. Приготовление растворов белков и изучение их свойств. 2. Решение экспериментальных задач по теме: «Вещества живых клеток».

Раздел IV        Органическая химия в жизни человека (16 ч)

Тема 14 Природные источники углеводородов (6 ч)

Нефть. Физические свойства. Способы переработки нефти. Перегонка. Крекинг термический и каталитический. Детонационная стойкость бензина. Коксохимическое производство. Проблемы получения жидкого топлива из угля. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и использование в промышленности.

Демонстрации. Набор ЦОРов, таблиц по теме «Природные источники углеводородов», коллекция «Нефть и нефтепродукты».

Лабораторный опыт. Ознакомление с образцами нефти, каменного угля и продуктами их переработки.

Тема 15 Промышленное производство органических соединений (3 ч)

Химическая технология. Материалы. Продукты. Промышленный органический синтез. Научные принципы химического производства.

Тема 16 Полимеры и полимерные материалы (7 ч)

Общие понятия о синтетических высокомолекулярных соединениях: полимер, макромолекула, мономер, структурное звено, степень полимеризации, геометрическая форма макромолекул. Физические и химические свойства полимеров. Классификация полимеров. Реакции полимеризации и поликонденсации. Механизм реакции полимеризации. Синтетические каучуки: бутадиеновый и дивиниловый. Синтетические волокна: ацетатное волокно, лавсан и капрон; пластмассы: полиэтилен, поливиниллхлорид, полистирол. Практическое использование полимеров и возникшие в результате этого экологические проблемы. Вторичная переработка полимеров.

Композиционные материалы. Краски, Лаки. Клеи. Красители. Органические красители.

Демонстрации. Образцы пластмасс, синтетических каучуков и синтетических волокон (коллекции). Проверка пластмасс, синтетических каучуков и синтетических волокон (коллекции). Проверка пластмасс на электрическую проводимость. Сравнение свойств термопластичных и термореактивпых полимеров. Полимеризация стирола. Деполимеризация полистирола. Получение нитей из капроновой смолы или смолы лавсана.

Лабораторные опыты. 1. Изучение свойств полиэтилена (термопластичности, горючести, отношения к растворам кислот, щелочей, окислителям). 2. Расплавление капрона и вытягивание ИЗ него нитей

Тема 17 Защита окружающей среды от воздействия вредных органических веществ (3 ч)

Экология. Понятие о химической экологии. Химические отходы. Углеводороды, вредные для здоровья человека. Влияние на окружающую среду производных углеводородов. Химическая экология как комплексная наука, изучающая состояние окружающей среды. Комплексный характер воздействия на окружающую среду и популяции живых особей различных органических веществ. Способы уменьшения негативного воздействия на природу органических соединений. Продукты человеческой, деятельности - источник загрязнений окружающей среды. Понятие о хемофобии. Обобщающее послесловие.

3. Требования к уровню подготовки выпускников:

В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен

знать / понимать:

- роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;

- важнейшие химические понятия: ион, радикал, аллотропия, химическая связь, гибридизация орбиталей, пространное строение молекул, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, механизм реакции, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный  эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в органической химии;

- основные теории химии: строения атома, химической связи, строения органических соединений (включая стереохимию);

- классификацию и номенклатуру органических соединений;

- природные источники углеводородов и способы их переработки;

- вещества и материалы, широко используемые в практике: органические кислоты, углеводороды, фенол анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;

уметь:

- называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;

- определять тип химической связи, пространственное строение молекул, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в органической химии;

- характеризовать: строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);

- объяснять: зависимость свойств органических веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи; реакционной способности органических соединений от строения их молекул;

- выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;

-проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

-осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
  • оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Натуральные объекты: коллекции минералов и горных пород, минеральных удобрений, пластмасс, каучуков, волокон.  

Химические реактивы и материалы:   1) простые вещества — медь, алюминий, магний, железо; 2) оксиды — меди (II), кальция, железа (III), магния; 3) кислоты — соляная, серная, азотная; 4) основания — гидроксид натрия, гидроксид кальция, гидроксид бария, 25%­й водный раствор аммиака; 5) соли — хлориды натрия, меди (II), алюминия, железа (III); нитраты калия, натрия, серебра; сульфаты меди (II), железа (II), железа (III), аммония; иодид калия, бромид натрия; 6) органические соединения — этанол, уксусная кислота, метиловый оранжевый, фенолфталеин, лакмус.

Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы:

 1) приборы для работы с газами    2) аппараты и приборы для опытов с жидкими и твёрдыми, для иллюстрации закона сохранения массы веществ, демонстрации электропроводности растворов, 3) нагревательные приборы.

Модели наборы моделей атомов для составления шаростержневых моделей молекул.  

8. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАИРОВАНИЕ

№   Раздела

№ раздела

№  п/п   темы   урока

 Тема раздела, урока

Количество часов

В том числе

№ темы

Контр. работы

Практическая  работы

Практическая работа виртуальная

Лабораторные  опыты

I

 

РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ

17

1

Тема 1: Введение в органическую химию. (3 ч)

 

1.1

Предмет и значение органической химии. ПР №1 «Определение качественного состава углеводородов» (виртуальная)

1

 

1

 

1.2

Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова

1

 

1.3

Основные классы органических  веществ

1

2

Тема 2.  Теория строения органических соединений.  ( 4 ч)

2.1

Теория строения органических веществ   А. М. Бутлерова.

1

2.2

Развитие теории химического строения. Формулы органических веществ.

1

2.3

Изомерия. Изомеры.

1

2.4

Жизнь и деятельность А.М. Бутлерова.

1

3

Тема 3.  Особенности строения и свойств органических соединений. Их классификация  (5 ч)

 

3.1

Электронное и пространственное строение органических соединений. Гибридизация. Простая и кратная ковалентные связи.

1

3.2

Классификация  органических соединений

1

3.3-3.4

Основы номенклатуры органических соединений

2

3.5

Методы исследования органических соединений

1

4

Тема 4.  Теоретические основы, механизмы и закономерности протекания реакций органических соединений.   ( 4 ч+1)

4.1

Теоретические основы протекания органических реакций.

1

4.2

Способы разрыва ковалентной связи и механизмы органических реакций

1

4.3-4.4

Классификация органических реакций

2

4.5

Контрольная работа №1 «Теоретические основы органической химии»

1

1

 II

 

РАЗДЕЛ 2  КЛАССЫ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ

45

 

5

Углеводороды  (21 ч)

 

 

5.1

Предельные углеводороды. Алканы. Гомологический ряд. Химическое строение. SP3 гибридизация

1

5.2

Номенклатура алканов. Пространственное строение алканов. Изомерия алканов.

1

 

5.3

Химические свойства алканов

1

 

 

5.4

Получение и применение алканов и их производных. ПР №2 «Синтез бромэтана из этанола» виртуальная

1

1

5.5.

Экологическая роль галогенпроизводных алканов.

1

 

5.6

Циклоалканы. Их строение. Свойства и применение циклоалканов.

1

 

5.7

Непредельные углеводороды. Гомологи и изомеры.

1

 

5.8

Физические и химические свойства алкенов: реакции присоединения. Правило В. В.. Марковникова.

1

 

5.9

Получение и применение алкенов.

1

 

5.10

Практическая работа №3 « Получение этилена и изучение его свойств» (виртуальная)

1

1

 

5.11

Алкадиены: строение, классификация, свойства, получение, применение.

1

 

5.12

Природные каучуки.  Каучук. Резина.

1

1

 

5.13

Алкины. Гомологический ряд ацетилена. Номенклатура. Изомерия алкинов.

1

 

 

5.14

Физические и химические свойства алкинов.

1

 

 

5.15

Получение и применение алкинов.

1

 

5.16

Применение углеводородов

1

 

5.17

Ароматические углеводороды. Строение молекулы бензола.

1

 

 

5.18

Физические и химические свойства бензола. Получение бензола.

1

5.19

Гомологи бензола

1

 

 

5.20

Генетическая связь углеводородов

1

5.21

Контрольная работа №2 «Углеводороды»

1

1

6

Тема 6. Спирты. Фенолы. Простые эфиры  (7 ч)

6.1

Спирты. Классификация. Номенклатура. Изомерия

1

6.2

Предельные одноатомные спирты. Состав. Строение, Физические свойства

1

6.3

Химические свойства спиртов. Качественная реакция на одноатомные спирты.

1

6.4

Понятие о многоатомных спиртах. Этиленгликоль и глицерин.

1

6.5

Физические и химические свойства. Качественная реакция на многоатомные спирты.

1

1

6.6

Спирты в жизни человека. Спирты и здоровье.

1

6.7

Фенол: строение, взаимное влияние атомов, физические свойства.

1

7

Тема 7. Альдегиды и кетоны  (4 ч)

7.1

Карбонильные соединения. Альдегиды. Строение.  Физические свойства

1

7.2

Химические свойства альдегидов

1

1

7.3

Применение и получение альдегидов

1

7.4

Кетоны. Строение и номенклатура. Свойства кетонов

1

8

Тема 8. Карбоновые кислоты и сложные эфиры  (6ч)

8.1

Одноосновные насыщенные карбоновые кислоты.

1

8.2

Физические и химические свойства карбоновых кислот.

1

1

8.3

Представители одноосновных предельных карбоновых кислот. Мыла.

1

1

8.4

Непредельные одноосновные карбоновые кислоты

1

8.5

Практическая работа №4 «Изучение свойств карбоновых кислот  и их получение»

1

1

8.6

Сложные эфиры карбоновых кислот

1

9

Тема 9 Азотсодержащие соединения  (6 + 1 ч)

9.1

Амины. Состав, изомерия и номенклатура

1

9.2

Строение и химические свойства аминов

1

9.3

Ароматические амины и их производные. Анилин.

1

9.4

Практическая работа № 5 «Исследование свойств анилина» (виртуальная)

1

1

9.5

Ароматические гетероциклические соединения

1

9.6

Практическая работа № 6 «Решение экспериментальных задач по теме «Свойства орг соединений и качественные реакции на них»

1

1

9.7

Контрольная работа №3 «Классы органических соединений»

1

1

 III

Раздел 3  ВЕЩЕСТВА ЖИВЫХ КЛЕТОК

21

 

10

Тема 10. Жиры ( 2 ч)

 

10.1

 Липиды. Жиры- триглицериды

1

1

10.2

Жиры в жизни человека и человечества

1

11

Тема 11. Углеводы   ( 6 ч)

 

11.1

Классификация углеводов и роль фотосинтеза в их образовании

1

 

11.2 11.3

Глюкоза. Строение, свойства, распространение в природе, применение Химические свойства глюкозы

2

1

11.4

Дисахариды. Сахароза как представитель олигосахаридов.

1

1

11.5

Крахмал и гликоген. Строение, свойства, распространение в природе, применение

1

1

11.6

Целлюлоза. Строение, свойства, распространение в природе, применение

1

12

Тема 12. Аминокислоты. Пептиды. Белки     ( 8 ч)

12.1

Аминокислоты.  Строение. Номенклатура. Свойства.

1

12.2

Распространение аминокислот в природе, их получение и применение.

1

12.3

Пептиды и полипептиды. Строение. Нахождение в природе и биологическая роль.

1

12.4

Белки. Классификация Состав. Структура белков.

1

12.5

Свойства белков.  Качественные реакции на белки.

1

1

12.6

Практическая работа № 7 «Приготовление растворов белков и выполнение опытов с ними»

1

 

1

12.7

Единство биохимических функций белков, жиров и углеводов.

1

12.8

Практическая работа № 8 Решение экспериментальных задач по теме: «Вещества живых клеток»

1

 

1

13

Тема 13. Нуклеиновые кислоты  (3 часа+2)

13.1

Нуклеиновые кислоты - биополимеры

1

13.2

Нуклеиновые кислоты и биосинтез белка

1

13.3

История открытия ДНК

1

13.4

Обобщение по теме «Вещества живых клеток»

1

13.5

Контрольная работа №4 «Вещества живых клеток»

1

1

IV

Раздел 4     ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА  

20

 

14

Тема 14. Природные источники углеводородов     ( 6 ч)

14.1 14.2

 Нефть. Нефтепродукты.

2

14.3

Коксохимическое производство

1

14.4

Проблемы получения жидкого топлива из угля

1

14.5

Природный и попутные газы.

1

14.6

Продукты переработки углеводородов

1

15

Тема 15. Промышленное производство органических соединений  (3ч)

15.1

Химическая технология. Промышленный органический синтез

1

15.2

Производство метанола и этанола

1

15.3

Производство уксусной кислоты

1

16

Тема 16. Полимеры и полимерные материалы    (7 ч +1)

16.1

Понятие о синтетических высокомолекулярных соединениях

1

16.2

Пластмассы

1

1

 

16.3

Синтетические каучуки

1

1  

16.4

Синтетические волокна

1

1

16.5

Практическая работа № 9  Распознавание пластмасс

1

1

   

16.6

Практическая работа № 10  Распознавание волокон

1

1

16.7.

Композитные материалы. Краски. Лаки. Клеи.

1

16.8

Итоговая контрольная работа  №5  по органической химии

1

1

17

Тема  17 Защита окружающей среды от воздействия вредных органических веществ   ( 3 ч)

17.1

Химическая экология в системе экологической науки.

1

17.2

Углеводороды, вредные для здоровья человека и окружающей среды

1

17.3

Влияние на окружающую среду производных углеводородов.

1

Резерв

2

Итого

105

5

6

4

13

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№   Раздела

№ раздела

№  п/п   темы   урока

 Тема раздела, урока

Дата

№ темы

Дата проведения по плану

Фактическая дата проведения

I

 

РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ

1

Тема 1: Введение в органическую химию. (3 ч)

 

1.1

Предмет и значение органической химии. ПР №1 «Определение качественного состава углеводородов» (виртуальная)

Знать/понимать

-химические понятия:  пространственное строение  молекул, вещества молекулярного и немолекулярного строения.

1 неделя сентября

 

1.2

Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова

Знать/понимать:

Основные этапы развития органической химии, вклад химиков в развитии знаний об органических веществах

1 неделя сентября

1.3

Основные классы органических  веществ

Знать/понимать

-химические понятия:  углеродный скелет, функциональная группа, гомология.

1 неделя сентября

2

Тема 2.  Теория строения органических соединений.  ( 4 ч)

2.1

Теория строения органических веществ   А. М. Бутлерова.

Знать/понимать

Теорию строения органических соединений.

Называть основные положения теории химического  строения органических веществ А.М. Бутлерова

Определять гомологи и изомеры; принадлежность веществ к соответствующему классу;

Объяснять сущность основных положений ТХСОС А.М. Бутлерова;

Уметь определять валентность и степень окисления химических элементов, изомеры

2 неделя сентября

2.2

Развитие теории химического строения. Формулы органических веществ.

2 неделя сентября

2.3

Изомерия. Изомеры.

2 неделя сентября

2.4

Жизнь и деятельность А.М. Бутлерова.

3 неделя сентября

3

Тема 3.  Особенности строения и свойств органических соединений. Их классификация  (5 ч)

3.1

Электронное и пространственное строение органических соединений. Гибридизация. Простая и кратная ковалентные связи.

Знать химические понятия: атом, атомные орбитали, гибридизация;

Уметь: определять тип химической связи, объяснять природу и способы образования химической связи

3 неделя сентября

3.2

Классификация  органических соединений

Знать/понимать

- основные классы органических соединений

- химические понятия: кратные связи, функциональная группа

Уметь

-определять принадлежность вещества к тому или иному классу органических соединений по его химической формуле

3 неделя сентября

3.3-3.4

Основы номенклатуры органических соединений

Знать/понимать

- правила названия органических соединений основных классов.

Уметь

-называть по химической номенклатуре основных представителей разных классов органических веществ

4 неделя сентября

3.5

Методы исследования органических соединений

Знать/понимать

Основные методы и приемы для выделения, очистки, анализа и идентификации орг. соединений

Уметь: подбирать для исследования продуктивные методы работы.

4 неделя сентября

4

Тема 4.  Теоретические основы, механизмы и закономерности протекания реакций органических соединений.   ( 4 ч+1)

4.1

Теоретические основы протекания органических реакций.

Знать: основные типы реакций в органической химии

Уметь: определять типы химических реакций в органической химии

Знать\понимать химические понятия: радикал, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в органической химии, структурная и пространственная изосмерия, индуктивный и мезомерный эффекты

Уметь:

-определять: заряд иона, тип химической связи, изомеры, пространственное строение молекул, характер взаимного влияния атомов в молекулах;

- объяснять: природу и способы образования химических связей, зависимость реакционной способности органических соединений от строения их молекул.

4 неделя сентября

4.2

Способы разрыва ковалентной связи и механизмы органических реакций

1 неделя октября

4.3-4.4

Классификация органических реакций

1 неделя октября

4.5

Контрольная работа №1 «Теоретические основы органической химии»

1 неделя октября

 II

 

РАЗДЕЛ 2  КЛАССЫ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ

 

5

Углеводороды  (21 ч)

5.1

Предельные углеводороды. Алканы. Гомологический ряд. Химическое строение. SP3 гибридизация

Знать химические понятия : SP3 – гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул алканов, углеродный скелет, гомология, структурная изомерия;конформеры

Классификацию и номенклатуру алканов

Уметь:

- Называть  алканы

- Определять: валентность, степень окисления, тип химической связи

- Проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям 

Понимать: основные типы реакций алканов

Уметь:

-определять типы химических реакций алканов;

-характеризовать  строение и свойства углеводородов ;

- объяснять природу и способы образования химической связи

Знать: вещества и материалы, широко используемые в практике: углеводороды

2 неделя октября

5.2

Номенклатура алканов. Пространственное строение алканов. Изомерия алканов.

2 неделя октября

5.3

Химические свойства алканов

2 неделя октября

5.4

Получение и применение алканов и их производных. ПР №2 «Синтез бромэтана из этанола» виртуальная

3 неделя октября

5.5.

Экологическая роль галогенпроизводных алканов.

3 неделя октября

5.6

Циклоалканы. Их строение. Свойства и применение циклоалканов.

понятия: пространственное строение молекул, углеродный скелет, гомология, структурная и пространственная изомерия;

- основные теории химии, строение органических соединений;

Уметь определять: изомеры, гомологи, типы реакций в органической химии

3 неделя октября

5.7

Непредельные углеводороды. Гомологи и изомеры.

Знать химические понятия: гибридизация орбиталей, пространственное строение молекулы этилена, углеродный скелет, гомология, структурная и пространственная изомерия.

Уметь:

-называть алкены по тривиальной и международной номенклатуре;

-определять пространственное строение алкенов, изомеры и гомологи, типы реакций в органической химии

-характеризовать строение и свойства алкенов.

4 неделя октября

5.8

Физические и химические свойства алкенов: реакции присоединения. Правило В. В.. Марковникова.

4 неделя октября

5.9

Получение и применение алкенов.

4 неделя октября

5.10

Практическая работа №3 « Получение этилена и изучение его свойств» (виртуальная)

Знать:

Правила техники безопасности при химических экспериментах и на практических работах,

приёмы работы с лабораторным химическим оборудованием, химической посудой и реактивами.

Уметь:

Выполнять химический эксперимент по изучению свойств этилена как типичного представителя класса алкенов.

1 неделя октября

5.11

Алкадиены: строение, классификация, свойства, получение, применение.

Знать химические понятия: гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, структурная и пространственная  изомерия, гомология, функциональная группа, основные типы реакций в органической химии

Уметь:

-называть алкадиены

-определять изомеры, гомологи, типы химических реакций.

начало ноября

 

5.12

Природные каучуки.  Каучук. Резина.

Знать:

- важнейшие химические понятия: s-, p- орбитали, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная изомерия, основные типы реакций в органической химии.

Уметь:

- называть изученные вещества

- характеризовать строение и свойства органических соединений

Знать:

- важнейшие химические понятия: основные типы реакций в органической химии.

Уметь:

-определять тип хим. реакции;

2 неделя ноября

 

5.13

Алкины. Гомологический ряд ацетилена. Номенклатура. Изомерия алкинов.

2 неделя ноября

 

5.14

Физические и химические свойства алкинов.

2 неделя ноября

 

5.15

Получение и применение алкинов.

3 неделя ноября

5.16

Применение углеводородов

Знать: практическое значение представителей отдельных классов углеводородов, опасное влияние УГ на организм человека и окружающую среду

3 неделя ноября

5.17

Ароматические углеводороды. Строение молекулы бензола.

Знать: важнейшие химические понятия: : s-, p- орбитали, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул

Уметь: объяснять природу и способы образования химической связи

3 неделя ноября

5.18

Физические и химические свойства бензола. Получение бензола.

Знать:

-важнейшие химические понятия: гомология, структурная изомерия, электрофил;

основные типы химических реакций.

Уметь:

- называть изученные вещества по тривиальной и международной номенклатуре;

- определять изомеры и гомологи;

-использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания (глобальной проблем, стоящих перед человечеством: экологических, сырьевых, энергетических.

4 неделя ноября

5.19

Гомологи бензола

4 неделя ноября

5.20

Генетическая связь углеводородов

Знать:

- важнейшие химические понятия: электрофил, основные типы химических реакций; электрофильное замещение

Уметь:

- определять: характер взаимного влияния в молекулах, тип реакции;

- объяснять зависимость реакционной способности органических соединений от строения их молекулы.

4 неделя ноября

5.21

Контрольная работа №2 «Углеводороды»

1 неделя декабря

6

Тема 6. Спирты. Фенолы. Простые эфиры  (7 ч)

 

6.1

Спирты. Классификация. Номенклатура. Изомерия

1 неделя декабря

1 неделя декабря

6.2

Предельные одноатомные спирты. Состав. Строение, Физические свойства

1 неделя декабря

1 неделя декабря

6.3

Химические свойства спиртов. Качественная реакция на одноатомные спирты.

1 неделя декабря

2 неделя декабря

6.4

Понятие о многоатомных спиртах. Этиленгликоль и глицерин.

Знать:

-важнейшие химические понятия: функциональная группа, гомология, структурная изомерия, основные типы реакций;

- классификацию и номенклатуру органических соединений;

- вещества и материалы, широко используемые в практике: этиленгликоль, глицерин.

Уметь:

- называть изученные вещества;

- определять изомеры и гомологи, типы химических реакций;

- характеризовать строение и свойства органических соединений;

Выполнять химический эксперимент по распространению важнейших органических веществ.

2 неделя декабря

6.5

Физические и химические свойства. Качественная реакция на многоатомные спирты.

2 неделя декабря

6.6

Спирты в жизни человека. Спирты и здоровье.

Уметь:

- называть изученные вещества по тривиальной и международной номенклатуре;

- использовать  приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-экологически грамотно вести себя в окружающей среде;

- оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы.

3 неделя декабря

6.7

Фенол: строение, взаимное влияние атомов, физические свойства.

Знать:

-важнейшие химические понятия: пространственное строение молекул, функциональная группа, гомология, структурная изомерия, основные типы реакций;

- классификация и номенклатура фенолов;

- вещества и материалы, широко используемые в практике: фенол.

Уметь:

- называть изученные вещества;

 - определять: характер среды в водном растворе, изомеры, гомологи, характер взаимного влияния атомов в молекуле, типы химических реакций;

-объяснять зависимость реакционной способностей органических соединений от строения их молекул.

7

Тема 7. Альдегиды и кетоны  (4 ч)

7.1

Карбонильные соединения. Альдегиды. Строение.  Физические свойства

1 неделя декабря

3 неделя декабря

7.2

Химические свойства альдегидов

Знать: важнейшие химические понятия: основные типы реакции, мезомерный эффект, нуклеофил.

Уметь:

Объяснять зависимость реакционной способности органических соединений от строения их молекул.

3 неделя декабря

7.3

Применение и получение альдегидов

4 неделя декабря

7.4

Кетоны. Строение и номенклатура. Свойства кетонов

Знать:

-важнейшие химические понятия: гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, углеродного скелет, функциональная группа, гомология, структурная изомерия, нуклеофил, мезомерный эффект, основные типы реакций;

- классификацию и номенклатуру органических соединений;

- вещества и материалы, широко испозуемые в практике: ацетон

Уметь:

-называть изученные вещества;

- определять: степень окисления, тип химической связи, пространственное строение молекул, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

-Характеризовать строение и свойства кетонов;

-Объяснять природу и способы образования химической связи.

4 неделя декабря

8

Тема 8. Карбоновые кислоты и сложные эфиры  (6ч)

8.1

Одноосновные насыщенные карбоновые кислоты.

Знать:

-важнейшие химические понятия: пространственное строение молекул, гомология, структурная изомерия;

- классификацию органических соединений;

-вещества, широко используемые в практике, - органические кислоты.

Уметь:

-называть;

-определять характер взаимного влияния атомов в молекулах;

-характеризовать строение и свойства органических соединений.

4 неделя декабря

8.2

Физические и химические свойства карбоновых кислот.

Знать:

-понятия: основные типы химических реакций, кислотно-основные реакции в водных растворах.

 Уметь:

- определять: характер среды в водном растворе, тип реакций в органической химии;

-характеризовать строение и свойства карбоновых кислот;

- выполнять химический эксперимент по получение уксусной кислоте.

2 неделя января

8.3

Представители одноосновных предельных карбоновых кислот. Мыла.

Знать:

-понятие гидролиз

-использовать приобретённые знания и умения для: экологически грамотного поведения в окружающей среде, безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве. понятие гидролиз, типы химических реакций;

- вещества и материалы, широко используемые в практике: мыло и моющие средства.

3 неделя января

8.4

Непредельные одноосновные карбоновые кислоты

Знать:

-строение, изомерию, физические и химические свойства непредельных кислот

Уметь:

- определять: характер среды в водном растворе, тип реакций в органической химии;

-характеризовать строение и свойства карбоновых кислот;

3 неделя января

8.5

Практическая работа №4 «Изучение свойств карбоновых кислот  и их получение»

Знать:

Правила техники безопасности при химических экспериментах и на практических работах,

приёмы работы с лабораторным химическим оборудованием, химической посудой и реактивами.

Уметь:

Выполнять химический эксперимент по изучению свойств уксусной кислоты как типичного представителя класса карбоновых кислот.

3 неделя января

8.6

Сложные эфиры карбоновых кислот

Знать:

Важнейшие химические понятия: гидролиз, типы реакций; реакция этерификации

Вещества и материалы, широко используемые в практике, жиры.

4 неделя января

9

Тема 9 Азотсодержащие соединения  (6 + 1 ч)

9.1

Амины. Состав, изомерия и номенклатура

Знать:

-понятия: радикал, функциональная группа, гомология, основные типы реакций;

- классификацию и номенклатуру аминов;

-вещества и материалы, широко используемые в практике, - анилин.

Уметь:

-называть изученные вещества по международной номенклатуре;

-определять характер взаимного влияния атомов в молекуле;

4 неделя января

9.2

Строение и химические свойства аминов

Знать:

- классификацию и номенклатуру аминов;

-вещества и материалы, широко используемые в практике, - анилин.

Уметь:

-характеризовать строение и свойства аминов;

4 неделя января

9.3

Ароматические амины и их производные. Анилин.

Знать:

-понятия: радикал, функциональная группа, гомология, основные типы реакций;

- классификацию и номенклатуру аминов;

-вещества и материалы, широко используемые в практике, - анилин.

Уметь:

-называть изученные вещества по международной номенклатуре;

-определять характер взаимного влияния атомов в молекуле;

-характеризовать строение и свойства аминов;

Конец января (начало февраля)

9.4

Практическая работа № 5 «Исследование свойств анилина» (виртуальная)

Знать:

Правила техники безопасности при химических экспериментах и на практических работах,

приёмы работы с лабораторным химическим оборудованием, химической посудой и реактивами.

Уметь:

Выполнять химический эксперимент по изучению свойств анилина как типичного представителя класса аминов.

1 неделя февраля

9.5

Ароматические гетероциклические соединения

Знать: понятия: электрофил, основные типы химических реакций, кислотно-основные реакции в водных растворах.

Уметь:

- определять типы реакций в органической химии;

- объяснять природу и способы образования химической связи

1 неделя февраля

9.6

Практическая работа № 6 «Решение экспериментальных задач по теме «Свойства орг соединений и качественные реакции на них»

Знать:

Правила техники безопасности при химических экспериментах и на практических работах,

приёмы работы с лабораторным химическим оборудованием, химической посудой и реактивами.

Уметь:

Выполнять химический эксперимент по распознаванию органических соединений.

1 неделя февраля

9.7

Контрольная работа №3 «Классы органических соединений»

2 неделя февраля

 III

Раздел 3  ВЕЩЕСТВА ЖИВЫХ КЛЕТОК

10

Тема 10. Жиры ( 2 ч)

10.1

 Липиды. Жиры- триглицериды

1 неделя февраля

2 неделя февраля

10.2

Жиры в жизни человека и человечества

1 неделя февраля

2 неделя февраля

11

Тема 11. Углеводы   ( 6 ч)

11.1

Классификация углеводов и роль фотосинтеза в их образовании

1 неделя февраля

3 неделя февраля

11.2 11.3

Глюкоза. Строение, свойства, распространение в природе, применение Химические свойства глюкозы

1 неделя февраля

3 неделя февраля

11.4

Дисахариды. Сахароза как представитель олигосахаридов.

Знать:

Понятия: гидролиз, типы химических реакций.

Уметь:

-называть вещества;

- определять пространственное строение молекул, изомеры, гомологи;

- характеризовать строение и свойства углеводов;

-выполнять химический эксперимент по распознаванию органических веществ.

3 неделя февраля

11.5

Крахмал и гликоген. Строение, свойства, распространение в природе, применение

Знать понятия: гидролиз, типы химических реакций.

Уметь:

-называть вещества;

- определять пространственное строение молекул, изомеры, гомологи;

- характеризовать строение и свойства углеводов;

-выполнять химический эксперимент по распознаванию органических веществ

4 неделя февраля

11.6

Целлюлоза. Строение, свойства, распространение в природе, применение

4 неделя февраля

12

Тема 12. Аминокислоты. Пептиды. Белки     ( 8 ч)

12.1

Аминокислоты.  Строение. Номенклатура. Свойства.

Знать:

Понятия: ион, , функциональная группа, гомология, структурная изомерия, типы химических реакций;

Вещества и материалы, широко используемые в практике, - аминокислоты.

Уметь:

 -называть аминокислоты по тривиальной и международной номенклатуре;

- определять: заряд иона, характер среды в водных растворах, изомеры, гомологи, тип реакции;

-характеризовать строение и свойства аминокислот.

4 неделя февраля

12.2

Распространение аминокислот в природе, их получение и применение.

1 неделя марта

12.3

Пептиды и полипептиды. Строение. Нахождение в природе и биологическая роль.

Знать:

Пространственное строение белков, гидролиз пептидов

Уметь:

Определять: тип химической связи, пространственное строение молекул;

Проводить «цветные» реакции белков

1 неделя марта

12.4

Белки. Классификация Состав. Структура белков.

1 неделя марта

12.5

Свойства белков.  Качественные реакции на белки.

2 неделя марта

12.6

Практическая работа № 7 «Приготовление растворов белков и выполнение опытов с ними»

Знать:

Правила техники безопасности при химических экспериментах и на практических работах,

приёмы работы с лабораторным химическим оборудованием, химической посудой и реактивами.

Уметь:

Выполнять химический эксперимент по изучению свойств белков

2 неделя марта

12.7

Единство биохимических функций белков, жиров и углеводов.

Знать:

Биологические свойства  БЖУ

2 неделя марта

12.8

Практическая работа № 8 Решение экспериментальных задач по теме: «Вещества живых клеток»

Знать:

Правила техники безопасности при химических экспериментах и на практических работах,

приёмы работы с лабораторным химическим оборудованием, химической посудой и реактивами.

Уметь:

Выполнять химический эксперимент по изучению свойств веществ живых клеток

3 неделя марта

13

Тема 13. Нуклеиновые кислоты  (3 часа+2)

13.1

Нуклеиновые кислоты - биополимеры

Знать:

Понятия: гидролиз, пространственное строение молекул

- определять: строение молекул, типы химических реакций

- этапы биосинтеза белка

3 неделя марта

13.2

Нуклеиновые кислоты и биосинтез белка

3 неделя марта

13.3

История открытия ДНК

1 неделя апреля

13.4

Обобщение по теме «Вещества живых клеток»

1 неделя апреля

13.5

Контрольная работа №4 «Вещества живых клеток»

1 неделя апреля

IV

Раздел 4     ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА  

14

Тема 14. Природные источники углеводородов     ( 6 ч)

14.1 14.2

 Нефть. Нефтепродукты.

Знать\понимать: природные источники углеводородов и способы переработки.

Уметь:

- осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников;

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, сырьевых, энергетических;  экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы.

2 неделя апреля

14.3

Коксохимическое производство

2 неделя апреля

14.4

Проблемы получения жидкого топлива из угля

2 неделя апреля

14.5

Природный и попутные газы.

3 неделя апреля

14.6

Продукты переработки углеводородов

3 неделя апреля

15

Тема 15. Промышленное производство органических соединений  (3ч)

15.1

Химическая технология. Промышленный органический синтез

Уметь:

-осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;

3 неделя апреля

15.2

Производство метанола и этанола

4 неделя апреля

15.3

Производство уксусной кислоты

4 неделя апреля

16

Тема 16. Полимеры и полимерные материалы    (7 ч +1)

16.1

Понятие о синтетических высокомолекулярных соединениях

 Знать:

вещества и материалы, широко используемые в практике: пластмассы, волокна, каучуки

Уметь:

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством.

- распознавание и идентификация важнейших веществ и материалов;

- характеризовать строение  и свойства полимеров

4 неделя апреля

16.2

Пластмассы

1 неделя мая

 

16.3

Синтетические каучуки

1 неделя мая

16.4

Синтетические волокна

1 неделя мая

16.5

Практическая работа № 9  Распознавание пластмасс

Знать:

Правила техники безопасности при химических экспериментах и на практических работах,

приёмы работы с лабораторным химическим оборудованием, химической посудой и реактивами.

Уметь:

Выполнять химический эксперимент по распознавание пластмасс по  продуктам горения

2 неделя мая

16.6

Практическая работа № 10  Распознавание волокон

Знать:

Правила техники безопасности при химических экспериментах и на практических работах,

приёмы работы с лабораторным химическим оборудованием, химической посудой и реактивами.

Уметь:

Выполнять химический эксперимент по распознавание волокон  по  продуктам горения

2 неделя мая

16.7.

Композитные материалы. Краски. Лаки. Клеи.

Знать:

вещества и материалы, широко используемые в практике: Краски. Лаки. Клеи.

Уметь:

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством.

- распознавание и идентификация важнейших веществ и материалов;

- характеризовать строение  и свойства полимеров

2 неделя мая

16.8

Итоговая контрольная работа  №5  по органической химии

3 неделя мая

17

Тема  17 Защита окружающей среды от воздействия вредных органических веществ   ( 3 ч)

17.1

Химическая экология в системе экологической науки.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.

3 неделя мая

17.2

Углеводороды, вредные для здоровья человека и окружающей среды

3 неделя мая

17.3

Влияние на окружающую среду производных углеводородов.

4 неделя мая

Резерв

 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовая работа по органической химии 11 класс (профильный уровень)

АннотацияКомплексное задание для учащихся 11 класса, профильный уровень. По фрагменту текста учебника , состоящего из 500-300 слов составлено три блока заданий. Первый блок – пять открытых заданий, вт...

Химические реакции в органической химии, 10 класс (профильный уровень)

Презентация по теме: "Химические реакции в органической химии" раскрывает особенности реакций в органической химии, их классификацию по структурному признаку и механизму протекания. Может использовать...

Итоговая контрольная работа по органической химии 10 класс (профильный уровень)

Первая часть состоит из тестовой работы, вторая часть - вариант свободного ответа. Представлено 11 вариантов....

Рабочая программа по органической химии 10 класс (профильный уровень). 102 часа к учебнику О.С. Габриеляна

Рабочая программа по органической химии 10 класс (профильный уровень). 102 часа к учебнику О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по органической химии 10 класса (профильный уровень) к учебнику О.С. Габрилеяна. М.: Дрофа,2021

Пояснительная запискаРабочая программа по химии для учащихся 10-11 классов составлена на основе: 1) Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ» п.5 ч.3 ст.47; п....