спецкурс по органической химии для профилдьного класса, группы
рабочая программа по химии (10 класс)


Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2

с углубленным изучением отдельных предметов г. Улан-Удэ»

Обсуждена                                            Рекомендована                                    Утверждаю

на  заседании МО                                 на  заседании МС                            

протокол №__1___                               протокол № __1___                                  

  «_31__»__08_____2018 г.                «_31__»___08___2018 г.                 «__31_»__08___2018г.           Руководитель  МО                               заместитель  по УВР                                    директор              

 

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

_  СПЕЦКУРС ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ  ОРГАНИЧЕСКОЙ     ХИМИИ

НАПРАВЛЕННОСТЬ_     ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

 (профильный уровень)_

КЛАСС(Ы)  _10 класс (профиль), профильная группа

СОСТАВЛЕНА  НА ОСНОВЕ:

Федерального  государственного образовательного стандарта

основного общего образования по предмету «химия

УЧИТЕЛЬ:  ПАНТЕЛЕЕВА  И.Ю.

2018 – 2019  учебный год

  Спецкурс  

«Отдельные вопросы органической химии».

1. Пояснительная записка.

  Предполагаемый курс дополнением и направлен на углубление и практическое применение химических знаний учащихся 10 профильных классов по отдельным вопросам программы и для подготовки к ЕГЭ: решение расчетных задач, цепочки превращений, окислительно – восстановительные реакции в органической химии.

Решение задач служит средством для осмысления, углубления и закрепления теоретического материала. При решении задач у учащихся вырабатывается самостоятельность суждений, умение применять свои знания в конкретных ситуациях, развивается логическое мышление, появляется уверенность в своих силах. Без изучения окислительно – восстановительных реакций невозможно понять и современную химию.  Для выполнения генетических цепочек превращений органических соединений необходимо знать основные классы органических соединений, их классификацию, номенклатуру, способы получения веществ и их химические свойства, механизмы реакций. К сожалению времени урока, порой недостаточно для того, чтобы выполнить подобные задания высокого уровня. Цепочки – это оптимальный способ проверки большого объема знаний практически по всем разделам органической химии.

Предполагаемый курс имеет прежде всего практическую направленность, так как предназначен не столько для формирования новых химических знаний, сколько для развития химических умений и навыков и предполагает реальную помощь учащимся в подготовке к ЕГЭ. Курс рассчитан на два варианта 35 и 68 часов в год, при ведении 1 или 2 часа в неделю. Это возможно так как модули являются логически законченными и могут быть наполнены содержанием разного уровня по класса или группы, а так же включать задания олимпиадного уровня  Курс состоит из нескольких модулей, повторяющихся при изучении каждого нового класса органических веществ: установление молекулярных формул на основе расчета и свойств, генетическая связь с другими классами органических веществ. Модули могут быть использованы как линейно, так и концентрически по усмотрению учителя.

Цель курса:

Формирование у учащихся умений и навыков:

  • решения расчетных задач различных типов,
  •  составления уравнений окислительно – восстановительных реакций органической химии,
  • Составления уравнений химических реакций по цепочкам превращений.

Задачи курса:

  1. Показать способы решения различных типов расчетных задач высокого уровня;
  2. Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи при решении задач;
  3. Познакомить с: типами ОВР, закономерностями их протекания, методикой составления ОВР различными способами;
  4. Познакомить с методикой выполнения цепочек превращений органических веществ высокого уровня на основании системно – деятельностного подхода;
  5. Развивать умение осуществлять переходы, характеризующие генетическую связь между органическими соединениями
  6. Содействовать развитию умений применять знания в конкретных ситуациях;
  7. Расширять кругозор учащихся, повышать мотивацию к обучению, социализацию учащихся через самостоятельную деятельность;
  8. Помочь учащимся подготовиться к ЕГЭ;
  9. Содействовать развитию у детей умений осуществлять самооценку и контроль своей деятельности.

2. Содержание

МОДУЛЬ 1      «Расчетные задачи»

  • Определение молекулярной формулы вещества: по массовым долям образующихся элементов, с использованием плотности или относительной плотности газов,  по продуктам реакции  для каждого класса изучаемых веществ
  • Задачи на смеси органических веществ.
  • Комбинированные задачи.
  • Задачи повышенной сложности.

МОДУЛЬ 2   «Генетические цепочки превращений органических веществ»

  • Классификация цепочек превращений.
  • Алгоритм действий по решению цепочек превращений органических соединений
  • Комбинированные цепочки.

МОДУЛЬ 3   «Окислительно – восстановительные реакции в органической химии»

Степень окисления. Определение потенциальных степеней окисления атомов в органических соединениях на основе их строения.

Окисльно-восстановительные реакции органических соединений.  

МОДУЛЬ 4   Работа с тестами

3. Тематическое планирование курса

№ знятия

 Содержание   модуля

Примерный срок проведения

Фактический срок

Д

Модуль  1  «Расчетные задачи»

3 (6)

Определение молекулярной формулы вещества: по массовым долям образующихся элементов, с использованием плотности или относительной плотности газов,  по продуктам реакции

1 -2 нед сент

3 (6)

Задачи на смеси органических веществ

3-4  нед сент

3 (6)

 Комбинированные задачи.

1-2  нед окт

3 (6)

 Задачи повышенной сложности.

 3-4  нед окт

Модуль 2  «Генетические цепочки превращений органических веществ»

3 (6)

Алгоритм деятельности по решению цепочек превращений органических соединений

2-4  нед нояб

3 (6)

Генетические цепочки превращений органических веществ класса

1-4 нед дек

3 (6)

 Оригинальные цепочки разных видов

 2-4 нед янв

Модуль 3  «Окислительно – восстановительные реакции в органической химии

3 (6)

Степень окисления. Определение степеней окисления атомов на основе их строения органических веществ.

 1 нед фев

3 (6)

 Окислительно – восстановительные реакции органических веществ. Метод электронного баланса.

 2-4 нед фев,

1-2 нед мар

3 (6)

3 нед мар,

1-2 нед апр

Модуль 4 Работа с тестами

5 (10)

Работа с тестами

 3-4  нед апр

май

 

4. Требования, предъявляемые к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  • Расчётные формулы для любых типов задач
  • Строение, физические и химические свойства органических веществ
  • Механизм реакций в органической химии
  • Типичные окислители и восстановители
  • Закономерности протекания ОВР
  • Классификация цепочек превращений органических соединений.

Учащиеся должны уметь:

  • Определять тот или иной тип расчётных задач;
  • Анализировать условия задач;
  • Выявлять химическую сущность задачи;
  • Составлять уравнения всех химических процессов, заданных в условиях задачи;
  • Производить математические расчёты;
  • Использовать несколько способов при решении задачи,
  • Составлять уравнения ОВР органических соединений на основании метода электронного  баланса
  • Осуществлять цепочки превращений любого типа.

6. Литература  для учителя и учащихся

  1.  Доронькин В.Н. и др. «Химия. Большой справочник.»  (для подготовки к ЕГЭ); Ростов на Дону: «Легион»2015  -  2018      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективные курсы по химии "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ" для 10 класса

Элективные курсы по химии "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ" (поурочные планы с решениями задач) ...

контрольная тестовая работа по органической химии для 10 класса по теме "Углеводороды"

Полугодовая контрольная работа по органической химии в форме теста состоит из трех частей,  на один урок....

Контрольная работа по органической химии в 10 классе по теме "Азотсодержащие органические соединения"

Контрольная работа по органической химии разработана для учащихся 10 класса (базовый уровень), изучающих химию 1 час в неделю. Работа содержит 16 вариантов....

Разработка урока "Обобщение и систематизация знаний за курс органической химии в 10 класса

Данная разработка включает разработку урока с приложегиями и самоанализ урока....

Разработка вводного урока "Органическая химия" в 9 классе

Представлен урок изучения нового в рамках системно-деятельностного подхода с использованием компьютерных технологий  и самостоятельной работы с учебником и дополгнительной литературой....

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ХИМИИ «Решение задач по курсу органической химии.» ДЛЯ 10 КЛАССА

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ХИМИИ«Решение задач по курсу органической химии» ДЛЯ 10 КЛАССА...

Авторская программа элективного курса по химии "Решение задач по органической химии" (10 -11 класс)

Элективный курс «Решение задач по органической химии» составлен в полном соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по программе И.И. Новошинской, Н.С. Новошинс...