Разработка вводного урока "Органическая химия" в 9 классе
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме

Непеина Татьяна Антоновна

Представлен урок изучения нового в рамках системно-деятельностного подхода с использованием компьютерных технологий  и самостоятельной работы с учебником и дополгнительной литературой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непеина Т.А., учитель химии первой  категории, Почётный работник общего образования РФ,MОУ «Вилегодская  СОШ» села Вилегодск  Архангельской области.

Тема урока: «Органические вещества»

Предмет:  Химия                       Класс: 9                        Методический комплекс: Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман

Цель урока: знакомство с предметом органической химии, особенностями состава, строения и свойств органических веществ

Задачи урока:

Образовательные.  Определить предмет изучения органической химии, изучить химический состав, строение органических веществ

Развивающие. Развивать умение работать с  информацией: выделять известное и неизвестное, проблему и предлагать способы решения её. Формировать навыки проведения химического эксперимента, соблюдая правила техники безопасности. Формировать умение наблюдать, сравнивать,  делать выводы. Развивать память, логическое мышление, внимание

Воспитательные. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, патриотические, эстетические и нравственные качества.

Тип урока:   Урок изучения нового материала

Техническое обеспечение урока: 

Мультимедийный  проектор, компьютер,  оборудование и реактивы для проведения химического эксперимента, фломастеры, магниты

Ожидаемый результат:

- определять понятия: предмет органической химии, органические вещества

- называть отличительные особенности органических веществ

- уметь определять органические вещества.

Этапы урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

Актуализация знаний

5 мин.

Мотивация 2 мин

Здравствуйте! Для того, чтобы успешно провести этот урок, надо вспомнить, что изучает наука химия?       H2C03,  С6H1206,  CaC03, С3H8,    Na2C03,   CO2,   С2H60                                                                           Перед вами формулы веществ, назовём их (слайд 2 с формулами ОВ И Неорг В)                                                К какой группе относятся вам известные вещества?                                                                           Как назывался раздел химии, представляющий нам неорг вещества?                                                             К какой большой группе веществ можно отнести неизвестные нам вещества?                                            Как можно назвать раздел химии, в котором они изучаются?  Значит ли это, что определение ОХ нам понятно, а про ОВ  мы практически ничего не знаем?    Зачем их надо знать?   (Человек их использует)                                                  Сформулируем тему урока

Отвечают:   Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях.                                    Называют вещества (встречаются неизвестные).                                                     Неорганические

Неорг Х

ОВ

ОХ

                                                                               

ОВ. ОХ

Целеполагание

2 мин.

Поставим цель и задачи, которые будем решать Какими источниками информации мы можем воспользоваться?                                                                                                                          

Чем особенны ОВ, что их изучает раздел химии? Что мы можем узнать про ОВ?

-Узнать, что изучает ОХ, ОВ                       -Учебник, эксперимент, доп. литература, ИНЕТ                                                                      

-Особенности строения, свойств, применения  

Приобретения нового знания 

10 мин.

 8 мин.

10 мин.

Организует  работу в группах (слайд 3)                                            Я принимаю предложенный вами план работы: особенности строения ОВ будет рассматривать 1 – я группа;                                                                                                  

особенности свойств исследует 2 группа;

особенности применения – 3-я группа учащихся

Организует отчёт о работе групп и оформление его на доске

Организует рефлексию и самооценку по вопросу: особенности ОВ ( приём недописанных предложений) Слайд 4

Слайд 5                 Человек издавна использовал органические вещества как консерванты, лекарства,  благовония, красители и лишь в начале 19 века шведский химик Якоб Берцелиус ввёл понятие «органические вещества» и определил их по какому принципу,                                                                   а раздел химии, изучающий эти вещества назвать органической химией .                                               Но в эти же времена ряд химиков стали получать в своих лабораториях  мочевину, уксусную кислоту, жиры, сахар.  В 1828 году немецкий учёный Ф. Вёлер -  ученик Берцелиуса, синтезировал из неорганических веществ мочевину. В 1845 г. немецкий химик А. Кольбе искусственным путём получает уксусную кислоту. В 1854 г.  французский химик М. Бертло синезирует жиры, а русский ученый А.М. Бутлеров в 1861 году синтезирует сахаристое вещество.                           Сформулируйте проблему, которая была решена в связи с этими синтезами. (На какой вопрос получили ответ учёные, когда стали получать ОВ вне клетки) Значит ли это, что мы вместе с Берцелиусом не точно дали определение ОВ?

Изучив особенности их строения и свойств, мы можем дать определение ОВ? Обратимся к учебнику, стр 148 нижний абзац                    Изучение ОВ ставило новые проблемы:                  Какова валентность С в ОВ? Слайд 6                                              Ответ  на этот вопрос дал русский химик АМ Бутлеров в теории химического строения ОВ. Что такое химическое строение и какова валентность С в ОВ

Ещё проблема (слайд 7): этиловый спирт и диметиловый эфир разные вещества, почему у них одинаковый состав – МФ? Как можно изобразить строение веществ?

А сейчас мы попробуем написать структурные формулы ОВ (основа – цепь атомов С, затем по валентности ставим структурные чёрточки и атомы Н)

Учащиеся работают в группах по заданию:                                                     1 группа анализирует строение ОВ, формулы которых даны в задании (приложение 1)                                                    2 группа исследует горючесть ОВ, соблюдая правила ТБ по инструкции (Приложение 2)    3 группа рассматривает применение ОВ по доп литературе (Приложение 3)                              

Отчитываются

Отвечают на вопросы в тетради , оценивают себя

По содержанию в живых организмах

?

Можно ли получить ОВ вне живого?

?

Читают с оговоркой в скобках

Работают с учебником, стр 150 (как только нашли ответ, поднимают руку!!!)

Предполагаем- разное строение

Структурными формулами

Пишем формулы: пропан,бутан

Рефлексия   7 мин

Изобразить строение метана CH4, этана C2H6

Что узнали об ОВ в вопросе – ответе  (Приём «Вопрос другу»)

Пишут формулы, проверяют в учебнике стр 150

Поднимают руку, если справились

Составляют вопрос, оценивают ответ

Домашнее задание      1 мин

Пар.48. стр 163 №1, 4 письм.   Мини-сочинение «ОВ моего  дома»

Приложение 1

Проанализируйте  строение органических веществ  и сделайте выводы.

А) СН3 -  СН2 - СН2  - СН3    Б) СН3- СН2     В) СН3 -  СН2 - OH  Г) СН3 -  O – СН3 

Строение веществ выражается  электронными и структурными формулами, которые показывают, как атомы соединены друг с другом в молекуле

При характеристике строения мы указываем

тип связи -

вид кристаллической решётки –

указываем молекулярное                                                                                                                                               или немолекулярное строение

вывод о физических свойствах

(помощь – стр 148, первый  абзац)

Приложение 2.Исследуйте горючесть органических веществ- №1 этиловый спирт, №2 парафин, №3 целлюлоза №4 полиэтилен, соблюдая правила техники безопасности: опыты проводите на поддоне, осторожно поджигайте, не наклоняйтесь над горящим веществом, тушите пламя с помощью крышки

Подготовьте  рассказ по плану: название опытов, наблюдения (что поджигали – название, вид, что наблюдали – вид, название вещества), общий вывод: большинство органических веществ горят с выделением ………. , это ……………. Опыты доказывают, что  органические вещества – соединения ………………….

Приложение 3. Прочтите и расскажите о применении метана, этилового спирта, уксусной кислоты, целлюлозы. Органических веществ 5 млн.! Сделайте общий  вывод: органические вещества имеют ……. практическое значение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока химии в 9 классе по теме: "Алюминий и его соединения"

Урок проводится в начале изучения данной темы....

методическая разработка урока химии в 9классе "Химия и пища"

Тема "Химия и пища" изучается в курсе химии 9 класса в разделе "Химия и жизнь". На этом уроке прослеживаются межпредметные связи химии и биологии. С химической и биологической точек зрения рассматрива...

Методическая разработка урока химии по теме "Нефть, ее состав, переработка и применение" химия 10 класс (автор учебника О.С. Габриелян)

Данный урок проводится в форме ролевой игры. Главная цель таких уроков - вовлечение каждого ученика в процесс активного овладения знаниями и осуществление профессиональной ориентации учащихся....

Разработка урока химии в 8 классе на тему: " Генетическая связь между классами неорганических соединений"

Материал содержит план-конспект урока химии в 8 классе, который является обобщающим уроком по теме: Оксиды. Кислоты. Основания. Соли....

Эскендаров Альберт Агаевич, методическая разработка по химии, сканворд первоначальные понятия химии 8 класс

эскендаров альберт агаевич, методическая разработка по химии, сканворд первоначальные понятия химии 8 класс...

Разработка урока химии в 8 классе Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии.

В разработке урока представлена технологическая карта урока №1 "Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии."( химия 8 класс УМК Н.Е.Кузнецовой) , презентация к уроку и тест на закреп...