Современные подходы к достижению результатов при изучении химии. (Критерии оценивания знаний в рамках введения ФГОС)
учебно-методический материал по химии

Манерова Мария Петровна

Основные подходы к преподаванию химии в условиях введения ФГОС

    Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают формирование у обучающихся ключевых компетенций, овладение которыми является необходимым условием социализации выпускника школы и будущего абитуриента вуза. Содержание учебного предмета «Химия» выступает как средство введения обучающихся в деятельность, характеризующую данную науку. Использование в практике обучения химии системно-деятельностного подхода представляет собой процесс познания и предполагает развитие у школьников различных видов мышления через деятельность, моделирующую деятельность научную.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные подходы к достижению результатов при изучении   химии и биологии

(Критерии оценивания знаний в рамках введения ФГОС)

Оценивание - это любой процесс, формализованный или экспертный, который завершается оценкой.

Оценивание  представляет собой комплексный  процесс:

-по сбору информации о качестве и динамике результатов обучения и воспитания,

-по обработке и контекстуальной интерпретации данных в принятии некоторых важных решений конечного обучения и целей.

Основные задачи оценивания:

-спрогнозировать возможные последствия;

-обеспечить обратную связь;

-оценить степень достижения намеченных целей;

-оценить, как и в какой мере, наблюдаемые изменения связаны с проведенными методическими мероприятиями;

Система оценивания

Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся

Функции оценивания:

-обучающая функция оценки предполагает не столько регистрацию имеющихся знаний, уровня обученности учащихся, сколько прибавление, расширение фонда знаний;  

-воспитательная формирует навыки отношения к учебным обязанностям;  

-ориентирующая воздействует на умственную работу школьника с целью осознания им процесса этой работы и понимания им собственных знаний· 

-стимулирующая воздействует на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;  

-диагностическая непрерывно отслеживает качество знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности;  

-проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя

-формирование у учащихся адекватной самооценки как личностного образования.

-мощный мотив учебной деятельности учащихся;  

-изменения межличностных отношений в классном коллективе.

         C введением ФГОС образование полностью переходит на компетентностный подход, главной целью которого является формирование метапредметных компетенций, выстраиваемых поверх традиционных знаний, умений и навыков. Показателями достижений обучающихся являются личностные приобретения у школьников, их индивидуальное продвижения в образовательном процессе, формирование метапредметных образований. Меняется и роль преподавателя - это роль тьютора, координирующего образовательный процесс, начиная от познания и заканчивая результатом. Исходя из ведущей роли каждого ученика основной акцент в подборе методов и средств, для оценивания образовательных достижений обучающихся делается на самооценку, как средство принятия решения учеником, способность составить самостоятельную программу обучения.

        Самооценка - это отношение ученика к своим способностям, возможностям, личностным качествам,  один из компонентов деятельности, связанный не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания, что особенно актуально в соответствии с новым ФГОС. Она более всего связана с характеристикой процесса выполнения заданий, его плюсами и минусами и менее всего с баллами. Главный смысл самооценки школьника заключается в самоконтроле, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостоятельности.

        Роль учителя здесь сводится к разработке для каждого конкретного случая эталонов оценивания, создания необходимого психологического настроя обучающихся на анализ собственных результатов, обеспечение ситуации, когда эталоны оценивания известны всем обучающимся и они самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты, делая при этом соответствующие выводы об эффективности работы, совместный анализ самооценки обучающихся с последующим сопоставлением с оценкой учителя и корректировкой программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов. При осуществлении всех указанных функций учителя процесс самооценки станет объективным и продуктивным.

Основные изменения в системе оценивания в  связи с переходом на  ФГОС

-изменение понимания результатов образовательной деятельности учащихся;

-развитие системы внешнего  и внутреннего мониторинга;

-комплексный подход к оцениванию образовательных достижений учащихся;

-оценивание динамики развития личностных качеств обучающихся как одного из основных показателей качества;

-введение рейтинговой системы оценивания, использование накопительной системы учета результатов обучения.

        Одной из задач, стоящих перед педагогом в условиях введения ФГОС второго поколения, является проверка на практике теоретически построенных и предложенных для апробации новых моделей образовательной системы. Очень важным аспектом является система оценивания, так как она поддерживает и стимулирует учащихся, обеспечивает точную обратную связь, информативна и включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность. Основной задачей и критерием оценки выступает овладение системой учебных действий.

Формирующее оценивание

        Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения. Данный вид оценивания так называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.

Формирующее оценивание позволяет учителю:

-четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;

-сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.

Формирующее оценивание для обучающихся

-может помогать учиться на ошибках;

-может помогать понять, что важно;

-может помогать понять, что у них получается;

-может помогать обнаруживать, что они не знают;

-может помогать обнаруживать, что они не умеют делать;

Результатами применения формирующего оценивание является:

-обеспечение освоения стандарта всеми учащимися в наиболее комфортных для каждого условиях,

-максимальное приближение каждого учащегося к запланированному им результату в случае, если результат выходит за рамки стандарта по уровню освоения содержания,

-формирование оценочной самостоятельности учащихся,

-формирование адекватной самооценки.

Оценка устного ответа

Базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний. Ученик способен пересказать изученный материал, ответить на вопросы по теме.

Превышающий базовый уровень - повышенный уровень достижений планируемых результатов. Ученик не только может пересказать изученный материал, но и проанализировать его, ставит вопросы к изученной теме.

Высокий уровень - уровень, демонстрирующий углубленное достижение планируемых результатов. Ученик не просто пересказывает изученный материал, а анализирует его, сравнивает известные факты, приводит примеры, ставит вопросы к изученной теме.

Пониженный уровень - уровень, определяющий достижение планируемых результатов ниже базового уровня. Ученик способен пересказать изученный материал, но не может отвечать на дополнительные вопросы по теме.

Низкий уровень достижений - недостижение базового уровня. Ученик не может изложить изученный материал даже при помощи наводящих вопросов.

Оценка лабораторной работы по биологии

Базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний. Ученик способен ставить цель, выполнять работу, отвечать на вопросы, делать вывод.

Превышающий базовый уровень - повышенный уровень достижений планируемых результатов. Ученик способен ставить цель, выполнять работу, отвечать на вопросы, делать вывод.

Высокий уровень - уровень, демонстрирующий углубленное достижение планируемых результатов. Ученик способен ставить цель, выполнять работу, отвечать на вопросы, анализировать полученный результат, делать вывод, оценивать свою работу и работу одноклассников.

Пониженный уровень - уровень, определяющий достижение планируемых результатов ниже базового уровня. Ученик способен выполнять работу, по цели, сформулированной учителем или другими учениками.

Низкий уровень достижений - недостижение базового уровня. Ученик не может самостоятельно выполнять работу.

Оценка выполнения тестовых заданий

Базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний (50-74%).

Превышающий базовый уровень – повышенный уровень достижений планируемых результатов (75-85%).

Высокий уровень – уровень, демонстрирующий углубленное достижение планируемых результатов (86-100%).

Пониженный уровень – уровень, определяющий достижение планируемых результатов ниже базового уровня (менее 50%).

Низкий уровень достижений – недостижение базового уровня.

          Сегодня в качестве инновационных средств необходимо активнее использовать тестирование, модульную и рейтинговую системы оценки качества знаний, мониторинг качества, учебные портфолио, которые позволяют установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Современные подходы к системе контроля и оценивания учебной работы школьника не могут ограничиваться проверкой усвоения знаний и выработкой умений и навыков по конкретному учебному предмету. Они ставят более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.

          Учителю необходимо учитывать и предметные, и метапредметные, и личностные результаты ученика, его коммуникативные навыки, активно вводить в практику методы самооценки, взаимооценки, оценки родителей. В условиях перехода к ФГОС важно овладеть  умением самостоятельно разрабатывать аналогичные задания, направленные на проверку конкретных УУД. При оценивании предметных результатов необходимо учитывать, что предметом оценки, в соответствии с требованиями ФГОС, являются не только знания, но и специфические для данного предмета учебные и практические умения, базирующиеся обычно на определенных видах универсальных учебных действий. Стандарты прямо указывают, что важнейшим предметом оценивания в данном случае выступает «способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач».

    Основные подходы к преподаванию химии в условиях введения ФГОС

         Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают формирование у обучающихся ключевых компетенций, овладение которыми является необходимым условием социализации выпускника школы и будущего абитуриента вуза. Содержание учебного предмета «Химия» выступает как средство введения обучающихся в деятельность, характеризующую данную науку. Использование в практике обучения химии системно-деятельностного подхода представляет собой процесс познания и предполагает развитие у школьников различных видов мышления через деятельность, моделирующую деятельность научную.

Системно-деятельностный подход обеспечивает:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

 -проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;  

-построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

          Среди естественнонаучных дисциплин, химия по содержанию и способам представления учебного материала, видам деятельности учащихся, обладает большим потенциалом. На таких уроках учащиеся оказываются в условиях, требующих от них умения планировать, конспектировать, грамотно вести наблюдения, четко фиксировать и описывать их результаты, обобщать и делать выводы, а также осваивать научные методы познания. Технология такого рода вызывает у них желание работать с различными источниками информации, побуждает активнее усваивать новый материал, умение учителя выстраивать систему контрольно-оценочной деятельности, как со своей стороны, так и со стороны учащегося. С целью развития творческих способностей учащихся через использование ИКТ и проектной деятельности на уроках химии необходимо внедрение новых технологий, ориентированных на формирование основных механизмов мыслительной деятельности, которое даст ученика способного мыслить ярко, неординарно, сокращая процесс рассуждения. Важным условием обновления содержания школьного химического образования, становления старшеклассника как самостоятельного субъекта образования является компетентность учителя:  гибкостью мышления, способностью к пространственным представлениям, высоким уровнем обобщения, развитым продуктивным мышлением, проявляющего умственную самостоятельность. Тем самым будет произведена персонификация образования и связана с ней реализация идеи свободы и духовного развития человека, приобретения им опыта самовыражения, в том числе эмоционального опыта осознания собственной индивидуальной ценности и ценности других мировоззренческих систем.

Для осуществления этого необходимо:

1. Формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием ИКТ;

2. Формировать умения и навыки мышления при работы с большими объемами информации;

3. Формировать навыки самообразования, способности к мобильности обучающихся;

4. Формировать навыки работы в команде по разработке мини проектов;

5. Развивать умение формулировать проблему, определять задачу и разрабатывать ее решения;

6. Формировать навыки самоконтроля при работе с ПК.

          Для решения поставленных задач использую ИКТ, метод проектов, кейс-технологию, ведь изучаемый в школе предмет может стать привлекательным, когда возникает ситуация проблемы, понятной школьникам. Использование ИКТ позволяет визуализировать эти процессы, предоставляет возможность многократного повторения и продвижения в обучении со скоростью, благоприятной для каждого ребенка в достижении понимания того или иного учебного материала, обеспечивает также возможность приобщения к современным методам работы с информацией, интеллектуализацию учебной деятельности. Использование разных видов деятельности, позволяет учащимся самостоятельно добывать необходимую информацию, мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы. ИКТ создает ситуацию успеха для каждого ученика. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научиться учиться, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть и, которые формируют фундаментальное ядро образования, именно в действии порождается знание. Ребенок должен научиться умению самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Большинству из нас предстоит переучиваться, перестраивать мышление исходя из новых задач, которые ставит система образования. Реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений без которых ученик не может быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности. Нужно ставить перед учеником проблему, чтобы он сделал для себя открытие, пусть маленькое, но свое. Перед учителем стоит вопрос: чему учить и как учить. Особенно остро стоят эти вопросы перед учителем химии: нужно не только сообщить сумму знаний, изучить законы природы, но воспитывать думающего человека, умеющего разумно относиться к природе, беречь, сохранять ее, то есть дать ему те знания, которые нужны в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Необходимость изучения английских пословиц на уроках английского языка в рамках введения ФГОС.

Статья рассказывает об актуальности изучения пословиц на уроках английского языка в рамках современной школы,расписаны зтапы урока в ходе которых может проводиться работа с данными устойчивыми выражен...

Выступление на педагогическом совете по теме "Система оценки достижения результатов учащихся в рамках введения ФГОС ООО"

Основное содержание системы оценки достижений результатов учащихся по предмету в рамках введения нового федерального стандарта на ступени основного общего образования...

Изменение подходов к оценке результатов обученности по русскому языку и литературе в рамках внедрения ФГОС

Каков характер подходов к оценке результатов обученности в соответствии с ФГОС на уроках русского языка и литературы? Представлены формы работы, способствующие достижению планируемых результатов....

Современные подходы к достижению результатов при изучении химии и биологии

Главная цель обучения - развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных ценностей с тем, чтобы выпускник школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, прин...

Актуальность формирование методологических знаний при изучении химии в средней школе в рамках реализации ФГОС

При изучении предмета химии нет общепринятых ответов на следующие вопросы:- Какой комплекс знаний о знаниях необходимо включить в содержание обучения химии?- Каковы пути и способы рационального сочета...

Статья "Современный подход к проведению уроков в коррекционной школе в рамках введения ФГОС"

Статья " Современный подход к проведению уроков в коррекционной школе в рамках введения ФГОС"...