Главные вкладки

    Выступление на педагогическом совете по теме "Система оценки достижения результатов учащихся в рамках введения ФГОС ООО"
    материал по теме

    Батурина Юлия Викторовна

    Основное содержание системы оценки достижений результатов учащихся по предмету в рамках введения нового федерального стандарта на ступени основного общего образования

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    В условиях введения федеральных государственного образовательного стандарта основного общего образования особенно актуальным является представление информации в рамках осуществления внутришкольного контроля о реальном состоянии дел в образовательном учреждении, выявление причин недостатков в работе, оказание научно-методической помощи педагогам. Внутришкольный контроль представляет собой системный процесс всестороннего изучения и анализа образовательного процесса в образовательном учреждении с целью координации всей его работы в соответствии со стоящими перед ним задачами, предупреждения возможных ошибок и оказания необходимой помощи педагогическому коллективу. Работа школы в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования потребовала дополнить перечень традиционных контрольных действий новыми, позволяющими охватить все аспекты его деятельности.

    Система внутришкольного контроля регламентируется соответствующим положением, которое разработано с учетом требований ФГОС, где ВШК рассматривается не в рамках «модели контроля», а в рамках «модели обеспечения» качества образования.  Только тогда система оценивания качества может нести свою долю ответственности за выполнение требований Стандартов.

    Значительная роль в осуществлении внутришкольного контроля  ФГОС, принадлежит разработанное МБОУСОШ № 44 «Положение о системе оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования». Система оценки ориентирована на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени основного общего образования.

    Система оценки предполагает  комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

    Оценка личностных результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований. К их осуществлению привлекаются специалисты, обладающие необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в подростковом возрасте.

    Оценка метапредметных результатов проводиться в ходе различных процедур (текущие и итоговые проверочные работы по предметам, комплексные работы на межпредметной основе).  

    Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.

    В системе предметных знаний выделяются опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов.

    Поэтому, во внутришкольном контроле необходимо было пересмотреть всю систему оценки качества образования в школе на основе принципов критериального оценивания и компетентностного подхода: каждое качество должно иметь свои показатели, а каждый показатель – описание уровней достижения.

    Для оценки личностных образовательных результатов обязательными, отражающими требования ФГОС, стали следующие показатели:

    • уровень социализации и уровень воспитанности;
    • уровень учебно-познавательной мотивации каждого ученика по отношению к каждому предмету;
    • уровень сформированности ценностей семьи, здорового образа жизни обучающегося, навыков организации досуга.
    • личностные универсальные учебные действия в рамках когнитивного компонента,  ценностного и эмоционального компонентов,  деятельностного (поведенческого) компонента.

    На первый взгляд, качество и динамика успеваемости по предметам – это единственный показатель, который в школах всегда входит в состав предметных образовательных результатов ВШК. Однако в соответствии с требованиями ФГОС ООО стало  необходимым  включить в ВШК такие показатели

    • подтверждение обученности по результатам внешней, независимой оценки;
    • уровень обучаемости (уровень учебно-познавательных возможностей);
    • участие и победы в предметных конкурсах, олимпиадах и др.

    В процессе оценки достижений учащихся используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

    Таким образом, оценка динамики образовательных достижений имеет две составляющие: педагогическую, понимаемую как оценку динамики степени и уровня овладения действиями с предметным содержанием, и психологическую, связанную с оценкой индивидуального прогресса в развитии ребёнка.

    Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений стал портфель достижений ученика.

    Портфель достижений – это специально организованная подборка работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в различных областях.

    Оценка, как отдельных составляющих, так и портфеля достижений в целом ведётся на критериальной основе, поэтому портфели достижений сопровождаются специальными документами, в которых описаны состав портфеля достижений; критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника.

    По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы о:

    1) сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной школе;

    2) сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

    3) индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

    Систематическое пополнение  портфеля достижений учащихся позволяет облегчить внутришкольный контроль за  реализацией ФГОС.

    Результатом целенаправленной работы по повышению системы оценки достижений учащихся стали победы в международных интеллектуальных конкурсах /«Русский медвежонок», «Гелиантус», «Кит»/, предметных олимпиадах, спортивных соревнованиях.

    Внутришкольный контроль и последующий анализ информации лежат в основе принятия управленческих решений по вопросам введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта ООО.

    План внутришкольного контроля позволяет администрации осуществлять процесс контроля над образовательной деятельностью школы всесторонне и системно. Информация, получаемая в рамках внутришкольного контроля, используется в ходе оценки работы педагогических и управленческих кадров и организации их поддержки, при обобщении опыта реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательного учреждения, в конечном счете – в решении задач повышения эффективности реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Результаты внутришкольного контроля используются в работе педагогического совета, методического объединения учителей и других структурных подразделениях государственно-общественного управления данного образовательного учреждения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на педагогическом совете по теме «Система оценки планируемых достижений личностных результатов обучающихся».

    В данной разработке представлена система оценки планируемых достижений личностных результатов обучающихся....

    Выступление на педагогическом совете "Новая форма накопительной оценки - портфолио личностных достижений ученика".

    Портфолио - современная эффективная форма оценивания, способ фиксирования , накопления и оценки индивидуальных достижений школьника....

    Выступление на педагогическом совете "Деятельность социального педагога в условиях введения ФГОС"

    В связи с внедрением ФГОС назрела необходимость создания новых парадигм работы социального педагога. Основное назначение социального педагога здесь - социальная защита ребенка, помощь в организации ег...

    Выступление на педагогическом совете "Критерии эффективности современного урока в условиях перехода на ФГОС"

    Выступление на педагогическом совете посвящено переходу средней школы на ФГОС....

    Выступление "Выбор УМКС – решающий фактор эффективного процесса иноязычного образования в рамках введения ФГОС основного общего образования"

    За плечами многолетняя работа по очень многим российским УМК. Сейчас мы остановились на «Английском в фокусе».Почему мы работаем по этому УМК? Что нам дает этот комплекс?...

    Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме "Контроль, оценка и учет образовательных достижений обучающихся"

    Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме "Контроль, оценка и учет образовательных достижений обучающихся"...