Химический состав и биологическое значение воздуха
презентация к уроку по химии (8 класс)

Замалиева Аниса Анваровна

План-конспект к интегрированному уроку по химии и биологии для 8 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_konspekt.docx146.92 КБ

Предварительный просмотр:

8 класс.

Тема урока: Воздух – химический состав и его биологическое значение

Цели урока:

Раскрыть процесс газообмена в организме человека и изучить состав воздуха.

Задачи:

1.  раскрыть процесс газообмена в легких и тканях.

2.  изучить состав воздуха и как он изменяется при дыхании.

3.  продолжить формирования биологических и химических понятий.

4.  работать над дальнейшим формирование умений логически мыслить, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, работать с опорными схемами, синтезировать знания из смежных учебных предметов, умения работать с дополнительной литературой.

5.  формирование здорового образа жизни, бережного отношения к окружающей природе (воздуху), развитие экспериментальных и творческих способностей учащихся.

6.  формирование умений применять и синтезировать знания по биологии и химии.

План УРОКА:

  I.  Организационный момент. Актуализация проблем.

II.  Изучение нового материала:

1.  Состав воздуха.

·  Свойства воздуха.

·  Открытие кислорода.

·  Открытие азота.

·  Открытие углекислого газа.

·  Открытие благородных газов.

·  Качественный состав воздуха

·  Количественный состав воздуха

2.  Газообмен.

·  Взаимосвязь строения и функций органов дыхания.

·  Газообмен в легких.

·  Газообмен в тканях.

·  Химическая природа процесса газообмен.

3.  Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

4.  Роль растений в поддержании постоянного состава воздуха. (Фотосинтез)

5.  Влияние чистого и загрязненного воздуха на организм человека. Охрана воздуха.

III.  Домашнее задание.

IV.  Заключение.

Основные понятия темы:

1.  Газообмен

2.  альвеолы

3.  капилляры

4.  диффузия

5.  гемоглобин

6.  оксигемоглобин

7.  карбогемоглобин

8.  артериальная кровь

9.  венозная кровь

10.  фотосинтез

11.  воздух

12.  газы – кислород, водород, инертные газы

13.  переменные, случайные, постоянный составляющие воздуха

14.  окисление

Сегодня, ребята, мы проводим необычный урок – интегрированный – объединенный урок химии и биологии.

На доске записана тема урока: Состав воздуха. Газообмен в легких и тканях.

( Видеофильм)

Исходя из темы урока сформируйте, пожалуйста, цель нашего урока.

Инструктаж. В течение 2х уроков вы ребята работаете с зачетными листами, куда будете выставлять оценки за различные задания, итог подведем в конце урока.

Не говори, что жизнь постыла

Что свет не мил. И кровь остыла

Она единожды дана. И надо жить,

И надо жизнью дорожить

Она слаба, как только что рожденное дитя

Она слепа, как мотылек ад пламенем костра

Она сильна, как тысяча чертей в подлунной пляске

Она мил, как пара голубей в любовной ласке

И ты всему Венец, начало созиданья

Ты должен жить

Как велел творец

В основе мирозданья!

Без чего не может жить человек?

без еды – 1месяц

без воды – 7дней

без воздуха – 2-4минуты.

Слайд-2

Человек не может жить без воздуха, а что такое воздух?

Какими свойствами обладает эта смесь?

Вспомните из курса географии, биологии, природоведения

 «А КАКИЕ ГАЗЫ ВХОДЯТ В СОСТАВ ВОЗДУХА »?

Люди всегда жили в воздушном океане, но не знали какие вещества его образуют. Давайте унесемся с вами более чем на 200 лет назад и узнаем, как же открывались газы, образующие воздух.

О каком газе идет речь в загадке?

Я коварный поджигатель

Вы огня хотите - нате!

Я всесильный окислитель

Если только дров дадите.

А как же был открыт кислород?

Слаид-3

Доклад – « Кислород». Приложение – 1.

Вывод: Кислород открыли К. Шееле и Д. Пристли, А. Лавуазье не только получил, изучил свойства, но и доказал что этот газ простое вещество.

Предупреждаю вас заранее

Я не пригоден для дыхания!

Но все как будто бы не слышат

И постоянно мною дышат.

О каком газе идет речь?

Как же открыли этот газ?

Слайд-4

Доклад – «азот». Приложение – 2.

Вывод: открыли азот Д. Резерфорд, К. Шееле, А. Лавуазье. Вот почему про азот говорят « трижды открытый».

Чтоб появиться я сумел,

Прокаливают белый мел.

Меня дает огонь в печи

И пламя маленькой свечи.

И стоит только сделать вздох

Чтоб я на свет явиться мог

Я в газированной воде,

Я в хлебе, в соде, …, я везде.

О каком газе так много сказано?

Слайд-5.

Доклад – «углекислый газ». Приложение – 3.

Вывод: углекислый газ (СО2) явился человечеству, как вещество благодаря опытам Д. Пристле.

Все вы хорошо знаете сейчас такое явление как « северное сияние». Какие газы светятся в атмосфере, дающее нам такое прекрасное зрелище?

Слайд-6.

Доклад – «благородные газы». Приложение – 4.

Вывод: инертные (благородные) газы были открыты совсем недавно, но в настоящее время широко используются человечеством.

У вас на столах выдана – «историческая справка», где указан год открытия и ученый открывший данный газ. ( вклейте в тетрадь).

А какое газообразное вещество еще присутствует в воздухе?

А ну, скорей снимите шляпу!

Я дочь космического папы.

И вездесуща и легка -

Я лед, я пот, я – облака

Когда я злюсь, то закипаю,

Когда мороз – я застываю.

(вода)

Мы с вами выяснили составные части воздуха и как они были открыты.

А какие это вещества по составу?

Приведите примеры простых веществ в составе воздуха.

Приведите примеры сложных веществ в составе воздуха.

Работаем со схемой – заготовкой.

Слайд-7.

Запись в схему-заготовку.

А сколько этих веществ по объему?

Давайте проведем опыт по определению состава воздуха и повторим работу Даниэля Резерфорда.

В сосуд, заполненный водой поставим, свечку (на поплавке) и зажжем ее. Закроем колпаком, на котором отмечено 5 делений. ( колпак разделен на 5 равных частей.)

Что вы наблюдаете?

Почему свеча потухла?

На сколько уровень воды в колбе поднялся?

Сделайте вывод о количественном содержании кислорода и азота в воздухе?

 https://pandia.ru/text/78/009/images/image002_67.jpg

Таким образом – О2 =21%

N2 = 78%

А если, ребята, проделать этот опыт на Аляске, в экваториальном лесу Африки, Австралии, мы получим тот же результат?

Да, эти газы в таком объеме постоянны в любой точке нашей планеты.

Вот поэтому эти газы относятся к постоянным составляющим воздуха (работа со схемой).

Слайд 8.

Постоянные составные воздуха – содержание этих веществ практически постоянно в любой порции сухого воздуха.

Слайд 9.

Какие газы всегда есть в воздухе, но их количество может колебаться?

Переменные составные воздуха – зависят от деятельности растительности, времени года, суток, деятельности человека.

Слайд 10. ( определение запыленности атмосферы ОПЫТ)

Берется проба снега, помещается в пол-литровую банку. Когда снег растает, воду взбалтывают и приступают к анализу. На газетный текст ставят тонкостенный стакан и льют в него талую воду до тех пор, пока становится невозможным читать печатный текст. Высота столбика воды и является показателем запыленности: чем он ниже, тем запыленность большая.

Перед вами картинка – прокомментируйте ее?

Вывод: в воздухе городов, могут быть различные вещества, из-за развитого производства.

Слайд 11.

Эти вещества могут быть в разное время года, в разной местности и называются случайными.

Случайные составные воздуха – зависят от местных причин: природные явления(деятельность вулканов, грозы и т. д.) , деятельность человека(металлургические, химические, цементные заводы, транспорт и т. д.).

 

Ребята, мы с вами выяснили, что воздух представляет собой смесь газов. Основными составными частями воздуха являются азот, кислород, инертные газы (постоянные компоненты), углекислый газ, водяной пар (переменные компоненты), соединения серы, азота и другие вещества(случайные компоненты).

А сейчас давайте проверим, что вы узнали о газах, составляющих воздух.

Организационная диаграмма

Слайд12.

1. Свойства воздуха, свободного от переменных и случайных составных частей:

а) бесцветный

б) бесцветный, без вкуса

в) бесцветный, без вкуса, без запаха

г) бесцветный, без вкуса, без запаха, прозрачный

2. Какой газ называют «безжизненным»?

А) Азот

Б) Кислород

В) оксид углерода (IV) – углекислый газ

3. Какой газ занимает 1/5 объема воздуха?

А) Азот

Б) Кислород

В) оксид углерода (IV) – углекислый газ

4. Какой газ в зависимости от времени года, суток, деятельности человека имеет не постоянное содержание в воздухе?

А) Азот

Б) Кислород

В) оксид углерода (IV) – углекислый газ

5. Какой ученый дал название таким газам как кислород, азот?

А) Р. Пристли

Б) К. Шееле

В) А. Лавуазье

Слайд 13.

Проверяем, ставим оценки.

1.  Г    2.  А    3.  Б     4.  В   5.  В

Сегодня с вами мы говорим

О том, чем дышим мы,

А он не видим

Но разве можно б было, дети,

Без газа этого прожить на свете?

Жизнь без него тяжелой бы была

Вернее не было ее бы никогда.

А какой путь проходит воздух (конкретно кислород) до места назначения?

Задание у доски: Показать по таблице «Органы дыхания» последовательно путь воздуха(кислорода) с момента его поступления в организм человека до легких, выбрав и прикрепив соответствующие карточки:

1.  носовая полость

2.  носоглотка

3.  гортань

4.  трахея

5.  бронхи

6.  бронхиолы

7.  альвеолы.

Задание на месте. Вы, ребята, выполняете следующие задание: соотнесите особенности строения органов дыхания с их функциями.

Соотнесите органы, обеспечивающие процесс дыхания, с их функциями ( укажите для каждой цифры соответствующую ей букву)

Слайд 14.

Органы

Функции соответствующих органов.

1.  Гортань-

А) проведение воздуха

2. Слизистая оболочка носовой полости-

Б) участие в образовании голоса

3. Трахея-

В) участие в дыхательных движениях

4. Альвеолы-

Г) защита дыхательных путей от твердых частиц, поступающих с воздухом

5. Мерцательный эпителий воздухоносных путей-

Д) газообмен между атмосферой и кровью

6. Диафрагма -

Е) согревание и увлажнение поступающего воздуха

Слайд 15.

Проверяем и ставим себе оценку.

Из курса природоведения вы ребята знаете, что вдыхаемый и выдыхаемый воздух по составу газов отличаются.

Газообмен в легких и тканях.

Разное содержание СО2 и О2 во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе объясняется процессом газообмена. Где же происходит газообмен?

Какие особенности строения легких обеспечивают возможность газообмена?

(Наличие альвеол (300 млн.)

Альвеолы оплетены густой сетью капилляров

Очень тонкие стенки альвеол

Изнутри альвеолы выстланы пленкой, содержащей биологически активные вещества, препятствующие их слипанию, т. е. смыканию)

Сейчас подробно рассмотрим процесс газообмена в легких и тканях. Работаем со схемой и опишем процесс газообмена в легких и тканях по следующему плану.

Слайд 16

План:

1.  местонахождение газов СО2 и О2

2.  направление движения

3.  причины движения в таком направлении?

4.  кто несет эти газы и куда?

5.  изменение вида крови

В чем заключается взаимосвязь органов дыхательной системы и сердечно - сосудистой системы? (Перенос газов обеспечивается дыхательной и сердечно – сосудистой системами. С их помощью молекулы кислорода доставляются во все ткани тела, а откуда выносится СО2. поступление в организм кислорода и удаление углекислого газа обеспечивает дыхательная система. Транспорт газов и других необходимых организму веществ осуществляется с помощью кровеносной системы.)

Слайд 17.ОПЫТ МЕХАНИЗМ ВДОХА И ВЫДОХА. Попробуйте вдохнуть (или выдохнуть) так, чтобы диафрагма и грудные мышцы не сокращались.

Это оказывается невозможным, потому что не изменяется объем грудной полости. Теперь попробуйте задержать дыхание, блокируя выход из дыхательных путей, и сократить мышцы живота и груди. Положение диафрагмы тоже изменится, однако воздух в легкие не поступает и не выходит из них. Вывод: чтобы дыхательные движения были возможны, необходимо, чтобы мышцы могли изменять объем грудной полости и чтобы выход (вход) воздуха через дыхательные пути был свободен.

Механизм вдоха и выдоха. Разбор процессов на модели вдоха и выдоха, предложенной ДондерсоКартинка 50 из 54

  1. Причины болезни курильщика. (Беседа с использованием модели Дондерса. Учащимся предлагаю оттянуть «диафрагму» на модели вниз («вдох») и проследить за поведением шарика, изображающего легкое (в нашем случае альвеолу легкого). Сначала он раздувается, но затем перестает раздуваться из-за недостаточной эластичности резины. При курении стенки альвеол тоже теряют эластичность и при глубоком вдохе лопаются. Воздух попадает во вне альвеолярное пространство и выйти не может, поэтому сделать полноценный выдох больной не может. Работа легких оказывается нарушенной.)

Задание.

Цветными карандашами (красным и синим) обозначить направление движения газов и сделать соответствующие записи.

https://pandia.ru/text/78/009/images/image006_38.gif

Вывод:

Газообмен в легких

Диффузия газов осуществляется за счет разницы концентрации газов.

О2 поступает из легочных пузырьков в капилляры. СО2 из капилляров в легочные пузырьки.

Венозная кровь превращается в артериальную.

взаимосвязаны.

https://pandia.ru/text/78/009/images/image007_36.gif 

Газообмен в тканях

Диффузия газов осуществляется за счет разницы концентрации газов. О2 поступает из крови в тканевую жидкость, затем в клетки; СО2 - из клеток тела в тканевую жидкость и кровь. Артериальная кровь превращается в венозную.

Химизм дыхания.

Ребята работают со схемой – заготовкой (смотри приложение).

А какие химические процессы происходят при дыхании?

Какое путешествие осуществляет кислород в наше организме?

Назовите условия при которых возможно это путешествие?

Одним из условий газообмена служит образование нестойких веществ.

Как вы это понимаете?

Условия: диффузия, образование нестойких веществ.

Кто осуществляет транспорт газов?

Что происходит в легких с кислородом?

Что образуется в крови легочных капилляров?

Легкие – кровь: О2 + гемоглобин = оксигемоглобин

Куда кровь несет это соединение? Куда дальше путешествует кислород? ( оксигемоглобин переносится кровью к тканям)

Что происходит в тканях с этим соединением?

Кровь – ткань: оксигемоглобин = гемоглобин +О2

А зачем клеткам кислород?

Знаете ли вы…

Что в организме питательные вещества окисляются – сгорают без пламени, но при этом выделяется тепло. Для сгорания питательных веществ, как и для любого горения, необходим кислород.

Напишите уравнение реакции горения органического вещества на примере глюкозы – С6Н12О6.

Что образуется в результате окисления?(оксиды)

Какие оксиды образуются?(СО2, Н2О)

Что еще образуется в результате реакции?

Клетки ткани: С6Н12О6 + 6О2 = 6СО2 + 6 Н2О + Q

Куда дальше направится кислород в составе оксида углерода(4)?

В состав крови очень много входит воды, ионов K+, Na+ . какие еще могут образоваться вещества? (соли карбонаты, угольная кислота).

Ткань – кровь: гемоглобин + СО2 = карбогемоглобин

СО2 + Н2О = Н2СО3

Эти вещества по кровяному руслу возвращаются в легкие. Какие процессы происходят с ними в альвеолах легких?

Кровь – легкие: карбогемоглобин = гемоглобин + СО2

Н2СО3 = СО2 + Н2О

Исходя из всех процессов скажите, изменяется ли состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

Давайте опытным путем докажем это.

Слайд 18

Проведем лабораторный опыт.

У вас на столах находится по две пробирки с известковой водой – Са(ОН)2

Назовите это вещество (гидроксид кальция)

В первую пробирку с помощью груши продуйте воздух. Что вы наблюдаете? (изменений нет)

Во вторую пробирку продуйте свой выдыхаемый воздух. Что вы наблюдаете? (помутнение)

Напишите уравнение реакции, если данный процесс это качественная реакция на оксид углерода (4).

Са(ОН)2 + СО2 = СаСО3 + Н2О

Сделайте вывод, как изменяется состав воздуха?

Вывод: В выдыхаемом воздухе содержание СО2 – увеличивается.

Слайд 19.

Перед вами таблица «Изменение состава воздуха»

Какие газы изменили свою объемную долю и назовите причину этого?

Работа с таблицей.

Газ

Вдыхаемый

Выдыхаемый

Причина

О2

20,95%

16,40%

Используется для окисления

СО2

0,04%

4%

Образуется в результате окисления

N2

78%

78%

Не изменяется

H2О

Переменный

Насыщенный

Испарение в альвиолах

Температура

Атмосферная

Тела

Тепло, поступаемое из крови.

Ребята мы с вами рассмотрели газообмен в нашем организме, какие происходят процессы при этом и как изменяется воздух. Давайте проверим, что вы смогли понять, осознать. Выполните для этого задание:

Слайд 20.

Задание. Из перечня сосудов, тканей, процессов (1-10), выберите правильные полные ответы на вопросы(I-XII)

I. Что выходит из крови в легкие?

II. Что проникает из лёгких в кровь?

III. Что поступает из тканей в кровь?

IV. Что проникает из крови в ткани?

V. Пигмент в крови.

VI. Место окисления органических веществ.

VII. Потребители кислорода.

VIII. Физическое явление – причина газообмена в лёгких.

IX. Клетки - разносчики кислорода.

X. Продукт распада органических веществ.

XI. Путь кислорода после отделения эритроцита (последовательно).

XII. Место образования углекислого газа в организме.

1. Гемоглобин.

2. Кислород.

3. Углекислый газ.

4. Диффузия.

5. Клетки тканей.

6. Межклеточная жидкость

7. Легочные капилляры.

8. Капилляры в тканях.

9. Эритроциты.

10. Лейкоциты

Меняемся тетрадями – проверяем.

Оцените друг друга и поставьте оценку.

Слайд 21.

Ι – 3

ΙΙ – 2

ΙΙΙ – 3

IV – 2

V – 1

VI – 5

VII – 5

VIII – 4

ΙХ – 9

Х – 3

ХΙ – 8, 6, 5

ХΙΙ – 5

Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил о важной роли дыхания, что «Вдох - выдох, выдох! Я слышу голос инструктора гимнастики «Чтобы вдохнуть полной грудью надо хорошенько выдохнуть. Учитесь прежде всего выдыхать, избавляться от отработанного воздуха. Дыхание – это жизнь. Душа.»

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА(с музыкальным сопровождением)

1.  Поворот головы влево – короткий вдох, затем поворот головы вправо – короткий вдох. Следите, чтобы это были именно повороты головы, а не её откидывания влево и вправо

2.  движение головы вверх – вдох и вниз вдох.

Миллионы людей дышат на нашей планете в каждый час, каждую минуту употребляем кислород и выделяя углекислый газ.

Почему состав воздуха остается не измененным? (процесс фотосинтеза)

Вспомните где он идет (хлорофилл).

Какие вещества для этого нужны? (СО2, Н2О, минеральные соли)

Назовите главные условия при котором идет фотосинтеза? (органические вещества и кислород)

Кто главные поставщики О2 ? (лес)

Слайд 22ОХРАНА

Перед вами различные деревья нашей страны, обратите внимание сколько кислорода в год они продуцируют?

https://pandia.ru/text/78/009/images/image008_32.jpg

А люди губят «легкие планеты», сокращая площадь лесов.

А что будет если кислорода на Земле станет больше, или меньше?

Доклад – приложение 5.

Ребята, растительность нашей планеты делает колоссальную работу по очищению воздуха и поддержанию состава его, так необходимо для нашего дыхания и нашей жизнедеятельности.

А что делаем мы?

В последние десятилетия человек серьезно изменяет состав воздуха, выбрасывая в атмосферу миллиарды тонн загрязняющих веществ. И сам усугубляет ситуацию, ведя неправильный образ жизни, речь идет о курении, влиянии табачного дыма на организм человека.

Сообщения учеников Приложение 6.

Каково влияние загрязненного и чистого воздуха на организм человека (органы дыхания)? 

Домашняя пыль является одним из активнейших аллергенов. Это сложная смесь неорганических и органических составляющих. Особенно опасные органические компоненты домашней пыли. Их разделяют на живые и неживые. Неживые — это частицы пищи, отслоившиеся эпителиальные клетки верхнего слоя кожи человека и животных, разные растительные остатки; живые — это клещи (могут существовать в подушках, коврах), микроскопические грибы, личинки насекомых. Все они способны вызывать тяжёлые аллергические болезни — бронхиальную астму, хронический аллергический насморк. Соблюдение чистоты в помещениях — главное средство борьбы с пылью. Не меньше 2-3 раз в неделю нужно делать влажную уборку, чистить пол, мебель и ковры. Даже зимой несколько раз на день квартиру необходимо проветривать.

Выхлопные газы автомобилей — очень опасны для здоровья человека. При неполном сгорании бензина в воздухе создается высокая концентрация вредных веществ — оксидов азота, углерода, свинца. Люди, которые живут вблизи больших автомобильных трасс, чаще болеют хроническим бронхитом, бронхиальной астмой и раком лёгких. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Промышленное загрязнение воздуха является настоящей бедой для всех промышленно развитых стран. В городах, где наблюдается сильное загрязнение окружающей среды промышленными отходами, свыше 50 % жителей болеют хроническим бронхитом. Люди, живущие вблизи асбестовых фабрик и цементных заводов, чаще болеют раком лёгких; те, кто живёт возле элеваторов, алюминиевых заводов, часто болеет бронхиальной астмой. Участились болезни дыхательных путей и лёгких у жителей сельской местности. Это связано с широким применением минеральных удобрений, гербицидов и инсектицидов.

Слайд 23.

https://pandia.ru/text/78/009/images/image010_29.jpg

https://pandia.ru/text/78/009/images/image012_24.jpg

Давайте ещё раз убедимся во вредном влиянии загрязненного воздуха на организм человека. Выполним следующие задания.

Ребята сделайте вывод.

При дыхании загрязненным воздухом

https://pandia.ru/text/78/009/images/image014_17.gif

https://pandia.ru/text/78/009/images/image015_16.gif

https://pandia.ru/text/78/009/images/image016_17.gif

 

Изменение просвета дыхательных путей

(Сужение)

https://pandia.ru/text/78/009/images/image017_17.gifhttps://pandia.ru/text/78/009/images/image018_17.gifУменьшение объема грудной клетки

https://pandia.ru/text/78/009/images/image019_15.gifУхудшение работы внутренних органов головного мо

Изменение просвета дыхательных путей

(Сужение)

Уменьшение объема грудной клетки

Ухудшение работы внутренних органов головного мозга

Уменьшение количества О2

Мы делаем вывод о необходимости охраны воздуха.

Таким образом, сегодня на уроке мы познакомились с составом воздуха и процессом газообмена в легких и тканях.

Д/з см. слайд 24

На уроке, ребята, вы хорошо потрудились и подведите итоги своей деятельности: и по совокупности ваших отметок выведите итоговую оценку своей работы.

Поднимите руки у кого оценки:

«5» -

«4» -

«3» -

Сдайте зачетные книжки.

Заключение.

Слайд 25 с музыкальным оформлением.

О целительной силе чистого воздуха очень убедительно говорит врач Комов в романе Павленко «Счастье»:

«… ваша болезнь требует простого лекарства – воздуха. Побольше его – и наяву и во сне. Нужно насквозь продуть себя, омыть каждую клетку свою свежим воздухом. Есть на открытом воздухе. А спать непременно… Итак, начните принимать воздух в самых неограниченных дозах. Научитесь дышать. Привыкайте относиться к воздуху, как к пище, пережевывайте его носоглоткой, ощущайте на вкус, на запах, наслаждайтесь им, как гурман… Пейте только проточный воздух… Держитесь в своей болезни политики открытых дверей.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Кислород - « Жизненный - воздух»

О2 – газ, без цвета, без вкуса, без запаха, тяжелее воздуха, плохо растворим в воде.

Кислород на Земле - самый распространенный элемент. Воздух, которым мы дышим, на 1/5 состоит из кислорода. В морях и океанах, в земных минералах, в живых организмах кислорода хоть отбавляй. Почти половина массы земной коры приходится на кислород, связанный в виде различных соединений. В первую очередь это вода Н2О.

Кислород – самый жизненно важный элемент: он обеспечивает обмен веществ в живой природе. К человеку и животным в организм кислород попадает при дыхании. В легких, пронизанных кровеносными сосудами, кислород связывается с кровью, а кровь затем переносит его по всему телу к клеткам мышц, внутренних органов и мозга. Но в природе кислород не только расходуется, но и образуется, его запасы в атмосфере постоянно пополняются. Зеленые растения, содержащие хлорофилл, на свету поглощают углекислый газ, а выделяют газообразный кислород.

Впервые выделил кислород в 1770 году знаменитый шведский химик при нагревании селитры – нитрата калия KNO3. Два года спустя Шееле выделил кислород еще несколькими способами: взаимодействием диоксида марганца MnO2 c серной кислотой H2SO4, прокаливанием перманганата калия KМnO4 либо оксида серебра Ag2O. Немного позже, в 1774 году, кислород выделил англичанин Джозеф Пристли. Он прокаливал оксид ртути HgO.

Сначала новый элемент называли «огненным воздухом» за участие в горении, потом – « жизненным воздухом», поддерживающим дыхание. Теперешнее название и символ, образованные от греческих слов « окси генес»- образующий кислоты, ввел в химию французский ученый Антуан Лавуазье в 1775 году. Лавуазье исследовал кислород и создал кислородную теорию горения. Поэтому он по праву разделяет с Пристли и Шееле честь открытия важнейшего химического элемента.

Приложение 2.

Азот - «безжизненный воздух».

N2 - газ, без цвета, без вкуса, без запаха, легче воздуха.

Азот открыл Даниэль Резерфорд в 1772 году. Учась в Эдинбурге в университете, молодой Резерфорд увлекся химией. Удалив кислород из воздуха ( для этого под стеклянный колпак была поставлена горящая свеча), он обнаружил, что в оставшемся «удушливом воздухе» (а это и был азот) свеча уже не горит, а мышь погибает. Резерфорд потом стал профессором ботаники но вошел в историю как химик – за эту юношескую работу. Почти одновременно с ним азот открыл шведский ученый Карл Шееле, химик и аптекарь. Позднее, в 1787г., Антуан Лоран Лавуазье установил наличие в воздухе газа, не поддерживающего дыхания и горения, и по его предложению этому газу было дано название «азот», означающее «безжизненный» ( от латинского а - нет и зоэ – жизнь). Другое латинское название нитрогениум, введенное в 1790 году Ж. Шапталем, означает «рождающий селитру».

Приложение 3.

Углекислый газ – «связанный воздух».

CO2 – газ, без цвета, без вкуса, без запаха, тяжелее воздуха, растворим в воде.

Диоксид углерода был открыт и изучен в 18 веке Джозефом Пристли. Этот газ Пристли наблюдал при брожении пива, при горении свечи, при дыхании животных. Еще раньше углекислый газ получали из известняка действием соляной кислоты и называли «связанным воздухом» из-за способности реагировать со щелочами и раствором гидроксида кальция («известковым молоком»).

Пристли доказал, что углекислый газ поглощается и водой, образуя при этом раствор, кислый на вкус. Кстати сказать, именно Пристли изобрел «содовую воду», и за это ему была присуждена медаль – высшая награда Лондонского королевского общества. Пристли доказал, что если воду, где растворен «испорченный», или «связывающийся воздух», вскипятить или заморозить, углекислый газ улетучивается. Пристли установил и самое главное: растения на свету поглощают «связывающийся воздух» и выделяют «жизненный воздух» - кислород.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

«Благородные газы»

В конце XIX в. было установлено, что, кроме кислорода и азота, в состав воздуха входит еще целая группа газов, главным образом аргон (0,90% по объему), а также ксенон, криптон. Эти газы еще менее реакционноспособны, чем азот. Их первые химические соединения были получены лишь в 60-х гг. ХХ в. Поэтому они были названы инертными или благородными газами, это название сохранилось за ними до сих пор.

История открытия инертных газов демонстрирует важность точных количественных определений. В 1893 г. Было обнаружено, что один литр азота, полученного из воздуха, имеет массу 1,257 г, а при разложении азотсодержащих соединений - 1,251 г. Это несовпадение заставило более тщательно исследовать состав воздуха. Оказалось, что после удаления всего кислорода и азота получается небольшой остаток - газ, заметно тяжелее азота, - который ни с чем не реагирует. Так был открыт аргон другие благородные газы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Если кислорода будет…

В атмосфере Земли кислорода около 21%, и для горения этого достаточно. А если бы воздух земной атмосферы содержал кислорода меньше 18%, то горение в нем углерода стало бы невозможным, «естественный» ( например, от удара молнии) огонь никогда бы не появился. И первобытный человек так и не узнал бы, что огонь можно использовать для своих нужд…

Еще хуже, если содержание кислорода в атмосфере было бы больше 30%. В такой газовой среде первый же удар молнии вызвал бы катастрофу – гигантский пожар, а может быть, и взрыв. Ведь в этих условиях и сырая древесина горит как порох!

Кому нужен кислород? Всем нам, и каждый день. Без кислорода – беда: ведь он нужен для дыхания и горения, без него нет ни жизни, ни тепла. Это самое главное вещество Земли.

Недаром в фантастическом романе Александра Беляева «Продавец воздуха» злоумышленник пытается подчинить себе весь мир, завладев не золотом, не оружием, а всем воздухом ( а значит, и всем кислородам) Земли.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

О вреде курения

Никотин – алкалоид, содержащийся в листьях и стеблях табака. При курении вдыхается с дымом, через легкие попадает в кровяное русло, преодолевает гематоэнцефалический барьер и через несколько секунд попадает в центральную нервную систему. Другой точкой приложения действия никотина являются вегетативные ганглии.

Окись углерода (угарный газ) является весьма токсичным компонентом табачного дыма. Механизм патогенного действия окиси углерода достаточно прост: вступая в связь с гемоглобином, окись углерода образует соединение карбоксигемоглобин. Он препятствует нормальной доставке кислорода к органам и тканям, в результате чего развивается хроническое кислородное голодание. Особенно вредное влияние оказывает окись углерода на организм беременной женщины, зародыш и плод.

Аммиак и табачный деготь (смолы) при сгорании табака попадают в трахею, бронхи и легкие. Аммиак растворяется во влажных слизистых оболочках верхних дыхательных путей, превращаясь в нашатырный спирт, раздражающий слизистую и вызывающий ее повышенную секрецию. Итог постоянного раздражения – кашель, бронхит, повышенная чувствительность к воспалительным инфекциям и аллергическим заболеваниям. Причем, наряду с самим курильщиком, страдают и «принудительные» курильщики: они получают огромную дозу вредных веществ.

 

ИСТОИЧЕСКАЯ СПРАВКА.

Кислород – «жизненный воздух».

1770г – Карл Шееле

1774г – Д. Пристли.

1775г. – Антуан Лавуазье.

Азот – «безжизненный газ»

1772г – Даниэль Резерфорд.

1772г. – Карл Шееле.

1787г. – Ж. Шапталь.

Углекислый газ – «связанный воздух»

18 век – Д. Пристли.

«Благородные газы» - конец 19 века.

ЗАЧЕТНАЯ КНИЖКА.

ФИ ________________________________________________________________________

Задания

Состав воздуха

(тест №1)

Функции органов

(схема 4)

Газообмен

Тест №2

Работа на уроке

Оценка/баллы

Итоговая оценка

https://pandia.ru/text/78/009/images/image024_13.gifКАЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ ВОЗДУХА

 

КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ ВОЗДУХА

 

УСЛОВИЯ:

ТРАНСПОРТ

ЛЕГКИЕ → КРОВЬ

КРОВЬ → ТКАНЬ

КЛЕТКА → ТКАНИ

ТКАНЬ → КРОВЬ

КРОВЬ → ЛЕГКИЕ

1.  Свойства воздуха, свободного от переменных и случайных составных частей:

а) бесцветный

б) бесцветный, без вкуса

в) бесцветный, без вкуса, без запаха

г) бесцветный, без вкуса, без запаха, прозрачный

2.  Какой газ называют «безжизненным»?

А) Азот

Б) Кислород

В) оксид углерода (IV) – углекислый газ

3.  Какой газ занимает 1/5 объема воздуха?

А) Азот

Б) Кислород

В) оксид углерода (IV) – углекислый газ

4.  Какой газ в зависимости от времени года, суток, деятельности человека имеет не постоянное содержание в воздухе?

А) Азот

Б) Кислород

В) оксид углерода (IV) – углекислый газ

5.  Какой ученый дал название таким газам как кислород, азот?

А) Р. Пристли

Б) К. Шееле

В) А. Лавуазье

Свойства воздуха, свободного от переменных и случайных составных частей:

а) бесцветный

б) бесцветный, без вкуса

в) бесцветный, без вкуса, без запаха

г) бесцветный, без вкуса, без запаха, прозрачный

Какой газ называют «безжизненным»?

А) Азот

Б) Кислород

В) оксид углерода (IV) – углекислый газ

Какой газ занимает 1/5 объема воздуха?

А) Азот

Б) Кислород

В) оксид углерода (IV) – углекислый газ

Какой газ в зависимости от времени года, суток, деятельности человека имеет не постоянное содержание в воздухе?

А) Азот

Б) Кислород

В) оксид углерода (IV) – углекислый газ

Какой ученый дал название таким газам как кислород, азот?

А) Р. Пристли

Б) К. Шееле

В) А. Лавуазье

Из перечня сосудов, тканей, процессов (1-10) выберите правильные полные ответы на вопросы (I-XII) и зашифруйте их:

I. Что выходит из крови в легкие?

II. Что проникает из лёгких в кровь?

III. Что поступает из тканей в кровь?

IV. Что проникает из крови в ткани?

V. Пигмент в крови.

VI. Место окисления органических веществ.

VII. Потребители кислорода.

VIII. Физическое явление – причина газообмена в лёгких.

IX. Клетки - разносчики кислорода.

X. Продукт распада органических веществ.

XI. Путь кислорода после отделения эритроцита (последовательно).

XII. Место образования углекислого газа в организме.

1. Гемоглобин. 6. Межклеточная жидкость

2. Кислород. 7. Легочные капилляры.

3. Углекислый газ. 8. Капилляры в тканях.

4. Диффузия. 9. Эритроциты.

5. Клетки тканей. 10. Лейкоциты.

Решите задачу:

Какой объем воздуха и какой объем кислорода расходуется на одного ученика в течение урока (45 мин.), если один восьмиклассник делает 16 вдохов в минуту по 500 см³ воздуха?

Органы

Функции соответствующих органов.

2.  Гортань-

А) проведение воздуха

2. Слизистая оболочка носовой полости-

Б) участие в образовании голоса

3. Трахея-

В) участие в дыхательных движениях

4. Альвеолы-

Г) защита дыхательных путей от твердых частиц, поступающих с воздухом

5. Мерцательный эпителий воздухоносных путей-

Д) газообмен между атмосферой и кровью

6. Диафрагма -

Е) согревание и увлажнение поступающего воздуха


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Медико-биологическое значение некоторых элементов

В учебном материале описано медико-биологическое значение основных элементов, изучаемых в школьном курсе химии. Удобно использовать на уроках в качестве дополнительного матермала....

Биологический диктант Тема «Химический состав клеток»

9 класс1. Биологический диктантТема «Химический состав клеток» Согласитесь или опровергните следующие высказывания(для этого поставите знак  « +»  или  «  - «  рядом с но...

конспект урока природоведения "Погода. Климат. Типичные признаки погоды по временам года. Предсказание погоды. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха".

Урок природоведения в 5 классеПогода. Климат. Типичные признаки погоды по временам года. Предсказание погоды. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха....

Погода. Климат. Типичные признаки погоды по временам года. Предсказание погоды. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.

Цели урока: сформировать представление о погоде и ее элементах,  климате, о разнообразии погодных явлений и климатических условий, о значении воздуха в природе и необходимости его охраны;  с...

Химический состав и биологическое значение воздуха

Презентация к интегрированному уроку по химии и биологии в 8 классе....

«Классификация и биологическое значение химических реакций»

Тeмa урoкa: «Клaccификaция и биoлoгичecкoe знaчeниe xимичecкиx рeaкций»Eдиницa coдeржaния: Примeнeниe нaучнoгo мeтoдa пoзнaния кaк cпocoбa уcтaнoвлeнияeдинcтвa живoй и нeживoй прирoдыЦeль:...