Элективные курсы по химии
элективный курс по химии (10, 11 класс)

Сэсэгма Санжиевна Доржиева

Элективные курсы по химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10 класс26.68 КБ
Файл 11 класс23.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательноеучреждение «Верхне-Ичетуйская

средняя общеобразовательная школа им. М. Д. Цаганова»

671900, Бурятия, Джидинский район,  с.ВерхнийИчетуй, ул.Ленина 22, тел./факс 8 301 34 93345,

е-mail: wischool@mail.ru

_______________________________________________________________________________

УТВЕРЖДАЮ

Директор__________/В.Б. Ринчинов/

от «___»______2019 г.

   

Рабочая программа

Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по химии»

10  класс

Доржиева Сэсэгма Санжиевна

учитель химии и биологии, учитель высшей категории

с. Верхний Ичетуй, 2019 г.

РАССМОТРЕНО

Методическим объединением

Протокол № «___»_________2019 г.

Приказ

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  2. Приказа № 1089 от 5 марта 2004 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (в соответствии с изменениями).
  3. Приказа от 9 марта 2004 г. N 1312 Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования.
  4. Регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Бурятия, реализующих программы общего образования (Приказ министерства образования РБ № 905 от 29 апреля 2015).
  5. Учебного плана МБОУ «Верхне-Ичетуйская СОШ им. М.Д. Цаганова»   на 2017-2018 уч.г.
  6. Положения о рабочей программе МБОУ «Верхне-Ичетуйская СОШ им. М.Д. Цаганова»;  

. Цели изучения курса

Цель: разработка элективного курса для дополнительной подготовки выпускников к выполнению заданий ЕГЭ по химии.

Задачи элективного курса:

подготовить выпускников к единому государственному экзамену по химии;

- развить умения самостоятельно работать с литературой, систематически заниматься решением задач, работать с тестами различных типов;

- выявить основные затруднения и ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по химии;

- научить обучающихся приемам решения задач различных типов;

- закрепить теоретические знания школьников по наиболее сложным темам курса общей, неорганической и органической химии;

- способствовать интеграции знаний учащихся по предметам естественно-математического цикла при решении расчетных задач по химии.

По данному направлению типовой программы нет, за основу взяты книги: А. А. Кушнарёв «Учись решать задачи по химии», М: «Школа – пресс», 1996; А. И. Врублёвский «Задачи по химии», Минск «Издательство Юнипресс», 2009; О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов «Готовимся к ЕГЭ, Москва «Дрофа», 2011.

При разработке программы элективного предмета акцент делался на те вопросы, которые в базовом курсе химии основной и средней школы рассматриваются недостаточно полно или не рассматриваются совсем, но входят в программы вступительных экзаменов в вузы. Задачи и упражнения подобраны, так что занятия по их решению проходят параллельно с изучаемым материалом на уроках. Большинство задач и упражнений взято из КИМов по ЕГЭ предыдущих лет, что позволяет подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ. Особое внимание уделяется методике решения задач части В и С по контрольно- измерительным материалам ЕГЭ.

Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ» может быть использован как целью подготовки обучающихся к ЕГЭ по химии, так и с целью расширения знаний по химии. Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ» совместим с программой и учебно - методическим комплектом группы авторов под руководством О. С, Габриеляна.

Содержание элективного курса

Тема 1. Расчёты по химической формуле вещества (3 ч).

Вычисление количества вещества, массы вещества, объёма газа. Определение относительной плотности газов. Вычисление массовой и объёмной доли компонента в системе, массовой доли элемента в химическом соединении. Расчёты по химической формуле кристаллогидрата.

Определение химической формулы по массовым долям элементов, относительной плотности газа, по продуктам сгорания.

Тема 2. Расчеты по уравнениям химических реакций (7 ч).

Вычисление массы (количества) вещества или объема газа по известному количеству (массе) одного из веществ, участвующих в реакции. Вычисление массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из исходных веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества. Вычисление массы (объема, количества вещества) продукта реакции по известной массе вещества, содержащего примеси. Вычисление массы (объема, количества вещества) продукта по данным об исходных веществах, одно из которых взято в избытке. Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях. Вычисление массовой (объемной) доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. Расчеты теплового эффекта химической реакции. Определение количественного состава смеси веществ. Вычисления по химическим уравнениям в условиях неполного взаимодействия исходных веществ.

Тема 3. Расчеты, связанные с использованием растворов (2 ч).

Способы выражения состава растворов: «массовая доля растворенного вещества в растворе» и «молярная концентрация вещества в растворе». Состав насыщенных растворов. Разбавление, смешивание растворов. Перевод одного типа концентрации в другой. Вычисления, связанные с понятием «растворимость вещества».

Тема 4. Окислительно-восстановительные реакции (1 ч).

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. Электролиз расплавов и растворов электролитов. Значение окислительно-восстановительных реакций. Расчеты по уравнениям окислительно-восстановительных реакций.

Тема 5. Решение заданий ЕГЭ (4 ч)

Требования к уровню подготовки обучающихся

Уащиеся должны знать:

формулы для расчёта основных химических величин, понятия (количество вещества, плотность, относительная плотность, масса, объём, число структурных единиц, массовая доля), их единицы измерения, молярную массу, объём молярной доли вещества, современную международную номенклатуру органических и неорганических веществ.

Учащиеся должны уметь:

-проводить расчёты

по формулам, используя количественные отношения; по нескольким химическим уравнениям; по термохимическим уравнениям;

по выходу продукта реакции от теоретически возможного;

по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ взято в избытке;

по уравнениям реакций с использованием растворов с определённой концентрацией растворённого вещества;

расставлять коэффициенты в уравнениях окислительно-восстановительных реакций.

-пользоваться основными знаниями по физике, математики, химии при решении задач;

уметь анализировать предлагаемый текст задачи;

знать качественные реакции на основные классы органической химии;

называть по систематической номенклатуре органические соединения.

составлять структурные формулы всех видов изомерии для данных классов;

решать задачи известных видов с использованием знаний химических свойств данных классов соединений; на осуществление генетической связи; по установлению формулы органического соединения.

Календарно-тематическое планирование элективного курса по химии 10 класса

№пп

Дата

Тема

Прим.

Решение задач по химическим формулам.

1

Вычисление массовой доли элементов по формулам веществ

Вывод простейшей формулы вещества, если известен состав и масса продуктов окисления.

2

Нахождение молекулярной формулы вещества по массовым долям входящих в него химических элементов

3

Нахождение молекулярной формулы газообразного вещества по массе (объему, количеству вещества) продуктов сгорания и плотности его паров по какому-либо другому газу. Определение молекулярной формулы газа по его относительной плотности

Решение задач по химическим уравнениям.

4

Нахождение массы (количества вещества) образующихся веществ по массе (количеству вещества) вступающих в реакцию веществ.

5

Расчет объемных отношений газов по химическим уравнениям

Расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке

6

Расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке

7

Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси

8

Вычисление выхода продукта реакции (%) от теоретически возможного, если известны массы исходного вещества и продукта реакции

9

Расчеты по термохимическим уравнениям

10

Генетическая связь органических веществ.

11

Генетическая связь органических веществ.

12

Генетическая связь органических веществ.

13

Генетическая связь органических веществ.

14

Осуществление цепочек превращений

15

Решение комплексных задач и упражнений по неорганической химии

Расчеты, связанные с использованием растворов.

16

Нахождение массы (количества вещества, объема) продукта реакции по исходному веществу, находящемуся в растворе

17

Решение задач.

18

Вычисление массы продукта реакции, если для неё взят раствор с определённой массовой долей исходного вещества.

19

Решение задач.

Окислительно-восстановительные реакции.

20

Окислительно-восстановительные реакции. Расстановка коэффициентов методом электронного баланса

21

Окислительно-восстановительные реакции. Расстановка коэффициентов методом электронного баланса

22

Окислительно-восстановительные реакции. Расстановка коэффициентов методом электронного баланса

Решение задач ЕГЭ.

23

Решение задач ЕГЭ типа А

24

Решение задач ЕГЭ типа А

25

Решение задач ЕГЭ типа В

26

Решение задач ЕГЭ типа В

27

Решение задач ЕГЭ типа В

28

Решение задач ЕГЭ типа В

29

Решение задач ЕГЭ типа В

30

Решение задач ЕГЭ типа С

31

Решение задач ЕГЭ типа С

32

Решение задач ЕГЭ типа С

33

Решение задач ЕГЭ типа С

34

Итоговый урок.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательноеучреждение «Верхне-Ичетуйская

средняя общеобразовательная школа им. М. Д. Цаганова»

671900, Бурятия, Джидинский район,  с.ВерхнийИчетуй, ул.Ленина 22, тел./факс 8 301 34 93345,

е-mail: wischool@mail.ru

_______________________________________________________________________________

УТВЕРЖДАЮ

Директор__________/В.Б. Ринчинов/

от «___»______2019  г.

   

Рабочая программа

Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по химии»

11  класс

Доржиева Сэсэгма Санжиевна

учитель химии и биологии, учитель высшей категории

с. Верхний Ичетуй, 2019 г.

РАССМОТРЕНО

Методическим объединением

Протокол № «___»_________2019 г.

Приказ

Пояснительная записка.

        Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по химии» в 11 классе направлен на подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ по химии. Основной акцент программы курса делается на решении задач по блокам: «Общая химия», «Неорганическая химия», «Органическая химия». Особое внимание уделяется методике решения задач части  А, В и С по контрольно- измерительным материалам ЕГЭ. Содержание программы элективного курса направлено на формирование ключевых компетенций: находить взаимосвязь между объектами и явлениями,  глубоко понимать свойства химических элементов и на основе этого прогнозировать реакционную способность химических веществ, развивать химическую интуицию. Актуальность элективного курса состоит в отработке навыков решения заданий КИМ, обеспечивающих закрепление теоретических знаний, вырабатывающих навыки их практического применения. Особенность данной программы заключается в том, что занятия идут параллельно с изучением курса общей химии в 11 классе, что позволит учащимся на заключительном этапе обучения в средней общеобразовательной школе углубить и систематизировать знания по общей и неорганической химии.  

Количество часов в неделю – 1

Количество часов с учетом  учебных календарных дней – 33 ч в год

Цели:  развитие познавательной деятельности учащихся через активные формы и методы обучения; развитие творческого потенциала учащихся, способности мыслить; закрепление и систематизация знаний учащихся по химии; обучение учащихся основным подходам к решению расчетных задач, нестандартному решению практических задач.

Задачи:                                                                                                                                

подготовить выпускников к единому государственному экзамену по химии;   развить умения систематически заниматься решением задач, работать с тестами различных типов;   выявить основные затруднения и ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по химии;                  закрепить теоретические знания школьников по наиболее сложным темам курса общей, неорганической и органической химии.

В результате изучения курса учащиеся должны:

Знать/понимать:  

Важнейшие химические понятия. Выявлять характерные признаки понятий: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомные и молекулярные массы, ион, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, гидролиз, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, химическое равновесие, тепловой эффект реакции, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия и гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в неорганической и органической химии.                                                                                                                                   Выявлять взаимосвязи понятий. Использовать важнейшие химические понятия для объяснения отдельных фактов и явлений; принадлежность веществ к различным классам неорганических соединений; гомологи, изомеры; химические реакции в органической химии.                                                                                                                           Основные законы и теории химии: применять основные положения химических теорий (строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений, химической кинетики) для анализа строения и свойств веществ; понимать границы применимости указанных химических теорий; понимать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и использовать его для качественного анализа и обоснования основных закономерностей строения атомов, свойств химических элементов и их соединений.                                                  

  Важнейшие вещества и материалы. Классифицировать неорганические и органические вещества по всем известным классификационным признакам; объяснять обусловленность практического применения веществ их составом, строением и свойствами; характеризовать практическое значение данного вещества; объяснять общие способы и принципы получения наиболее важных веществ.

Уметь:  Называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре.

Определять/классифицировать: валентность, степень окисления химических элементов, заряды ионов; вид химических связей в соединениях и тип кристаллической решетки; пространственное строение молекул; характер среды водных растворов веществ; окислитель и восстановитель; принадлежность веществ к различным классам неорганических и органических соединений; гомологи и изомеры; химические реакции в неорганической и органической химии (по всем известным классификационным признакам).                                                                                                                                Характеризовать: s, p и d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов; общие химические свойства основных классов неорганических соединений, свойства отдельных представителей этих классов; строение и химические свойства изученных органических соединений.                                                                                                        

 Объяснять: зависимость свойств химических элементов и их соединений от положения элемента в Периодической системе Д.И. Менделеева; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической, водородной); зависимость свойств неорганических и органических веществ от их состава и строения; сущность изученных видов химических реакций (электролитической диссоциации, ионного обмена, окислительно-восстановительных) и составлять их уравнения; влияние различных факторов на скорость химической реакции и на смещение химического равновесия.                                    

 Решать задачи: вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей; расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях; расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объѐму одного из участвующих в реакции веществ; расчеты: теплового эффекта реакции; расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси); расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества; нахождение молекулярной формулы вещества; расчеты: массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного; расчеты: массовой доли (массы) химического соединения в смеси; составление цепочек генетической связи химических соединений (неорганическая химия и органическая химия).

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема занятия

Дата

Примечание

Тема №1. Структура КИМ ЕГЭ по химии 2020  г.

1

Структура КИМ ЕГЭ по химии 2018 г.  

Тема №2. Теоретические основы химии. Общая химия.

2

Химический элемент.

3

Химическая связь и строение вещества.

4

Химические реакции.

5

Теория электролитической диссоциации.

6

Характерные химические свойства оксидов, оснований и кислот.

7

Характерные химические свойства солей.

Тема №3. Неорганическая химия.

8

Характеристика металлов главных подгрупп и их соединений.

9

Характеристика металлов главных подгрупп и их соединений.

10

Характеристика металлов главных подгрупп и их соединений.

11

Характеристика металлов главных подгрупп и их соединений.

12

Характеристика неметаллов главных подгрупп и их соединений.

13

Характеристика неметаллов главных подгрупп и их соединений.

14

Характеристика неметаллов главных подгрупп и их соединений.

15

Характеристика неметаллов главных подгрупп и их соединений.

16

Характеристика неметаллов главных подгрупп и их соединений.

17

Характеристика амфотерных элементов и их соединений.

18

Характеристика амфотерных элементов и их соединений.

19

Характеристика амфотерных элементов и их соединений.

20

Решение тренировочных задач по теме: «Неорганическая химия» (по материалам КИМ      ЕГЭ 2020 г.)

21

Решение тренировочных задач по теме: «Неорганическая химия» (по материалам КИМ      ЕГЭ 2020 г.)

22

Решение тренировочных задач по теме: «Неорганическая химия» (по материалам КИМ      ЕГЭ 2020 г.)

23

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

24

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

25

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

26

Генетическая связь между основными классами органических соединений.

27

Генетическая связь между основными классами органических соединений.

28

Окислительно-восстановительные реакции в неорганической и органической химии.

29

Экспериментальные основы  неорганической химии.

30

Решение задач.

31

Решение задач.

32

Решение задач.

33

Решу ЕГЭ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективные курсы по химии "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ" для 10 класса

Элективные курсы по химии "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ" (поурочные планы с решениями задач) ...

Элективные курсы по химии "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ" для 11 класса

Элективные курсы по химии "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ" (поурочные планы с решениями задач)...

Программа и КТП элективного курса по химии в 10 классе "Химия в задачах"

Элективный курс расчитан на 34 часа и направлен на решение не только расчетных, но и экспериментальных задач по химии. Охвачены основные типы расчетных задач, а также несколько уроков отводится на изу...

Программа элективного курса по химии "Решение задач по химии"

Данный курс  предоставляет возможность школьникам 9 - 11 классов пополнить знания, приобрести и закрепить навыки решения  теоретических и практических задач....

Элективный курс по химии в 10 классе "Практическая химия"

Элективный курс "Практическая химия" разработан с целью предпрофильной подготовки и расширения знаний учащихсяпо органической химии. Курс расчитан на 17 часов, включает в себя 4 практических занятия. ...

Программа элективного курса по химии "Химия для любознательных"

Химия, обладает огромными возможностями, создает не виданные ранее материалы, облегчает труд человека, экономит его время, одевает, сохраняет его здоровье, создает ему уют и комфорт,  измен...

Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"

Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии,  так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....