Методическая разработка по теме: "Развитие учебной мотивации на уроках химии"
методическая разработка по химии (8 класс)

Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному, физическому и творческому развитию личности, используя различные для этого методы обучения. Поэтому важным вопросом в обучении является то, как правильно донести до учащихся те знания, которыми они должны овладеть. При этом необходимо учесть организационные моменты урока с целью заинтересовать учащихся и развивать в них способность к правильному восприятию информации.

На уроке работают двое – учитель и ученик, и только правильно организованная работа может побуждать ученика учиться.

Привить интерес к изучаемому предмету – значит добиться в дальнейшем высокого уровня обученности учащихся и хороших показателей качества знаний, то есть достичь основной цели обучения.

Психологами и педагогами предлагаются разные способы мотивации. Д.Г. Левитес предлагает следующие способы мотивации:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka.docx27.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Томторская средняя общеобразовательная школа

им. Н.М. Заболоцкого»

Развитие учебной мотивации на уроках химии

(учебно-методическое пособие)

Посельская У.Б.

с. Томтор, 2018

Использованная литература:

  1. Мотивационные технологии обучения в системе школьного образования: учебно-методическое пособие / И.И. Павлов, Н.О. Кузнецова, М.П. Данилова и др. – Якутск: Компания «Дани-Алмас», 2017.
  2. Троегубова Н.П. Поурочные разработки по химии. 8 класс. – М.: ВАКО, 2013.
  3. Неорганическая химия. Весь школьный курс в таблицах / сост. Н.В. Манкевич. – Минск: Кузьма, 2016.
  4. Репетитор по химии / Под ред. А.С. Егорова. 11-е изд. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2005.
  5. Химия. Неорганическая химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

Возможные ответы: вы не родственник, не член семьи и т.п.

 - что определяет родственность?

 - что есть у них, чего нет у меня?

Ответ: ген.

Среди этих веществ: CaO, CO2, S, AgCl, H2SO3, NO2, Ca(OH)2, Ba(OH)2, Ca(NO3)2, H3PO4, Ca, NaHSO3, SO2. спрятаны две «семьи». Найдите их. Учитывая, что в каждой «семье» по 4 «родственника».

Какие атомы играют роль «гена»? (сера и кальций)

Ребята между членами семьи есть связь?…(да)

Учитывая, что главный фактор, который связывает их – это ген. Связь будет называться… (генетической).

Называется тема урока.

Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, рисунка,

 фантазии, творчества.

Сухомлинский В.А.

Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному, физическому и творческому развитию личности, используя различные для этого методы обучения. Поэтому важным вопросом в обучении является то, как правильно донести до учащихся те знания, которыми они должны овладеть. При этом необходимо учесть организационные моменты урока с целью заинтересовать учащихся и развивать в них способность к правильному восприятию информации.

На уроке работают двое – учитель и ученик, и только правильно организованная работа может побуждать ученика учиться.

Привить интерес к изучаемому предмету – значит добиться в дальнейшем высокого уровня обученности учащихся и хороших показателей качества знаний, то есть достичь основной цели обучения.

Психологами и педагогами предлагаются разные способы мотивации. Д.Г. Левитес предлагает следующие способы мотивации:

  • Привлечение учеников к оценочной деятельности;
  • Постоянный анализ жизненных ситуаций, личный опыт ученика;
  • Чувство юмора;
  • Отказ от отметок;
  • Культура общения;
  • Необычная форма обучения;
  • Создание проблемной ситуации.

Особенность учебной мотивации заключается в том, что в процессе обучения ученик, усваивая знания, развивая умения, заодно, сам этого не осознавая, по причине активного вовлечения в деятельность, формируется как личность.

В этой методичке я попыталась собрать из дополнительных источников и своего опыта работы мотивационные приемы по определенным темам из курса химии 8 класса. С учетом того, что все основные понятия и законы неорганической химии проходят в 8 классе.

Перед тем как приступить к уроку подсчитайте, насколько мы тогда сэкономим.  

Девиз нашего урока: «Копейка – рубль бережет!»

«Генетическая связь между классами неорганических соединений»

Мир, в котором мы живем и крохотной частичкой которого мы являемся, един и в то же время бесконечно разнообразен. Все в нем находится в непрерывном движении, в непрерывном химическом превращении. Бесконечно из одних веществ получаются другие. Все в нем взаимосвязано. Это общий закон природы.

Связи бывают разные. Между коллегами связь… – (ответ детей: деловая). Между подругами… - дружеская. Но есть одна связь, по силе которой не сравнится никакая другая…

На доске записываю родословное древо одного из учеников: ученик/ученица

                        |

                    Мама/папа

                              |

    Бабушка/дедушка

Вопрос учителя: «Я могу вписать себя в этот ряд?» Предполагаемый ответ: нет.

 - Почему?

Записываю уравнение реакции.

P + O2 = P2O5

31 + (16*2) = 31*2 + 16*5

62 ≠ 142

4P + 5O2 = 2P2O5 показываю механизм уравнивания

На примере доказываю, закон сохранения массы веществ.

4*31 + 5* 32 = 284

124 + 160 = 284

284 = 284

Показываю опыт горение кальция. Прошу записать ее в виде химического уравнения.

«Массовая доля растворенного вещества»

В начале урока ставлю перед ребятами уксусы:

Уксус 90%, 4%, 6%, 9%

Под ним ценники: где четко видно, что 4%, 6% и 9% намного дороже уксуса 90%.

Часто бывает так, что на кухне нашим родителям нужен уксус 4%, 6% или 9%. Я сегодня научу вас как сэкономить бюджет вашей семьи. Мы научимся делать из 90% уксуса: 4%, 6% и 9%.

 «Разделение смесей»

Посмотрите на картинки и скажите что их объединяет?

(картинки про воду: роса, планета - голубая, лед, огурец)

Что вы можете рассказать про воду?

(прослушать возможные ответы) сделать на доске определенный вывод. Что вода – источник жизни!

Представьте себе, что вы герои реалити-шоу «Последний герой». Вас закинули на остров. Ваша задача продержаться неделю на этом острове. Еды нет, но есть вода смешанная с другими не пригодными для питья веществами. Организаторы игры, пойдя вам на встречу: в первый день могут вам отправить необходимое оборудование при условии подробного отчета, для чего вам нужно, то или иное оборудование. Список возможных оборудований на острове уже есть. Также там лежит учебник 8 класса. Помимо этого каждому участнику достается дневник, для личных записей. Где вы можете записывать свои мысли и впечатления. Перед тем как забрать вас из острова, организаторы обязательно вас предупредят. Вы к их приходу должны собраться в дорогу. Долго вас ждать они не будут. Они забирают вас и «зеленый ящик – с оборудованиями». Ваша задача убрать за собой все.

И так рассаживайтесь по группам: каждый на свой остров. (три группы)

Через 15 минут (истекает срок суток) вы должны предоставить полный отчет для приобретения оборудования. И немедленно приступить к выживанию на острове. ЖУ!

Кейс 1

Поздравляем! Вы стали участниками реалити – шоу «Последний герой».

На острове «Амазонок» нет питьевой воды. Весь остров окружен только морской водой. Не теряйте времени на поиски пресной воды. Правильно распределите силы и постарайтесь выжить до конца шоу.

Желаем удачи!

Кейс 2

Поздравляем! Вы стали участниками реалити – шоу «Последний герой».

Вам повезло! На острове «Сокровища нации» есть пресная вода. Но беда в том, что по неизвестной причине, вода полностью покрыта слоем нефти. Отсюда и название острова «Сокровища нации». Не теряйте времени на поиски других источников воды. Правильно распределите силы и постарайтесь выжить до конца шоу.

Желаем удачи!

Кейс 3

Поздравляем! Вы стали участниками реалити – шоу «Последний герой».

Вам повезло! На острове «Джуманджи» есть пресная вода. Она просачивается из –под земли. И из-за Все живое ищет себе пару, мы это точно знаем. У животных – это инстинкт, у нас – это симпатия, любовь, семья (состоящая из мамы и папы).

Электроны тоже не исключение. Пока они без пары, они интенсивно ее начинают искать. В зависимости от атома «плохой», «хороший» кто-то забирает, кто-то отдает эти беспарные электроны.

«Химическое уравнение»

Фосфор , кислород. Переведите то, что я сказала на язык химии.

Мы уже умеем переводить названия веществ на химический язык.

Показываю опыт горения фосфора. Переведите это действие на химический язык.

Скажите мне пожалуйста, какие действия вы выполняете когда топите печку?

Слушаю ответы и акцентирую на варианты: открываю затворки и поддувало. Почему? (Чтобы воздух проходил).

Что входит в состав воздуха? (азот (78%), кислород (21%), аргон и другие инертные газы - 1%.

Горение поддерживает кислород. И действие которое я сделала записывается так:

Как вы думаете, что для этого нужно знать? Фиксирую возможные ответы: отбираю то, что мне по теме надо.

В конце урока мы вернемся к этому заданию. И если вы усвоите тему урока, то в запросто напишите то, что я сказала.

«Валентность химических элементов»

На доске записываю схему распределения электронов по орбиталям атома кислорода и серы.

Говорю: кислород никогда не меняет свою валентность. Валентность кислорода всегда равна 2. Сера же может менять свою валентность 2, 4 и 6. Сейчас и у серы и у кислорода валентность равна 2.

Откуда я это знаю?

Могу привести другой пример, атома с другой валентностью (пока учащиеся не увидят непарные электроны).

Почему кислород не может менять свою валентность, а сера может?

Могу привести другие примеры (пока не заметят пустые орбитали).

глинистой почвы – она очень сильно загрязнена. Пить ее просто невозможно! Не теряйте времени на поиски других источников воды. Правильно распределите силы и постарайтесь выжить до конца шоу.

Желаем удачи!

Так же к каждому кейсу включаются:

Учебник 8 класса, список оборудований (чем больше, тем лучше) учащиеся сами отбирают приборы которые им нужны. «Личный дневник» - где расписана техника безопасности и может быть включена информация не входящая в учебник. «Заявка на получение оборудования» - где учащиеся записывают что им нужно и почему.

«Строение атома»

Все в мире взаимосвязано. Начиная с нашей солнечной системы и заканчивая самой наименьшей частицей мира – атомом. Закройте глаза, представьте нашу солнечную систему. И не открывайте, пока я не скажу. В центре нашей солнечной системы - солнце, на определенных орбитах вокруг солнца вертятся планеты. (Рассказывая это на доске рисую строение любого атома, желательно попроще. Например: кислорода). Откройте глаза! Перед вами… (пауза, для того чтобы дети задумались: в основном находятся те, которые на первых парах отвечают: «солнечная система», и учащиеся которые сразу это опровергают).

Почему вы подумали, что это солнечная система?

Как вы догадались что это не солнечная система?

(примерные вопросы по ситуациям).

Перед вами строение атома кислорода. Описываю то что нарисовала: ядро(+), электронные слои, электроны(-).

Вы знаете сколько в мире людей? (примерно 8 млдр). Найдется в мире совершенно одинаковых людей? (нет). При этом все люди имеют общее строение: голова, конечности и туловище. Атомы тоже не исключение. Сколько их? (смотрят на периодическую систему - 110). Все эти атомы как кислород имеют: ядро, слои и электроны. Но как и люди, ни один атом не похож друг на друга.

Если у кислорода заряд ядра +8 , а электронов 8 и они расположены на 2х электронных слоях.

То у фосфора заряд ядра +15, электронов 15. А электронных слоев у фосфора – 3.

Откуда я это знаю?

(когда описываю фосфор, демонстрирую четко, как сморю на периодическую систему)

Могу привести еще несколько примеров: водорода, лития, кальция. (по необходимости).

«Степень окисления»

В начале урока показываю сюжет из юмористического журнала «Ералаш»: как мальчик ел мандарин, в присутствии другого мальчика и не поделился им. И в конце другой мальчик сказал: «Если бы у меня был апельсин, я бы обязательно поделился». На что ему мальчик ответил: «Да-а, жаль что у тебя нет апельсина.»

В чем мораль этого сюжета?

(подвожу к тому, что делиться это «Хорошо». Не делиться – это «Не красиво». А забирать – «Плохо»).

Атомы тоже бывают «хорошими» и «плохими». Вопрос: что они могут забирать или отдавать от себя?

«Окислительно-восстановительная реакция»

«Язык химии. Знаки химических элементов»

По-английски говорю: «I love you».

Переведите то, что я сказала на русский язык;

У меня было пять яблок, когда я поделилась с друзьями, у меня осталось два яблока.

Переведите то, что я сказала на язык математики.

Кислород, водород – это газы.

Переведите то, что я сказала на язык химии.

… (учащиеся не знают)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

реферат Развитие учебной мотивации на уроках химии

реферат развитие учебной мотивации на уроках химии...

презентация развитие учебной мотивации на уроках химии

материал к реферату развитие учебной мотивации на уроках химии...

Методическая разработка "Исследование целесообразности использования учебных схем на уроках химии"

в своей педагогической деятельности необходимо решить следующие учебные задачи:организовывать и проводить учебный процесс так, чтобы студенты всегда испытывали необходимость в преодолении посильных тр...

Методическая разработка на тему: «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Цель педагогического опыта: разработка и создание условий для активизации познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.Задачи: обеспечить ориентац...

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора" Методическая разработка на тему "Методика работы с детским фольклорным коллективом"

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста  средствами музыкального фольклора"Методическая разработка на тему: "Методика работы...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: Развитие общей выносливости посредством подвижных игр у детей среднего школьного возраста с диагнозом задержка психического развития на уроках адаптивной физической культуры в школе

Известно, что выносливость как одно из основных двигательных качеств человека, проявляется в способности к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее результативности. Выносливость...