Проект урока химии с использованием технологии РКМЧП по теме: «СВОЙСТВА КАРБОНОВЫХ КИСЛОТ».
план-конспект урока по химии (10 класс)

Новокрещенов Дмитрий Андреевич

Проект урока химии с использованием технологии РКМЧП по теме:

«СВОЙСТВА КАРБОНОВЫХ КИСЛОТ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx167.57 КБ

Предварительный просмотр:

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТРСОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ»

ИТОГОВАЯ РАБОТА

слушателя курсов повышения квалификации

«Формирование опережающих надпрофессиональных компетенций

старшеклассников в условиях введения ФГОС СОО»

Новокрещенова Дмитрия Андреевича

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:

«СВОЙСТВА КАРБОНОВЫХ КИСЛОТ»,

направленного на формирование опережающих надпрофессиональных компетенций

старшеклассников в условиях введения ФГОС СОО

Тимашевск, 2019

Проект урока химии с использованием технологии РКМЧП по теме:

«СВОЙСТВА КАРБОНОВЫХ КИСЛОТ».

Образовательные цели:

- на примере уксусной кислоты изучить химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот; показать сходство и отличие неорганических и органических кислот; развитие умения записывать химические реакции с участием органических веществ; формирование приёмов аккуратного и безопасного обращения с химическими веществами; развитие критического мышления, самостоятельности и способности к рефлексии.

Развивающие цели:

- формирование учебно-познавательной компетенции: умения сравнивать, выделять главное, систематизировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательные цели:

- формирование личной компетенции: адекватной самооценки в познавательной деятельности, формирование уверенности в себе.

Материалы и оборудование:

для каждой группы — листы бумаги формата А1, маркеры; этиловый спирт, уксусная кислота, серная кислота, штатив, спиртовка, держатель, стакан с водой, штатив с пробирками.

 ХОД УРОКА

Содержание слайда

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Слайд №1 Тетрадь

                     Ручка

                       Учебник

 (1 мин.)           Дело

Проверка готовности к

уроку

Контролируют свою подготовку к уроку

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд №2 Что общего?

(2 мин.)

Что объединяет помещённые на слайде изображения с точки зрения химии?

Находят сходство

(содержат карбоновые

кислоты: муравьиная, лимонная, яблочная, ук-сусная).

Слайд №3-5 Зашифрованная фраза

ПFJOLYЗРYHSLALWHИXCEKE

HKEACJЧLYИSDHGIALIEXDTG

MCDOЯFKCSKУSJДВОИАWBSL

ЛРОESTHXHИBLЯMU

Аристотель (384–322 гг. до н. э.)

 

«Познание начинается с удивления»

Аристотель (384–322 гг. до н. э.)

(3 мин.) 

Задание:

расшифруйте фразу,

автором, которой является Аристотель

Согласны ли вы с данным утверждением?

!!! Проверим 

Отгадывают фразу, затем высказываются: согласны с данным утверждением или нет, аргументируют.

Слайд №6. Верите ли вы в то, что…

- в течение суток в организме

человека образуется 400 г уксусной кислоты, что хватило бы для изго-товления 8 л столового уксуса;

- отвинтить ржавую гайку

поможет уксус;

- «оптимальное меню»

— 18 л уксуса в сутки»?

(3 мин.)

Проводится игра «Верите ли вы в то, что…»:

- Некоторые из карбоновых кислот получаются и расходуются в процессе обмена веществ в очень внушительных количествах. Например, в течение суток в организме человека образуется 400 г уксусной кислоты, что хватило бы для изготовления 8 л обычного уксуса.

- Для отвинчивания ржавой гайки, например, на коллекторе автомашины, надо вечером положить на неё тряпку, смоченную в уксусной кислоте. Тогда утром отвинтить эту гайку будет значительно легче.

- Однажды учёные ввели в компьютер сведения о калорийности различных пищевых продуктов и  о сезонных колебаниях их стоимости, а компьютер должен был составить наиболее экономичное меню. 

После расчётов машина ответила: «Оптимальное меню — 18 л уксуса в сутки». 

Слайд №7

Можно ли прожить без знаний о КК?

(1 мин.) 

- Может быть и можно, но, чтобы считать себя образованными людьми, обязаны знать, что мы едим и пьем, с чем мы имеем дело в быту, что происходит в нашем организме.

- Знать чем опасны эти вещества, с чем они могут прореагировать. 

Обучающиеся высказывают свое мнение. 

(3 мин.)

Слайд 8-9

Кислоты реагируют (схема)

1. Впервые ли вы встречаетесь с кислотами как класс соединений?

 

2. Можете ли вы предположить черты сходства?

3. Вспомните, пожалуйста, с чем реагировали неорганические кислоты?

Класс кислот изучался в курсе неорганической  химии.

Если есть сходство в строе-  нии, то оно есть и в хи- мических свойствах.

Называют те классы  соединений, с которыми вступают во взаимодейс- твие кислоты.

Так с чем же могут реагировать КК?

 

Постановка проблемы!

!!! Почему нельзя одновременно употреблять в пищу кислые фрукты, соки, маринады и анти-биотики пенициллинового ряда?

Кислоты, содержащиеся в этих продуктах, могут вступать в химическое взаимодействие с антибиотиками и нейтрализовать их действие

формулирование темы

урока.

Формулируют тему

Слайд №10

Тема урока «Свойства карбоновых кислот».

Записывают тему в тетрадь.

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

!!! ХРОМОТЕРАПИЯ – лечение цветом (желтый – солнце, интуиция стимулирует нервную систему; синий – спокойствие, ум, снижает раздражительность; зеленый – эмоциональное равновесие, восстанавливает силы; оранжевый – стимулирует деятельность сердца.

Слайд №11

Памятка для обучающегося

Внимательно читая текст, отмечай

значками на полях (справа или сле-ва),

насколько новая и понятная для тебя

информация:

«+» — уже знал;

«-» — новое;

«!» — думал иначе;

«?» — не понял, есть вопросы

(5 мин.)

Гимнастика для глаз 

Организую работу с текстом.

Текст выдаётся обучающимся.

(См.Приложение1) 

(Голубой лист)

Читая текст, маркируют  его, руководствуясь  памяткой.

Совместный анализ маркировки текста, выделяя новые знания и переходя к лабораторному эксперименту (реакция этерификации)

Слайд №12

Лабораторный опыт «Взаимодейст-вие карбоновых кислот со спиртами».

 

Будьте аккуратны, соблюдайте

правила ТБ!!!

(3 мин.)

правила ТБ

(Оранжевый лист)

Вспоминают правила ТБ

Слайд №13

Хронометр

Время опыта – 5 мин.

Л/о

«Взаимодействие

карбоновых кислот со спиртами»,

используя инструкцию

(Приложение №2)

Изучают инструкцию, планируют опыт, вы-полняют его, записывают уравнение реакции

Слайд №14

Результаты опыта

Реакция этерификации:

                                   Н2SO4, t0 

СН3СООН + НОС2Н5 ↔

↔ СН3СООС2Н5 + Н2О

(2 мин.) 

Запись уравнения на доске:

- Как называется реакция взаимодействия кислоты со спиртом?

- Каким запахом обладает полученный эфир?

- Назовите сложный эфир.

Записывают уравнения реакции, отвечают на вопросы.

IV. ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ. КОНТРОЛЬ И САМОПРОВЕРКА ЗНАНИЙ

Слайд №15-21

Создаем кластер

(5 мин.)

Кластер

«Химические свойства одноосновных, предельных карбоновых кислот»

(Приложение №3) желтый лист

Создание кластера

(5 мин.)

Презентация кластера

Презентуют свой

продукт

Слайд №22-23

Тестирование и самопроверка

1. б; 2. б; 3. г; 4. а

(3 мин.)

Рефлексия содержания учебного материала

(Приложение 4)

Зеленый лист 

Выполняют тест и

проводят самопроверку

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

Слайд №25

Заверши фразу:

(1 мин.)

Итоговая рефлексия

Завершают предложения

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Приложение 1

Информация по теме «Химические свойства карбоновых кислот»

Внимательно читая текст, отмечай значками на полях (справа или слева), насколько новая и понятная для тебя информация:

«+» — уже знал; «−» — новое; «!» — думал иначе; «?» — не понял, есть вопросы

Многие химические свойства кислот объясняет электронно-структурная формула:

1. Карбоновые кислоты — более сильные, чем спирты, поскольку атом водорода в карбоксильной группе (СООН) обладает повышенной подвижностью благодаря влиянию группы (СО). В водном растворе карбоновые кислоты диссоциируют: RCOOH↔ RCOO- + Н+ 

Но из-за ковалентного характера молекул карбоновых кислот указанное выше равновесие диссоциации достаточно сильно сдвинуто влево. Таким образом, карбоновые кислоты — это, как правило, слабые кислоты.

2. Образование солей. Карбоновые кислоты обладают всеми свойствами обычных кислот.

Они реагируют с активными металлами, основными оксидами, основаниями и солями слабых кислот:

2RCOOH + Ca →(RCOO)2Ca +Н2

2RCOOH + MgО → (RCOO)2Mg +Н2О

RCOOH + NaOH → RCOONa + Н2О

2RCOOH + K2CO3 → 2RCOOK +СО2↑ + Н2О

3. Ряд свойств карбоновых кислот обусловлен наличием углеводородного радикала. Так, при действии галогенов на кислоты в присутствии красного фосфора образуются галогензамещенные кислоты, причем на галоген замещается атом водорода при соседнем с карбоксильной группой атоме углерода:

RCH2− COOH + Br2 → RCHBr − COOH + HBr

4. В атмосфере кислорода карбоновые кислоты окисляются до СО2 и Н2О

RСООН + O2 → CO2↑ + Н2О

5.Образование сложных эфиров. Карбоновые кислоты в присутствии кислого катализатора реагируют со спиртами, образуя сложные эфиры (реакция этерификации):

                               H2SO4, t0 

RCOOH + НОR1 ↔ RCOOR1 + H2O

6. а) В присутствии водоотнимающих средств (H2SO4 (конц.)) муравьиная кислота отщепляет воду с выделением оксида углерода (II).

б) Из-за наличия в молекуле НСООН альдегидного протона муравьиная кислота легко окисляется, дает реакцию «серебряного зеркала» и «медного зеркала».

Приложение 2

Инструкция для проведения лабораторного опыта

«Взаимодействие карбоновых кислот со спиртами»

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, спиртовка, держатель для пробирок, спички, уксусная кислота – СН3СООН, этиловый спирт – С2Н5ОН, серная кислота – Н2SO4 (катализатор), стакан с водой.

ХОД РАБОТЫ

Будьте аккуратны, соблюдайте правила ТБ!!!

1. Налейте в пробирку уксусную кислоту (уровень жидкости приблизительно 1-1,5 см)

2. Добавьте к уксусной кислоте этиловый спирт (уровень жидкости доведите

до 2,5 -3 см).

3. Отметьте, что происходит? Ощущается ли запах эфира?

4. Если реакция не идет, добавьте в пробирку с реагентами катализатор (концентрированный раствор серной кислоты 4-5 капель) нагрейте пробирку с реагентами.

5. Вылейте содержимое пробирки в стакан с водой, зафиксируйте запах полученного эфира (сладковато-резковатый, напоминающий запах ацетона).

6. Составьте уравнение реакции взаимодействия уксусной кислоты и этилового спирта (реакция этерификации).

7. Наведите порядок на рабочем месте.

Приложение 3

1. СН3СООН + 2O2 → 2CO2↑ + 2Н2О

2. НCOOH + KOH → НCOOK + Н2О

3. 2СН3COOH + Na2CO3 → 2СН3COONa + СО2↑ + Н2О

                                 NH3(р-p),t0

4. НСООН + Ag2O → СО2↑ + Н2О + 2Ag↓

5. 2НCOOH + ZnО → (СН3COO)2 Zn + Н2О

                                                      H2SO4, t0

6. СН3 – CH2 − COOH + Cl2 → СН3 – CHCl − COOH + HCl

                                                t0

7. НСООН +2Cu(OH)2 → Cu2O↓ + CO2↑ + 3H2O

                                               H2SO4, t0

8. CH3COOH + НО-CH3 ↔ CH3COOCH3 + H2O

9. 2CH3COOH + Mg → (CH3COO)2Mg + Н2

                 H2SO4(конц.)

10. HCOOH → CO + H2O

Задание для группы №1

I. Выберите (из данного перечня 1-10) уравнения химических реакций, характеризующие общие свойства карбоновых кислот, что их сближает со всеми кислотами (неорганическими и органическими)

II. Составьте кластер (графическая форма организации информации)

Задание для группы №2

I. Выберите (из данного перечня 1-10) уравнения химических реакций, характеризующие общие свойства карбоновых кислот, что их сближает только с органическими кислотами

II. Составьте кластер (графическая форма организации информации)

Задание для группы №3

I. Выберите (из данного перечня 1-10) уравнения химических реакций, характеризующие индивидуальные свойства муравьиной кислоты, что её отличает от других карбоновых кислот

II. Составьте кластер (графическая форма организации информации)

Приложение 4

Тест

1. При взаимодействии муравьиной кислоты с магнием образуются:

а) формиат магния и вода;

б) формиат магния и водород;

в) ацетат магния и вода;

г) ацетат магния и водород

2. С уксусной кислотой не взаимодействует:

а) Na2CO3; б) HCl; в) Br2; г) КОН

3. По углеводородному радикалу проходит реакция, уравнение которой:

а) CH3COOH + C2H5OH ↔ CH3COOC2H5 + H2O

б) 2CH3COOH + Mg → (CH3COO)2Mg + H2

в) 2CH3COOH +CaO → (CH3COO)2Ca + H2O

г) CH3COOH + 3Cl2 → Cl3C−COOH + 3HCl

4. Уксусная кислота может реагировать с каждым из двух веществ:

а) гидроксидом меди (II) и метанолом;

б) метанолом и серебром;

в) серебром и гидроксидом меди (II)

г) магнием и метаном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 5 классе по теме:"Духовный смысл сказки" с использованием технологии РКМЧП

РКМЧП-это педагогическая технология, позволяющая через активное восприятие текстовой информации включиться в осознанный мотивированный процесс ее усвоения и применения в личной практике....

открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме "Типы речи" с использованием технологии РКМЧП

урок по разввитию речи в 5 классе с использованием технологии развития критического мышления...

"Использование технологии РКМЧП на уроках английского языка"

возможность использовать  технологию РКПЧМ на уроке английского языка...

Урок по русскому языку в 10 классе с использованием технологии РКМЧП

Представлен план-конспект урока развития речи по анализу художественного текста (по сказке С.Козлова "Черный омут")...

Уроки химии с использованием технологии взаимообучения и взаимоконтроля.

В данной работе представлены примеры применения техгологии взаимообучения и взаимоконтроля на уроке химии при изучении темы: "«Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»...

Урок литературы с использованием технологии РКМЧП

Урок литературы в 11 классе по рассказу Л.Петрушевской "Страна" с использованием РКМЧП...