Проект урока химии с использованием технологии РКМЧП по теме: «СВОЙСТВА КАРБОНОВЫХ КИСЛОТ».
план-конспект урока по химии (10 класс)
Проект урока химии с использованием технологии РКМЧП по теме:
«СВОЙСТВА КАРБОНОВЫХ КИСЛОТ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 167.57 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТРСОВРЕМЕННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ»
ИТОГОВАЯ РАБОТА
слушателя курсов повышения квалификации
«Формирование опережающих надпрофессиональных компетенций
старшеклассников в условиях введения ФГОС СОО»
Новокрещенова Дмитрия Андреевича
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:
«СВОЙСТВА КАРБОНОВЫХ КИСЛОТ»,
направленного на формирование опережающих надпрофессиональных компетенций
старшеклассников в условиях введения ФГОС СОО
Тимашевск, 2019
Проект урока химии с использованием технологии РКМЧП по теме:
«СВОЙСТВА КАРБОНОВЫХ КИСЛОТ».
Образовательные цели:
- на примере уксусной кислоты изучить химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот; показать сходство и отличие неорганических и органических кислот; развитие умения записывать химические реакции с участием органических веществ; формирование приёмов аккуратного и безопасного обращения с химическими веществами; развитие критического мышления, самостоятельности и способности к рефлексии.
Развивающие цели:
- формирование учебно-познавательной компетенции: умения сравнивать, выделять главное, систематизировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательные цели:
- формирование личной компетенции: адекватной самооценки в познавательной деятельности, формирование уверенности в себе.
Материалы и оборудование:
для каждой группы — листы бумаги формата А1, маркеры; этиловый спирт, уксусная кислота, серная кислота, штатив, спиртовка, держатель, стакан с водой, штатив с пробирками.
ХОД УРОКА
Приложение 1
Информация по теме «Химические свойства карбоновых кислот»
Внимательно читая текст, отмечай значками на полях (справа или слева), насколько новая и понятная для тебя информация:
«+» — уже знал; «−» — новое; «!» — думал иначе; «?» — не понял, есть вопросы
Многие химические свойства кислот объясняет электронно-структурная формула:
1. Карбоновые кислоты — более сильные, чем спирты, поскольку атом водорода в карбоксильной группе (СООН) обладает повышенной подвижностью благодаря влиянию группы (СО). В водном растворе карбоновые кислоты диссоциируют: RCOOH↔ RCOO- + Н+
Но из-за ковалентного характера молекул карбоновых кислот указанное выше равновесие диссоциации достаточно сильно сдвинуто влево. Таким образом, карбоновые кислоты — это, как правило, слабые кислоты.
2. Образование солей. Карбоновые кислоты обладают всеми свойствами обычных кислот.
Они реагируют с активными металлами, основными оксидами, основаниями и солями слабых кислот:
2RCOOH + Ca →(RCOO)2Ca +Н2↑
2RCOOH + MgО → (RCOO)2Mg +Н2О
RCOOH + NaOH → RCOONa + Н2О
2RCOOH + K2CO3 → 2RCOOK +СО2↑ + Н2О
3. Ряд свойств карбоновых кислот обусловлен наличием углеводородного радикала. Так, при действии галогенов на кислоты в присутствии красного фосфора образуются галогензамещенные кислоты, причем на галоген замещается атом водорода при соседнем с карбоксильной группой атоме углерода:
RCH2− COOH + Br2 → RCHBr − COOH + HBr
4. В атмосфере кислорода карбоновые кислоты окисляются до СО2 и Н2О
RСООН + O2 → CO2↑ + Н2О
5.Образование сложных эфиров. Карбоновые кислоты в присутствии кислого катализатора реагируют со спиртами, образуя сложные эфиры (реакция этерификации):
H2SO4, t0
RCOOH + НОR1 ↔ RCOOR1 + H2O
6. а) В присутствии водоотнимающих средств (H2SO4 (конц.)) муравьиная кислота отщепляет воду с выделением оксида углерода (II).
б) Из-за наличия в молекуле НСООН альдегидного протона муравьиная кислота легко окисляется, дает реакцию «серебряного зеркала» и «медного зеркала».
Приложение 2
Инструкция для проведения лабораторного опыта
«Взаимодействие карбоновых кислот со спиртами»
Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, спиртовка, держатель для пробирок, спички, уксусная кислота – СН3СООН, этиловый спирт – С2Н5ОН, серная кислота – Н2SO4 (катализатор), стакан с водой.
ХОД РАБОТЫ
Будьте аккуратны, соблюдайте правила ТБ!!!
1. Налейте в пробирку уксусную кислоту (уровень жидкости приблизительно 1-1,5 см)
2. Добавьте к уксусной кислоте этиловый спирт (уровень жидкости доведите
до 2,5 -3 см).
3. Отметьте, что происходит? Ощущается ли запах эфира?
4. Если реакция не идет, добавьте в пробирку с реагентами катализатор (концентрированный раствор серной кислоты 4-5 капель) нагрейте пробирку с реагентами.
5. Вылейте содержимое пробирки в стакан с водой, зафиксируйте запах полученного эфира (сладковато-резковатый, напоминающий запах ацетона).
6. Составьте уравнение реакции взаимодействия уксусной кислоты и этилового спирта (реакция этерификации).
7. Наведите порядок на рабочем месте.
Приложение 3
1. СН3СООН + 2O2 → 2CO2↑ + 2Н2О
2. НCOOH + KOH → НCOOK + Н2О
3. 2СН3COOH + Na2CO3 → 2СН3COONa + СО2↑ + Н2О
NH3(р-p),t0
4. НСООН + Ag2O → СО2↑ + Н2О + 2Ag↓
5. 2НCOOH + ZnО → (СН3COO)2 Zn + Н2О
H2SO4, t0
6. СН3 – CH2 − COOH + Cl2 → СН3 – CHCl − COOH + HCl
t0
7. НСООН +2Cu(OH)2 → Cu2O↓ + CO2↑ + 3H2O
H2SO4, t0
8. CH3COOH + НО-CH3 ↔ CH3COOCH3 + H2O
9. 2CH3COOH + Mg → (CH3COO)2Mg + Н2↑
H2SO4(конц.)
10. HCOOH → CO + H2O
Задание для группы №1
I. Выберите (из данного перечня 1-10) уравнения химических реакций, характеризующие общие свойства карбоновых кислот, что их сближает со всеми кислотами (неорганическими и органическими)
II. Составьте кластер (графическая форма организации информации)
Задание для группы №2
I. Выберите (из данного перечня 1-10) уравнения химических реакций, характеризующие общие свойства карбоновых кислот, что их сближает только с органическими кислотами
II. Составьте кластер (графическая форма организации информации)
Задание для группы №3
I. Выберите (из данного перечня 1-10) уравнения химических реакций, характеризующие индивидуальные свойства муравьиной кислоты, что её отличает от других карбоновых кислот
II. Составьте кластер (графическая форма организации информации)
Приложение 4
Тест
1. При взаимодействии муравьиной кислоты с магнием образуются:
а) формиат магния и вода;
б) формиат магния и водород;
в) ацетат магния и вода;
г) ацетат магния и водород
2. С уксусной кислотой не взаимодействует:
а) Na2CO3; б) HCl; в) Br2; г) КОН
3. По углеводородному радикалу проходит реакция, уравнение которой:
а) CH3COOH + C2H5OH ↔ CH3COOC2H5 + H2O
б) 2CH3COOH + Mg → (CH3COO)2Mg + H2↑
в) 2CH3COOH +CaO → (CH3COO)2Ca + H2O
г) CH3COOH + 3Cl2 → Cl3C−COOH + 3HCl
4. Уксусная кислота может реагировать с каждым из двух веществ:
а) гидроксидом меди (II) и метанолом;
б) метанолом и серебром;
в) серебром и гидроксидом меди (II)
г) магнием и метаном.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 5 классе по теме:"Духовный смысл сказки" с использованием технологии РКМЧП
РКМЧП-это педагогическая технология, позволяющая через активное восприятие текстовой информации включиться в осознанный мотивированный процесс ее усвоения и применения в личной практике....
открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме "Типы речи" с использованием технологии РКМЧП
урок по разввитию речи в 5 классе с использованием технологии развития критического мышления...
"Использование технологии РКМЧП на уроках английского языка"
возможность использовать технологию РКПЧМ на уроке английского языка...
Урок по русскому языку в 10 классе с использованием технологии РКМЧП
Представлен план-конспект урока развития речи по анализу художественного текста (по сказке С.Козлова "Черный омут")...
Уроки химии с использованием технологии взаимообучения и взаимоконтроля.
В данной работе представлены примеры применения техгологии взаимообучения и взаимоконтроля на уроке химии при изучении темы: "«Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»...
конспект урока с презентацией по химии для 10 класса (базовый уровень) по теме " Карбоновые кислоты"
Конспект урока по органической химии...
Урок литературы с использованием технологии РКМЧП
Урок литературы в 11 классе по рассказу Л.Петрушевской "Страна" с использованием РКМЧП...