открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме "Типы речи" с использованием технологии РКМЧП
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Куртлацкова Оксана Николаевна

урок по разввитию речи в 5 классе с использованием технологии развития критического мышления

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в 5-м классе "Типы речи"

Цели:

Формирование учебно  -  познавательной компетенции через постановку цели  на уроке и организацию её достижения;

Совершенствование коммуникативной компетенции через овладение создание собственного текста;

Формирование информационной компетенции через овладение навыками работы с различными источниками информации.

Задачи:

образовательная: учить использовать разные типы речи в различных ситуациях; определить, какие типы речи употребляются в художественной литературе;

развивающая: развивать память, внутреннюю речь, логическое мышление;

воспитательная: воспитывать эстетический вкус, чувство милосердия к животным.

Тип урока: первичное обучение.

Оборудование: компьютерная презентация, выставка книг “Кошки в художественной литературе”.

Ход урока:

1) Стадия вызова.

-Здравствуйте, ребята! Я хочу начать наш урок с улыбки, потому что улыбка делает даже незнакомых людей ближе друг другу. И я надеюсь, что о сегодняшнем необычном занятии вы буде вспоминать с доброй и теплой улыбкой  на  устах. Ну а чтобы нам познакомиться ближе, разрешите мне представиться – Оксана Николаевна.

А сейчас давайте настроимся с вами на успешную работу. В этом нам поможет очень хорошее упражнение. Скажите, пожалуйста, когда у вас что-то получается удачно, вы довольны, какой жест помогает вам выразить ваши чувства и эмоции. (потираем ладони друг о дружку).  Чувствуете, как приливает горячая волна энергии к вашим рукам? Я надеюсь, что эта волна поможет преодолеть нам все подводные камни, которые могут встретиться по маршруту нашего урока.

А в плавание мы отправимся под девизом: КАПЛЯ ПО КАПЛЕ – РЕКА СОБИРАЕТСЯ. (Презентация слайд №1)

-Как вы понимаете эту пословицу?

-Вы правы. Наши знания собираются по крупицам. Мы каждый день узнаем что-то новое, расширяя свой кругозор. А помогают нам в этом Упорство, старание, терпение, которые тоже как капельки воды точат камень незнания.  И я хочу подарить вам такую капельку знаний сегодня, которая когда-нибудь превратится в полноводную реку

Русский писатель и историк Н. Карамзин сравнивал наш язык именно с рекой, которая  «течет, гордая, величественная…, шумит, гремит, - и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу…». (СЛАЙД 2)

Красивое сравнение? Оно нам поможет определить тему нашего урока. Для этого подберите синоним к слову ЯЗЫК в том значении, в котором употребляет его Карамзин (речь, слово).

Что вы знаете о речи?

Какие формы речи вы знаете? (устная и письменная)

Приведите примеры устной речи.

Приведите примеры письменной речи.

Какие стили речи вы знаете? (разговорный, книжный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный)

- Но одного слова РЕЧЬ нам недостаточно для определения темы. Давайте проведем языковую разминку.

Языковая разминка.

- Выберите из ряда терминов тот, который, по-вашему, составит со словом РЕЧЬ тему нашего урока.

Диалог, монолог, кульминация, повесть, рассказ, предложение, пунктуация, синтаксис, тип, текст.

Итак, тема нашего урока ТИПЫ РЕЧИ. (СЛАЙД 3)

А теперь попробуем сформулировать цель урока:

- получить знания о типах речи, их признаках, научиться различать их, составлять тексты разных типов речи.

Нас окружает огромный мир, созданный природой, сделанный человеком. Вокруг бесчисленное множество различных предметов и явлений. Какие вопросы вы зададите, чтобы узнать побольше об этих предметах? (СЛАЙД 4)

- Кто это? Что это? Какие они? Что они делают? Почему они такие? Почему это произошло?

Мы все это видим и говорим об этом, то есть, отражаем в нашей речи окружающую действительность. Нашу речь мы можем разделить на три типа: ОПИСАНИЕ, ПОВЕСТВОВАНИЕ, РАССУЖДЕНИЕ

Прочтите на стр. 58 учебника 1 абзац лингвистического текста. Скажите, от чего зависит деление речи на эти три типа? (от содержания речи)

ВЫВОД 1: чтобы определить тип речи, необходимо уяснить содержание речи или текста.

Давайте попробуем предугадать информацию о типах речи, сыграем в игру «верные-неверные утверждения».

Верные и неверные утверждения

До изучения

После изучения

1.

Повествовать – значит рассказывать о том, что произошло

 

 

2.

В повествовании изображаются предметы, люди, животные, природа и др.

 

 

3.

В повествовании говорится о действиях и событиях

4.

К тексту – описанию можно задать вопрос КАКОЙ?

 

 

5.

К тексту рассуждению можно задать вопрос ПОЧЕМУ?

6.

Содержание текста-рассуждения можно отразить на фотоснимке.

 

 

2) Стадия осмысления содержания.

К этой таблице мы вернемся в конце урока. А сейчас продолжим разговор о «типах речи». И поможет нам в этом одно домашнее животное. Давайте отгадаем, о ком идет речь. Прочитаем загадку (слайд 5).

Кто же это?

А почему вы так решили? Какие слова помогли вам отгадать загадку?

Почему говорят, что у кошки “лапки бархатные”?

А когда у нее “глазки горят”?

А что значит “сказки говорит”? Она разве говорить умеет?

Познакомьтесь. Это кот Мурзик (слайд 6). Он мне так нравится! А вы что можете о нем сказать? Какой он? (слайд 7).

Слова какой части речи вы называли?

А когда мы используем имена прилагательные в речи?

Сейчас вы описывали кота, давали ему выразительные характеристики, то есть вы сами назвали первый тип речи – описание (слайд 8). В описании преобладают такие части речи, как имена прилагательные. В этом типе речи даются признаки, качества, свойства предмета. И можем задать вопрос – КАКОЙ?

- Как вы думаете, можем ли мы получить полное представление о кошке, если только ее опишем, дадим внешние характеристики?

Какая часть речи поможет нам узнать о действиях кошек? Как будет называться этот тип речи: ПОВЕСТВОВАНИЕ ИЛИ РАССУЖДЕНИЕ? Давайте составим небольшой рассказ-повествование о проведенном дне кота Мурзика. (слайд 9)

Какой рассказ получился! Вы по фотографиям восстановили последовательность действий кота Мурзика. К какому типу речи относится ваш рассказ? Повествование говорит о действиях и событиях, можем задать вопрос ЧТО ПРОИЗОШЛО? (слайд 10)

Третий тип речи – самый трудный, так как требует причинно-следственных связей. Этот тип речи – рассуждение. (слайд 11)

Рассуждение имеет определенную структуру: начинается с тезиса (мысли, которую нужно доказать), после этого приводятся убедительные доказательства и делается вывод.

Я вам прочитаю отрывок из романа Л. Улицкой. А вы докажете, что этот текст – рассуждение. (слайд 12) Для этого мы должны будем что сделать?

Какие три части необходимо найти в отрывке?

Найдите тезис, прочитайте его. (слайд 13)

Какой же вывод делает автор? (слайд 14)

В рассуждении излагаются причины явлений и событий, можно задать вопрос ПОЧЕМУ?

3. Физминутка.

Мы очень хорошо потрудились, и, я думаю, заслужили минуту отдыха и смеха. Ведь когда наблюдаешь за домашними любимцами, невозможно сдержать улыбку. Просмотрим видеоролик. (Приложение 2).

4. Стадия рефлексии.

Давайте обобщим нашу работу. Какие типы речи выделяются в русском языке? (слайд 15)

Зарисуем схему в тетрадь.

УПР. 541, стр. 61

А теперь пришло время вернуться к нашей таблице верных и неверных утверждений. Давайте проверим, насколько мы были правы.

5. Закрепление изученного.

Упр. 547, стр. 62

Многие писатели не остались равнодушными и изобразили интересное поведение кошек в своих произведениях.

Назовите книги, в которых говорится о кошках (по мере называния учащимися произведений можно расставить книги и открыть книжную выставку “Кошки в художественной литературе”: Н.Носов “Живая шляпа”, Ш.Перро “Кот в сапогах”, Э.Успенский “Дядя Федор, пес и кот”, К.Паустовский “Кот-ворюга”, Э. Рауд “Муфта, Полботинка и Моховая борода” и др. ).

Чтение учителем отрывка из рассказа К. Паустовского “Кот-ворюга” (слайд 16).

Определите, что это за произведение.

К какому типу речи относится текст?

Обратите внимание, что в художественных произведениях редко употребляется отдельно тот или иной тип речи. Писатели используют и описание, и повествование, и рассуждение.

Как вы думаете, а зачем нам нужно знать все три типа речи?

В каких ситуациях мы используем описание, повествование, рассуждение?

Теперь представьте себе кошку. Подумайте, что бы вы хотели о ней рассказать?

Напишите небольшой 1 ряд - рассказ-описание, 2 ряд - рассказ-повествование о кошке. 3 ряд – синквейн на тему Типы речи

Проверка мини-сочинений

При изучении нашей темы, каким типом речи мы пользовались?

Проверка синквейнов

6. Итоги урока.

Из ваших мини-сочинений видно, с какой любовью вы относитесь к кошкам. Я надеюсь, что и к другим животным вы так же неравнодушны. Ведь и они в сложных ситуациях могут нам помочь.

Вот и мы поблагодарим кошку, которая помогла нам изучить новую тему “Типы речи”.

Урок заканчивается чтением учителем отрывка из стихотворения Бориса Заходера “Мордочка, хвост и четыре ноги”.

А если порою тоска тебя гложет

(Бывает такая тоска, хоть беги),

Поверь, что никто тебе так не поможет,

Как мордочка, хвост и четыре ноги.

Д/З упр. 547, сочинение на одну из тем.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Открытый урок по русскому языку 5 класс

Открытый урок по русскому языку в 5 классе в коррекционной школе 8 вида. Тип урока формирование  знаний и умений. Урок с призентацией....

Открытый урок по русскому языку 6 класс

Открытый урок по русскому языку 6 класс...

Открытый урок по русскому языку 5 класс

Тема урока: Простые и сложные предложения 9закрепление) 5 класс.Данный материал поможет отработать навыки определения видов предложения, умения ставить знаки препинания,а также работать над развитием ...