Открытый урок по русскому языку 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Сидоренко Нина Вениаминовна

Открытый урок по русскому языку в 5 классе в коррекционной школе 8 вида. Тип урока формирование  знаний и умений. Урок с призентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_v_5.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 5-м классе

Тема: «Окончания существительных 2 склонения в родительном падеже»

  •  Сидоренко Нина Вениаминовнаучитель начальных классов

 

Презентация к уроку

Цели урока:

 1.Формировать знания об окончаниях существительных 2 склонения в Р.п, умения писать окончания,. используя  правила  написания окончаний.. 2.Коррекция мышления  через выполнение текстовых заданий на основе анализа, сравнения.

3. Воспитывать  положительное  отношение к русскому языку через похвалу учащихся.

Оборудование:

  • учебник «Русский язык 4 класс» Т. Г. Рамзаева;
  • компьютер;
  • мультимедийная презентация;
  • схемы-опоры.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок (диалог учителя и учащихся).

– Дети, вам тепло? (Да!) 
– В классе светло? (Да!) 
– Прозвенел уже звонок? (Да!) 
– Уже закончился урок? (Нет!) 
– Только начался урок? (Да!) 
– Хотите учиться? (Да!) 
– Значит можно всем садиться!

Проверить правильность посадки.

Руки – на месте,
Ноги – на месте,
Локти – у края,
Спинка – прямая.

Подготовка тетрадей к работе ( запись числа, классная работа)

II.  Актуализация опорных знаний.

Учитель. Прочитайте запись  упражнения. (Презентация. Слайд )
 У  Ван… нет альбом… . У Саш.. нет карандаш… .   Около  ведр… лежало много рыб… .    

 Учитель. Какие вопросы вы могли бы задать к данным предложениям ?
  Какие буквы   пропущены? Как определить склонение, падеж существительных с пропущенной орфограммой?
Учитель. Зачем определять падеж, склонение?
 - Чтобы не ошибиться в написании окончаний
Учитель. Как будете определять падеж?
 - Задавать вопрос от зависимого слова.
 - Достаточно ли только определить падеж, чтобы правильно написать безударное окончание?
 - Нет.
- Что ещё нужно знать?
-Склонение. Затем вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.
 - Предлагаю выполнить такое задание.

1. Чистописание

Учитель. Определите буквы, с которыми мы будем работать на минутке чистописания. Их три. Они находятся во втором предложении логического упражнения.
Прочитайте ещё раз второе предложение. 
Первые две буквы находятся в окончаниях имён существительных 1 склонения. 
Третья находится в окончании существительного 2 склонения.
Дети. Мы будем писать на минутке чистописания три буквы и, ы, а. 
Учитель. Назовите существительные с окончаниями -и, -ы, - а и обоснуйте свой ответ.
Дети. (Буквы и, ы находятся в окончаниях имён существительных у  Вани, у Саши,  рыбы,   так как это сущ. 1- го склонения Р. п.,     Третья буква в окончании слова (альбома,карандаша, рыба)– это сущ. 2 – го склонения Р. п. (Слайд )
Учитель.Запишите по образцу 1 строчку (Слайд )
 - Запишите по образцу 2 строчку сущ., выделите окончания.
 - Сравнить слова. В чём сходство? В чём различие?
Дети. Все существительные, в единственном числе, Р. п.   склонениями, окончаниями.
 Учитель. Сформулируйте тему сегодняшнего урока, обратите внимание на падеж и склонение имён сущ.

III.  Сообщение темы и задач урока.

 -. Я думаю, что тема сегодняшнего урока « Родительный падеж сущ. 2 склонения  единственного числа»  (Слайд )
Учитель. 
Зная тему и используя опорные слова, сформулируйте цели урока, учитывая то, что с данным материалом мы уже знакомы.  (слайд)

1)  Узнать то, что…
2)  уметь находить   окончания …

 - Цели урока: закрепить то, что мы знаем об именах существительных в Р. п.; отработать написание безударных окончаний сущ. Р. п.  2 скл.  

1. Словарно-орфографическая работа (Слайд )

Учитель. Списать слова ( верстак, беседа, библиотека,,  болото,  космос, свобода). Подчеркнуть изученную орфограмму в каждом слове.
-Найти и выписать слова 2 склонения. Поставить в Р.п.

-Составить предложение.

   -какие окончания?
– Откройте орфографические словари и найдите его.

Iv. Закрепление знаний сущ. в Р. п  2 скл. ед. числа

Учитель. Продолжим работу над поставленными целями урока.
– Вспомним, что мы знаем об именах существительных в Р. п.
– Задайте друг другу вопросы так, чтобы мы могли восстановить знания об именах существительных в Р. п.

Один ученик задаёт вопрос, другой отвечает на него.   

 

v. Физминутка  

– Читаю словосочетание на слайде. Если сущ. в словосочетании стоит в Р. п., хлопаете в ладоши 3 раза, если нет – ходьба на месте 3 раза.

 Бежал конь, жить без друга , самолёт летит, купил для брата,  следы волка,  дует ветер,  после дождя, тени от солнца, светит солнце.

Учитель. Как узнали существительные в Р. п.?
Дети. По   вопросам, окончаниям.

Vl. Повторение

1. Работа по учебнику

Упражнение 299, стр. 189 (Письмо с комментирование «цепочкой», коллективная работа)

Учитель. Чему учились, выполняя данное упражнение? 
 - Изменять существительные по вопросам, писать безударные падежные окончания существительных в Р. п.
Учитель. Как проверить безударные падежные окончания существительных в Р. п. единственного числа.
Дети:

  • определить падеж;
  • склонение;
  • вспомнить окончания в   2 склонениях Р. п.

 Учитель. Итак, кто не боится безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных в Р. п.?

Учитель. Кто научился решать орфографическую задачу в безударных падежных окончаниях имен существительных Р. п.

2. Самостоятельная работа учащихся   (Слайд )

Учитель. Запишите словосочетания, изменив окончания имён сущ. Зв.всё- солнышки 4 сочетания – сердечки- 3 сочетания

  • согрелся у (костёр)
  • выглянул из-за (  дерево)
  • журчание (ручей)
  • отошёл от ( берег)
  •  стоял  возле (поле)

Учитель:  Проверка в парах.

-чья пара выполнила без ошибок?

3. Взаимопроверка  

Учитель. Оцените свою работу («+» на полях).
Учитель. На какое окончание нужно обратить внимание? 
Дети. «а».
Учитель. Почему?

Работа в парах. Какая пара справится с заданием?

 Слайд

  Итог. Обобщение знаний о родительном падеже

Учитель: Итак, что же мы можем рассказать о родительном падеже имени существительного 2 склонения?

(Учащиеся ещё раз обобщают изученный материал)

vll. Рефлексия

Учитель:

  • Какие задания вам понравились больше всего, а какие вызвали затруднения?
  • Кому бы вы сегодня на уроке сделали комплимент и сказали «молодец»?
  • Как надо относиться к учению, чтобы быть успешным в жизни?

  Выставление  отметок.(с учётом работы на уроке и самостоятельной работы в тетради)

 Vlll. Домашнее задание   (Слайд 13)

 Стр. 191   упр.301 зв.

 Солн. 3 предложения

Сердечки выписать сущ.2 скл. изменив окончания выделить их.