Разработка открытого урока по русскому языку по теме: "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Ананьева Галина Алексеевна

     Выпускникам 9 класса  предстоит сдавать устное собеседование по русскому языку. Какие умения помогут сделать это успешно?  Конечно, это умение грамотно, правильно и выразительно читать и пересказывать текст; умение вычленять главную мысль, определять стиль и тип речи текста; выстраивать монолог и диалог на заданную тему в соответствии с определённым типом речи.

     А сформировать все эти умения помогает работа с текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_9_klass.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка открытого урока по русскому языку в 9классе

Тема: «Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе»

 

Учебник: Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.А.  Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д.  Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский. – М.: «Просвещение», 2017г.

Цели урока:

Образовательные:

Обучение работе с текстом: грамотно, правильно и выразительно читать и пересказывать текст; умение вычленять главную мысль, определять стиль и тип текста; выстраивать монолог и диалог на заданную тему.

Воспитательные:

Способствовать нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.

Развивающие:

Развивать умение логически излагать свои мысли, умения аргументировать, доказывать, выделять главное, сравнивать, обобщать.

Задачи:

  1. Отработать навыки выразительного чтения публицистического текста и рассмотреть особенности его языковой организации;
  2. Развивать речь, творческое воображение учащихся;
  3. Воспитывать любовь к театру, кинематографу, истории.

Вид урока: урок развития речи.

Тип: урок-практикум

Планируемые результаты:

личностные:

-желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом учебном процессе;

- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена коллектива; понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;

 - уважительное отношение к языку;

метапредметные:

- владение различными видами речевой деятельности;

-овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

- умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;

- развивать способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

-применять приобретённые знания, умения и навыки в повседневной жизни;

предметные:

-знать определение текста, признаки выразительного чтения;

- уметь анализировать текст, перерабатывать информацию, содержащуюся в тексте, определять роль знаков препинания в тексте, строить монологическое и диалогическое высказывания;

-уметь работать с цитатой, использовать различные способы цитирования;

-уметь слышать вопрос диалога, выделять ключевые слова, давать полные ответы.

Оборудование: раздаточный материал, проектор, экран, ноутбук

Ход урока

Слайд №1

           Слово учителя:

        Сегодня у нас очень важный урок, актуальный, ведь скоро вам предстоит сдавать устную часть экзамена. Какие умения, на ваш взгляд, помогут это сделать? (Ответы уч-ся). Конечно, это умение грамотно, правильно и выразительно читать и пересказывать текст; умение вычленять главную мысль, определять стиль и тип речи текста; выстраивать монолог и диалог на заданную тему в соответствии с определённым типом речи.

А сформировать все эти умения помогает работа с текстом, что вам и предстоит сегодня сделать.

Слайд №2 «Структура устного собеседования»

Слайд №3 «С.И Ожегов о устной речи»

I. Работа с текстом

Задание 1.  

 Работаем в парах.

 Как мы уже знаем, 1 часть экзамена – это выразительное чтение текста.

Вспомним:

Признаки выразительного чтения:

1) умение выдерживать паузы и делать логические ударения, передающие замысел автора;

2) умение выражать интонации вопроса, утверждения, побуждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;

3) чёткая дикция, ясное, чистое произношение звуков, достаточная громкость, темп. Главным условием, обеспечивающим выразительность чтения, является сознательное восприятие текста.

 Формулировка задания 1 звучит следующим образом: «Выразительно прочитайте текст вслух» Время на подготовку -2 минуты.

     -На ваших столах лежат тексты о выдающейся самарской актрисе Вере Александровне Ершовой и о знаменитом кинорежиссёре Эльдаре Александровиче Рязанове.

Слайд №4 «Алгоритм подготовки к чтению».

   -Прочитайте текст про себя, отмечая карандашом слова и выражения, смысл которых вам не понятен. Работа по вариантам.

Слайд №5 «Вера Александровна Ершова – выдающаяся актриса»

Текст 1

    Вера Александровна Ершова родилась в 1917 году в Саратове. Отец-повар, мать- портниха. Родители видели в дочери врача или учителя, но не актрису. Но Верочка уже в 7-летнем возрасте «заболела театром». Она поступила в Саратовское театральное училище, а 1943 году перебралась в Куйбышев и с тех пор работала там в драматическом театре.

    Одной из черт Веры Александровны была удивительная собранность и ответственность. Для неё день спектакля- святой день. И каждый раз её охватывало волнение, как первый раз, и потом, после окончания спектакля, опять и опять она «прокручивала» каждый свой жест, каждую паузу.

    Актриса пробуждала самые светлые чувства у зрителя, открывала смысл жизни, давала нравственные уроки. Она не только сама душой дотрагивалась «до звёзд», но на какое-то мгновение давала это ощущение зрителям, и тогда спектакль становился мерилом совести для зрительного зала. В свои 89 лет она ещё играла.

    Вера Александровна прожила большую и счастливую жизнь. Театр она любила самозабвенно. Это был её Храм, которому она служила беззаветно на самарской сцене на протяжении 63 сезонов, потрясая правдой человеческой боли, радости и надежды. Когда зал замирал, наступала тишина, в которой, казалось, можно было услышать стук сердец зрителей.

    По решению творческого коллектива Самарского театра драмы именем Веры Ершовой будет названа камерная сцена.  (198 слов)

    Определите стиль и тип речи текста.

    Ответ: (стиль речи - публицистический, тип речи - повествование)

Камерная (сцена) - сцена, предназначенная для небольшого, узкого круга слушателей, зрителей.

Слайд №6 «Эльдар Александрович Рязанов – знаменитый кинорежиссёр»

Текст 2

    Эльдар Александрович Рязанов-советский и российский кинорежиссёр, сценарист, телеведущий и педагог. Народный артист, лауреат Государственной премии родился на самарской земле 18 ноября 1927 года в семье работников советского торгпредства в Тегеране Александра Семёновича и Софьи Михайловны Рязановых. Здесь, на улице Фрунзе, он провёл первый месяц своей жизни, и сюда вернулась его семья в 1941 году, проведя год в эвакуации.
    В 1950 году началась долгая творческая биография Эльдара Рязанова. Эльдар Александрович создал свой кинематограф, написал сценарии более чем

 к 35 кинофильмам, несколько пьес, книг и сборник стихов «Ностальгия». 
   
Жизнь Эльдара Рязанова тесно связана с нашим городом.
 На вопрос, чувствует ли он себя волжанином, режиссёр ответил: «Если вы посмотрите мою картину «Жестокий романс», то поймёте, что её делал человек, родившийся на Волге».

    В 2012 году Эльдару Рязанову присвоено звание Почетного гражданина Самары. В этом же году на привокзальной площади с участием самого режиссера открыта скульптура героя его фильма «Берегись автомобиля» Юрия Деточкина.

    В 2017 году, в год 90-летия Эльдара Рязанова, рядом с домом, в сквере, который носит его имя, установлен первый в России памятник кинорежиссера.  А в мае 2018 года на первом этаже дома № 20 по улице Фрунзе торжественно открылся Музей Эльдара Рязанова.
 

Определите стиль и тип речи текста.

Ответ: (стиль речи - публицистический, тип речи - повествование)

Торгпредство – торговое представительство.

Слайд №7 «Алгоритм подготовки к пересказу»

II. Пересказ текста с введением цитаты.

Задание 2. На подготовку 2 минуты. Можете использовать поле для заметок.

Слайд №8 «Цитаты»

  1. Перескажите прочитанный Вами текст о Вере Александровне Ершовой, включив в пересказ слова Михаила Ульянова, известного русского актёра:  «Эта актриса переиграла все роли русской и зарубежной классики»
  2.  Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ высказывание Эльдара Александровича Рязанова: «Кинематографу подвластно всё, он может передать любые оттенки и нюансы движения человеческой души»

 Слайд №9 «Алгоритм введения цитаты»

1.Ознакомьтесь с цитатой, обрати внимание, кто это сказал, о ком или о чём, о каких качествах человека или предмета говорится. Это важно, так как цитату нужно ввести уместно.

2. Определите место в тексте, где удобнее будет употребить эту фразу. Попробуйте подставить её в разные абзацы.

3. Выбери способ введения цитаты и образец цитирования.

 Слайд №10 «Способы цитирования»

1.Прямое цитирование вводится через прямую речь, т.е. зачитываем фразу без изменения. (ФИО сказал: «…») Можно сначала ввести цитату, а потом автора, который её произнёс.

2.Вводя цитату в середине или после него, можно употребить вводные слова (например, не зря, не случайно, поэтому, таким образом) ФИО считает: зачитываем фразу без изменений.

3. Косвенное цитирование- приведение цитаты в изменённом виде, через сложноподчиненное предложение (Лев Толстой писал, что «музыка – высшее в мире искусство»)

III. Работа по подготовке монолога.

Задание 3. Монологическое высказывание. На подготовку 1 минута.

(Выберите одну из предложенных тем беседы: на основе описания фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по поставленному вопросу)

Слайд №11 «Фотография – закодированный текст»

Речевые клише к описанию фотографии:

Вступление

(Фотография – запечатлённый на бумаге яркий момент жизни).

Начните с замысла: зачем он сделал этот снимок?

! Не говорите того, чего нет на фотографии.

Основная часть

Фотограф воплотил свою главную задачу - привлёк внимание зрителя (к чему?), построив композицию снимка так, что смысловой и зрительный центры совпали.

Ключевые слова:

смысловой центр,

передний и задний план,

 цветовой ряд,

персонажи,

яркое впечатление, сохранённое на снимке.

Как изображены предметы:

 Где и когда сделан снимок (внутри помещения или на свежем воздухе)

Расскажите, что происходит на фотографии:

-если человек, то расскажите его действия, опишите направление взгляда (в камеру, вверх, вниз, в сторону);

- если на снимке заснято несколько человек, то назовите того, кто, на Ваш взгляд, выделяется (чем?); расскажите, чем заняты остальные

Заключение

Фотограф сумел сохранить на своём снимке прекрасное мгновение (какое?), передав настроение  (Какое? Чьё?) и наполнив им нас, зрителей.

Завершите своё монологическое высказывание описанием настроения, которое вызвала фотография

                 Слайд №12                                                    Слайд №13

Тема1. Подвижные игры.                        Тема 1 «Сквер Эльдара Рязанова» в г. Самаре.

                                      Не забудьте описать:

-где и когда происходит игра;                - место, изображённое на фотографии;

-участников игры;                                    - сквер с фотографическими стендами;

-в чём заключаются правила игры;     - театральную тумбу;

-настроение участников.                         - афиши любимых фильмов;

                                                                      - посетителя музея.                                                                                                                

IV. Работа по подготовке к диалогу                                                                                                                        

Задание 4.

Слайд №14 «Алгоритм по подготовке к диалогу».

  1. Прослушай вопрос, выделив в нём ключевые слова (диалог по той же теме, что и монологическое высказывание)
  2. Ответ должен быть полным, нельзя давать односложные ответы.
  3.  Употребляй в ответе вводные слова и не будь категоричен.
  4. Ответ на последний вопрос должен быть больше по объёму, так как именно здесь ты можешь привлечь свой жизненный опыт: дать советы, рекомендации.

Диалог

  1. Любите ли Вы подвижные игры? Почему?
  2. Какие качества характера проявляются в подвижных играх?
  3. Почему считается, что участвовать в подвижных играх полезно для здоровья?

           

Диалог.

  1. Какой город Вы с удовольствием посещаете?
  2. Есть ли в этом городе достопримечательности, которые Вы могли бы порекомендовать ребятам, которые соберутся посетить этот город?
  3. Какие выставки, музеи Вам интересны?

V. Итог  урока. Рефлексия.

-Нам нужно подвести итоги. Урок подходит к концу. Вернемся к цели нашего урока и задачам.

 -Достигли вы всех задач, поставленных в начале урока?

 - Лист самооценки

(в графах «Знаю», «Умею» поставьте знаки «+» или «-», исходя из ваших наблюдений, если у вас есть «-», заполните последний столбец таблицы -  «Проблемы»)

 - Укажите на листе самооценки высказывание, которое точно передаёт ваше состояние в конце урока:

-А) Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

-Б) Ах, как я устал от этой суеты.

-В) Готовиться к экзамену не так-то просто.

-Г) Я знаю, что ничего не знаю.

VI. Домашнее задание по выбору: описание фотографии «Семейный отдых» или «Праздник

               

     Литература

  1. Ерофеева О.Ю., Воскресенская Н.Е., Родионова Н.А.
  2. ОГЭ-2020. Итоговое собеседование по русскому языку: типовые варианты: учебно-методическое пособие. Самара, 2020.
  3. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году итогового собеседования по русскому языку (программа основного общего образования) http://www.fipi.ru
  4. Дергилёва Ж.И. Основной государственный экзамен. Русский язык. Устная часть. 20 вариантов. -  Москва: «Интеллект - Центр», 2018 г.
  5. Нарушевич А.Г. «Устная часть ОГЭ по русскому языку. Блиц подготовка»
  6. ОГЭ. Русский язык. Устное собеседование: типовые варианты: 20 вариантов /под ред. И.П. Цыбулько. - М.: Издательство «Национальное образование», 2018 г.

Лист самооценки

(в графах «Знаю», «Умею» поставьте знаки «+» или «-», исходя из ваших наблюдений, если у вас есть «-», заполняйте последний столбец таблицы- «Проблемы»)

 

Знаю

Умею

Проблемы

1.Понятие текста и его признаки.

1.Определять:

а) тему текста;

б) основную мысль текста;

в) стиль;

г) тип.

2.Признаки выразительного чтения

-выдерживать паузы и      делать логическое ударение;

-придавать  голосу нужные эмоциональные окраски;

-сознательно воспринимать текст;

-правильно произносить слова в тексте

3.Монолог.

-определять замысел фотографа;

-рассказать,что запечатлено на снимке;

-выделять главное;

-дать оценку фотокадру.

4.Диалог.

-определять ключевые слова в вопросе;

-давать полные ответы.

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устное собеседование по русскому языку 9 класс 2018 год

Устное собеседование по русскому языку 9 класс 2018 учебный год....

Устное собеседование по русскому языку.9 класс

Устное собеседование  по русскому языку.9 класс...

Работа с текстом на уроках информатики в рамках подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку

В данном архиве представлены материалы из опыта работы  на  региональном семинаре  учителей клуба "Лидер" по теме "Работа с текстом на уроках информатики в рамках подгото...

Видеоинструкция устного собеседования по русскому языку 9 класс

Видеоинструкция устного собеседования по русскому языку 9 класс...

Устное собеседование по русскому языку , 9 класс

Материал для подготовки к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе...

Подготовка к устному собеседованию по русскому языку 9 класс. Pабочий лист

Подготовка к устному собеседованию по русскому языку 9 класс. Pабочий лист...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)...