Работа с текстом на уроках информатики в рамках подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку
методическая разработка по информатике и икт

В данном архиве представлены материалы из опыта работы  на  региональном семинаре  учителей клуба "Лидер" по теме "Работа с текстом на уроках информатики в рамках подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon lider.zip2.09 МБ

Предварительный просмотр:

 Работа с текстом задачи на уроках информатики

Выполнила:  Гудкова Марина Ивановна, учитель информатики МБОУ СОШ №3 г.Сасово

 

 Когда детей станут учить не тому,  что они должны думать,

а тому, как они должны думать, исчезнут всякие недоразумения.  

                                                                                                                           

Я работаю учителем  математики  в  общеобразовательной  школе  более  30 лет и преподаю информатику в течении 12 лет.

И каждый раз,   принимая новые классы,  передо мной встаёт  проблема: «Как научить школьников самостоятельно работать с текстом учебника». А с  этого учебного года планируется введение модели устной части ГИА-9 по русскому языку и  эта проблема становится еще более актуальной. В связи с этим ставлю перед собой следующие цели:  

  • развивать способность к анализу, синтезу, умению работать с литературой, находить нестандартные решения,
  • уметь общаться с людьми,
  • формулировать вопросы,
  • планировать свою деятельность,
  • анализировать результаты и промахи.

В целом, формируются УУД, обозначенные во ФГОСе. Умения и навыки работы с книгой, в последствии,  призваны помочь каждому ребенку в успешном самообразовании и подготовке к сдаче устного собеседования по русскому языку.

Для  достижения этих  целей предназначена одна из четырех междисциплинарных учебных программ, реализующаяся в стандартах второго поколения в нашей школе:

1. «Формирование универсальных учебных действий»

2. «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»

3. «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»

4. «Основы смыслового чтения и работы с текстом»

Нам известны основные виды работы с текстом:

  • Работа с объяснительным текстом учебника
  •  Работа с текстом задачи  (краткая запись условия задачи)

Краткая запись условия задачи осуществляется в трех возможных вариантах – составление семы,  вариант  «ключевые слова», запись краткой записи в виде таблицы.  Остановлюсь подробно на варианте, называемом «КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА».

Типовые действия над текстом задачи  в этом случае можно представить  следующим алгоритмом: - выделение ключевых слов, постановка вопроса к каждому числовому данному, нахождение ответа на поставленный вопрос, составление краткой записи и воспроизведение текста задачи по  оставленному условию задачи, составление аналогичных задач. Безусловно, сюда же следует отнести и выразительное чтение, и понимание текста задачи.

  Например, дан текст задачи:   Дано сообщение из 2048 символов. Сколько килобайтов  составит это сообщение  16-тисимвольного    алфавита?

А дальше начинается работа по группам:   _1,2 и 3 группа ( в зависимости от количества предложений в тексте задачи)  выписывает ключевые слова  из  каждого предложения теста задачи.

В ходе обсуждения имеем:  количество символов в сообщении, 16-тисимвольный алфавит, информационный объём сообщения.

Далее _каждая группа самостоятельно определяет  главный вопрос задачи     ключевое слово – определяет зависимость между величинами, в том числе  – формульную  зависимость, пробуют  записать краткую запись, вот что должно получиться.

В итоге имеем:

Слайд с полным решением задачи

Естественно, темп работы у всех обучающихся разный, поэтому в обязательном порядке включаю третье задание - используя другие числовые данные, составить  аналогичную задачу и решить её.

А что же с домашним заданием?  Вот тут и начинает работать прием «Инсерт» - этот приём  формирует умение классифицировать и анализировать информацию, выделять новое. Этот прием я использую в домашней работе, т. к. работа индивидуальная. Учащиеся делают пометки в тексте: знают «+», новое «-», не понял, есть вопросы, проблема «?».

 Грызя гранит науки неустанно,

 Давая пищу здравую уму,

 Опять очередное испытанье

 Нам выдержать бы вопреки всему!        

 Каждый из нас на уроке один на один с данной проблемой, но если навалиться всем миром_ обязательно получится на отлично!!!!!!! Успехов вам в работе, уважаемые коллеги))


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка по теме"Работа с текстом на уроках истории как средство подготовки учащихся к итоговой аттестации по истории в форме ГИА и ЕГЭ"

В методической разработке представлен опыт работы учителя по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ по истории через работу с историческим источником....

Презентация "Работа с текстом на уроке географии в рамках подготовки к ОГЭ"

С учебным текстом ученики начинают активно работать, начиная с первого года обучения в школе. Учителю географии полезно использовать эти метапредметные умения, а также формировать новые: переводить со...

Методика подготовки учащихся к устной части по русскому языку

При выполнении заданий учащийся должен показать степень владения всеми типами речи (повествование, описание, рассуждение). Оценка выполнения заданий работы осуществлялась экспертом непосредственно в п...

Подготовка учащихся к устному собеседованию по русскому языку

Пособие предназначено для подготовки к устной части Основного государственного экзамена по русскому языку и содержит тренировочные задания, памятки с рекомендациями, позволяющими избежать типичных оши...

Система подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе (из опыта работы)

В сообщении говорится о систематической и планомерной работе учителя по подготовке учащихся к устному итоговому собеседованию в 9 классе....

Приемы работы с текстом на уроках биологии с целью подготовки учащихся к итоговой аттестации

Современные дети мало читают, что приводит к обедненному словарному запасу, неумению правильно и четко выразить свои мысли, не могут работать с большим объемом информации, где есть не только информаци...

Материалы для подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе

Материалы для подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе (шаблоны ответов, клише, планы ответов, способы включения высказываний в текст, примеры текстов)...