Приемы работы с текстом на уроках биологии с целью подготовки учащихся к итоговой аттестации
статья по биологии

Современные дети мало читают, что приводит к обедненному словарному запасу, неумению правильно и четко выразить свои мысли, не могут работать с большим объемом информации, где есть не только информация справочного характера, но и рассуждения, логика, доказательства и т. д. Однако, они  легко находят ответ на любой вопрос благодаря Интернету. Ученики успевают во время урока через систему «Википедия» найти ответ на вопрос учителя, не открывая учебника и тетради, не утруждая себя домашним заданием, а просто имея современный гаджет с устойчивым Интернетом. Чтобы развить умение школьников работать с печатными текстами у учителя есть мощное средство – учебник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.pptx2.84 МБ
Файл master_klass_seminar-.docx507 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приемы работы с текстом на уроках биологии с целью подготовки учащихся к итоговой аттестации. Гончар-Быш Лариса Николаевна, учитель биологии и химии МБОУ « Великомихайловская СОШ» Мастер-класс

Слайд 2

Работа с текстом предполагает развитие следующих универсальных учебных действий:

Слайд 3

Прием 1. "Чтение с остановками" Общий алгоритм работы по данной стратегии: Вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики. Осмысление . Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого абзаца. Рефлексия. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различными: дискуссия, совместный поиск, ответы на вопросы и др.

Слайд 4

Прием 2 . «Составь определение» Задание: Составьте определение «Вакуоль», используя текст учебника на стр. 36. Примечание: определение отвечает на вопрос «что?». Почти во всех клетках, особенно старых, хорошо заметны полости – вакуоли (от латинского слова « вакулус »-пустой), ограниченные мембраной. Они заполнены клеточным соком – водой с растворенными в ней сахарами и другими органическими и неорганическими веществами.

Слайд 5

Прием 3. «Составление плана параграфа». Задание: Составьте план § 3 (стр. 15-18), в соответствии с памяткой (стр. 18). Требования к составлению плана параграфа 1. Пункты плана должны отражать главные мысли. 2. Пункты должны быть связаны по смыслу. 3. Пункты плана формулируются кратко и чётко. При составлении плана текст делится на части (смысловые единицы), и в каждой из них находится главная мысль. Чтобы вам было легче справиться с этим заданием, читая текст параграфа, задавайте два вопроса: «О чём здесь говорится?» и «Что об этом говорится?». Первый вопрос поможет вам разбить текст на «смысловые единицы», а второй — выделить самое существенное, главное» в этой части текста.

Слайд 6

Прием 4. «Составление опорных схем» Текст Экологические факторы. Условия среды оказывают определённое влияние (положительное или отрицательное) на существование и географическое распространение живых существ. В связи с этим условия среды рассматривают как экологические факторы. Экологические факторы очень многообразны как по своей природе, так и по воздействию на живые организмы. Условно все факторы среды подразделяются на три основные группы — абиотические, биотические и антропогенные. Экологические факторы Абиотические Биотические Антропогенные

Слайд 7

Прием 5. «Чтение между строк» Задание: Прочитайте на стр. 10 первый пункт «Методы исследования в биологии». Назовите основные методы изучения природы. (наблюдение, эксперимент, измерение). Какие еще методы можно выделить в этом тексте? (анализ и сравнение)

Слайд 8

Прием 6. «Шесть вопросов» Цель: используется для всестороннего изучения текста. Задавать вопросы в указанном порядке: Кто? Что? Где? Почему? Чем отличается? Что произойдет, если…? Как вы думаете, … ?

Слайд 10

Прием 7. «Толстые» и «тонкие» вопросы. « Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана. Что? Кто? Когда? Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему, вы думаете ...? Какое значение имеет ...? В чём различие ...? Согласны ли вы ...? Верно ли ...?

Слайд 11

Прием 8. «Составь задание». Цель: сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.

Слайд 12

Прием 9 «Верные и неверные утверждения». Выберите верные утверждения: 1) Лишайники чувствительные к недостатку влаги. 2) Некоторые Лишайники употребляются в пищу 3) Лишайники бывают накипные, листоватые и кустистые. 4) В крупных городах много лишайников. 5) В организме лишайника водросоль обеспечивает гриб минеральными веществами. 6) В организме лишайника гриб обеспечивает водросоль органическими веществами.

Слайд 13

Приём 10. «Восстанови текст». Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию. 1.Вставь пропущенные слова в текст. 2. Восстановить текст из перепутанных неполных фрагментов, данных в виде текстов на едином листе 3. Восстановите текст из перепутанных неполных фрагментов, в виде текстов на разных карточках.

Слайд 14

Прием 11. Сопоставление / нахождение сходств и различий – приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов. Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.

Слайд 15

Прием 12. «Ищем непонятное».

Слайд 16

Прием 13. «Выделение опорных (ключевых) слов».

Слайд 17

Прием 14. «От рисунка к тексту»

Слайд 18

Читательские умения: 1.Целенаправленно, выборочно читать текст, статьи учебника; 2.Составлять план к прочитанному тексту; 3.Умение выполнять задания, включающие составление схем, таблиц; 4.Логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст; 5.Отвечать на вопросы, имеющиеся в конце учебника; 6.Извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию и обсуждать полученные сведения; 7.Обмениваться сведениями об объекте, полученными из других источников информации; 8.Находить в тексте описание к иллюстрациям; 9.Сравнивать объекты, изображенные на иллюстрациях учебника, готовить вопросы к ним; 10.Соотносить описываемые события, явления природы с иллюстрациями; 11.Самостоятельно выполнять задания в рабочих тетрадях на основе текста учебника и дополнительной литературы.

Слайд 19

Позвольте закончить мне своё выступление известным анекдотическим диалогом, слегка перефразированный. «Умеете ли Вы играть на флейте?» - спрашивает один приятель другого. «Не знаю, не пробовал», -слышит он в ответ. Действительно , ещё Сократ говорил, что научиться играть на флейте можно, только играя на ней Точно также научиться основным видам деятельности можно, лишь систематически выполняя их в процессе обучения.

Слайд 20

Уважаемые коллеги! Спасибо за участие в работе мастер-класса



Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Тема: «Приемы и методы подготовки учащихся

к итоговой аттестации по биологии».

Выполнила: Гончар-Быш Лариса Николаевна,

учитель биологии и химии

МБОУ «Великомихайловская СОШ»

1 слайд

« Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее усвоению ».

В.Г.Белинский

Мы живём в сложное, но интересное время – на наших глазах в сфере образования происходят важные изменения. Меняются подходы к обучению, каждый учитель самостоятельно расставляет акценты в методике преподавания, пытаясь найти ответы на вопросы «Что?» и «Как?».

2 слайд

ФГОС пункт 7 гласит: «В основе стандарта лежит система деятельностного подхода, который представляет:

-воспитание и развитие качества личности, отвечающих требованиям  информационного общества;

-переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;

-ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающихся на  основе универсальных учебных действий), что означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта».

3 слайд

Принятие новых стандартов – это признание системно-деятельностного  подхода в образовании как основы для построения содержания, способов и форм образовательного процесса.

Понятие системно - деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс (Большая Советская Энциклопедия).

Системно – деятельностный подход нацелен на развитие личности. 
Не для всех биология станет смыслом жизни, но многим ученикам уроки биологии помогут: найти себя в этом бурном мире, научиться самостоятельно мыслить, принимать решения, быть уверенным в себе, правильно оценить свои интересы и способности. В связи с этим меняются и требования, и подходы в преподавании биологии: от умений транслировать и формировать программный объем знаний – к умениям решать творческие задачи, развивать способности личности обучающихся на основе овладения ими способами деятельности, и, прежде всего, на основе освоения обобщенных способов учебной деятельности при изучении конкретного биологического материала. При системно-деятельностном подходе перед учителем стоит задача гораздо более сложная, чем просто «вложить» в ученика определенную сумму биологической информации.

         Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности, ставить цели, решать задачи, отвечать за результат.

Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.

Для того,  чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.

5 слайд

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом, а лучше с противоречием.

Позиция ученика: самостоятельное познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Учебная задача — задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.

6 слайд

Приемы работы с текстом на уроках биологии

с целью подготовки учащихся к итоговой аттестации.

Выбор данной темы для осуществления педагогической деятельности не случаен. Акцент на такой вид деятельности школьника и учителя, как работа с текстом, имеет своё объяснение.

Во-первых, это выдвижение приоритетных направлений в обучении, закреплённых в государственных нормативно-правовых документах:

“Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России” (2009),

Законом РФ “Об образовании;

“Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования” (проект 2010).

Второй побудительной причиной моей деятельности стали неутешительные результаты международных исследований образовательных достижений учащихся, согласно которым российские школьники находятся в “третьем и четвёртом дивизионе”, а также введение итоговой аттестации учащихся за курс основной школы в форме ОГЭ. При выполнении заданий, требующих анализа содержания текста,  даже преуспевающие по предмету ученики допускали ошибки при формулировании вопросов или суждений.

Требование общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике.

Современные дети мало читают, что приводит к обедненному словарному запасу, неумению правильно и четко выразить свои мысли, не могут работать с большим объемом информации, где есть не только информация справочного характера, но и рассуждения, логика, доказательства и т. д. Однако, они  легко находят ответ на любой вопрос благодаря Интернету. Ученики успевают во время урока через систему «Википедия» найти ответ на вопрос учителя, не открывая учебника и тетради, не утруждая себя домашним заданием, а просто имея современный гаджет с устойчивым Интернетом. Чтобы развить умение школьников работать с печатными текстами у учителя есть мощное средство – учебник.

7 слайд

Работа с текстом предполагает развитие следующих универсальных учебных действий:

 Для работы с текстами есть много методик и приемов. Работа с текстом может индивидуальной, групповой, самостоятельной или общей. Хочу рассказать о некоторых методах работы с текстом.

8 слайд

Прием 1. Составление плана параграфа.

План  помогает отделить главное от второстепенного, выделить смысловой остов текста, установить взаимосвязи отдельных частей. Все это способствует систематизации материала. Основой для составления плана могут быть и рисунки.

Задание:  Составьте план § 3 (стр. 15-18), в соответствии с памяткой (стр. 18).

Требования к составлению плана параграфа

1.  Пункты плана должны отражать главные мысли.

2.  Пункты должны быть связаны по смыслу.

3.  Пункты плана формулируются кратко и чётко.

При составлении плана текст делится на части (смысловые единицы), и в каждой из них находится главная мысль. Чтобы вам было легче справиться с этим заданием, читая текст параграфа, задавайте два вопроса: «О чём здесь говорится?» и «Что об этом говорится?». Первый вопрос поможет вам разбить текст на «смысловые единицы», а второй — выделить самое существенное, главное» в этой части текста.

Прием 2. Приём «Составь определение»
используется постоянно для формирования предметных компетенций.

Задание:

Составьте определение «Вакуоль», используя текст учебника на стр. 36.

Примечание: определение отвечает на вопрос «что?».

Почти во всех клетках, особенно старых, хорошо заметны полости – вакуоли (от латинского слова «вакулус»-пустой), ограниченные мембраной. Они заполнены клеточным соком – водой с растворенными в ней сахарами и другими органическими и неорганическими веществами.

(Вакуоль – органоид цитоплазмы, содержащий клеточный сок).

9 слайд

Прием 3. Составление опорных схем

Многие тексты учебника хорошо структурированы и легко превращаются в логические опорные схемы. Сначала схемы составляются в ходе совместной деятельности при изучении нового материала, впоследствии учащимся можно предлагать работу по восстановлению готовых схем или по составлению схем из предложенных слов.

Текст

        Экологические факторы. Условия среды оказывают определённое влияние (положительное или отрицательное) на существование и географическое распространение живых существ. В связи с этим условия среды рассматривают как экологические факторы.

Экологические факторы очень многообразны как по своей природе, так и по воздействию на живые организмы. Условно все факторы среды подразделяются на три основные группы — абиотические, биотические и антропогенные.

11 слайд

Прием  4. Приём «Чтение между строк»
используется для нахождения подтекстовой информации.

Задание:

Прочитайте на стр. 10 первый пункт «Методы исследования в биологии».

Назовите основные методы изучения природы. (наблюдение, эксперимент, измерение).

Какие еще методы можно выделить в этом тексте? (анализ и сравнение)

12-13 слайд

Прием 5. Приём «Шесть вопросов»
Цель: используется для всестороннего  изучения текста.

Задавать вопросы в указанном порядке:

Кто? Что?

Где?

Почему?

Чем отличается?

Что произойдет, если…?

Как вы думаете, … ?

Задание:

Задайте вопросы к тексту на стр. 6-7.

14 слайд

        Прием 6. «Составь задание».

        Цель: сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.

В последнее время большое значение уделяется методу проектов, который способствует развитию творчества учащихся. Это может быть тест, учебная задача по предмету или составление ребуса, кроссворда, головоломок. К отдельным заданиям следует относиться осторожно. В течение урока ученик не обладает достаточным временем, чтобы составить хороший кроссворд, сканворд или остроумную головоломку. Такие задания можно задать на дом. Можно предложить ученикам самостоятельно придумать оригинальное задание. Это уже не просто беглое прочтение учебного текста. Это его осмысление, анализ, связь с предыдущим пройденным материалом. Ученики могут на уроке поменяться заданиями, что позволит им лишний раз повторить учебный материал. Ребята могут сравнить качество выполнения подготовленных учебных заданий.

15 слайд

Прием 7. «Верные и неверные утверждения».

Цель: понимать информацию, содержащуюся в тексте, сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.

Перед началом уроков по какой-либо теме могут быть предложены высказывания:

Затем попросите учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

16 -17слайд

Приём 8. «Восстанови текст».

Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.

1.Заполнить «слепой» текст словами или числами

2. восстановить текст из перепутанных неполных фрагментов, данных в виде текстов на едином листе

3. восстановите текст из перепутанных неполных фрагментов, в виде текстов на разных карточках.

18 слайд

Прием 9.  Сопоставление / нахождение сходств и различий – приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов.

Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.

19 слайд

Прием 10. Ищем непонятное. 

Учащимся предлагается найти и подчеркнуть в тексте слова и выражения, смысл которых им не совсем понятен. Выделив непонятные слова и выражения, мы пробуем их пояснить другими словами, зрительно представить (показать или нарисовать) или заглядываем в словарь, расширяя свой кругозор.
Выражение, требующее разъяснения, может стать отправной точкой для изучения нового материала.
Привычка обращать внимание на отдельные детали, подмечать нюансы текста учебника способствует формированию критического и осознанного отношения к любой информации.

20 слайд

Прием 11. Выделение опорных (ключевых) слов. 

Следует пояснить учащимся, что ключевые слова и словосочетания – это главные слова, помогающие запоминать учебный материал, это смысловые опоры, по которым можно легко восстановить основное содержание текста.
Выделяя ключевые слова, я рекомендую учащимся выписывать их .
Если учащиеся работают с большим объемом информации, можно ограничивать количество слов, которые необходимо выделить. Возможно использование игрового элемента: учащимся предлагается прочитать текст и «угадать» слова, которые выделил при чтении этого текста учитель (в этом случае слова записаны на отвороте доски и временно скрыты от учащихся).

Так как ключевые слова обычно выделяются для последующего развертывания информации, то можно предложить учащимся пересказать фрагмент текста, опираясь на выделенные смысловые опоры.

Ключевые слова по всему параграфу могут стать основой для устного ответа. В этом случае учащимся в качестве домашнего задания предлагается составить «шпаргалку» из определенного количества ключевых слов для устного ответа по изучаемой теме.

21-22 слайд

Прием 12. «От рисунка к тексту»

На  уроках  биологии  большое  внимание  уделяется  биологическим  рисункам.    На  рисунке  не  всегда  возможно  отобразить  все  условия,  особенности  того  или  иного  опыта,  возникает  возможность  создать  проблемную  ситуацию,  для  решения  которой  нужно   перейти  от  рисунка  к  тексту  и  найти  недостающие  элементы.

 Другой  вариант,  применяемый  мной  на  уроке, составить  рассказ  по  рисунку.  На  первый  взгляд,  задание  кажется  примитивным,  но  есть  рисунки,  не  содержащие  подписей  и  другой  вспомогательной  информации,  например:  рис.  Прорастание  семян.  Ученик  сам  довольно  быстро  приходит  к  выводу,  что  для  качественного  выполнения  данного  задания  ему  необходимо  обратиться  к  тексту.

23-24 слайд

Прием 13. «Маршрутная карта»

25 слайд

Значит, при работе с текстом, преподавателю необходимо уделять внимание формированию у учащихся следующих читательских умений:

1.целенаправленно, выборочно читать текст, статьи учебника;

2.составлять план к прочитанному тексту;

3.умение выполнять задания, включающие составление схем, таблиц;

4.логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст;

5.отвечать на вопросы, имеющиеся в конце учебника;

6.извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию и обсуждать полученные сведения;

7.обмениваться сведениями об объекте, полученными из других источников информации;

8.находить в тексте описание к иллюстрациям;

9.сравнивать объекты, изображенные на иллюстрациях учебника, готовить вопросы к ним;

10.соотносить описываемые события, явления природы с иллюстрациями;

11.самостоятельно выполнять задания в рабочих тетрадях на основе текста учебника и дополнительной литературы;

Приемы работы с текстом на уроках биологии

с целью подготовки учащихся к итоговой аттестации.

Прием 1. Составление плана параграфа.

Прием 2. «Составь определение»

Прием 3. Составление опорных схем

Прием 4.  «Чтение между строк»

Прием 5.  «Шесть вопросов»

  • Кто? Что?
  • Где?
  • Почему?
  • Чем отличается?
  • Что произойдет, если…?
  • Как вы думаете, … ?

Прием 6. «Составь задание».

Прием 7. «Верные и неверные утверждения».

Приём 8. «Восстанови текст».

Прием 9.  Сопоставление / нахождение сходств и различий 

Прием 10. Ищем непонятное.

Прием 11. Выделение опорных (ключевых) слов.

Прием 12. «От рисунка к тексту»

Прием 13. «Маршрутная карта»

Текст


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по проведению экспериментальных заданий на уроках физики в системе подготовки учащихся к итоговой аттестации.

Методические рекомендации по проведению экспериментальных заданий на уроках физики в системе подготовки учащихся к итоговой аттестации. Перечень и разбор экспериментальных заданий согласно спецификаци...

методическая разработка по теме"Работа с текстом на уроках истории как средство подготовки учащихся к итоговой аттестации по истории в форме ГИА и ЕГЭ"

В методической разработке представлен опыт работы учителя по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ по истории через работу с историческим источником....

Оснащенность кабинета биологии как условие подготовки учащихся к итоговой аттестации

В данной статье рассматривается вопрос об использовании возможностей кабинета при подготовке учащихся к итоговой аттестации....

Подготовка и проведение лабораторных работ по физике в соответствии с требованиями  к подготовке учащихся к итоговой аттестации и планируемыми результатами в рамках ФГОС

Набор универсальных инсрукций к лабораторным работам по физике в рамках внедрения ФГОС. Пример 2 конкретных работ....

Подготовка и проведение лабораторных работ по физике в соответствии с требованиями  к подготовке учащихся к итоговой аттестации и планируемыми результатами в рамках ФГОС

Набор универсальных инсрукций к лабораторным работам по физике в рамках внедрения ФГОС. Пример 2 конкретных работ....

КОНКУРС "УЧИТЕЛЬ ГОДА 2022" МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР. ссылка на аудио запись и презентацию https://www.google.com/url?q=https://cloud.mail ТЕМА: "Формы, методы, приемы и средства обучения на уроках обществознания с целью подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ"

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР. ссылка на аудио запись и презентацию  https://cloud.mail.ru/public/wZfY/B2aXLywrP ТЕМА: "Формы, методы, приемы и средства обучения на уроках обществознания  с...